Размышление про разность особенного в современной педагогике западного и восточного мира
Педагогика охватывает своим влиянием каждого человека. Родители – это первые педагоги человека, первые из тех с кем человек вступил в длительные отношения и те, кто выступил для ребенка продолжительным объектом наблюдения. Каждый человек осознанно или неосознанно становится педагогом. Становится учителем самому себе и учителем для других.
Разность условий (политических, религиозных, социально-экономических и др.) порождают разность отношения человека к своей деятельности, к передаче интеллектуального, эмоционального, социокультурного опыта. Под западным миром подразумевается развитые страны западноевропейской культуры и те страны, которые были порождены западноевропейской культурой, на данный момент обладающие уникальными для страны элементами культуры. Под восточным миром подразумеваются развивающиеся страны и страны 3-его мира, территориально расположенные в восточной области карты Евразии, те страны, которые принято называть странами Востока. Это те страны, основной характеристикой которых выступает низкий уровень дохода среди населения, отсутствие необходимых условий проживания человека и социально-политических условий развития страны, низкий уровень благоустройства территорий и учреждений, авторитарный политический режим правления. Наличие одной из перечисленных характеристик подразумевает страну восточного мира. Также не будут рассмотрены те страны Востока, которые добились благополучия за счет экспорта природных ресурсов. И те педагогические традиции, где ученик зависим от гуру и скован чрезмерными религиозными традициями. Обучение у гуру, у учителя, под властью которого находятся ученики покидает массовое образование стран восточного мира. Педагогика Востока становится на «западные рельсы», но сохраняя при этом то педагогическое особенное, что отличает их друг от друга.
Выявить то педагогическое особенное возможно в 2-х случаях: прибегая к научному исследованию с правильно выстроенной методологией или к субъективному восприятию (основанному на знаниях, памяти знаний) автора с последующим описаниям. Научное исследование вопроса требует охватывания неохватываемого: изучение истории педагогики, деятельности и открытий выдающихся педагогов, изучение современных педагогических систем, процессов и новаторской деятельности педагогов, полноценное изучение такой науки как сравнительная педагогика. Делая же короткое описание, не прибегая к научным источникам информации, автор прибегает к субъективному рассуждению. Субъективизм имеет значение, если он не теряет актуальность и способен воздействовать на умы.
Чтобы коротко описать происходящее, потребуется прибегнуть к авторскому субъективизму. То особенное в педагогике западного и восточного мира находится перед пределами общего. Общее – это получение знаний, навыков умений учеником через взаимодействие, взаимоотношение с учителем.
Минуя все проходящее в виде государственных документов, программ, стандартов, образовательных стратегий, что остается тогда между учеником и учителем? Остается восприятие, затем отношение ученика и учителя к друг к другу.
В западном мире устанавливаются партнерские отношения между учениками и учителями. Учитель воспринимает учеников как будущих профессионалов и, исходя из этого выстраивает свои отношения с ними. Обсуждения, высказывания мнений, диалоги с учителем приветствуются. Учитель выполняет профессиональные обязанности, учащиеся исполняют правила учебного процесса. Укомплектованность материальной базы обучения, прекрасные условия и образовательные материалы, наблюдение учителем за учениками – все это характеризует обучение в западном мире. Общение же в большинстве случаев происходит между профессионалом-учителем и учеником (будущим профессионалом). И лишь в редких случаях общение, взаимоотношение происходит между человеком и другим человеком. Человеком с его радостями, переживаниями, страданиями, озабоченностью чем-то, понимающему по-своему то, что происходит в мире и другим человеком с другими переживаниями и внутренним миром. Стоит заметить, что существует в обоих мирах образовательный «конвейер» (выпускник заведения – готовый «продукт», учитель – «выпускающий продукт робот»). Массовость образования запускает этот конвейер и в этом не много минусов, если отношения «учитель-ученик» происходят с позиции отношения «человек-человек» при соблюдении субординации, но этого сложно добиться из-за ограниченного времени учителя. В западном мире учителя ищут новую форму работы (например, проведения урока), которые будут воздействовать на ученика, прививать знания и навыки. В зависимости от выбранной формы работы учитель выстраивает собственное поведение во время работы. Ученик считывает невербальную информацию и улавливает поведение и действует в зависимости от собственной мотивации и интереса к обучению.
В восточном мире происходит одновременное понимание учителем общечеловеческих и образовательных проблем. Учитель – это призвание, а не профессия. Сознательно относящийся к своему призванию учитель понимает учебно-предметные и материальные проблемы, с которыми сталкивается. Здесь недостаток профессиональных и предметных знаний учитель заменяет знаниями своего жизненного опыта.
Когда учитель приходит в класс с недостаточным материальным оснащением и видит детей, которые выросли в неблагоприятных условиях, происходит понимание учащимися и учителем сложившийся ситуации. Учителю не надо объяснять, что где-то в мире существует нищета, так как прибывает в ней с учениками. Видя все эти проблемы ставится вопрос о безнадежности в сложившегося положения. Какое отношение будет учителя к сложившейся ситуации, какой подход к обучению он выберет в данных условиях? Безысходность положения может главенствовать у учеников в данной ситуации. И только вера учителя в своих учеников, что они смогут выбраться из нее и изменить сложившуюся ситуацию поддерживает учащихся. Как и в западном мире образование воспринимается как инструмент достижения цели человека, также улучшения социально-культурной ситуации в регионе и выступает даже как досуг учащихся. Учащийся воспринимает учителя как близкого человека, почти как родителя. Учитель же относится к ним как к своим детям. Отношения «человек-человек» легче устанавливаются при таком восприятии. Обсуждение с многозадачностью тем происходит в урочное и во внеурочное время. Стоит отметить те школы, воспитание которых нацелено на понимание внутреннего мира ребенка как человека и всех внутренних процессов человека, после которого следует понимание других и спокойное отношение к другим.
Особенное в педагогике восточного мира – отношение ребенка к образованию как к необходимому дару, спасению, выхода и преодоления семейного материального кризиса. Поэтому мотивация у учеников в восточных школах, вступившие на европейский педагогический путь развития совершенно другая, здесь большую роль играет не мотивация ученика, а индивидуализированная восприимчивость к изучению отдельных предметов и обучению в целом.
Завершая краткое описание, не вдаваясь в продолжительный анализ, отмечается следующее: педагоги западного и восточного мира, для которых работа – это призвание, обеспокоены тем, чтобы улучшить человеческую культуру и человека в целом, после этого, благодаря своей деятельности, изменить общество. Отношение с позиции «человек-человек» независимо от условий проживания изменяет учителя и ученика, содействует гуманизации отношений, знанию и пониманию человека как сложного, полностью неизученного общественного существа. Педагогическое особенное присутствует в обоих мирах, несмотря на то, что системы взаимодействуют и системы (субъекты систем) перенимают опыт друг у друга.
Комментарии
Если у вас есть практический опыт работы в сфере образования,то вы обязаны знать,что в современном мире учитель ничего не решает! Что ему прикажут,то он и делает!Являясь рабами существующей системы,вы можете только "штамповать" собственное подобие...
Западная педагогика выходит на новый цивилизационный уровень в основе которого дарвиновская теория эволюции.
Моя внучка закончила первое полугодие 10-го класса в г. Бишкек, а в середине февраля пошла в 9-й класс гимназии в Германии. То, что она получает здесь как естественное, в Киргизии или в России она не могла получить за большие доллары. Сын двоюродной сестры со статусом иностранца, по диплому из Киргизии через несколько месяцев получил хорошую работу IT инженера, а его младшая сестра теперь уже заканчивает юридический университет в Мюнстере. Если это и многое другое происходит благодаря "дарвиновской теории эволюции", то можно только сожалеть, что она не действует а некоторых других странах.
Совку: а то что мужикам или бабам на Западе узаконили создавать однополые семьи - это и есть тот самый "новый цивилизационный уровень" в её педагогике? Или как? И при чем здесь тогда Дарвин?