Твоя «дилемма противоречий (чемодан без ручки)» – естественна и нормальна. Ты интуитивно ощущаешь наличие неких абсолютных истин, но они пока не до конца поняты и соотнесены со сложившимися у тебя взглядами на мир. То, что излагаю я, плохо увязывается с тем, что ты видишь вокруг. Однако ты не прав, полагая, что твои познания не содержат ничего ценного, они – единственная твоя «реальность», другой просто нет.
Отображая внешние идеи в структуры представлений и отношений мышления и в знаково-семантические системы миропонимания, человек оперирует теми знаниями, которые есть в настоящем (прошлые исчезают, а будущих ещё нет). Часть их, его как бы не касающихся, он воспринимает нейтрально, а остальные характеризуют его взаимосвязи с Нечто-объектами и с другими людьми.
Порождая Мыслимое, он насыщает его психической энергией и тем самым соединяет с собой, своей личностью, которая во многом есть совокупность его субъективных отношений. Возникающая картина бытия – достаточно консервативна. Воспринимая новые идеи и преобразуя в представления и отношения мышления, Мыслящий-«Я» пропускает их через «фильтр» сложившейся модели Мыслимого и либо отбрасывает как ненужные и ложные, либо дополняет или заменяет ими прежние знания.
Не способный охватить внешние идеи во всей полноте внутренних взаимосвязей, он познаёт их ограниченные аспекты и неизбежно искажает при этом. Поэтому любые знания, с одной стороны, – ложны (условны, субъективны и относительны), а с другой стороны, нередко отрицают прежние.
Трудность процесса познания заключается в том, что человеку надо научиться быть «открытым» для нового и легко избавляться от старого багажа («чемодана») представлений. Но как с ними расстаться, если они составляют основу личности? Ведь у него нет иных знаний кроме тех, которыми он в данный момент обладает.
Ты написал, что «плохо представляешь себе» новые идеи. Так рассуждай, находи подходящие слова и сопоставляй их, выстраивая иные представления. И не бойся ошибиться – того, что они могут рассыпаться в прах. Из обломков старых знаний тебе предстоит создавать другие миры, познавая их и себя самого. Мысль и слово, представления и отношения мышления – и инструмент, и материал, с помощью которых Мыслящий-«Я» творит своё Мыслимое-бытиё. В этом – его главное предназначение.
***
Предопределение означает «установление пределов» преобразований психической энергии, связано с врожденным спектром психоэнергетики сознания и потенциями восприятий и реагирований человека. Оно обусловливает его знания, а также поступки в разных ситуациях, и у одних людей остаётся постоянным, а у других меняется при изменении состояний сознания и отношений.
Предопределенность реализуется при выборе человеком решений и воплощении их в действительность бытия. Она сказывается не только на его судьбе, как «месте-нише» в структуре Мироздания, но и на характере мышления, представлениях себя (Мыслящего-«Я») и Мыслимого-бытия, а иногда требует совершения подвига. Но те, кто обретают высшие состояния сознания и контролируют свои отношения, освобождаются от неё.
Предопределение имеет мало общего с существующими мифами и верованиями о высших Силах («светлых» или «тёмных»), играющих судьбами людей несмотря на их сопротивление. Каждый человек обладает индивидуальными возможностями отображения внешних идей и самостоятельно прядёт из гун доступных ему психических энергий, из своих страхов, желаний, представлений и отношений нить собственной судьбы.
Она зависит от его знаний и воли, веры и любви. Не все способны быть такими, какими хотят и могли бы стать. А любые предсказания становятся ярмами, лишающими их и без того небольших сил, надежды, мужества и программирующими на следование поставленным кем-то целям.
Все люди – нужны и потенциально свободны как творцы своих представлений и отношений, однако многие связывают себя путами условностей и вожделений, которые начинают довлеть над ними. Свобода выбирать – их право, проблема и ответственность, она позволяет им совершать ошибки и оставаться несвободными.
Своими выборами человек реализуют предопределение в карту жизненного пути, прокладывая его собственными стремлениями, любовью, знаниями и волей и пытаясь с их помощью отыскать счастье и свободу. И хотя под влиянием заблуждений, сомнений и гордыни он часто движется в ложном направлении, никому не дозволено безнаказанно вмешиваться в этот процесс.
Получается, что, с одной стороны, все люди изначально «не свободны» из-за предопределенности психоэнергетических возможностей, а с другой стороны, наделены свободой выбора своих отношений, реакций и действий. Она – фикция для тех, кто не в силах ею распорядиться; страх и слабость делают их рабами субъективных отношений.
Но человек, сильный духом, жаждущий Истины и Любви, стремящийся познать мир и себя и управлять своими отношениями, избравший Путь служения внутренне осознанным критериям и ценностям, сам определяет своё предназначение. Он творит прекрасный мир бытия, изгоняя из него страхи и условности и расцвечивая красками радости и любви, и при этом никуда не идёт и ничего не ищет, пребывая в чистоте отношений и становясь истинно свободным и счастливым «быком» Дао.
А в конце Пути, осознав, что он и есть «этот» мир, сливается с ним в единстве Мыслящего и Мыслимого, где представления прошлого и будущего исчезают, и остаются только мгновения «здесь и сейчас». Это и есть окончательное «уничтожение карты».
Все мыслящие сознания участвуют в создании общего Мыслимого. При этом одни созидают невообразимые по красоте и сложности вселенные, другие – дворцы или хижины, а кто-то взметает пыль и месит грязь ногами.
Главной целью жизни является она сама, как совокупность представлений и отношений человека, и не важно, насколько она реальна или иллюзорна, ведь другой у него нет. Только в ней он накапливает запас психической энергии для посмертного бытия, а «там» лишь тратит её, если, конечно, есть что тратить.
С точки зрения «Божественного Провидения», которое выявляется как иерархическая система Законов Мироздания, определяющих соответствие всего со всем, имеют значение не столько судьба человека, его знания и успех, сколько состояние сознания, души и любви, достигаемое им в конце земного существования.
Он сам творит свою жизнь и предназначение, выбирая то, что считает наивысшим в собственной иерархии ценностей (а если предпочитает низшее, то оно – бессознательно высшее для него в данный момент). Вопрос лишь в том, он контролирует свои желания или, наоборот, это они определяют все его поступки.
На верхних иерархических уровнях Мироздания нет управления в привычном нам смысле, там руководствуются познанными Законами (так, сунул руку в огонь – обжёгся), советами и примером вышестоящих. Их обитателей никто ни к чему не принуждает. Они свободно выбирают свои стремления, занимают те «ниши», которым внутренне соответствуют, и тянутся к высшим, ощущая исходящий от них Свет Блага-Любви. А получать его можно, лишь отдавая, жертвуя собственную любовь.