Профессор В.О.Лобовиков о диалектической логике
Обозначение
позиции
В статье "Математическая модель «диалектической логики» и относительно автономные познающие роботы" (2018) В.О. Лобовиков характеризует диалектическую логику ка "пресловутую" проблему и грязную воду: "Объект исследования - пресловутая проблема «диалектической логики» и ее релевантность в отношении конструирования относительно автономных познающих роботов. Согласно развиваемой в статье концепции, значением метафорического выражения «диалектическая логика» является формальная аксиология мышления"
Профессор Лобовиков считает, что диалектическая логика - это та "грязная вода" вместе с которой выплеснут ребенок. Он вопрошает:
"Что именно относится к «грязной воде, в которой захлебнулся Диамат»? По моему (Лобовикова В.О.) мнению, прежде всего к ней относится «диалектическая логика как содержательная логика диалектического мышления об объективных противоречиях, не устраняющая, а сохраняющая противоречия в мышлении»".
Как так? ДЛ - логика сохраняет противоречия в мышлении"? Это что? Д.ф.н. не знаком с азбучной истиной диамата: смысл диалектической логики прямо противоположный - состоит в разрешении (снятии) противоречий, а не в их сохранении. И почему ДЛ - грязная вода? Профессор не пояснил.
Всё-таки, "Что не так с диалектической логикой?". Лобовиков пишет:
" Теперь отключим образность речи и перейдем к совершенно серьезному обсуждению проблемы, руководствуясь строгими канонами аналитической
философии".
Странно! Первая накладка. Лобовиков нацеливает на ложные ориентиры, смешивая различные вопросы. Почему-то учёный собирается следовать не строгими канонами диалектико-материалистической философии, а аналитической. Хотя где и на каких скрижалях её, аналитической философии, каноны записаны? Риторический вопрос.
Лобовиков задается вопросом, "Что такое диалектическая логика?". Автор прямой ответ не приводит, отсылает к литературе:
[1–3, 10–12, 18, 21, 34–39, 43, 44, 46, 47, 56, 61, 70]*.
— Лобовиков. Если определить диалектическую логику как формальную логику рассуждений о противоречивости процессов изменения (движения) и развития, то:
(1) основные законы формальной логики при этом не отменяются, а сохраняются
и должны соблюдаться;
(2) появляются некоторые особенности (усложнения) искусственного языка и формального аппарата, из-за которых эта логика оказывается неклассической (формальной логикой).
— Грачев. Во-первых, почему не самостоятельная логика, а вид формальной?
Во-вторых, почему предмет логики не форма рассуждений, а какие-то содержательности ("противоречивости процессов изменения")?
В-третьих, причём тут "особенности", когда ещё не вскрыто общее и различие формальной и диалектической логики?
На мой взгляд, причина всех накладок в издержках абсолютизации принятого Лобовиковым метода - аналитической философии.
— Лобовиков. Если определить диалектическую логику как такую формальную логику, в которой из противоречия не следует (логически) произвольное утверждение, то:
(1) некоторые законы формальной логики при этом не отменяются, а сохраняются
и должны соблюдаться;
(2) появляются некоторые особенности (усложнения) искусственного языка и формального аппарата, из-за которых эта логика оказывается неклассической (формальной логикой). Такая возможность уже реализована представителями научного направления, именуемого паранепротиворечивой логикой, которое в настоящее время продолжает успешно развиваться [5–7, 16,
57, 60, 61, 66].
— Грачев. Проблема диалектической логики не в дилемме: отменять или не отменять законы формальной логики, а в их согласовании с законами диалектики. и рассмотрении рассуждения как процесса в котором одновременно действует закон непротиворечия и закон разрешения противоречия.
— Лобовиков. Такая возможность (п.п. 1 и 2) уже реализована представителями научного направления, именуемого паранепротиворечивой логикой, которое в настоящее время продолжает успешно развиваться [5–7, 16, 57, 60, 61, 66].
Строго говоря, такая де- "реализация" в виде ссылки на параНЕпротиворечивость есть профанация диалектической логики. Поскольку смысл ДЛ именно в буквальной парапротиворечивости рассуждения. А именно, в рассмотрении рассуждения как процесса в котором одновременно действует закон непротиворечия (запрещение) и закон разрешенного противоречия (позволение).
______________
*) Примечания:
1. Асмус В. Ф. Диалектический материализм и логика. Киев, 1924.
2. Батищев Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1993.
3. Бачманов В. С. Методологические вопросы формальной логики. Л., 1969.
...
10. Ильенков Э. В. К вопросу о противоречии в мышлении // Вопр. философии. 1957. № 4. С. 63–72.
11. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1974.
12. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
...
18. Кедров Б. М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 2006.
21. Копнин П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М., 1982.
34. Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в классической немецкой и марксистсколенинской философии. М., 1981.
35. Нарский И. С. К вопросу об отражении диалектики движения в понятиях // Формальная
логика и методология науки. М., 1964. С. 3–51.
36. Нарский И. С. Проблема противоречия в диалектической логике. М., 1969.
37. Нарский И. С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969.
38. Нарский И. С. Проблема истолкования философского значения паранепротиворечивых
логик // Философские науки. 1982. № 4. С. 110–113.
39. Нарский И. С. Тождество противоположностей и проблема идеального // Категории
диалектики. Вып. 10 : Тождество противоположностей как методологическая проблема. Свердловск, 1987. С. 47–57
43. Петров Ю. А. Логическая функция категорий диалектики. М., 1972.
44. Петров Ю. А. Математическая логика и материалистическая диалектика. М., 1974.
46. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги : в 2 т. Т. 2 : Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992.
47. Поппер К. Р. Что такое диалектика? // Вопр. философии. 1995. № 1. С. 118–138.
56. Benthem J. F. K. van. What is dialectical logic? // Erkentnis. 1979. Vol. 14, № 3. P. 333–347.
61. Da Costa N. C. A., Wolf R. G. Studies in Paraconsistent Logic, I: The Dialectical Principle of the Unity of Opposites // Philosophia. 1980. Vol. 9, № 2. P. 189–217
70. Smith J. W. Logic and the consistency of the world // Erkentnis. 1986. Vol. 24, № 2 . Р. 105–114.
--
Грачев Михаил Петрович
Москва, 22 октября 2020 г.
Комментарии
Полемические комментарии к образу диалектической логики В.О. Лобовикова
Это как раз и есть у В.О. Лобовикова метафорическое именование "диалектическая логика" для философии диалектики, но никак не для логики.
Богу богово. А логиково, пожалуйста, оставьте логике (теоретическое знание о правильных рассуждениях). То есть не «диалектическая логика как формальная аксиология», а философия (метафизика или диалектика) как формальная аксиология (или формализованная?).
Поскольку исходно философия (гносеология, аксиология, этика), конечно же, есть содержательный дискурс.
"не есть формальная логика (так утверждают философы-диалектики)" - А своя голова не плечах есть? Что кивать на "философов-диалектиков"? В Вашей голове ДЛ - это метафора? - Ну, да. У диаматчика, она метафора. Так и Вы туда же!
В действительности не метафора, а есть самостоятельный вид логики: диалектическая логика. То есть общая логика (рассудочная) распадается на традиционную формальную логику и элементарную диалектическую логику.
"Попробуем осуществить такой перевод с метафорического языка" - Не нужен никакой перевод. Нужно буквально на логическом языке воспринять словосочетание "диалектическая логика".
Это не логическое следствие, а аксиоматика В.О. Лобовикова. Бытие, небытие - это философские категории. А диалектическая логика есть мыслительная и речевая деятельность. И в первую очередь, противо- речие.
--
"Что именно относится к «грязной воде, в которой захлебнулся Диамат»? По моему (Лобовикова В.О.) мнению, прежде всего к ней относится «диалектическая логика как содержательная логика диалектического мышления об объективных противоречиях, не устраняющая, а сохраняющая противоречия в мышлении»". Вот ветер на море волны нагоняет, они все больше и больше, я тут вижу только количественные изменения, а где качественные?
Что здесь внешние и внутренние противоположности? В диалектической логике нет ветра, моря и валунов на берегу, которые "всё больше и больше" точат набегающие волны. До качественной шлифовки прибрежных камней.
В ДЛ другие противоположности: понятия, высказывания и рассуждения. Так что вопрос "а где качественные?" не в том контексте.
Можно ли помыслить диалектическую логику?
"Что именно относится к «грязной воде, в которой захлебнулся Диамат»?" - Лобовиков различает правильный диамат (его, Лобовикова) и неправильный советский диамат.
Тогда по аналогии, допустимо вести речь о правильной ДЛ и неправильной советской ДЛ. К сожалению образ диалектической логики Лобовикова (формальная аксиология) больше ориентирован на неправильную ДЛ, сводящуюся к афоризму "не надо трёх слов" (де- логика, диалектика и теория познания - это одно и то же).
Правильная ДЛ - это теоретическая модель естественных рассуждений. Её внешней противоположностью является традиционная формальная логика. Внутренние противоположности ДЛ: закон Запрещеннного противоречия (область повышенного давления) и закон Разрешенного противоречия (область пониженного давления).
--
Об "отмене" формальной логики никакой речи не могло быть. Речь шла об ограничении ТФЛ* школьной логикой. Такое было.
Смирнов В.А. со своей статьей "К. ПОППЕР ПРАВ: ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА НЕВОЗМОЖНА" в журнале "Вопросы философии" (1995, №1, 148-151) конечно крупно подставился. А вот Ойзерман, напротив, единственный кто вступил в полемику со Свинцовым и пытался защитить диалектическую логику с позиций традиционного диамата.
________________
*) ТФЛ - традиционная формальная логика.
--