Несколько слов о диалектике

Аватар пользователя Размышляй
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

1. Для диалектики всё является как эйдос (смысл), так или иначе представленный, имеющий ту или иную свою структуру. Даже вещественное, фактическое, материальное и пр. бытие для неё есть, прежде всего, некий эйдос, обладающий своей собственной смысловой спецификой. Поэтому предметом диалектики является всё бытие, рассмотренное в своём эйдосе, а её задача – показать, как эйдосы взаимно порождают друг друга и, ближайшим образом, как от самых общих и необходимых эйдосов рождаются более частные и конкретные. Можно сказать, что диалектика есть учение о смысловом становлении эйдоса. Само бытие предстаёт перед нами как становление эйдоса, если мы хотим мыслить диалектически.

Бытие есть эйдос. Не говоря ещё о характере самого бытия, диалектика утверждает, что бытие есть, прежде всего, некий эйдос. Методологически это верно. Ибо как мы можем говорить об эйдосе того или иного бытия (вещественного например), если ещё не известен эйдос бытия самого по себе? Если же бытие как таковое есть некий эйдос, то все возможные типы бытия есть так же типы и самого эйдоса, и мы, таким образом, начинаем говорить обо всём как о видоизменениях некоторого самотождественного смысла. Всё предстаёт перед нами как становление смысла, или эйдоса.

2. Становление эйдоса есть не что иное, как порождение всё новых и новых – более конкретных – эйдосов. Как же возможно это эйдетическое порождение? А оно возможно в том единственном случае, если данный эйдос (например эйдос бытия) ограничен своим собственным инобытием (здесь – небытием), в которое он может перейти и произвести в нём совершенно новый эйдос. Так, если мы говорим об эйдосе бытия, то результатом его перехода в небытие становится новый эйдос становления. При этом нужно помнить, что только что полученный эйдос есть уже совершенно самостоятельное бытие, которое тут опять-таки ограничено своим собственным инобытием. И здесь результатом перехода эйдоса становления в своё иное является эйдос ставшего.

Одним словом, всякий эйдос есть нечто, отличное от своего инобытия, которое, в свою очередь, есть возможность порождения нового эйдоса.

3. Если эйдос перешёл в своё инобытие и результатом этого перехода явился новый эйдос, то первоначальный эйдос всё-таки остаётся сам по себе, сохраняясь в своём прежнем виде, как если бы не было никакого его перехода в инобытие. Переход эйдоса бытия в небытие не упразднил сам эйдос бытия, хотя он уже в новом качестве участвует в эйдосе становления (ибо становление есть текучий синтез бытия и небытия).

Когда эйдос породил в инобытии новый эйдос, он становится по отношению к последнему его абсолютным единством, то есть нерасчленённой формой существования. Бытие есть в единстве свёрнутое становление, становление – в единстве свёрнутое ставшее и т.д. Можно привести и более конкретные эйдосы. Например: сердце есть единство ума, ум – единство души, душа – единство тела. Или: сердце – единство ума, ум – единство разума, разум – единство рассудка, рассудок – единство чувственного опыта.