Одни считают Кастанеду революционером в антропологии, другие полагают, что он пользовался своей властью над людьми. Профессиональные этнологи и антропологи всегда считали, что Карлос пишет развлекательные истории. Последователи считали его гуру, посвящённым, «нагвалем».
Кто же такой Карлос Кастанеда: учёный или гениальный выдумщик?
Кастанеда учёный нарушил главное правило антропологии: он разрушил благополучие тех, за кем наблюдал. Карлос стал миллионером, но ничего не сделал для улучшения положения индейцев Мексики, и при этом нанёс им большой урон. Земли индейцев превратились в место паломничества хиппи, которые искали дон Хуана, пейотль и просветление.
В парке Шкарет в Канкуне мы были зрителями большого этнографического шоу индейцев Мексики, которое произвело сильное впечатление на приехавших со всех концов света.
Карлос Кастанеда указывал, что целью его учения является абсолютная свобода и выход к постижению абсолютной энергетической реальности. Он описывал свой способ выхода за пределы восприятия повседневного мира к постижению абсолютной реальности.
Карлос научился привлекать огромные аудитории и стал настоящим шоуменом. Публичные выступления представляли гигантские мистерии. Его откровения многим кружили головы. Однако пространные одухотворённые речи стали постепенно внушать сомнение.
МИФОМАН ИЛИ МОШЕННИК
Следует ли считать Кастанеду мифоманом крупного масштаба или мелким мошенником?
Карлос не был мошенником и аферистом, не был циником. Он был исследователем, искателем приключений. Деньги, алкоголь и наркотики были ему безразличны. Но он обожал женщин, искал любви и внимания.
Да, этот человек был манипулятор. Но также поэт и мыслитель.
Страждущие искали гуру, им нужен был святой, а Карлос говорил, что он "задница", и они не получат от него то, чего хотят. При этом он имел "безупречное намерение", – что признают все. Карлос был манифестацией Духа и говорил: "Надо верить, что Дух всем управляет".
Кастанеда заставлял верить в свою мистическую сущность, он затянул последователей в свой миф. Некоторые стали следить за своим учителем. Они снимали его на видео, рылись в его мусоре, и даже обнаружили, что Карлос Кастанеда – их великий духовный учитель – был двоеженцем. Он женился на двух своих наиболее преданных последовательницах с промежутком в неделю.
Она из любовниц «большого гарема» Кастанеды признавалась, что влюбилась в Карлоса и попалась в его ловушку. По её мнению, Карлос был уверен, что секс самый лучший способ подцепить жертву, а его сперма исправляет женщинам мозги, избавляя от оков ЭГО. «Мы получали сперму нагваля, а он жизненную силу молодых девственниц. У него были ужасные интимные комплексы и он не мог их победить. Он был жадным, голодным до секса, и неуверенным в себе».
Кастанеда требовал от последователей разрыва с родственниками, прежним опытом и даже сменить имена. Своих женщин «ближнего круга» он называл «ведьмы».
В Лос-Анжелесе Карлос нашёл девушку Петти Партон (официантку), удочерил её, а потом сделал своей любовницей. Он так «промыл» ей мозги, занимаясь сексом, что она стала его самой преданной последовательницей ("голубым лазутчиком"). Когда в 1998 году отец и учитель умер, Петти исчезла. В 2003 году её кости нашли в Долине смерти (Калифорния). Считается, что она покончила с собой, чтобы остаться в Бесконечности со своим отцом и любовником.
Кастанеда обещал, что не умрёт, как обычный смертный, а растворится в Бесконечности. Он обещал взять с собой своих последователей, которые не умрут, а будут жить за пределами своих тел и путешествовать среди созвездий.
Это напомнило мне общину Виссариона, с которой я познакомился в 1992 году. В 1996 году я совершил исследовательскую поездку в Сибирь в общину Виссариона, где в глухой тайге строился будущий Город Солнца. Я описал это в романе-быль «Странник»(мистерия).
ВОИН ДУХА
Считается, что под руководством дон Хуана Матуса, индейца шамана из племени яки, Карлос Кастанеда более 13 лет проходил классическую подготовку шамана.
Однако многие изложенные дон Хуаном взгляды и теории связаны с экзистенциализмом, феноменологией и современной психотерапией. Это обстоятельство наводит на мысль, что фигура дона Хуана могла быть выдумана человеком с университетским образованием.
Дон Хуан объяснил Кастанеде, что человек знания имеет четырёх врагов. Первый – страх перед неизвестным. Второй – ясность разума. Третий – сила. Чётвертый – старость.
Согласно мифологии, которую разделяли предшественники дон Хуана, миром правит вселенский божественный Орёл. Это было их представлением о Боге. Навстречу Богу надо идти "тропой сердца" — т.е. тропой любви.
«Путь, лишённый сердца, никому и никогда радости не доставляет. Идти по нему – тяжкий труд. Зато путь с сердцем – лёгок; его любишь без всяких усилий, — учил дон Хуан. — Путь, лишённый сердца, рано или поздно обратиться против тебя – и погубит. Немного надо, чтобы умереть, но тот, кто стремится к смерти, стремится в ничто».
Дон Хуан не обсуждает реальность мира. Он только предлагает изменить его восприятие. Все зависит от взгляда. Нужно отринуть явное, чтобы проникнуть в суть вещей. Чтобы изменить видение, надо помимо прочего "прекратить внутренний диалог".
«Я всё время глядел внутрь и разговаривал сам с собой. Внутренний диалог редко останавливался. Дон Хуан развернул мои глаза наружу и научил меня накапливать личную силу».
По словам дон Хуана, необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога, отвечающего за фиксированные конструкции восприятия в повседневной жизни.
Дон Хуан объяснил, что "смотреть" и "видеть" не одно и тоже. "Смотреть" означало обычный способ ощущения мира, в то время как "видеть" представляло собой сложный процесс, путем которого "человек знания" мог постигать сущность вещей".
Такова конечная цель того, кого старый индеец отныне называет "воином". Цель воина — уничтожение собственного "Я".
ТОНАЛЬ И НАГВАЛЬ
Индейцы хиваро, живущие в Эквадоре, говорят, что привычный для человека мир — это «ложь». Для них существует только одна конечная реальность — мир сверхъестественного.
Рассказывают, что люди уходят из себя высоко в воздух, они видят свои тела далеко внизу на земле. Время и пространство растут и уменьшаются совершенно необъяснимым образом — все части жизни, бытия, учения, понимания спрессовываются в секунды благодати, или время застывает, вообще не движется, минута становится целой жизнью.
«Для магов Вселенная представляет собой Вселенную высшего разума. Окончательный вывод, который вошёл в их систему познания, заключается в том, что самоосознающая вибрирующая энергия в высшей степени разумна», — утверждает Карлос Кастанеда. — «Другой проблемой был для шаманов Древней Мексики тот энергетический факт, что все мы постоянно подвергаемся толчкам, рывкам и испытаниям со стороны самой Вселенной».
Вселенная состоит из двух "параллельных" миров, которые называются "тональ" (т.е. мир материальных предметов) и "нагваль" (мир нематериальный).
Тональ — это бытие, но в то же время и сознание бытия, внешнее проявление, воплощение.
Нагваль — за пределами бытия, это бессознательное, невыразимое, невидимое. Нагваль — одновременно часть каждого человека и нечто необъяснимое, скрытое в дальнем уголке видимого. Это запредельный мир, сущность, ничто.
Нагваль осваивается путем медитации, а медитация есть состояние "не-ума". Чтобы погружаться в нагваль, надо научиться останавливать, выключать на время ум.
Привычная картина мира (или тональ) — лишь крохотный островок в бесконечном, непознаваемом и не поддающемся никаким формулировкам мире волшебства — так называемом нагвале. Между ними существует трещина, и путь воина предполагает умение существовать и действовать в обоих мирах.
«Чтобы проскальзывать в другие миры и обратно, нужно оставаться непредсказуемым. Чем больше вас знают и узнают, тем больше урезается ваша свобода, — разъяснял Кастанеда. — Одна из самых ранних вещей, которым дон Хуан научил меня, — это что я должен стереть мою личную историю. Если мало-помалу вы создаёте туман вокруг себя, то вас не будут принимать как само собой разумеющееся и у вас будет больше места для изменения».
Профессор Роберт Мосс считает:
«Нужно оставить иллюзии о понимании всего. О том, что реальность можно засунуть в любую коробку понимания и всё объяснить. Нужно оставить идею о том, что мы хозяева известной вселенной и принять то, что мы действуем в Большей вселенной, с которой мы связаны. Фактически, мы многомерные существа, которые живут в обычной реальности трёхмерного существования. Сны ведут нас в сердце и эпицентр нашей многомерной сущности. Многих это пугает, особенно тех, кто живёт на уровне ЭГО, на уровне повседневных забот, и хуже всего – на уровне образа, которым наделяют Вас другие люди. ... Итак, чтобы войти в сновидение, мы должны найти способ легко открывать эту дверь, и видеть, что мы – это большее. Понимать на уровне повседневного ума, что это начало».
ИСТИНА ЛЖИ
Кто же такой Кастанеда: шарлатан или гениальный писатель?
«Конечно, ты не писатель, — сказал дон Хуан мне, — поэтому тебе придётся пользоваться магией. Писательство для тебя будет не литературной работой, а упражнением в магии».
«Изменить наше представление о мире — вот ключевой момент магии».
Написание книги как магический акт есть не что иное, как манипуляция сознанием. По словам странного индейца, поэт обладает чутьём другого мира.
Поэты и воины разными путями достигают единой цели. Иная реальность определяется благодаря своей простоте. Такой взгляд на мир не может не напомнить слова Мартина Xaйдeггepa в работе "Разъяснения к поэзии Гельдерлина": «Примитивный язык является поэзией в качестве основы бытия».
Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на пути воина для человека являются сталкинг и искусство сновидения.
В книге "Огонь изнутри" даётся объяснение новых терминов учения дон Хуана: "точка сборки", "положение точки сборки", "сталкинг", "намерение" и "позиция сновидения", "преодоление барьера восприятия".
Кастанеда избавляется от чувства собственной важности и обретает целостность.
Книга "Искусство сновидения" строится на описании концепции дон Хуана о контролируемом сновидении. Сновидения — единственный фиксируемый разумом в мистических образах выход в мир нагваля. И им можно управлять.
Может ли воин контролировать бессознательное, чтобы переделывать сны?
В кругу Кастанеды обсуждались идеи Невилла о возможностях программирования сновидений и "контролируемого воображения". Поднимались темы о существовании светящейся сферы вокруг человека с "пробуждённым" воображением.
Поклонники осознанных сновидений, и в том числе психофизиологи, в лице Стивена Лабержа, рассматривают феномен осознанного сна, как замкнутую, самодостаточную и независимую от мира область психической активности, в которой сконцентрированы воображение, фантазии и память человека.
В "Колесе времени" (1998 год) Кастанеда объясняет: «Чтобы дать определение воину, шаманы Древней Мексики воспользовались фундаментальной идеей отношения к смерти как к спутнику или свидетелю наших поступков». Никто не знает, когда он умрёт, в какой момент. Поэтому у нас не должно оставаться незаконченных дел.
Схема жизни шамана-тольтека выглядит примерно так: "рождение — жизнь — встреча со смертью — освобождение".
Цель жизни человека, по убеждению шаманов, — превращение в другое существо, которое как раз и является "законченным продуктом" природы, вершиной совершенства для нашего биологического вида.
"Мы — восприимчивые существа. Мы являемся сознанием, а не предметами, в нас нет твёрдости. Мы ни к чему не привязаны. Мир предметов и твёрдых тел нужен лишь для того, чтобы облегчить наш путь на земле".
Первым из подготовительных методов является "перепросмотр".
Ещё нужно уничтожить "ощущение собственной важности" и "ощущение жалости к самому себе" — те качества, которые приводят к наибольшим потерям человеком энергии.
Принципиальное значение имеет умение быть ничем, умение не защищаться, когда кто-то несправедлив, но быть защищённым — так учил дон Хуан. А состояние защищённости возникает тогда, когда "меня нет", а есть только Бог. Завершение этого процесса происходит тогда, когда подвижник научается смотреть глазами Творца на все те ситуации, в которых оказывается его тело.
В итоге – мы должны научиться видеть мир как восхищённое дитя!
Карлос с сыном
Мир – величайшая тайна, который будет учить нас, если мы будем слушать.
Знание не может возникнуть благодаря дедуктивному рассуждению.
Змеи становятся изумительными друзьями! – говорил Кастанеда. – Земля — это живое существо.
«Путешествуя, не концентрируйся на себе, внимательно слушай окружающих и с любопытством смотри по сторонам. Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире – это его персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, он не видит в нём ничего, кроме самого себя».
Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует. Учитель, гуру даже при всём своём желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам. Только он сам несёт ответственность за результаты своего поиска.
15 УРОКОВ УЧЕНИЯ КАСТАНЕДЫ
«Каждый идёт своим путём. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идёшь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с неё, как бы далеко ни зашёл. И это будет правильно.
Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, – это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же ещё не коснулась тебя!»
Бесполезно тратить всю свою жизнь на один-единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.
Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.
Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Многие тратят на это годы. Самым трудным является по-настоящему захотеть измениться.
Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.
Люди, как правило, не отдают себе отчёта в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё что угодно. В любое время. Мгновенно.
Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нём ни при каких обстоятельствах.
Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединённость же — физическое. Первое отупляет, второе — успокаивает.
Поступай так, словно это сон. Действуй смело и не ищи оправданий.
Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь.
Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…
Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом, и во втором случае, – один и тот же.
Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что действительно имело бы значение».
А вот высказывания последних индейских вождей Северной Америки.
"Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее".
"Одно «возьми» лучше двух «я отдам»".
"Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун".
"Не нужно много слов, чтобы сказать правду".
"Хороший человек видит хорошие знаки".
"Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей".
"Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов".
"Смерти нет. Есть только переход между мирами".
"Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой".
"Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни".
"Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…".
"Даже твоё молчание может быть частью молитвы".
"Почему вы берёте силой то, что не можете взять любовью?"
“Надо” – лишь умирать".
"Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остаётся величия".
"Правда – это то, во что люди верят".
"Помни, что человек тоже животное, только умное".
"Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты".
"Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца".
"Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит".
"Мы бедные, потому что мы честные".
"Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора".
"Даже мёртвая рыба может плыть по течению".
"У души не будет радуги, если в глазах не было слёз".
"Жизнь течёт изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной".
"Всё на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит её, а каждый человек – предназначение".
"Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал".
Чтобы услышать, нужно заткнуть уши, чтобы увидеть — закрыть глаза
Первая мудрость — принимай всё как есть
Помни о смерти и занимайся главным
Не делай того, в чём сомневаешься
Делай то, к чему тянет радостью
Ничего не проси, ибо имеешь необходимое
Ни за что не держись, всё самое ценное — в душе
Слушай своё тело и не вреди ему
Радуйся всему, душа
Твори любовь
Не может быть единой колеи к Истине, каждый идёт своим путём
Задача не в том, чтобы достигнуть идеал, — он недостижим; главное — достигать
Важен сам процесс поиска Истины, путь ради самого пути
Окончательная цель самосовершенствования — любовь ко всему
Все пути хороши, что ведут к Богу
Всё есть школа мудрости, потому что Смысл — он во всём
Благодарность исходит от понимания
Благодарить, за всё благодарить — в этом секрет счастья
Жизнь смертью не кончается
Главное в человеке — его отношение к Богу
Бог помогает ровно настолько, чтобы человек мог справиться сам
Надо быть собой и делать то, к чему тебя зовёт сердце
Открой своё сердце, забудь про ум, и ты почувствуешь, как надо жить, что правильно, а что неправильно
Только состоянием души, желанием творить любовь измеряется всё, что мы делаем, к чему стремимся, чего достигли в этом мире
Что зло, а что добро — ответят звёзды
Всё есть творение Божие, а потому достойно восхищения и любви
Только в гармонии духа и тела можно постичь суть вселенской гармонии
Всё ко благу, как хорошее, так и плохое
Выход есть всегда — он там, куда несёт течение
Тяга человека к смыслу, к красоте, желание постичь цель своей жизни есть проявление его связи с духовной реальностью — "царством Божиим"
Бог — Всё и Ничто
Бог пребывает везде и сейчас одномоментно!
Всё существует одновременно: здесь и сейчас
Мир есть творение Богом себя
Космос разумен, он сам себе судья
Творение осуществляется по Закону, изменить который Бог может, ибо он Творец, но не хочет, поскольку сам он и есть Закон, сам и есть Творение
Всё подчинено Всеобщему Закону, даже отклонения от него
Вселенная пребывает в бесконечности круговоротов и циклов
Вселенная не вечна: она возникает из небытия и в небытиё возвращается
Время появилось вместе с движением
Не время измеряет существование Бога, а масштаб пространства
Бытие есть творение, и оно не вечно; вечен Хаос, небытиё
Творение Вселенной есть процесс создания Гармонии из Хаоса
Вселенная есть ограниченная в пространстве Гармония в вечном Хаосе
История есть описание процесса творения, а не восхождение к Совершенству.
Бытиё циклично
Эволюция есть история цикла
Бытие суть движение по замкнутой спирали: и поступательно и одновременно циклично
Нет прогресса, есть только процесс
Всё создано Богом и во всём есть его часть, — всё Божественно
Всё одушевлено и родственно в Едином Принципе жизни, едином составе и единой силе, которая их творит и побуждает существовать каждого определённым образом
Душа бессмертна, личность меняет лишь формы существования
Всё построено по Единому Закону, в том числе и разум человека, и потому человек может постичь этот Закон, постичь Бога, постигая себя и мир вокруг, поскольку Смысл—Закон—Бог во всём …»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Когда в 1979 году я впервые посмотрел фильм Андрея Тарковского «Сталкер», то не понял смысл названия фильма. На Западе сталкинг был уже в моде. Знал ли Андрей Арсеньевич о книгах Карлоса Кастанеды, когда предложил братьям Стругацким изменить название фильма с «Машина желаний» на «Сталкер»?
Шоу индейцев Мексики в парке Шкарет в Канкуне
Мексика Теотиуакан "город богов" 2018 год
https://www.youtube.com/watch?v=cMYt0eJu4PQ&feature=youtu.be
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь
Читайте мою первую статью «ТАЙНЫ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ»
А как лично Вы относитесь к УЧЕНИЮ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Комментарии
Замечательная статья. Приятно читать, когда пишет человек хорошо владеющий вопросом.
А оценевать Кастанеду неразумно, онивать следует само учение. Если оно кому то не нравится, так силой его никто не навязывает, иди своим путем. У каждого своя дорога.
Важно: действительно ли это учение взято из жизни или высосано из пальца...
Образованный человек и талантливый писатель может так трансформировать антропологические данные, психологические методы, мистический опыт и учения, архетипы и мифологию, что получится весьма оригинальная и привлекательная смесь правды и творческих/интуитивных достижений. И просто нельзя с достоверностью сказать - высосано из пальца или взято из чужих жизней, науки, истории и пр. По этой же причине что-то "работает". Не раз читал статьи, где авторы указывали - одно взято отсюда, другое оттуда, с одними практиками и исследователями 60-70-х был лично знаком, другую информацию знал по профессии и некоторые мифы и культурные практики взяты из антропологии и пр. В общем, нет простого ответа.
А это каждый решает для себя сам.
https://m.youtube.com/watch?v=keW16TtmIbY&feature=emb_logo
Побольше бы таких "шарлатанов")