Раскройте для себя Высший мир / 38 / Суть науки Каббала (1) / 2005 08 30

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

Сегодня мы начинаем изучать статью Бааль Сулама «Суть науки Каббала». Статьи Бааль Сулама в целом освещают весь наш путь: где мы существуем, в каком статусе, в какой действительности. Кто мы такие и как ощущаем свою жизнь, реальность. Каким образом мы должны к ней относиться и можем ли ее изменить своими силами. Как мы ее воспринимаем, как приходим в этот мир и уходим, а затем вновь возвращаемся в новых воплощениях.

Находимся ли мы в каких-то других состояниях кроме того, которое осознаем в данный момент и называем жизнью в этом мире, на планете Земля? Есть ли иные измерения, где мы существуем в другое время? Можем ли мы находиться в настоящее время в другом измерении? Существуют понятия времени, движения и пространства. Можем ли мы перемещаться во времени, как можем (или думаем, что можем) перемещаться в пространстве? А само движение возможно только в материальном, в пространстве этого мира, или также во времени и относительно измерений: от одного к другому?

В сущности, все эти вопросы возникают в результате осознания человеком самого себя: кто он такой. Ведь все нас окружающее мы чувствуем внутри себя, поэтому, познавая себя, мы познаем действительность, которая определенным образом в нас проявляется. Исходя из этого мы развиваемся.

Изучаемая нами наука называется Хохмат аКаббала (Наука Получения), прежде всего потому, что она является результатом деятельности многих каббалистов, которые ее постигли и передают нам из поколения в поколение. А также потому, что она раскрывается в наших келим, которые являются получающими келим.

Вся наша природа представляет собой желание наслаждаться, получать, впитывать. Раскрытие его в человеке требует знания: что раскрывается, где, в какой форме, для какой цели. Изучение этих вопросов и все полученное знание, объединенное вместе в огромное полное собрание, называется Наукой Каббала. Можно сказать, что в сущности вся научно-исследовательская деятельность человека в этом мире, все, развиваемые им отрасли знания о себе и о природе, также включаются в Науку Каббала. Они составляют часть науки, которую человек раскрывает с помощью своих келим. Именно это желает нам объяснить Бааль Сулам.

Но мы, как правило, относимся к Науке Каббала, не как к науке о нашем мире, а как к науке о чем-то вне его. Почему? Потому что подразумеваем, что все науки и учения, как те, которые нам уже известны, так и те, которые еще раскроются в будущем, все они проявляются согласно природным силам, находящимся в человеке. И хотя эти науки включаются в Науку Каббала, но мы ими не занимаемся, потому что в конечном счете желаем углубиться в явления, которые определяют нашу жизнь и способны изменить нашу судьбу.

Поэтому мы занимаемся тем, что находится вне этого мира: теми силами, теми измерениями, которые существуют над ним. Что значит «над» ним? То есть управляют им, создают нас и ощущаемую нами действительность. Следовательно, если мы изучаем Высшие Силы, как мы их называем, находящиеся над нами и нами управляющие, то начинаем их понимать и постигать, понимаем, как использовать их с пользой для себя. Поэтому Наука Каббала в целом не занимается тем, что раскрывается перед человеком на Земле, в этой Вселенной, так как эти явления являются следствием Высших Сил и не обладают возможностью что-либо изменить в нашей жизни и судьбе. Основное ее внимание направлено на Высший мир, на силы, способные это осуществить.

СУТЬ НАУКИ КАББАЛА

Прежде чем приступить к описанию основ науки Каббала, которую многие пытались объяснить, я счел нужным прежде хорошенько разъяснить суть ее мудрости, о которой, по-моему, знают немногие.

Можно сказать, более того: все думают, что обладают знаниями о Науке Каббала, каждый имеет свой взгляд и собственное мнение по различным вопросам, но все при этом ошибаются. Ведь Наука Каббала была скрыта в течение тысячелетий, и никто ее не знает. Да и у самих каббалистов нет особого желания познакомить с ней все человечество. И только в последние годы она начинает раскрываться в соответствии с желанием общества познать эту мудрость. Впрочем, также и это желание, проявляемое человечеством, требует предварительного анализа. Необходимо выяснить, насколько оно истинное и к чему устремлено: к раскрытию различных чудес и волшебств, чем, якобы, занимается Наука Каббала, или на самом деле к познанию серьёзной и древней мудрости, которая находится в основе миропонимания.

Поэтому можно сказать, что до сегодняшнего дня у общества нет правильного понимания сути Науки Каббала, как нет совершенно никаких оснований для того, чтобы оно появилось. Ведь познать мудрость означает погрузиться в нее и в ней жить, приобрести ее и ею пользоваться. И тогда как результат придет понимание ее сути. Познать этот процесс извне абсолютно невозможно.

О таких науках, как химия, физика, биология можно получить представление, пусть и не очень глубокое, пройдя непродолжительный курс учебы, а также поинтересовавшись научно-популярными изданиями об этих науках. Что же касается Науки Каббала, то это почти невозможно, потому что само ее содержание скрыто. Чтобы почувствовать Высший мир, необходимо развить дополнительные келим, особую чувствительность, добавочный орган восприятия.

Поэтому, сколько бы ни рассказывалось в книгах, пока человек хоть немного самостоятельно не попробует, а это означает минимальное развитие нового органа ощущения, и не почувствует, о чем идет речь, он все-таки не знает, что собой представляет Наука Каббала. Все термины, названия, схемы, формулы для него безжизненны, подобно математическому языку, который оперирует числами, но что они выражают? Что за ними скрывается? Килограммы, граммы, человеческие жизни, литры крови или воды – что именно? Ничего, просто числа. Так и в этой мудрости.

И хотя Бааль Сулам старается, насколько это возможно, нам объяснить, все же необходимо понять, что объяснять сущность Науки Каббала означает ощущать ее. Поэтому каждый, кто впервые начинает о ней читать, должен очиститься от всех предыдущих впечатлений и пониманий, различных стереотипов, которые были у него относительно Науки Каббала, и воспринимать все, о чем говорится, буквально как чистый лист.

И, конечно, нельзя говорить об истоках предмета прежде, чем мы не узнаем о самом предмете. И знание это широко и глубоко как море, но несмотря на это, постараюсь изо всех сил и знаний, что приобрел я в этой области, описать истинное исследование и осветить его со всех сторон так, чтобы мудрость Каббалы стала доступной каждой душе, и сделать из этого правильные выводы, каковы они на самом деле. Чтобы не осталось у изучающих возможности обмануться, что часто бывает в этом деле.

«Что часто бывает в этом деле» - это верно. И чтобы на самом деле понять, что же он хочет нам передать, необходимо неукоснительно следовать за его словами. Не представлять ничего из тех устоявшихся образов, которые существуют у нас относительно этой науки, а воспринимать так, будто мы ничего о ней не слышали.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ НАУКИ КАББАЛА

Вопрос этот, конечно, возникает у каждого разумного человека. И чтобы дать удовлетворительный ответ на этот вопрос, я приведу верное, выдержавшее испытание временем, определение.

Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую "раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире".

Это значит, что существует творение, находящееся в состоянии, которое называется «этот мир» (на рисунке – образ человека). И существует духовное, Творец (Элокут) – нечто неизвестное, что этот человек должен постичь. Для осуществления этой задачи в человеке заложены определенные основы, корни, которые должны постепенно проявиться и привести человека к познанию Творца.

Рис. 1

Таким образом, человек обладает внутренней подготовкой для прохождения этого пути развития, который, в свою очередь, имеет определенный порядок причино-следственных связей. Этот порядок, следующий от человека к Творцу, приходит как следствие предшествующего ему обратного процесса: распространения корней сверху-вниз от Творца к человеку. То есть вначале эти корни распространились к человеку, создав его в состоянии, называемом олам а-зе (этот мир), после чего начинается процесс постижения их человеком вплоть до достижения им раскрытия Творца.

Рис. 2

И ЗДЕСЬ ДЕЙСТВУЕТ ЗАКОН ОБЩЕГО И ЧАСТНОГО

"Общее" означает, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Творца, и, завершив долгий путь развития, достичь того, о чем писали мудрецы: "И наполнилась земля знанием о Творце, как воды моря покрывают сушу".

Итак, все человечество, как говорит Бааль Сулам, включая все без исключения народы, и мужчин, и женщин, обязано прийти к состоянию, когда оно в абсолютно полном объеме познает Творца. Для приобретения этого знания у любого человека есть достаточно разума и чувств. Все это находится в человеке – мы просто не знаем себя. Ведь, как говорится, мы используем лишь 2% нашего мозга. Кто знает, может быть остальные 98%, которые сейчас вроде бы лишние, предназначены для познания Творца?

Так или иначе, но каждый обладает способностями для полного и совершенного знания Творца, Высшей Силы. В этом процессе нет различия между отсталым или неумным, мудрецом, праведником или грешником – все способны и все обязаны это осуществить. И произойдет это, как подчеркивает Бааль Сулам, неизбежно, то есть не оставляя нам ни малейшей надежды избежать и не «завершить этот долгий путь развития». Причем мы будем обязаны его пройти в обратном направлении – от этого мира до Творца – и постичь Его во время нахождения в этом мире. Так сказано в определении Науки Каббала: "раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире".

Следовательно, живя в этом мире и находясь в физическом теле, как сейчас, я должен раскрыть также все миры и всю Божественность. И не только я, а все люди, вплоть до индейского племени из Южной Америки, обязаны это сделать. При чемименно обязаны, а не только способны, ведь несомненно способностями обладают все.

Вопрос: Как понять, что все должны обладать знанием Творца в полном объеме? То есть если один знает больше, а другой меньше, значит существуют уровни в знании Творца?

О знании Творца сказано: «как воды моря покрывают сушу». Это значит, что Божественность заполнит все пустоты, раскрывающиеся в человеке, не оставив ни единого пустого пространства. Представь себе, что приходит Высшая сила, ощущение Творца и наполняет тебя. Сейчас ты это чувствуешь как наполнение тела, ведь кроме него ты пока ничего не ощущаешь. Но существуют еще пространства, пустые келим в сердце, в разуме, в плоти, которые наполняются Божественностью. Что же остается? Ничего – все заполнено. Ну, а что осталось от человека? Посмотрим!

Как говорит Бааль Сулам, природа устроена таким образом, что воздействие ее сил на нас, находящихся в этом мире, побуждает всех включиться в этот процесс, который мы обязаны пройти. Все кризисы и все бедствия в конечном счете происходят лишь для того, чтобы вывести нас на эту траекторию. В сущности, природа не производит иного действия на человека в этом мире, кроме включения каждого в процесс развития, направленный на достижение знания Творца. Это – цель, и природа действует только в соответствии с ней.

И не будет больше человек учить ближнего своего и братьев своих постижению Творца (то есть никто не будет умнее другого), так как все будут знать Меня от мала, до велика.

Это значит, что не будет различия между личностями, хотя один может быть больше, другой – меньше: «от мала, до велика». Но каждый будет в полной и совершенной мере наполнен Божественностью без всяких ограничений, что называется, без конца, то есть бесконечно.

И сказано: "И не скроется больше твой Учитель, и глаза твои увидят Учителя твоего".

Полностью раскрывшись, Творец, Божественная сила не скроется больше от человека. Выражение «глаза твои увидят» означает наивысшую из всех возможных степень постижения, и это должно произойти со всем человечеством. А начинается этот процесс – как мы узнаём и понимаем из слов каббалистов – с конца 20 века, то есть в наши дни. По определению великих каббалистов последнего времени, таких как Бааль Сулам, рав Кук, Агра, мы находимся в период «прихода Машиаха», то есть в наше время это правило начинает раскрываться буквально для всех. Но также есть в этом и частное.

"Частное" означает, что перед тем, как все человечество придет к совершенству, в каждом поколении существуют избранные, достигающие его первыми. Это те отдельные личности в каждом поколении, которые удостоились постижения определенных ступеней в раскрытии Творца.

Итак, в наши дни посредством сил природы начинается общее побуждение людей включиться в этот канал, на эту трассу, приводящую к познанию Творца, к восхождению в Мир Бесконечности, к слиянию. Кроме этого, также продолжается существовавший и ранее процесс постижения духовного мира отдельными душами в частном порядке. Эти души не достигают конца пути, так как прийти к этому можно только всем вместе, однако они удостаиваются, по словам Бааль Сулама, «постижения определенных ступеней в раскрытии Творца». Так происходило на протяжении всех тысячелетий развития человечества, когда Наука Каббала была скрыта.

А человечество развивалось постепенно, достигнув лишь в наши дни состояния, которое пригодно для начала духовного периода. Весь этот путь нисхождения человека в этот мир и развития в нем делится на несколько этапов: развитие в человеке телесных желаний, затем желаний к деньгам, почестям, знаниям, и, наконец, к духовому. С возникновением в человеке желаний к духовному, начинается процесс его продвижения от точки в сердце через махсом к духовному развитию.

В целом, этапы развития человека таковы: под влиянием общества раскрываются в нем желания к деньгам, почестям и знаниям, чему предшествует период развития телесных желаний, преобладающих на ранних стадиях существования человека. И затем идет этап духовного развития.

Рис. 3

Таким образом, существует время развития каждого, что называется частным, и время продвижения по этим стадиям всего человечества в общем. Сейчас мы приходим к состоянию, когда значительное количество людей в мире, благодаря раскрытию точки в сердце, начинают входить в духовный этап. Пройдя в течение многочисленных перевоплощений весь этот путь, они развиваются в ощущении, что больше не получают в этом мире наполнения и тогда ищут его в духовном, которое «как воды моря покрывают сушу».

И это пророки и служители Творца (так их называют). Как сказано мудрецами: "Нет поколения, в котором не было бы таких, как Авраам и Яков". Ведь, по словам мудрецов, раскрытие Творца происходит в каждом из поколений. По этому поводу нет разногласий, и мы полагаемся на их слова.

В каждом поколении были каббалисты, которые прошли этот путь, развивая себя и углубляя Науку Каббала. По сути, все человечество находится в состоянии, которое называется одна душа или Адам Ришон. Внутри этой души каждый из нас является маленькой точкой, или клеткой, или небольшим органом. Это – частная душа. Все частные души связаны между собой подобно клеткам в теле. Поэтому каббалист, исправивший себя, способствует относительному исправлению всего тела Адам Ришон.

Рис. 4

Таким образом каждый из нас получает подпитку от всех многочисленных каббалистов прошлых поколений, что называется «заслугой отцов». Каждый из них как бы вживляет в мою душу определенный свет – каплю за каплей, и я уже состою не только из своего желания получать, своей неисправности, злого начала, как говорится, человек испорчен от рождения, но также из хороших свойств в виде определенных ощущений относительно духовного.

Итак, существует «частное» – то, что каббалисты всех прошлых поколений оставили после себя в виде подготовленной почвы, передав каждой душе особую подготовку, находящуюся в нас в виде общей суммы. Это с одной стороны. А с другой, в своих книгах они передали нам созданную ими методику, которая называется Каббала. И теперь наша душа опирается на их духовное и также на их книги. Посредством этой их внутренней и внешней, в виде книг, подготовки, мы можем прийти к общему, ведь именно благодаря заслугам великих каббалистов всех поколений пришло время всем начать этот путь.

Рис. 5

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ДУХОВНЫХ ТЕЛ, СФИРОТ, МИРОВ

Однако в соответствии со сказанным возникает вопрос: поскольку, как уже было выяснено ранее, у этой науки есть лишь одна особенная обязанность, то откуда же возникает множество духовных тел, сфирот и их взаимосвязи, которыми наполнены книги по Каббале?

Однако, если взять какое-нибудь маленькое животное, вся роль которого заключается лишь в том, чтобы прокормить самого себя и просуществовать в мире определенное время, необходимое для того, чтобы родить себе подобных, тем самым обеспечив существование своего вида, то посмотрев внимательно, можно увидеть, что оно представляет собой сложное соединение из тысячи тысяч волокон и жил, как и установлено физиологами и анатомами в результате исследований, хотя есть в них еще тысячи десятков тысяч соединений еще пока неизвестных человеку. И по аналогии можно понять то многообразие великого множества различных соединений и связей между ними, которое необходимо изучить, чтобы достичь этой возвышенной цели.

Мы должны познать Творца, и каждый из нас обязан сделать это лично, находясь в этом мире. У нас есть сердце – наши желания, и точка в сердце – начало нашего духовного кли. Из сердца и точки в сердце мы должны построить духовное кли, в котором желания образуют келим, а точка в сердце – масах (экран). В конечном счете наше функционирование будет происходить определенным образом, называемым парцуф, и это состояние будет постоянно изменяться в сторону роста, увеличения, пока мы не достигнем своей полной величины, которая называется Творец.

Рис. 6

Этот процесс включает множество изменений, подобных происходящему в нашем теле: начинаясь из капли семени, по мере роста оно проходит все стадии зародыша и ребенка, пока не достигает уровня взрослого человека. И только тогда человек может выполнять верные действия. С этого момента начинается его трудовой период, когда он постигает, зарабатывает, понимает, раскрывает и т.д. Сколько же этапов мы должны пройти, пока не повзрослеем и не достигнем готовности к работе, к выполнению действий!

Рис. 7

И поскольку духовное – это корень, а материальное – ветвь, и все существующее в материальном представляет собой отпечаток духовного, то очевидно, что также и наш духовный путь состоит из периода подготовки (1) и периода исполнения (2). И таким образом мы должны относиться к происходящему с нами. В духовном развитии существует еще период, который называется предшествующим подготовке (0). В этом состоянии мы находимся сейчас, пока еще даже не включаясь в него, а только желая распознать основные параметры.

Рис. 8

Существуют и другие состояния и кругообороты, пройденные нами ранее, еще до того, как мы узнали о духовном, – много-много всевозможных этапов. Также и духовное развитие человека делится на множество ступеней. В общем счете их 125. Это определенные состояния, которые человек должен пройти, исправляя себя в процессе познания Божественности. Что он приобретает от этого познания? Он достигает вечности и совершенства.

Творец, Высшая сила желает привести человека к этому состоянию, не зависимо от того, понимает это сам человек или нет. Как было сказано выше, все обязаны достичь ступени вечности и совершенства. Это происходит в то время, когда мы находимся в этом мире: тело существует здесь, а душа с помощью духовных действий должна достичь Творца. В конечном счете, все человечество останется жить здесь, на Земле, не претерпевая изменений ни в чем, кроме своего наполнения.

И тогда, безусловно, жизнь изменится, ведь, изучив и осознав все законы действительности, мы будем знать, как себя вести. Мы будем находиться в вечном и совершенном состоянии. Что это означает, если я нахожусь в своем теле? Ведь наше материальное тело в конце концов умирает. Однако мудрецы говорят, что это не так: в процессе познания Творца мы начинаем изменяться вместе со своим телом, приобретая в своей жизни такие формы, такие статусы, которые сегодня не можем себе представить.

Никакие фантастические вымыслы в литературе или кино не могут описать состояние человека, постигающего Божественность, которая его наполняет. Однако достижение этого состояния происходит в нашем мире, что вроде бы является противоречием: в этом мире приходим к вечности и совершенству? Но именно на человека возложена обязанность соединить эту самую нижнюю ступень с самой высшей. И тогда весь этот пласт снизу доверху собственно и называется человек – адам (от слова эдаме – уподобиться Высшему). Подобно тому как Творец создал нисхождение всей реальности сверху вниз, так человек постигает ее, уподобляясь Творцу, снизу вверх.

Рис. 9

Вопрос: Вы сказали, что продвижение происходит в соответствии с внутренними состояниями, которые человек проходит в процессе изменения своих свойств. Вы также говорили вначале об иных измерениях. Существуют ли иные состояния, подобные нашей планете Земля, но в дополнительном измерении?

Я не знаю, что значит «подобные» и «дополнительные». Всю существующую и познаваемую нами действительность мы делим на Ацмуто – Высшую силу, которую мы не постигаем (постигаем, что не можем постичь, о чем поговорится позже в этой же статье), и миры. В мире Бесконечности мы находимся без каких-либо ограничений сверху вниз, в форме, в которой Высшая сила нас создала. Затем идут миры Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия. И после всех миров – этот мир.

Особенностью этого мира является наша материя, которую мы в настоящий момент чувствуем: неживая, растительная, животная – все, что существует в этом мире. Между этим миром и духовными мирами находится так называемый махсом (барьер) – своеобразная граница, в которую я упираюсь, даже не ощущая ее. Пробуждающаяся во мне точка в сердце относится к области над махсомом. Как мы уже говорили, сердце – это естественные желания человека, а точка в сердце называется «божественной частью свыше». Она как будто попала в меня из другого измерения, которое является корнем, а я – ветвью.

Рис. 10

Эта точка тянет меня к измерению, находящемуся над махсомом, показывая, что существует нечто выше моего состояния. Ее пробуждение превращает человека в адама, поскольку с этого момента начинается процесс уподобления Творцу. А до этого он еще не называется адам, так как все его желания принадлежат этому миру и только их он стремится реализовать. Следовательно, он не отличается от любого другого уровня этого мира – неживого, растительного и животного.

Между точкой в сердце и самим сердцем существует напряженность, возникающая из-за устремления каждого из них к наполнениям из разных источников. И если я правильно использую эту напряженность, то получаю возможность свободного выбора. Я обязан использовать всю свою материю, ничем не пренебрегая, не строя из себя ангела, как это практикуется в некоторых, особенно восточных, методиках. Но также я не должен все время быть погружен в материю, иначе не возвышусь над этим миром. Пользуясь и тем, и другим в одинаковой мере, я обнаруживаю между ними место своего свободного выбора.

Свободный выбор заключается в том, чтобы быть адамом: подняться до ступени познания Творца и стать равным Ему. Только такое состояние означает, что я достиг вечности и совершенства как Он. Как написано: «Возвратитесь сыны Израиля к Творцу Своему!». Что значит реально находиться на уровне Творца. Для того, чтобы предоставить человеку такую возможность, сверху-вниз были построены миры (оламот). Слово олам (мир) происходит оталама (скрытие). То есть Божественность постепенно скрывается, скажем, от 100% в Мире Бесконечности до 80, 60, 40, 20 и так до 0% в этом мире, где она вообще не ощущается.

Рис. 11

Наличие этих миров, то есть ступеней, скрывающих от меня Творца, позволяет мне постепенно и самостоятельно подниматься и раскрывать Его. Выполняя это самостоятельно, я приобретаю разум и знание. Я выстраиваю Божественность, исходя из собственного понимания и осознания из своей материи, и в этом - главная особенность.

Человек должен достичь состояния Творца. Возможно, это звучит странно и даже пугающе. Он обладает собственной материей, но это только материал, подобный глине, куску пластилина. Из этой бесформенной глыбы я должен выстроить образ Творца. Для этого я беру у Него программу, и постепенно, подобно тому, как Он ее спускает, что называется «мирами», используя свою материю, возвращаюсь обратно к Нему. Все это я делаю самостоятельно. Это называется, что у меня есть сердце и точка в сердце. Внутри этой точки я постоянно получаю информацию о Творце, о парцуфим, о мирах, и затем внутри себя это воспроизвожу. Например, я познаю, что такое мир Асия или Ецира, а затем выстраиваю их внутри себя.

Получается, что я как бы впитываю, проглатываю в себя находящуюся вне меня действительность. Это называется подъемом по ступеням. Они включаются в меня, находясь уже подо мной или во мне, а я поднимаюсь по ним до Бесконечности. Такова суть происходящего. Этот процесс исходит из сказанного мудрецами: «знай Творца Своего и служи Ему». «Знай» означает получи от Него всю информацию о Божественности, мирах, парцуфим и т.д. «Служи», то есть создай из своей материи Его образ. Поэтому человек (адам) называется подобным(эдаме) Высшему. А всем необходимым для этого процесса нас обеспечивает Наука Каббала, которая для этого предназначена.

Вопрос: Сказанное Вами действительно звучит странно и пугающе. Неужели человек, причем каждый, будет обязан стать Творцом?

В соответствии со всем, что написано мудрецами, что Тора, Наука Каббала и природа требуют от человека, он обязан подняться до наивысшей ступени, которая называется Творец или Божественность, и достичь с ней слияния. Слияние происходит в соответствии с уподоблением свойств, то есть согласно природе. Существует природа высшей ступени, называемая Элокут (Божественность), и природа, раскрываемая нами на уровне человека. Человек обязан постепенно приобрести природу Творца, но становится ли он благодаря этому подобным Творцу? Безусловно. Сам он остается человеком, меняется лишь его внутреннее содержание, в соответствии с которым он действует.

В человеке, созданном Творцом, существуют 613 желаний, которые намеренно испортились и приняли эгоистическую форму. После нескольких тысячелетий развития в этом мире человек должен прийти к состоянию отчаяния, раскрыть в себе точку в сердце и начать возвышаться, улучшая себя, что означает исправление этих 613 желаний. Исправление каждого желания называется совершением заповеди, то есть приказа Творца, ведь сказано: «Ты обязан это выполнить». По сути в этом заключается весь процесс, который мы должны пройти.

Рис. 12

613 желаний являются нашей материей, а исправить каждое из них означает уподобиться Творцу, что называется слиянием. Почему уподобление называется слиянием? В материальном мире можно быть похожим в соответствии с материальными свойствами, но в духовном мире у нас нет ничего кроме силы отдачи со стороны Творца и силы получения со стороны творения. Эта сила получения заключена в 613 желаниях творения. Если они используются творением ради отдачи, то это равно самой отдаче, так как намерение является определяющим.

613 желаний, составляющих сердце творения, его материю, не меняются. А «ради отдачи» - это намерение, точка в сердце, развивая которую, творение достигает свойства отдачи, то есть Творца, Божественности. Что по сути и является человеком. Таким образом, слиянием называется подобие свойств, согласование между ними.

Рис. 13

Если один дает, а другой получает, то они отличны друг от друга – Творец и творение. Но если творение начинает получать от Творца с намерением обратной Ему отдачи, то оно дает! И в этом они подобны. Их соотношение меняется: не один выше, а другой ниже, а оба находятся наверху, причем не один возле другого, а в одном и том же месте, так как каждый действует соответственно другому (на рисунке – заштрихованная окружность).

Рис. 14

В Творце существуют 613 желаний насладить человека во всех его 613 желаниях (поэтому Он и создал их в нем). А в человеке эти 613 желаний существуют для того, чтобы, наполнив их, доставить встречное наслаждение Творцу. Таким образом они встречаются вместе внутри материи человека, где происходят все процессы. Свет, Творец создал кли, называемое желанием из 613 частных желаний, внутри которых человек ощущает себя, реальность, Свет, Творца, Божественность, а также свой возврат к соответствию Творцу. Все происходит внутри человека, внутри этого кли.

Рис. 15

Отсюда возникает понимание, что же на самом деле называется действительностью. Например, что такое «мой мир»? – Это мои внутренние ощущения, меняющиеся в зависимости от желаний. Как уже говорилось, существуют желания человеческие (порождаемые обществом) и телесные. Эти желания постоянны, они не меняются и не подлежат исправлению: наше тело остается в той же форме. И еще существуют желания, появляющиеся подобно точке в сердце. Это уже духовные желания. В соответствии с их изменениями я чувствую духовное, Высший мир, Божественность. Но и это также происходит внутри меня, в моем желании.

Следовательно, действительность раскрывается внутри человека в двух формах, которые называются «этот мир» и «духовный мир». Раскрытие этого мира полностью зависит от моего тела, после смерти которого ощущение этого мира у меня исчезает. Если же до смерти в этом теле я приобретаю духовное ощущение, духовную жизнь, исправляя свои келим, свои желания в соответствии с Творцом, то я становлюсь вечен и совершенен как Он. И тогда во мне находятся две формы действительности.

А вне этого кли человек ничего не чувствует, там находится Ацмуто – нечто мною не познаваемое. Он, очевидно, на меня воздействует, но я даже не подозреваю, каким образом. Поэтому восприятие реальности является абсолютно субъективным явлением, происходящим внутри человека. Вследствие этого очень трудно объяснить ощущения человека, находящегося в одном из Высших миров. Он проходит такие кардинальные внутренние изменения, передать которые невозможно. Лишь достигнув посредством этой же методики того же состояния, ты сможешь почувствовать то же самое.

В этом направлении можно говорить много, расширяя наше представление о сути Науки Каббала: каким образом она объясняет действительность, восприятие мироздания, жизнь и смерть человека, его перевоплощения, в чем заключается наше исправление, что с нами происходит... Отсюда и далее открывается подлинно бесконечный мир.

Вопрос: Все, что Вы объясняете, очень интересно, но я хотел бы задать несколько простых вопросов. Что я буду делать после того, как достигну сходства с Творцом? Я создам мир, людей? Что я сделаю, достигнув этого уровня?

Это невозможно объяснить из-за абстрактности понятий: вечность, совершенство, наслаждения, Бесконечность... Я слышу какие-то звуковые вибрации, но не понимаю их значения. И сколько бы я их ни повторял, ничего не изменится. Поэтому мы говорим следующее: тот, кто приходит к Науке Каббала, кто обнаруживает к этому желание, кто чувствует обязанность познать смысл жизни и изменить ее, поскольку весь этот мир не является для него источником наслаждения, наполнения, притягательности, тот достигает, познает и раскрывает это сам.

Ведь до того, как человек включается в эту действительность, нет никакой возможности передать ему какую-то картину. Однако, каждый, как говорит Бааль Сулам, обязан в конечном итоге к этому прийти. Тот, кто уже сейчас ощущает это стремление, приглашается к изучению Науки Каббала. И кроме того, что человек приобретает Высшие силы, он также изменяет свою жизнь, на самом деле наполняясь добром.

Он чувствует себя отстраненным, но не из-за того, что разобщен с этим миром, а потому что находится над ним: в своих возможностях, ощущениях, во всем течении жизненных сил. И нам вовсе нет необходимости еще 1000 лет трудиться, а сейчас, здесь мы можем включиться в высшую действительность и испытать, что значит быть Творцом. В прямом смысле! Надеюсь, что это нам удастся!

Комментарии

Аватар пользователя Юрий Кузин

Режиссура, если понимать ее, как мимесис, или, говоря проще - подражание, на чем настаивала лево-радикальная критика, начиная от Беллы Балаша, Поля де Мана и Жака Даррида - пустой звук, фикция… В моем понимании ремесло это сродни делу философии, или, если угодно, алхимии, если рассматривать эту профессию в категориях каббалистики, а не герменевтики. Само истолкование режиссуры: как в эстетике структурализма, так и постмодерна - не внесло ясности в существо вопроса. Те, кто пишут о кино, не касаются в своем анализе его чувственно-иррациональной природы, которая сопоставима с «темными местами» у отцов церкви или фигурой умолчания в языке. Семиотический подход, относящийся к любому тексту, как к могильной плите автора, отрицает за режиссерами право на творчество. Но без Логоса, без Демиургии, в том значении этого слова, которое придавал ему поздний Платон, развивая свое учение об идеях - режиссура мертва. 1. Кетер Итак, Кетер, или Корона, - первая Сефира. Как Первопричина, или Демиург, она еще называется в «Зогаре» Макропрозопом, или Большим Ликом... Кетер соответствует белый цвет, в картах Таро - четыре Туза, а в «Сефер Йецира» она именуется «Превосходным, или Сокрытым, Разумом». И хотя толкователи Торы считали Кетер монадой, корнем всех вещей, неделимым духовным основанием, ни о какой феноменологической редукции речь, разумеется, не шла. Все толкования Кетер, за редкими исключениями, спекулятивны, как, впрочем, и все попытки концептуализации кино, начиная от «Киногении» Луи Делюка. Кетер - соотносится с фильмами братьев Люмьер «Прибытие поезда» и «Кормление ребенка». 2. Хокма Поток, исходящий от Кетер, первозданный разум - это Хокма, вторая Сефира; бездна - Великая Мать, или Бина - третья; а семь каналов связи - семь нижних Сефирот. Всего каббалисты насчитывают десять Сефирот, пронизывающих миры Божественными энергиями, поскольку для них 10 совершенное число, включающее все арабские цифры без повторений (10 лучших фильмов всех времен и народов). Хокма - Мудрость, Отец. Ей соответствует Тахути, или Тот - бог письменности, учености и магии. Хокма - Дух или Пуруша индийской философии санкхья. При всем богатстве значений, Хокма, как часть древа Жизни, непроницаема, как сама Жизнь… Талмудисты, включая и Лайтмана, так и не сумели подступиться к этой категории, как, впрочем, и весь русский Космизм: начиная от Владимира Соловьева, выдвинувшего учение о Софии, как божественной Премудрости, и заканчивая Сергеем Хоружим, физиком теоретиком, успевшим, как перевести «Улисса», так и написать пространные богословские труды об Исихазме. Впросак, однако, попали и приверженцы «Всеединства», включая и тех, кто, вслед за Пригожиным, пытался придать этой философии респектабельный вид с помощью терминов Синергетики, как науки об «умном хаосе». Хокма - первые немые ленты с говорящими в кадре актерами. Здесь важны не сами титры, задача которых, как это ни парадоксально звучит - затуманить смысл происходящего на экране - а то, что говорят эти губы, о чем они лепечут, будь то: скривленный в отчаянном крике рот молодой еврейки, на руках у которой погиб ребенок, раненый казаками на Одесской лестнице, или красноречивый, запрокинутый к небу взгляд полубезумной Жанны из «Страстей» Дрейера. Тот, кто первым «разговорит» этот Немой, на первый взгляд, Кинематограф, поймет, о чем предупреждали режиссеры первых дней Творения. Поймет, чтобы ужаснуться… 3. Бина Из Хокмы возникает Бина (Ум), третья Сефира, негативная, женская и пассивная. Само число три переводится как «Понимание». В «Каббале» Исаака Майера говорится, что материя похожа на молодку, которая поджидает своего суженого, чтобы утолить голод страсти. Цвет Бина - черный, поскольку она негативна и восприимчива ко всему. Ее символ голубка, высиживающая птенцов, истинная Шехина, или Святой Дух. Все потуги каббалистов проникнуть в смысл Бина завершились ничем. Ни медитации, ни аскеза, ни праведность - ни что не помогло. Бина, как «вещь в себе», улетучивается, стоит к ней «прикоснуться». Бина - первые звуковые фильмы. То, что сокрыто за многословием. Болтливое французское кино 40-х… Суровые опыты Синдо, растворенный в ритме танго «Бал» Этторе Скола… Кетер, Хокма и Бина - плод воображения и не более чем, если, разумеется, понимать под когнитивистикой науку о мышлении, и не замечать иных аспектов ментального мира: его демонизма, его алчности…Об этом предупреждал Тарковский в своих снах наяву, когда, говоря об Аде, видел языки его пламени повсюду, включая и себя самого.