Путь Логоса. Часть VII. Пасха

Аватар пользователя Ариадна
Систематизация и связи
Философия культуры

Ну что ж, пришло время расставить все точки над i, окончательно разобравшись, почему именно Евхаристия, и, собственно, сама Пасха, являются главным ритуалом христианства, по Геннадию Схоласту, «таинством священнейшим из всех Таинств», в то время как  все осталь-ные богослужения календарного   года так или иначе являются подготовкой к участию в ней.

Итак, Пасха, как ритуальное отражение некоего философского и религиозного концепта в фор-ме  символического повествования о Распятии Божьего Сына – и последующем его чудесном воскресении на третий день.

Тема, без преувеличения, сложнейшая, и коль мы затронули вопрос о символическом по-вествовании  Писания, сразу же сошлемся на богословов, и прежде всего - на безусловный ав-торитет,  Отца Церкви Блаженного Августина (354 — 430), который "по оригинальности мысли и гениальности  был величайшим человеком своей эпохи. В его доктринальных сочинениях вы-работан ряд правил рассмотрения Писания, некоторыми из которых мы пользуемся и сегодня. По Бертрану Рамму, [одно из правил] Августина таково:

"Писание имеет более чем одно значение и, следовательно, допустимо аллегорическое пони-мание.".Герменевтика. (Принципы и процесс толкования Библии) - Генри А. Верклер

 

ХРИСТИАНСКОЕ РАСПЯТИЕ КАК "ДРУГОЙ ТЕКСТ"

И тут мы, помимо "кодов" Поля Рикёра и "шифров" Карла Ясперса вспомним также и деконст-руктивистское прочтение  текстов Жаком Деррида, говорившего, "что в одном тексте всегда за-ключены два текста: «Два текста, две руки, два взгляда, два слушания. Вместе и одновре-менно раздельно». Первый из этих «двух текстов в одном» – единственный, поддерживаемый классической интерпретацией... Второй текст – иной и в то же время тот же самый: это текст, который классическое прочтение никогда не расшифровывает. Деконструктивистское прочте-ние любого текста классической философии (и не только ее, как выясняется - Я) направлено на высвобождение неограниченного количества смысловых значений, которые кардинально трансформируют текст, обогащают его новыми оттенками".Жак Деррида о двойственности философских текстов и этике деконструкции (А.В.Вдовина)

Здесь я напомню известную формулу Ж.Деррида - "ВСЕ есть текст", что бы вернуться к общему вербально-образному контексту темы Пасхи

Есть ли у нас что-нибудь свеженькое из герменевтических осмыслений данного символи-ческого события? 

А вот здесь, мои читатели,  хочу обратить ваше внимание на безусловную правдивость одного интересного факта: из всех герменевтических интерпретаций ЛЮБЫХ историй, связанных с мировыми божествами, наиболее памятными для всех нас являются не исследования теологов и не академические работы высоколобых к.ф.н. и даже "просто" культурологов – скучные и конвенционально-выверенные. Отнюдь. В памяти остаются куда более талантливые и образ-ные сюжеты художественной литературы, причем, самые небанальные из них и, естественно, не «узаконенные» в научных правах.  Но отчего так? Может, из-за преобладания в них той самой искомой ИСТИННОСТИ, по крайней мере, в их  "втором тексте", почему бы нет? А если находятся внеконвенциональные смельчаки, повергающие стереотипы - и выкладывающие на стол СРАЗУ этот второй текст, текст-архэ, текст-Первопричину?

Поэтому в качестве «свеженького» для начала предлагаю рассмотреть версию расшифровки древнейшего мирового Кода в исполнении американского  писателя Дэна Брауна. В своем романе «Код да Винчи», он использовал два ярких акцента, разместив их, согласно известному психологическуму приему, В НАЧАЛЕ и В КОНЦЕ своего повествования (всп. Штирлица Юли-ана  Семенова: "запоминается первая и последняя фраза разговора"). Так вот, в самом начале романа Хранитель Грааля Соньер перед смертью «конструирует» собой характерную позицию тела Христа или, как вариант, Витрувианского человека. Код у ярчайшего масона Средневе-ковья, Леонардо да Винчи, многослойный, а мы и Дэн Браун здесь ПОКА ЧТО рассматриваем только самый верхний слой. Однако христианский символический комплекс гораздо сложнее и не ограничивается фигурой Божьего Сына. В Распятии необходимо «прочитывать» также символизм еще двух фигур, связанных с Христом теснее прочих: Распятие апостола Андрея и Распятие апостола Петра, "призванных в Веру", т.е., символически-оформленных в христи-анстве, ПЕРВЫМИ. Двух РОДСТВЕННИКОВ, братьев (вот вам один из поводов рассматривать общность-близость их символизма). Это слой №2. Дальше - "Квадратура Круга" Витрувианца, то есть,   Матрица как буддийская ступа (Круг) и одновременно, как Пирамида (Квадрат) - см. Путь Логоса Гл. Квадратура Круга. Разгадка Карла Юнга. О двух пирамидах, «как бы указывающих друг на друга", Д.Браун также упомянул - В КОНЦЕ. Но эта была только частичная расшифровка Кода, которую проделал американский писатель. Мы продолжим!

По сути, формируемая ребрами таким "встречных пирамид" фигура на плоскости и представляет собой т.н. "Андреевский", косой крест, как два вертикальных угла в геометрии. Ниже автор приводит работу археологов, обнаруживших эту фигуру на артефактах, возраст которых 5-6 тысячелетий:

"КУРГАНЫ ДРЕВНИХ СКОТОВОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ ЮЖНОГО БУГА И ДНЕСТРА", стр.60, 136-137, 145-146

https://www.academia.edu/37247155/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D...

 

"В НАЧАЛЕ БЫЛ ЛОГОС". ПОСЛЕДНЯЯ ПЕЧАТЬ

Слой №3 предназначен для широкого народного потребления и состоит из всем известного кулича (круглого в плане) и подзабытой творожной пирамидки-пасхи:

Илл.: 1 - Логос, Слово; 2 - Б.Кустодиев, "Христосование", Астраханская гос. картинная галерея им. П. М. Догадина; 3 - пасхальная открытка, фр-т, Россия, XIX в.; 4 - Троицкая церковь А.А. Вяземского, т.н. "Кулич и Пасха", 1785 г., Санкт-Петербург

Именно творожная пирамидка служит прямым указателем на свой мезоамериканский Пер-вообраз, в котором "на самой высшем- СЕДЬМОМ НЕБЕ               https://en.wikipedia.org/wiki/Seven_Heavens - в горящем, огненном сиянии, "источнике чистого света" - пребывает божество". Путь Логоса. Часть IV. Пирамида,  ПИРАМИДА В ХАРАППСКОЙ РЕНОВАЦИИ (дополнено). 

Вы себе представляете, мой читатель, как изменился Логос по пути из Хараппы в Палестину и Византию, вобрав в свой конечный, пасхальный ритуал черты культур древних государств и цивилизаций, через чьи территории проходил его путь! Указанный выше англоязычный ис-точник ссылается на четыре культурных "ручья", которые влились в реку христианской Евха-ристии: индуистский, месопотамский, исламский, иудейский. Мы добавим еще пятый, греко-египетский.

Начнем с индуизма. Сразу же  выделяем самые значимые семантические и символические комплексы в нем. Например, в том же непальском (Катманду)  Сваямбунатхе, где Матрицей дышит каждый элемент: сама грандиозная Ступа, ее 13-ти  слойный шпиль, календарный Круг зверей и, наконец,  ваджра-Грааль-Цолькин.

На "матричную" пирамиду Кецалькоатля своими фасадными чертами поразительно походят пирамидальные храмы Минакши, Чидамбарам, Джамбукшварар в индийском штате Тамилнад - и даже... гора Кайлас! А ПИРАМИДАЛЬНЫЙ ПЛАН четко просматривается в мандале Калачак-ра, ставшей прообразом византийской иконы "Чудотворный Мандилион", а кроме Мандилиона - и сакральных атрибутов пасхального христианского Таинства: блюда-Дискоса и равноконеч-ного креста Звездицы.

Внимание, сейчас мы снимем последнюю печать с Книги "Апокалипсиса" (Откр 5:1) и  перене-сем ее на церковный оттиск, оставляемый на литургических просфорах (про-с(ф)пера, про-свира, про-сфора) Православия. Узнаете этот четкий геометрический ПЛАН? Но и это еще не все.

ВАЖНЕЙШИЙ АКЦЕНТ: таинство Евхаристии как наиболеее близкий вариант приближения христианства к основной Идее, за ним кроющейся,  исторически смыслосодержательно лишь в рассмотрении этого священнодейства исключительно в Православной Церкви.  Все уходящие на Запад модификации этого таинства отходят от первичного символизма, как более поздние и подвергшиеся значительному символическому и семантическому выхолащиванию. То есть, да-же лингвистически ПРАВО-Славие - это исполнение древнейшего сакрального обряда наибо-лее ПРАВИЛЬНО.

(Аспекты христианской Пасхи расширяет Гл. "Последняя печать" Кн. Автора "Факторы майя: элементарные аналогии космического порядка"):

Но почему, почему все-таки в качестве «подобия»  в православном христианстве был выбран призматический хлеб, вложенный преимущественно в призматический гроб?   Опять – геометрия, схема? И какое «зерно» в логике иконоборцев затерялось в веках, когда они вместе с «отцом церковной истории» Евсевием Кесарийским утверждали, что «не  обладающая человеческим (божественным? - Авт.) подобием Евхаристия являет-ся единственно правильным образом Христа, его «истинной иконой»? («Определение» Собора в Иерии" (754 г.)

 И сейчас мы в этом разберемся.

 

ТРЕХМЕРНАЯ МАНДАЛА  ПРАВОСЛАВИЯ

Православная просфора глубоко концептуальна, и ее НАЧАЛЬНАЯ ИДЕЯ проистекает из буддийского  Первоисточника (снова вспомним Ж.Деррида о трансформации метафизической концепции, которая  "не разрушается, а используется впоследствии», Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук). На упомянутый Первоисточник сегодня можно полюбовать-ся,  посетив  Российский этнографический музей  в Санкт-Петербурге. Там размещен редчай-ший артефакт – 

 

Грааль... "Чаша сия есть НОВЫЙ ЗАВЕТ в моей крови".Мф 26,26 Мк 14,22 Лк 22,19 1 Кор 10,16.

илл.: 1,2 - старообрядческий архиерей с Чашей и Христом, как ее порождением (л. 75) и никони-анский архиерей с матричными змеями на посохе(л. 77). XIX в. Поморский полуустав. На 81 л. НИОР РГБ Ф.98 (собрание Е.Е. Егорова), №1670 

https://ruvera.ru/articles/chem_otlichaetsja_staraja_vera;

3 - редчайшая вестготская мозаика (1-V вв.) с избраженинием матричных рыбо-змей, обра-зующих примечательный узел вокруг стержня Трезубца, римская вилла Сауседо, Талавера-ла-Нуэва, Толедо 

 Здесь впору вспомнить скифо-германо-славяно-кавказский языковой след, не совсем удачно (или несво-евременно) названный советским академиком Николаем Марром «яфетическим» (иафетическим). Приведу ха-рактерный марровский пример, предваряемый резонным предупреждением о принципиальном  различении в восприятии:

Для усвоения даже такой простой вещи, как эти обычные яфетические переливы значения слов, семантики, необходимо этнокультурное, а не культурно-историческое восприятие: разница между эти-ми двумя научными мышлениями такая же, как между бытовым совершенно правильным восприятием слов и восприятием их палеонтологическим, не менее бесспорным. В бытовой речи во все исторические эпохи одинаково реально воспримут везде... евангельское слово о предложении сыну 'змеи' вместо 'рыбы' -  [ибо здесь] отожествляются 'рыба' и 'змея', носящие одно и то же название". Этно- и глотто-гония Восточной Европы. Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси. стр.52

https://liconism.com/images/documents/1028/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%80%20%D...

Да, несомненно, стоит еще завершить неоконченную историю о Ядре, центральной части Матрицы: "Агнце"-Телесфоросе-Осирисе-омфале-яйце-Семени-Роде, согласно  рассуждениям Б.А. Рыбакова: 

И от тех (следyет полагать от египтян) извыкоша дpевне халдеи и начаша тpебы им твоpити великия – Родy и pожаницам поpоженью пpоклятого бога Осиpа». Язычество древних славян. Ч.I Гл.1

 

 

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

По техническим причинам завершающие части цикла "Путь Логоса"

размещены здесь:

https://independent.academia.edu/IChernysheva

Там же Вы можете ознакомиться с книгой Автора "Факторы майя: элементарные аналогии космического порядка"

 

 

Путь Логоса. Часть Х. Митра, Непобедимое солнце

 

       "Вы сомневаетесь в том, что я говорю?  Я покажу вам"

Бруно Латур, Визуализация и познание:изображая вещи вместе 

 

ЗАБЫТЫЙ БОГ

Он вот уже два тысячелетия рассматривается учеными как главный конкурент Христа. "Восточный" компонент его онтологии своей глубиной даже превосходит христианскую, а об-щей уровень концептуальной интеллектуализации поражает самое искушенное воображение. Митра не был понят до конца современниками по причине масштаба произведенного меж-культурного синтеза при создании его образа. По этой же причине он сложен и для нашего понимания. Громоздкость наслоений митраистской фабулы не в последнюю очередь предопре-делила историческую недолговечность этого необычного божества. В конкуренции двух пара-дигм, митраистской и христианской, первая потерпела сокрушительное поражение вследствии отсутствия простоты и стройности своей онтологической конструкции. "Тайный культ вои-нов" (М.Элиаде, "Новый иранский синтез")

http://psylib.org.ua/books/eliad03/txt12.htm

не смог стать всенародным, и умами овладела древняя и понятная своей "житейскостью" ис-тория рождения божественного младенца Богородицей, а вовсе не сказочная притча о появ-лении из скалы бога, обладавшего запутанной "именной" родословной.

Пришедший в эллинистический Понт в сакральных реликвиях маздаизма, Митра привнес в  крутозаваренный бульон своей новой религии прежде всего множественные отголоски вре-меннЫх верований Ближнего Востока, Месопотамии и Египта, опосредованные через Эона (Айона)-Аттиса-Фанеса-Сераписа-Зервана. "Утяжеление" митраизма неприметной в христианст-ве астрологией служит самым красноречивым указанием на связь этой религии со Временем, Календарем и Цолькином, соответственно. Добавим сюда поддержку митраизмом трини-тарных традиций, идущих от древних богов Индии. Ведь распутывая хитросплетения "Риг-веды", сложно не уловить в них те же странные параллели в парностях или, как вариант, троичностях связок индуистских Митры-Варуны-Агни, зороастрийских Митры-Ормазда-Арима-на и, наконец, эллинистических, ставших в итоге римскими, Митры-Кауто-Каутопата.

Но долгий путь Митры в Западную Европу имел под собой цель, которую до него не мог осу-ществить никто: максимально прояснить «на местности» (в сакральных помещениях  митраиз-ма, митреумах) и в религиозных ритуалах Логос заокеанской Матрицы.

Наиболее близко к расшифровке этой задумки апологетов митраизма приблизился англо- канадский историк Роджер Бек (Roger Beck) в своей выдающейся работе «Если да, то как? Представляя «Возвращение к жизни» в мистериях Митры».

https://comingbacktolife.mcgill.ca/article/view/2/48

Роджер Бек прежде всего: 1) прояснил нашим современникам еще одну Гармонию, заклю-ченную в Матрице - годичную, зодиакальную, но в своем плоскостном отражении;  2) привлек наше внимание к специфическому "дизайну" митреумов, в частности, часто встречающимся "цилиндическим сводам" и "мозаичным дугам в полу прохода", а также еще к одной необычной особенности - паре боковых скамеек по обе стороны от центрального прохода, ведущего от входа в культовую нишу; 3) рассмотрел возможность осуществления ритуала "входа-выхода", подкрепленную в данном случае платоновским "Мифом об Эре" (напомню своему Читателю, что у Платона при этом подчернута роль "устьев", которые ярко выражены на самой Матрице); 5)максимально сбли-зил все имеющиеся инициатические мировые концепции, указав на важность схематизма, в частности, использованного в митраизме, для их понимания. 

 

МИТРЕУМ В ОСТИИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАХОДКАХ

А мы тем временем заходим в митреум. Для своей экскурсии выберем одно из 18 (!) святилищ в Остии-Антике, главной гавани Древнего Рима, традиционно считавшейся также его первой колонией. Сегодня здесь силами студентов и профессоров университета Болоньи осуществляется грандиозный археоло-гический проект "Ostia Marina". 

https://books.openedition.org/efr/3801

Итак, митреум на виа делла Марчиано (нижние изображения), где проведены свежие исследования, предоставившие миру неожиданные знаки и артефакты. С первым знаком-символом (Рис. 1) мы уже знакомы, ибо детально рассмотрели его в Путь Логоса. Гл. И снова единство противоположностей    (перейти по указанной ссылке):

http://images.vfl.ru/ii/1636828347/a7618d79/36673868.png

Одно из интереснейших исторических свидельств этого митреума - костяная ручка из цветного мра-мора с орнаментом в виде свастики (Рис.5). Свастика также находится в общем контесте образа Митры, ибо в Иране, например, она известна как его... колесница! (Reza Assasi - Bakhtvartash
2001: 139; Ghiasabadi 2003: 36):

https://www.academia.edu/4087681/Assasi_Reza._2013._The_Forgotten_Conste...

В нижней части стен, практически над плинтусом, были обнаружнены повторяющеся Трезубцы, от которых отходили две разнонаправленные спирали (Рис.3). Профессор Массимилиано Давид (Massi-miliano David) замечает связь этого символа в Остии с изображением в митреуме Дибурга, Герма-ния (Рис.4) : 

... Митра сопровождается Cautes и Cautopates... На данный момент наиболее разумной гипотезой является то, что это ссылка на единую и триединую природу центрального божества митраизма. Рельеф Дибурга с изображением куста с тремя ветвями, заканчи-вающимися тремя головами, представляет собой возможный намек на троичную кон-цепцию бога (подтвержденную отрывком из Дионисия Ареопагита*) - 

* речь идет о Письмах к разным лицам, 7. Священноначальнику Поликарпу, - Авт.

https://books.openedition.org/efr/3801

А как же быть со столь явным "историческим" атрибутом Посейдона? - спросит мой читатель. Митра связан с "владыкой зыбей"! Смотрите, на монете македонского царя Деметрия I Поли-оркета (294–288 гг. до н.э.) присутствуют ОБА расмотренных символа из митреума в Остии. А вот в термах Нептуна (Рис.2), практически неподалеку от исследуемого объекта, морской царь управляет квадригой, вожжи которой позже возьмет в свои руки уже Митра.

Но ведь это не лошади, а гиппокампы! -  снова попытаются урезонить меня. Здесь надо помнить, что сводный образ и символизм Митры складывался не только из образчиков древней Эллады. Тем более, что существует достаточно обширный восточный археологический материал, способный пролить свет и на саму квадригу нашего загадочного героя, и на иные удивительные аспекты митраизма.

Так совершенно неожиданно мы обнаружим лошадей со змеиными хвостами (или спирале-образным крупом) в многочисленных археологических находках, в том числе, и состав-ляющих снаряжение верховой лошади, в Восточном Туркестане, Горном Алтае, Верхнем Приобье, северном Казахтане и Прикубанье скифского времени:

 На илл. - гиппокампы из Восточного Туркестана: 1- храма 118, Кызыл (по: [Grünwedel, 1912, Fig. 237b]); 2 – Тонггузбаши (по: [The Ancient Culture ... , 2008, p. 159]), согл. И.Ахмедову, "Некоторые замечания о происхождении одного из образов раннесредневекового искусства", стр. 35 Нижневолжского археологического Вестника, 2019, Том 18. №2; 3 - предполагаемое расположение роговых медальонов с изображением гиппокампов на торцах упоров седла из погребения Каменской культуры (согл. Petr Shulga, "Снаряжение верховой лошади в Горном Алтае..."); 4 - бляха из мог. Берел, курган №10 (согл. Самашеву, Джумабековой, Базарбаеву, стр.257,  Арх. альманах № 21 "Изобразительное искусство в археологическом наследии"); 5,6 - находки в составе вещевых комплексов из мо-гильников в долине реки Уландрык и долины Узунтала; для сравнения - 7 - деталь конского убранства из рога, мог. Берел, курган №36, Ка-захский Алтай, I тысячелетие до н.э.; 8 - гиппокампы на золотых браслетах из женской гробницы кургана Карагодеуашх, Прикубанье, Сев. Причерноморье (согл. Вахтиной М.Ю., сб. "Вторые «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа", стр.27)

https://www.academia.edu/41397664/LOWER_VOLGA_ARCHAEOLOGICAL_BULLETIN._2...

https://www.academia.edu/37000442/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D...

https://www.academia.edu/30333617/%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D...

Мощный импульс первого «звериного" синтеза (Орел-Змея) на основе древнейшего календаря-Матрицы сначала с территории Мезоамерики, а чуть позже - Китая распространился в новых причудливых формах на широкие евразийские просторы.

По замечанию российского историки Елены Корольковой, подобные синтетические существа скифского и скифо-сибирского стиля "воплощают принцип комплементарности, т.е. дополнительности [13, с. 70-72]. Этот принцип лежит и в основе создания так называемых фантастических образцов звериного стиля скифского времени, причудливо сочетающих в себе черты вполне реальных и узнаваемых, несмотря на выра-женную стилизацию, разных животных."

http://kronk.spb.ru/library/korolkova-ef-2001.htm

Ученый особо отмечает основную тенденцию этого процесса, как процесса "продвижения на запад куль-турного влияния восточных регионов евразийских кочевников в I тыс. до н.э... Нет сомнения, что такие волны передвижений с принесением элементов культуры и художественных традиций с востока на запад проходили неоднократно. Их следы фиксируются изменениями в материальной культуре населения на широкой территории Евразии".(там же) Отметим здесь, что с яркими примерами своеобразного осмысления данной тен-денции уже на Западе мы сегодня можем ознакомиться благодаря лучшим творениям древнегреческих мифологов, повествующих, в частности, о "звериных" МЕТАМОРФОЗАХ, происходящих с целой плеядой персонажей эллинистического культурного пространства.

 

 

 

Завершим разговор о квадриге двумя изящными примерами Востока, демонстрирующими пря-мую онтологическую связь четверки лошадей - и косого креста, как маркера Матрицы и Оллина Тонатиу.

Илл.: 1 -  Тлалок-Тлалтекутли на одной из стенок каменного ларца из Центральной Мексики, шедевра коллекции Leof-Vinot-INAH, иконография которого связана с пространством, временем и четырьмя направлениями Вселенной, музей Куаунауак, Дворец Кортеса, штат Морелос, Мексика; 2 - маска на косом кресте, бронза, Китай, 9-10 вв., Институт искусств, Миннеаполис, США; 3 -  золотая модель колесницы из амударьинского клада (эпоха Ахаменидов) с головой древнеегипетского бога Беса в косом кресте, расположенной на передней части повозки, Британский музей ("Сокровища Окса"); 4 – иллюстрация из коптской пергаментной библии, Эфиопия; 5 - деталь цилиндрической печа-ти,  Карум Канеш, Анатолия, ок. 2000-1850 гг.,  Littauer M A & Crouwel JH - P. R. S. Moorey; 6 - Оллин Тонатиу на Камне Солнца, Антропологический музей Мехико, Мексика; 7 - голова медузы Горгоны 

И уж если речь вновь зашла о пространстве и времени, как тут не вспомнить и соот-ветствующую европейскую тему, пожалуй, самую знаменитую в своем роде - фантастический «реверс» Данте и Вергилия, совершенный ими в Х-образном инфернальном пространстве:

"...какой рубеж я минул", восклицает Данте в Песне XXXIV "Ада", перейдя в районе бедра Люцифера "по отлогому уклону" в другой -.обратный по направлению! - временнОй поток. Это - в интерпре-тации Х.Райхенбаха-П.А. Флоренского-Вяч.Вс. Иванова (В.Иванов, "ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ ПО СЕ-МИОТИКЕ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ", Том I, Часть V, Гл. 6. СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ФЛОРЕН-СКИЙ: СИМВОЛИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД, стр.736), интерпретации, которая находит подтверждение в трудах современных физиков:

 

Если мы распространим концепцию симметрии CPT на весь наш космос, то значит, что должен существовать такой же зеркальный космос, который уравновешивает наш собственный. Этот космос имел бы противоположные заряды, был бы перевернут зер-кально и двигался бы назад во времени.

Таким образом, наша Вселенная должна быть лишь одним из близнецов. Вместе взя-тые, две вселенные подчиняются СРТ-симметрии.

                                                    (CPT-Symmetric Universe

                                    Latham BoyleKieran FinnNeil Turok)

 

http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Ivanov_Vyach.Vs._Izbrannye_tr...

https://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/u_nashej_vselennoj_est_dvojnikkot...

https://arxiv.org/abs/1803.08928

  

(Глава в разработке)

АГНИ - ХВАРНА - ПЕРУН

 

У Гераклита первоматерия - огонь, вечный, живой и подвижный, он отождествляется с мировым законом, мерой, или разумом -Логосом, обеспечивающим единство противо-положностей.  (Материя, Гераклит)

Материя, как и Первоматерия остается и по сей день живой, подвижной и... неуловимой, "не схватываемой" нашим разумом. И ее соотнесение с огнем, но огнем, как мы видим, не простым, а ВСЕформирующим, конечно же метафора, приближающая наше понимание Материи лишь в некоторых качествах-свойствах, присущих осязаемой нами стихии, но не "огня" Гераклита и Прокла, "Пневме... особ[ом] вид[е] огня, именуемого «творческим» или «искус-ным» (πΰρ τβχνικόν), поскольку именно}искусству более всего свойственно творить и порож-дать (SVF I 171)... Логос! Логос в "Огне"? Логос - в Перуне.

«Огонь» Гераклита обладает жизнью (фр. 51/30), сознанием (φρόνιμον), провиден-циальной волей (ср. фр. 85/41) и «правит Вселенной» под именем «Перун» (фр. 79/64), т. е. отождествляется с Зевсом.

(Лебедев А.В., ГЕРАКЛИТ)

https://iphlib.ru/library/collection/greekdic/document/HASH0181bd4812848...

Здесь, конечно же, мы вспомним о своем главном славянском боге с тем же именем, идола которого утопили в Днепре во время крещения Киевской Руси.

Однако здесь Лебедев неточен. Перун Гераклита - это не Зевс! 

Д.ф.н Нелли Мотрошилова приводит дословную цитату:

"Всем этим правит Перун", — так передает доксограф Ипполит слова Гераклита..." 

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st013.shtml

А к.ф.н. Владимир Дейнеко вносит принципильное уточнение:

"Клеанф изображает гераклитовский «вечно живой огонь» (πῦρ ἀείζωον) как атрибут пер-сонифицированного антропоморфного Зевса, при помощи которого он управляет космосом (HZ, 9-10). Данный фрагмент может быть соотнесен с фрагментом Гераклита (DK В64). Перун – ин-струмент (!) управления космосом как у Гераклита, так и у Клеанфа".Сопоставление фраг-ментов Гераклита Эфесского и «Гимна Зевсу» Клеанфа

http://repo.knmu.edu.ua/bitstream/123456789/4763/1/%D0%A1%D0%BE%D0%BF%D0...

Итак, все-таки "инструмент" и "атрибут". А как же он выглядит, этот атрибут?