Я частица Вселенной, и Вселенная у моих ног.
Философия - это лес дремучий, в котором заблудится даже профессионал, но парадокс в том, что ПО СУТИ философия - ориентир по жизни.
Философия - это ориентир по жизни.
Философия - это мыслящее, теоретизирующее мировоззрение.
Научное мировоззрение - такой же миф, как и религиозное.
На природной почве вырастает мироощущение, которое даёт плоды мировоззрения.
История философии - это бесконечная претензия на истину, в попытке на вечные вопросы дать однозначные ответы.
Философия претендует на истинное мировоззрение как религия, сочиняет его как литература и пытается использовать логику как наука.
В попытке создать всеобщую картину мира, религия претендует на знание Бога, а философия на роль теоретического бога.
Если философ ищет Бога, на нём можно ставить крест.
Религиозная философия - самое остроумное сооружение, которое пытается объединить любовь к мудрости с любовью к глупости.
Религиозная философия - это глупость влюблённая в мудрость.
Трепология - общефилософская идеология.
Превращение философии в науку - есть опошление философии.
Профессор философии - профессиональный мудрец.
Профессор философии - профессиональный любитель мудрости.
Профессиональная философия - это призвание стоять в очереди у кормушки с томиком Канта под мышкой.
Профессиональная философия - продажная любовь к мудрости.
Профессиональная философия - безответная любовь к мудрости.
Профессиональная философия - это ограниченность, предъявляющая права на мудрость.
Профессиональная деформация профессора философии - мудрость.
Философия изменила мудрости на любовь к профессии.
Претензия философии на мудрость - это пародия на мудрость.
Профессия - нормальное положение человека в обществе, и если одни профессионально гоняют мяч, другие профессионально гоняют шайбу, то в такой компании ничуть не менее естественно выглядит и профессиональный любитель мудрости.
Философ - это специалист, который в мировоззренческих вопросах не разбирается профессионально, а во всех других разбирается как дилетант.
Философия есть любовь к мудрости, но не гарантия мудрости.
Философы слишком серьёзно относятся к своим мыслям, чтобы быть мудрыми.
Философ без труда находит истину в собственном мнении.
Философ трудится над проблемой выеденного яйца, чтобы обеспечить себя цыплёнком табака.
Философия без здравого смысла - ничто; здравый смысл без философии - нечто.
Неизменно успешным решением мировых проблем, философы вызывают энтузиазм... психиатров.
Порядок системных знаний в голове учёного такой же признак ограниченности, как и хаос в голове философа.
В произведении гениального художника так же много философии, как пустоты в произведении посредственного философа.
Талант является украшением любой человеческой деятельности, и только в философии талант - её унижающая посредственность. Философия - это такая духовная вершина, которую украшает только гений.
Вопрос о познаваемости мира веками запускается в оборот философской посредственностью. Гения не мучает проблема познания, он не познаёт мир, а видит и создаёт его.
Вершины человеческого ума открывают границы человеческого разума.
Восточная философия призывает к слиянию с миром, и тем самым нарушает границу гармонии с миром.
В теоретической философии известна формальная логика и диалектическая логика, а в реальной практике философии живёт ещё и формальная диалектика - это диалектическая логика перешедшая в ограниченные формы мозгов профессоров философии.
Логика бывает формальная, диалектическая и катастрофическая.
Биографами совершенно достоверно установлено, что количество перешло у Гегеля в качество, когда он выпил лишнего. Протрезвев, Гегель спохватился, но было поздно, пьяный бред завладел умами философствующих тупиц.
Живо представляю себе удивительный процесс перехода количества в качество. Дожмём процесс... - всё количество перешло в качество! Качества стало много, но оно грустит в одиночестве, - без количества?!
Закон "единства и борьбы противоположностей" совсем не глуп, со временем набрался мудрости и стал законом "взаимодействия противоположностей".
Теоретически убедительному закону "Перехода количества в качество" трудно найти место среди законов природы.
У философского закона "отрицания отрицания" есть более известный кулинарный предшественник: "масло масляное".
Три закона диалектики - это смесь банальности и глупости, причём глупости в трёх законах хватит и на четыре.
Диалектика скептически относится к законам, и прежде всего к своим собственным.
Вопреки известному теоретическому закону, на практике часто всё иначе: количество знаний профессионального философа не переходит в качество настоящего философа.
В дополненном виде "закон отрицания отрицания" звучит более убедительно: "закон отрицания, отрицания, отрицания". С таким ударным чувством юмора он достоин возглавить список трёх законов диалектики.
Философии следует быть последовательной, и если количество переходит в качество, то пусть время переходит в пространство, форма в содержание, бездарность в гениальность......
С тремя законами диалектика обрела статус научности, а всякого рода научные и философские догматики приобрели способность "понимать" диалектику.
Кафедра философии - это место, где в единстве и без борьбы уживаются противоположности: догматика и диалектика.
Естественным результатом творческой беспомощности вузовской философии становится догматическая диалектика.
(Сократ - олицетворение философии. - Маркс)
Гегель - гениальное опошление философии.
Ильенков - опошление и Гегеля и философии.
Чтобы понимать Гегеля,- достаточно иметь хороший философский ум; чтобы понимать Ницше,- нужно иметь ещё и другие высшие человеческие качества.
Ницше надо читать с утра - вместо кофе, а других философов перед сном - вместо снотворного.
Ницше воспевал сверхчеловека и фашистам нравится сверхчеловек, но общее у них только слово "Сверхчеловек", они вкладывают в него противоположное содержание. Для Ницше Сверхчеловек, это по сути Настоящий Человек.
Завещание: возьмите из этой книги философский камень и установите на моей могиле, как надгробный.
Комментарии
Переход количества в качество это расхожее сокращённое название закона.
Правильно это изменение качества при изменении количества.
В современном учебнике философии сказано что переход количества в качество это всё равно что переход числа пять в пять груш.
Насчёт рулящей борьбы противоположностей ясно, что без любви родителей человек не может быть взращён.
Отрицание отрицания это стервозный нигилизм. Есть согласие в соглашении или с соглашённым. Отрицание и соглашение соответствуют максиме Энгельса (в Диалектике природы): не только или или, но и как то, так и другое.
Не кините ссылку на этот учебник? Хотелось бы взглянуть на этот шедевр знаний.
Александру РАМ-у: а чего бы не признать "великим философом" Бандеру - как достойного последователя теории Ницше. Однако.
Прикольно для взбадривания.
1. "Я частица Вселенной, и Вселенная у моих ног".
2. "возьмите из этой книги философский камень и установите на моей могиле, как надгробный".
Начал за здравие, кончил за упокой.
Бодрит офигенно, особенно при мысли, что философский камень - это надгробный камень.
До чего людей доводит болтовня!
Философский камень алхимики искали, чтобы стать бессмертными, а тут для надгробия человек искал философский камень.
Не всё ли равно Вам, какой камень будет на Вашем надгробии? Мне лично всё равно, а лучше бы и могилы моей не было, развеяли бы прах на ветру, и дело с концом.
Нет! Всем обязательно нужно оставить после себя то, что потом кому-то придется разгребать и убирать.
Не знают, что всем придется самим всё своё разгребать и за собой убирать.
Имелся ввиду виртуальный философский камень скорее всего в голографическом исполнении.
Автор был пьян когда писал своё послание, но дружелюбив, дерзок и обаятелен.
Всё сказанное им было тостом.
Вернер, 7 Август, 2025 - 16:15, ссылка
Ну, я за это пить не буду. Я пью за всемогущество - это исполнение всех желаний.
Чёта надоело умирать и жить в хаосе.
Да, понятно, что это нечто вроде юмора, но ситуация в мире хреновая, и всё это из-за философии. Так что, не очень смешно.
Можно изменить ситуацию, но все прикалываются, а смех плохой.
Кстати, философский камень реально нематериальный. Философский камень - это вечная Истина (истинное знание), которую фиг кто с места может сдвинуть.
Владу Мореву: ну каким бывает "истинное знание" - с подачи Нильса Бора, то можешь узнать об этом в "О семантической информации" Ю.С. Хохлачёва. Однако.
VIK-Lug, 7 Август, 2025 - 16:57, ссылка
Я про Нильса Бора знаю больше, чем Вы.
У Вас свои мысли есть? Нету?
Вы - ретранслятор, искажающий информацию и прикрывающийся чужим авторитетом?
С Хохлачевым я бы поговорил. Но при чем здесь Вы?
Владу Мореву: ну предположим, в отличии от Вас, я знаю о чем будет "говорить" Ю.С. Хохлачев (я с ним общался лет 15 назад на сайте журнала "Наука и Жизнь"). Так почему я не могу посоветовать и Вам "поговорить" с ним? Если Вы "слыхом не слыхивали" о том, чего он изложил в работе "О семантической информации". Однако
VIK-Lug, 7 Август, 2025 - 21:12, ссылка
Во как! На целом сайте!
Тут друзья со мной общались 30 лет, а про меня такую пургу несут, такую хрень!
Если есть мысли, то излагайте!
Нафиг мне читать чего-то? Я за свою жизнь столько прочитал, что многие и за десять жизней не одолеют.
Есть у Вас свои мысли?
Владу Мореву: а Вы что, предлагаете мне, например, закон Ома или Кирхгофа, своими слова изложить? Дык "у бугая лучше получается" - напомнить про такой анекдот? Да и плагиатничать - тоже не есть хорошо. Однако.
VIK-Lug, 8 Август, 2025 - 09:51, ссылка
А что, не можете? Я же сказал, что я много знаю, много читал. Можно и закон Ома обсудить, и Кирхгофа. Можно и теорию суперструн обсудить. Эзотерику? Религии? Политику? Пожалуйста!
Единственное, что я не люблю обсуждать - это историю и искусство. Там слишком много пустой и бессвязной конкретики и символики. Поэтому я в эти темы даже не лезу.
Вот про это Вам нужно сказать своими словами. Вы же об этом заговорили, когда речь пошла об Истине.
Ну, знаю я про принцип дополнительности Бора. Вы про это? Принцип дополнительности Бора никоем образом не мешает иметь истинное знание на философском уровне. Речь про абсолютную Истину высшей степени обобщения.
Владу Мореву: Вы бы сперва разобрались в сути того капитализма, который нынче реализуется в России, а для сравнения - в Китае. Больше пользы для Вас может быть. Однако.
VIK-Lug, 8 Август, 2025 - 12:58, ссылка
Перепрыгивание с темы на тему, когда аргументов нет - это любимый прием демагогов. Почему любимый? Да потому что самый простой.
Про МОРТАЛИЗМ марксизма чего-нибудь скажете?
Опять Марксизм опровергаете ?
)) не надоело за 160 лет то ?...
Дневному Философу? а чё, разве те законы , которые открыл МАркс при исследовании капиталистических условий обеспечения жизни людей, как то поменялись уже в наших условиях жизни (в России)? Ибо как действовали в этих условиях " по Марксу - самые яростные, самые низменные и самые отвратительные фурии частного интереса", так сегодня они и действуют. Однако.
Многие из этих фурий были комсомольцами и партейными.
Вот такое партейное воспитание однако.
Человек – единственное существо во всей органической жизни природы, ко-
торое перерастает пределы созданного им, поднимается вверх по ступенькам своих замыслов,
рвется вперед, оставляя достигнутое позади. Вот что следует сказать о человеке: когда теории меняются или терпят крах, когда школы, философские учения, национальные, религиозные, экономические предрассудки возникают, а потом рассыпаются прахом, человек хоть и спотыкаясь, а тянется вперед, идет дальше и иной раз ошибается, получает жестокие удары. Сделав шаг вперед, он может податься назад, но только на полшага – полного шага назад он никогда не сделает. Вот что следует сказать о человеке; и это следует понимать, понимать. Это следует понимать, когда бомбы
падают с вражеских самолетов на людные рынки, когда пленных прирезывают, точно свиней, когда искалеченные тела валяются в пропитанной кровью пыли.
Я тут то же "исследовал" всё что осталось от большевиков. По этому вспомнилось из "Гроздьев Гнева". Что ПОЛНОГО ВОЗВРАТА быть не может. (как и в послереволюционной Франции в период реакции.) Даа Бурбонов вернули, но монархия была ограниченна.) Так и у нас - ТРУДОВЫЕ ПРАВА, "права на воле изъявление" типа экономических забастовок (как отражение классовых битв прошлого) . А вот это (в конституции) - "РФ есть социальное гос-во" ? То же отражение великих битв прошлого ?! И я удивлён этому.
Ну поживём увидим к чему наш госмонополистический капитал (в стадии империализма) приведёт ..
Диванный философф, 8 Август, 2025 - 18:10, ссылка
Марксизм опровергнут практикой строительства коммунизма в СССР.
А Вы не хотите заняться мортализмом - победой над физической смертью?
Я тут афоризм придумал прикольный.
Если ты не занимаешься мортализмом, то мортализм займется тобой.
Прикольно?
Вот уж настоящая тема для подлинного философа! А-то ковыряются все в дер... и вылезать не хотят.
Подлинный философ победит смерть. Тут и мудрость, и Истина, и блаженство.
А остальное всё - суета.
Кстати, кто победит смерть, тот построит на Земле рай (коммунизм).
А марксизм - это хрень полная от начала до конца. В мире идет борьба за удовольствия. А экономика - это часть этой борьбы. Бедные борются с богатыми, и нет никаких классов. Сейчас это настолько очевидно, что цепляние за классовую борьбу просто смешно.
Как только бедный становится богатым, он начинает гнобить бедных.
Нет никаких классов.
Лучше бы все не забывали "МЕМЕНТО МОРИ!"
Победить физическую смерть - это будет супер. Кто это сделает, тому поклонится всё человечество, и все сразу выкинут на помойку все "философские" труды напрасно прославленных "гениев".
Владу Мореву: а то, что марксизм не про строительство коммунизма, а про применение теории развития к современному капитализму - это понять слабо? И посмотреть в сторону Китая, то голова не поворачивается в нужную сторону? Или как?
VIK-Lug, 9 Август, 2025 - 09:59, ссылка
У! Тогда вообще не о чем говорить.
Образа будущего нет, цели нет...
Ради чего люди гибли?
Насчет Китая... общался я с китайцами, жалуются на интенсификацию труда, запрягли их коней.
Посмотрим, куда прискачут. Экономические показатели говорят о том, что ожидает их дикая дефляция, похуже чем в Японии.
Владу Мореву: как это ради чего гибли люди? А чтобы устранить "действие самых яростных, самых низменных и самых отвратительных страстей человеческой души - фурий частного интереса".(как обнаружил Маркс, при его исследованиях капитализма). Однако.
VIK-Lug, 10 Август, 2025 - 03:59, ссылка
И что? Устранили? Не-а!
Так, за что люди гибли?
А какой интерес является не частным?
Вот Вы преследуете свой частный интерес, связанный с марксизмом. Люди его не разделяют, а Вы пропихиваете и пропихиваете свой интерес.
Вы сначала своих фурий устраните!
Вот 100% даю, что если Вы станете начальником, вы будете гнобить всех своих подчиненных, заведете любовниц. Любовницы начнут подарков просить, Вы начнете их капризы выполнять.
100%!
Когда увидите, что подчиненные нихрена не хотят делать за дорма, вы их будете увольнять и наймете иммигрантов, которые будут работать за дорма.
Если не были начальником, то я был. Работать никто не хочет, все хотят коммунизму, чтоб нихрена не делать, но чтоб у них всё было. Я просто ушел с должности, ибо плёткой никого не хотел заставлять работать. Пусть поменьше зарабатывать, но с рабочими дело иметь нафиг-нафиг. Им коммунизму подавай.
Что бы ты негодяй сегодня (в далёком будующем) работал 8 часов а не 12-14 в сутки имел оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный регресс по травмам. Пенсию ИТД. И что бы рожали тебя в декрет ном отпуске а не на фабрике под станком !
Это конечно мало что осталось "от большевиков" но они о тебе мерзавце заботились больше чем ты сейчас тупишь на их деяния. Твои родители савки жили же в БЕСПЛАТНОМ ЖИЛЬЕ ? При БЕСПЛАТНОЙ МЕДЕЦИНЕ ? Учили ИХ то же БЕСПЛАТНО ! Вот за это и ГИБЛИ что бы сейчас подобные №;";% ....
зла не хватает !
Диванный философф, 13 Август, 2025 - 16:52, ссылка
В том-то и дело, что практически ничего не осталось. Зря погибали.
Блин! Это всё из-за меня? Миллиард строителей коммунизма (считать по всем странам) жили в нищете, терпели лишения и мучения, умирали и погибали, чтобы я негодяй работал по 8 часов?
Офигеть!
А где написано у Маркса, что вся возня была ради негодяев? Если бы это было прямо написано, то никто не стал бы упираться.
Да, ради такой гниды как ты "зря"
.
Да дебил и для ТЕБЯ !
Понимаешь ?! И ТЫ чудак для детей своих оставляешь лучшее !? Так !? Но ДЕТИ ГОВОРЯТ ЧТО ТЫ ПАПАША старый МУД@К И ОТСТАЛЫЙ
.
Так и у тебя мЫшление сейчас потому что ТЫ ещё ребёнок. Некоторые озарения приходят ПОЗЖЕ.
Всё же я думаю, что "ГОДА ИДУТ А УМ НА МЕСТЕ" это не про тебя годам к 35 и начнёшь прозревать..
Ради негодяев ? Нет хуже когда ради дураков.
Диванный философф, 15 Август, 2025 - 22:01, ссылка
А где у Маркса написано, что вся возня была ради дураков?
Если не для негодяев, тогда зачем ты написал, что ради меня негодяя, а теперь еще и гниды?
Ты врёшь!
Для меня вы ничего не делали, ибо я гнида и негодяй, как ты сказал, а коммунизм вы делали для дураков - для себя.
Ну если ты дуурак что тебе до Маркса ?
. Пользуйся НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ. Хотя естественный отбор таких в могилу быстро сводит..
. А ты живёшь. Негодяй )) , на работу ходишь только 8 часов раб времени , на пенсию надеешся..(её кстати для работяг как раз большевики придумали.) Загляни в свой "СНИЛС" - там то же "плоды классовой борьбы для дураков"
и прочее, что стало возможно ДЛЯ ИДИОТОВ благодоря Марксу, Энгельсу, Ленину и мириадам ДРУГИХ. Находясь на такой "пирамиде" прошлых поколений можно паясничать , идиотничать
. Глумиться .
И не вру Я.. просто обидно.. за дураков. Такое простое философское открытие понять нельзя ?
.
Ну не для такой же гниды подпевалы буржуйской ?!
. Только рот не чищенный открыл - уже после пары слов стало ЯСНО
. А это всё это брат "марксизм" (Богатырёв "свой чреди чужих чужой среди своих" ) . Помогает после пары слов негодяев определять ))) . Да и вообще высер "а коммунизм вы делали для дураков - для себя." Не ко мне я этим марксизмом поздно заинтересовался. Общественно-политической наукой которая объясняет всё от морали, религии науки, движении масс, куда история двигается КАК ОНА ДВИГАЛАСЬ И КАКОЙ У НЕЁ ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ КАК СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО. Как погасить классовые войны.. Как создать государство и формацию нового прогрессивного типа. И ЛУЧШЕ Я ПОКА НЕ ВИДЕЛ.
Да по моему-ВСЁ объясняет с точки зрения науки ! И ПО ВАШЕМУ это ДЛЯ ДУРАКОВ ?
. От здорово ! Возвращаемся С ВАМИ в 19 ВЕК ? Ну что ж можно похлопать. Да хотя бы это делали СКРОМНО . Так нет со всеми ПОПОВСКИМИ ПОЗОРНЫМИ ПРИБАМБАСАМИ ШЕЛЕСТИТЕ- Браво !
.
Кто что "СТРОИТ"
...............................а вы НЕВЕЖА..
Диванный философф, 16 Август, 2025 - 20:03, ссылка
Ща! Штаны подтяну. Не всех вам удалось зомбировать. Разбежались по углам и форумам марксисты, всё прокакали.
Не смеши! Я и в СССР работал больше, чтобы больше зарабатывать. На вашу зарплату только носки приличные можно было купить.
"Чтоб ты жил на одну заплату!" - звучало как проклятие.
Никогда не надеялся. И как оказалось, правильно делал.
Ошибаешься, как и Маркс. Клевещешь! Я своими ручками и мозгами всегда работал, никого не нанимал.
Никакой морали у морталистов-атеистов быть не может. И ты это доказал своей клеветой, что я гнида, буржуй и тварь неблагодарная. Ничего ты обо мне не знаешь. Для вас все гниды, кто с вами не согласен. А кто так думает, тот сам гнида и тварь тупая.
Запросто! Вам всем, включая коммунистов и капиталистов, нужно отказаться от ложного, криминогенного и летального мировоззрения, которое порождает конфликты, вражду, войны, преступность, ложь, болезни, старение и смерть.
Всё просто! Ваше нежелание думать самостоятельно заставляет поклоняться мертвым идолам типа Маркса и Адама Смита, Сократа и Ницше.
Вы дерётесь за вашу веру - за идолов, чтобы иметь возможность считать себя всегда правыми.
Правый на погосте не окажется. Пока что на практике никто не доказал своей правоты - все оказываются на кладбище.
Прокакали ! По этому для основной массы поссавецких хомяков "пенсионный возраст повышается"
??! итд итп..
Ну да ладно ! Нах ВЫ кинулись вояк "добровольцев" наёмников облизывать "соцзащита для семей в\сл СВО последующее трудоустройство обучение" , соц выплаты и ГАРАНТИИ.
Ип@ть как на "коммунизм смахивает"

. Ро ходу мы движемся ро марксихму к коммунизму 
Нда мне сейчас бы МРОТ СОВЕТСКИЙ, - ШТУК 70 ят который по вашим временам 20 к я бы сидел и не вякал как гнида из подмышки


Ну так если ты бандит был в 90е то что наворовался не все 145 миллионов населения России так могут. Все 145 000 000 млн населения РФ не могут быть ТАКИМИ КАК ТЫ СЕРЕБРЯННЫМИ. А это тебе негодяю поссавецкому урок - и - ВЫКЛЮЧАЙ ИДИОТА ПОЖАЛУЙСТА. Хорошо ?
Ах вот как ты запела !
Когда возразить не на что ?
приятель ругать можно ТОЛЬКО ТОГДА КОГДА ЗА СУБЪЕКТОМ ЕСТЬ КОСЯКИ. Да и то не долго до его исправления. Это тебе даже в ИНДУИЗМЕ РАССКАЖУТ:
(Это Политэкономия Маркса
). Так что утри пожалуйста сопли и слюни и слёзы. И расскажи
По реакции лет 20 студент ?
А Ну что там "за мораль" ? Ликбез:
Вопрос о природе нравственности, морали, этики, вокруг которого столько копий ломали представители идеалистической философии, получает со стороны марксизма материалистическое решение. В противоположность всем традициям домарксова социализма Маркс не дает коммунизму-идеалу нравственного обоснования и доказывает его необходимость не из противоречия капиталистического строя нравственному чувству людей. Неизбежность крушения капитализма и наступления коммунизма выводится Марксом не из какого-либо надзвездного, не имеющего ничего общего с действительностью «категорического императива», а из тщательнейшего изучения законов развития капитализма.
Коммунизм наступит не потому, что в нем найдут осуществление заветные мечты лучших людей человечества о совершенном общественном строе, в котором не будет места угнетению и эксплуатации, нищете и невежеству; нет, коммунизм придет в силу железных законов исторического развития, с той же необходимостью, как в органическом мире бабочка вылупляется из куколки.
Нельзя строить социализма на морали, на декламациях о правде и справедливости, — необходимо понять пути истории, которые неизбежно ведут на одном из этапов развития общества к смене капиталистической его фазы коммунистической.
«Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом реальное движение, которое уничтожает теперешнее состояние. Условия этого движения вытекают из имеющихся теперь налицо в действительности предпосылок» (Маркс и Энгельс. Немецкая идеология.).
Коммунизм выводится Марксом из экономики, а не из этики. Марксизм не подходил к условиям капиталистического производства, покоящегося на присвоении неработающими прибавочного труда производителей, с моральным критерием, с нравственной меркой, а анализировал и объяснял его.
«По законам буржуазной экономии большая часть продуктов не принадлежит произведшим их рабочим. Когда мы говорим: это несправедливо, этого не должно быть, — то такие приговоры не касаются экономии. Мы выражаем ими простое противоречие нашего нравственного чувства с данным экономическим фактом. Поэтому Маркс никогда не брал ничего подобного за основу своих коммунистических требований, а опирался на неизбежное, с каждым днем все яснее и яснее совершающееся на наших глазах, крушение капиталистического способа производства; говоря, что прибавочная стоимость состоит из неоплаченного труда, он просто констатирует факт». (Энгельс. Предисловие к «Нищете философии» Маркса).
Неправильно было бы, однако, полагать, что марксизм отрицает за моралью какое бы то ни было значение. Отнюдь, нет. Нравственные представления людей могут быть немаловажным симптомом, свидетельствующим о происходящих в экономической структуре общества изменениях.
Нравственное сознание массы, объявляющее несправедливым тот или другой экономический факт, как это было когда то с рабством или с крепостным трудом, доказывает, что данный факт отжил уже свое время, что появились новые экономические факты, в силу которых он становится невыносимым и должен прекратить свое существование.
«Возрастающее понимание того факта, что существующие общественные установления неразумны и несправедливы, что разум превратился в безумие, благодеяние — в бедствие, лишь признак того, что в методах производства и способа обмена тихо и незаметно произошли перемены, которым уже не соответствует общественный строй, приноровленный к прежним экономическим условиям» (Ф.Энгельс «Анти-Дюринг»).
«Новые производительные силы уже переросли буржуазную форму их использования; этот конфликт между производительными силами и способом производства не возник в головах людей, как, например, конфликт между первородным человеческим грехом и божественной справедливостью, но заключается в самых явлениях объективно, вне нас, независимо от желаний и стремлений даже тех самых людей, которые его вызвали. И вот современный социализм представляет собою не что иное, как идейное выражение этого фактического конфликта, его идеальное отражение, прежде всего, в головах людей того класса, который непосредственно от него страдает, т.е. рабочего класса». (Ф.Энгельс «Анти-Дюринг»).
Философия Канта, мыслителя германской буржуазии XVIII века, отрывала нравственность от всякой связи с действительностью, уносила ее далеко от реальной жизни в надзвездные высоты. Кант и давал сообразно с этим своему нравственному закону, который носит у него название «категорического императива» чисто формальную характеристику, отказываясь определять его по содержанию. Кантовское долженствование обязывает человека к действию, не считаясь с реальными возможностями: «ты можешь, ибо ты должен» — гласит категорический императив.
С точки зрения марксизма, наоборот, поведение людей, с которыми имеет дело наука о нравственности, должно быть выведено из общественных отношений, характеризующих данную ступень исторического развития. Если Кант сравнивает «нравственный закон» со «звездным небом над нами», то марксизм объясняет его происхождение из реальных факторов, управляющих всей общественной жизнью. Отсюда следует, что не существует нравственных законов, годных для всех времен и народов.
О морали Фейербаха, не сумевшего подойти к вопросу с точки зрения материализма, Энгельс пишет: «Она (мораль) выкроена для всех времен, для всех народов, для всех состояний, и именно потому она неприложима нигде и никогда. По отношению к действительному миру она также бессильна, как категорический императив Канта. В действительности каждый класс, каждый род занятия имеет свою собственную мораль, которую он при том же нарушает всякий раз, когда может сделать это безнаказанно» (Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»).
В классовом обществе не может быть и речи об единой общечеловеческой морали, которая годна была бы для регулирования поведения всех и каждого. И в области морали, как и в других вопросах не может быть и речи о готовой, окончательной истине. Наука должна конструировать мораль, «из действительных общественных отношений людей» (Энгельс), а так как эти отношения не остаются неизменными, а находятся в процессе непрерывного развития, то в соответствии с ними принимают новую форму и нравственные воззрения общества.
«Представления о добре и зле у разных народов и в разные эпохи так сильно изменялись, что они часто противоречат друг другу» (Энгельс).
Но и в одно и то же время у одного и того же народа мы не находим единообразия нравственных представлений, ибо каждый из классов, на которые делится общество, строит сообразно своим особым классовым интересам свою особую мораль.
«Какую мораль проповедуют нам ныне? Тут мы видим сначала христианскую феодальную мораль, завещанную более ранней набожной эпохой; она разветвляется на католическую и протестантскую, которые опять-таки, в свою очередь, распадаются на всевозможные подразделения, начиная от иезуитски-католической и ортодоксально-протестантской до просвещенно-свободомыслящей. Наряду с этими разновидностями фигурирует еще современная, буржуазная мораль, а рядом с ней пролетарская мораль будущего. Таким образом, прошлое, настоящее и будущее дают нам уже в одних только прогрессивнейших странах Европы три больших группы одновременно и совместно действующих теорий морали. Какая же из них истинная? В смысле абсолютной завершенности — ни одна. Но несомненно, что наиболее прочными и устойчивыми элементами обладает та мораль, которая в настоящее время является представительницей будущего, представительницей переворота и преобразования настоящего, то есть мораль пролетарская.»
«Если же мы видим, что все три класса современного общества — феодальная аристократия, буржуазия и пролетариат — имеют каждый свою особую мораль, то мы можем из этого факта сделать лишь тот вывод, что люди, сознательно или бессознательно, в последнем счете черпают свои нравственные воззрения из практических отношений, на которых основано их классовое положение, из экономических условий их производства и обмена.
Но вышеприведенные три теории морали имеют ведь кое-что общее; не является ли оно, это общее, по крайней мере, элементом раз навсегда установленной морали? Эти три теории морали (аристократий, буржуазии и пролетариата) представляют собою три ступени одного и того же исторического развития; они имеют, следовательно, общую историческую подкладку и уже поэтому им необходимо присуще много общего. Более того: на равных или приблизительно равных ступенях экономического развития теории морали необходимо должны более или менее согласоваться. С момента развития права частной собственности на движимое имущество все общества, среди которых действовало это право, должны были иметь общую заповедь: «не укради». Становится ли заповедь эта, таким образом, вечным моральным законом? Ничуть. В обществе, устранившем мотивы, побуждающие или даже принуждающие к воровству, где, следовательно, воровать могут, в крайнем случае, только душевнобольные, в таком обществе высмеяли бы того проповедника-моралиста, который стал бы торжественно провозглашать вечную истину — «не укради».
Поэтому мы отвергаем всякое притязание навязать нам какую бы то ни было моральную догматику, как вечный, окончательный и впредь неизменный нравственный закон под тем предлогом, что и моральный мир имеет также свои постоянные принципы, стоящие над историей и над различиями народов. Мы, напротив того, утверждаем, что все моральные теории являются — в последнем счете — результатом данного экономического состояния общества. А так как общество до сих пор жило всегда среди классовых противоречий, то и мораль была постоянно классовой: она или оправдывала власть и интересы господствующих классов, или же оправдывала возмущение против их власти и защищала интересы будущности угнетенных как только последние приобретали достаточную силу. Несомненно, что при этом, в целом и общем, получился прогресс как в области морали, так и во всех других отраслях человеческого познания, однако, мы все еще далеко не свободны от классовой морали; Истинно человеческая мораль, стоящая над классовыми противоречиями и над их пережитками, станет возможной лишь в том обществе, которое не только преодолеет классовые противоречия, но и забудет о них в практической жизни». (Ф.Энгельс «Анти-Дюринг»)
Критикуя немецкого писателя Штирнера, Маркс писал:
«Коммунизм совершенно недоступен пониманию нашего святого потому, что коммунисты не противополагают эгоизм самопожертвованию, ни самопожертвование эгоизму, и теоретически не выражают эту противоположность ни в благодушной, ни в напыщенной идеологической форме, а, напротив того, указывают на ее материальное месторождение. Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали, что делает зато Штирнер в самых широких размерах. Они не предъявляют к людям нравственных требований: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. п. Они, наоборот, очень хорошо знают, что эгоизм, так же как и самопожертвование, при известных условиях есть необходимая форма утверждения индивидуума, достижения им известной цели». (Маркс и Энгельс «Святой Макс»).
При коммунизме исчезнет противоположность между эгоизмом и самопожертвованием, между общими и частными интересами, ибо она была обусловлена антагонистическим способом производства и падет вместе с его исчезновением.
А пока существуют классы, нравственность тесно связана с классами и их борьбой. Ленин еще в 1894 г. в полемике с вождем «легального марксизма» в России П. Б. Струве признал справедливость утверждения буржуазного экономиста Вернера Зомбарта, что «в самом марксизме от начала до конца нет ни грана этики».
«…В отношении теоретическом «этическую точку зрения» он (марксизм) подчиняет «принципу причинности», в отношении практическом — он сводит ее к классовой борьбе.».
Ленин, с другой стороны, возражает против мнения, будто коммунисты не признают вообще морали, — они отрицают только классовую мораль буржуазии. «В том смысле, в каком проповедывала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или, вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.
Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов.
Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата».
Пролетариат не знает вечных принципов права и нравственности, которым он подчинял бы свою борьбу за коммунизм. Классовая борьба пролетариата и ее методы не могут быть обсуждаемы и осуждаемы с точки зрения какого-либо незыблемого нравственного мерила, — наоборот, этика пролетариата целиком и полностью определяется интересами его классовой борьбы.
«Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует, это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата».
Ленин не отрицает морали, но подчиняет ее интересам классовой борьбы. И после победы пролетарской революции «классовая борьба продолжается, и наша задача — подчинить все интересы этой борьбе.
«И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем. Мы говорим: нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов.»
«Коммунистическая нравственность, это — та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества.
Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем.»
«Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда».
Для Ленина нравственность целиком сливается с массовой борьбой против эксплуататоров; «мораль и есть боевая дисциплина освободительной армии пролетариата, — правила поведения, обязательные для каждого бойца, желающего победить».
С точки зрения пролетариата нравственным является все то, что способствует победе пролетарской революции; — безнравственным революционный пролетарий признает все те поступки, которые мешают ее успеху. Благо революции остается верховным принципом пролетарской морали до той поры, пока окончательная победа коммунизма не станет фактом.
В. Быстрянский
«Коммунистический университет на дому», №7, 1925 г.
Зато тебя нанимали при капитализме кто не продаёт раб силу тот не ест. Харэ манду в лапти обувать..
Идеалист ну что ещё сказать ?!
. Ну если бы учился прежде чем страницы пачкать..
как можно отказаться когда и "мирровоззрение" берётся не из _ИДЕАЛА_ ?! ва́куума ? Я вон то же когда то таким был невеждой лет 35 назад.
За веру попы деруться марксисты за науку и знание лишённое "веры" а основанное на
Хм зачем тогда Путин в суе вспоминает "систему здравоохранения" оставшуюся от большевиков ? Наверно он долбодятел ?
Да ?
Ну ладно . Нет и забыли (за 160 лет) так хуле вы опять ?!
Диванный философф, 9 Август, 2025 - 21:15, ссылка
Ну, когда восстановят, тогда и поговорим.
А всуе много можно чего ПОМИНАТЬ.
Вы философ или не дружите ? Странные люди...
Что "восстановят" ? Я сказал что ПУТИН хлестался "системой здравоохранения оставшейся от большевиков" перед США . Что здесь "восстанавливать" ?! Выключай дурака .
Очень дерзко. Прежде, чем заявлять такое, необходимо выйти из позиции объекта в позицию субъекта.