Начнём с определения:
ПРАВО – это область [границы] свобод Субъекта.
Подробнее о самом ПРАВЕ поговорим в следующей новой статье - "теория ПРАВА", - а сейчас обсудим только всевозможные "представления о ПРАВЕ" - т.е. его источники, происхождение.
Многие полагают, что существует некое особое единственное ("истинное") ПРАВО (как собственности, так и нравственности), - но это не так. На самом деле проблема как раз в том и состоит, что всевозможных источников происхождений ПРАВ существует огромное множество, - они абсолютно независимы друг от друга и могут быть совершенно разными. Из-за этого в понимании самого понятия "ПРАВА" возникает такая путаница, что без проведения чёткой классификации всех этих источников разобраться со смыслом понятия "ПРАВО" просто невозможно.
Всё многообразие источников возникновения (происхождения) ПРАВ можно сгруппировать в следующие четыре основные группы:
Каждая из этих групп ПРАВ имеет свою строго отведённую роль в механизме обустройства общества: здесь одни виды ПРАВ могут оказывать влияние или определять содержание других видов ПРАВ.
Исходить следует из того, что конечной целью любого желаемого преобразования общества является то, чтобы реальные ПРАВА соответствовали некоему выбранному нами идеалу ПРАВ. Субъективные права (т.е. мнения отдельных людей или групп людей) не могут служить основой для такого идеала по той простой причине, что они не могут гарантировать логической непротиворечивости всего предлагаемого набора своих субъективных представлений о ПРАВАХ из-за своей произвольности.
Гарантию логической непротиворечивости может дать только ПРАВО теоретическое - т.е. те ПРАВА, которые выводится из Аксиом правовых теорий, где нет и не может быть никаких ссылок на какие-либо субъективные мнения.
Далее, основываясь на этих теоретических ПРАВАХ, уже можно будет задавать ПРАВА юридические, чтобы теоретические представления подкреплялась силой государственного закона – т.е. государственным принуждением (насилием).
И тогда, какими бы ни были субъективные представления о ПРАВАХ у отдельных членов общества или каких-либо групп общества – все они с необходимостью будут вынуждены подчиняться силе государственного закона – т.е. ПРАВУ юридическому, ранее основанному на ПРАВЕ теоретическом.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для более глубокого понимания, что собой представляют разные типы ПРАВ, разберём две задачи.
З а д а ч а 1.
К какому типу источников происхождения ПРАВ относится "естественное право"?
Р е ш е н и е:
Поскольку при обосновании "естественного права" обычно идёт ссылка либо напрямую на "общественное мнение" (на обычаи), либо на что-то "божественное" или на некие "законы Природы" (т.е. на выдумки, где нет аксиом, и где смысл ПРАВ разными толкователями может трактоваться по-разному) – то в таких случаях "естественное право" относится к субъективному типу ПРАВ (т.е., по существу, ничего не значащее).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
З а д а ч а 2.
Вор Х угнал у человека А его автомобиль р и продал её человеку В.
Спрашивается, кто сейчас имеет ПРАВО собственности на машину р? (проще говоря, владеет ей).
Р е ш е н и е:
Реальным ПРАВОМ собственности обладает человек В (купивший машину у вора), поскольку может пользоваться машиной по своему желанию.
Юридическим ПРАВОМ собственности по-прежнему облает человек А, поскольку у него есть подтверждающие юридические документы: договор купли-продажи автомобиля р и свидетельство о его регистрации.
Субъективным ПРАВОМ собственности каждый человек волен наделять кого-угодно по своему желанию. Предположительно, это может быть так (но может быть и иначе):
Теоретическим ПРАВОМ владения автомобилем р обладает А, поскольку согласно теории Т1 (теории собственности) он получил его от прежнего владельца путём добровольного взаимодействия.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Теперь, разобравшись с тем, какими бывают представления о ПРАВЕ (т.е. с его источниками, происхождением), можно приступать к рассмотрению собственно "теории ПРАВА".
Продолжение следует...