Пример результативного совместного рассуждения в Элементарной диалектической логике
(синтезирование резюме в диалоге с единомышленником)
В широком смысле, диалектическая логика охватывает сферу разума (движение мышления в философских категориях). Это наиболее разработанная часть диалектической логики, если под таковой, скажем, понимать теоретическую спекулятивную логику Гегеля и диаматовскую диалектическую логику с её разработкой Логики с большой буквы.
Рассудочная диалектическая логика является белым пятном в системе диалектической логики. Стрелы упомянутых критиков: Л.Г. Джахая, Н.Н. Непейводы, А.И. Бродского, В.И. Свинцова, В.А. Смирнова, Н.И. Кондакова, К.С. Бакрадзе, В.С. Швырева (в именном указателе можете кликнуть на эти фамилии) направлены на регистрацию факта наличия такого белого пятна.
Между тем, дело не совсем безысходное. Предлагается вариант (проект) построения тела диалектической логики как науки о рассуждении из одного логического корня с формальной логикой - суждения. Этим я и занимаюсь в Dialectical Logic (здесь надо смотреть метки предметного указателя в Живом Журнале).
Что касается графических схем, то они входят в арсенал диалектической логики. У меня в виде MindMaps (интеллект-карты).
a_gorb wrote:
1. Диалектическая логика - это логика.
А что есть логика? Это свод правил, по которым нужно составлять набор высказываний, рассуждений для какой-то цели (не будем уточнять пока, какой)? Или это описание того, как мыслит человек, даже в том случае, когда эту мысль не высказывает?
Разрешение противоречия осуществляется посредством аргументации позиций, поддерживающих противоречащие суждения сторон.
Не понял. У вас разрешение противоречия происходит в результате победы одной из сторон, той у которой более аргументированная позиция?
Признаете ли вы возможность перехода противоположностей друг в друга и их единства?
Уточнение определения (п.1) я бы сделал в таком виде:
"Диалектическая логика - это логика общая с формальной логикой по предмету (предмет обеих - рассуждение) и противоположная формальной логике по средствам разрешения противоречия высказываний (в формальной логике одно из противоречащих высказываний откидывается, а в диалектической противоречие разрешается в аргументативном рассуждении)".
Свод правил или не свод правил? Я бы ответил так: диалектическая логика - это канон (теория, свод правил) и органон (орудие) мышления. Разобравшись с описанием теоретического тела диалектической логики, описав структуру основных форм мысли и рассуждения (суждения, вопросы, оценки, императивы), можно затем те же формы: вопросы, оценки, императивы, - использовать в качестве орудия рассуждения.
У меня диалектическая логика не эристика, а диалог - форма связи высказываний в аргументативном рассуждении, развивающем ту или иную мысль при разрешении какой-либо проблемы, сформулированной в языковых выражениях. Формулировка противоречия суждений нужна не только в споре, но и в продуктивном диалоге. Схема разрешения противоречия следующая:
© Грачёв М.П. MindMaps-15. К различию противоречия формальной и диалектической логики (26.12.2008)
Как видно из схемы, результат нацелен не на победу, а на установление истинности тезиса, антитезиса или синтеза. Допускается промежуточный результат, констатирующий недостаточность информации, а также возможность 'нулевого результата'.
Переход противоположностей друг в друга и их единство признаю.
Только вот какие моменты я не до конца понял в вашей позиции.
1. Вы пишете, что «У меня диалектическая логика … диалог» и на вашей схеме противоречие суждений представлено в виде обращения одного собеседника к другому и наоборот (т.е. действительно диалог). Мой вопрос вот в чем: это диалог обязательно двух людей или возможно диалектическое противоречие в высказывании отдельного индивидуума, так сказать, диалог с собой?
2. Возможно ли диалектика в том случае, когда человек мыслит, но не высказывается (не придает своим мыслям языковую форму)?
3. «диалектическая [логика] противоречие поощряет»
А что собственно заставляет диалектическую логику поощрять противоречие?
2. У меня 'диалектика' и 'диалектическая логика' различаются между собой. Тогда как, диалектика мышления - это не только логический, но и психологический процесс. Предполагается, что субъект рассуждения в диалектической логике уже каким-то образом вербализовал свои суждения, вопросы, оценки, императивы в предложениях языка.
3. Поощрять противоречие, диалектическую логику заставляет закон 'единства и взаимодействия противоположностей' диалектики, который усматривает в противоречии высказываний источник развития мысли при разрешении той или иной проблемы. Вы учитываете, что при этом суждения до разрешения противоречия не имеют истинностных значений и поэтому нельзя формально отбросить какое-то одно из них?
В вашем примере эти логические условия не соблюдаются. Фотон ведет себя - как волна или как частица,— в зависимости от характера исследования, чего вы не уточняете (а уточнение существенное). Вверху записано:
"Свою диалектическую сущность рассматриваемая логика выявляет через взаимоотношение логических противоположностей - противоречащих друг другу суждений, а именно, их одноуровневое противоречие в одно и то же время, в одном и том же смысле и отношении".
Аналогично, два предложения "Параллельные прямые не пересекаются" и "Параллельные прямые пересекаются" не могут служить примером противоречия ни в формальной, ни в диалектической логике, поскольку формулируются в разных геометриях (с разной кривизной).
А: “Фотон – волна и частица”
не-А: Неверно, что “Фотон – волна и частица”
Одним словом, вы не предъявили мне контрпример двух одноуровневых и, вместе с тем, истинных противоречащих утверждений. Диалектическая логика здесь строго следует логике формальной. Поэтому-то она и логика.
Может быть, вы приведете пример (пусть условный) диалектически противоречивых суждений. И поясните, что значит не иметь истинностных значений.
Если вы считаете, что об этом уже писали, то, пожалуйста, дайте ссылку.
Пример? Пожалуйста. Вот вы только что сказали: "не с чем не спорю и ничего не утверждаю". Это и значит, что генеририются предложения, которые не имеют предрешенных истинностных значений. То есть, сами по себе суждения в принципе могут иметь истинностные значения 'истинно' и 'ложно', но по какой-либо причине в процессе рассуждения пока не означены* истинностными оценками.
Но есть вид и неистинностных высказываний, которые в принципе не могут быть означены истинностными оценками 'истинно' и 'ложно'. Это вопросы, оценки, императивы. Они тоже участвуют в рассуждении, вступают в логические связи с суждениями. Это предмет исследования диалектической логики.
Тем не менее, поскольку вы какие-то суждения всё-таки высказываете, то я, в свою очередь, могу согласиться или противоречить. Только мои противоречащие высказывания не могут иметь заранее предрешенной истинностной силы (и я должен отдавать себе в этом отчет), пока, как вы сказали, "до конца не поняли моей позиции".
____________
*) Об означивании предложений, не имеющих истинностные оценки: Метакидес Г.Б., Нероуд А. Понятие семантики в логике высказываний (гл.1.3)/в кн.: Метакидес Г.Б., Нероуд А. Принципы логики и логического программирования. — М., 1998, С. 18.
ЗЫ Книжку почитаю, когда найду.
И с чем я особенно согласен, так это с тем, что истина возникает не только в области чистых суждений, а требуется еще и практика. Замечу, что это выводит вас за рамки одних только суждений.
В таком виде я в основном придерживаюсь похожих взглядов.
А вот с чем я не согласен потребует отдельного обдумывания.
Пожалуй, начнем не торопясь…
Немного запутался, что понимается под истинной. Насколько я знаю, тут возможно два варианта.
1) Формальный: значение «истина» или «ложь» присваивается суждениям (логическим переменным и т.п.) достаточно произвольно - аксиомы, или исходя из данных опыта (более или менее однозначных). Затем из этих начальных условий выводятся следствия, которые тоже могут иметь значения «истина» или «ложь». Значения истинности следствий целиком определяется значениями истинности исходных данных. В общем, это практически тождественно компьютерной программе или релейной схеме, даже весьма развесистой (Siemens LOGO! - кстати, прямо называется «Логический модуль»).
2) Назовем условно Философский: критерий истины – практика, частная истина не абсолютна, истина – это процесс и т.д. и т.п. Запрограммировать все это будет трудновато, если вообще возможно. По крайней мере, релейную схему на таких принципах не построишь. В этом случае редко применяют словосочетание «значение истинности».
Я так же думаю, что при изучении истории науки мы можем обнаружить весьма интересную и поучительную диалектику этих, по крайней мере, несовпадающих пониманий того, что есть истина.
У вас присутствует употребление слово «истина» в последнем понимании. Но одновременно встречаются выражения типа «суждения … не имеют истинностных значений», которые наводят на мысль, что слово «истина» используется в первом смысле. Не могли бы вы прояснить ваше понимание, что есть истина. (можно ссылкой, я не гордый :-) )
Пойдем далее…
Не до конца понял, в чем причины возникновения диалектического противоречия. Вы пишете: Поощрять противоречие, диалектическую логику заставляет закон 'единства и взаимодействия противоположностей' диалектики, который усматривает в противоречии высказываний источник развития мысли при разрешении той или иной проблемы. Но все равно непонятно, откуда берется логическое противоречие. Если кто-то сказал, что «Идет дождь», а другой вполне с ним согласен, то противоречия нет. Если другой просто так, без всяких оснований, исключительно с целью просто так поспорить или из врожденного духа противоречия скажет, что «Дождя нет», то это тоже не слишком интересно. Т.е. я хочу сказать, что для обоих утверждений должны быть хоть какие-то основания. Какие?
И пока последний вопрос. Какова структура (условно говоря) диалектического противоречия. Т.е. я понимаю, что и диалектическое и формально-логическое противоречия будут выглядеть одинаково: A & не-А. В формальной логике это == false при любом значении истинности A. В диалектической логике с этим можно работать дальше. Но что такое «не-А»? Это просто отрицание А или может быть некое положительное высказывание? Например (условный), А= «Идет дождь», не-А= «Неверно, что идет дождь». Но тогда высказывания «Идет снег», «Светит солнце и на небе ни облачка» и т.п. тоже не могут быть одновременной истинными с «Идет дождь».
Т.е. еще раз, мой вопрос в том, что вы понимаете под «не-А»?
Si - Sj
| |
Объект А
где
Si и Sj - субъекты рассуждений;
Объект А - текст рассуждения.
Если на обычный текст наложить логическую сетку традиционной формальной логики, то мы, строго говоря, должны от всего текста оставить лишь повествовательные предложения. В повествовательных предложениях выражаются определения понятий, суждения (утверждения и отрицания), умозаключения. Попробуйте подобную операцию проделать с каким-нибудь Ж-жешным постом, - от него мало что останется содержательного.
Тогда как, если на обычный текст наложить логическую сетку рассудочной диалектической логики, то улов будет довольно-таки приличным. Помимо суждений, понятий и умозаключений останутся еще вопросы, оценки, императивы. Короче, всё многообразие высказываний можно свести к основным формам мысли, которые у меня обозначены на следующей структурной схеме:
понятие
|
суждение - вопрос - оценка - императив = диалог
|
умозаключение
Итак, встреча собеседников произошла. Один обмен мнениями состоялся. Другой протекает. Третий - состоится (или не состоится). При общем интересе к предмету рассуждений, в силу различия подходов к нему, скажем, двух гносеологов или лектора и слушателя, или истца и ответчика в гражданском деле, и т.п. может возникнуть противоречие в позициях наших двух субъектов рассуждений (Si и Sj). Это противоречие выразится в генерируемых ими высказываниях.
продолжение следует
Конечно, «Если на Ж-жешный пост наложить логическую сетку традиционной формальной логики, от него мало что останется содержательного.». Но если эту «сетку» наложить на учебник, например, математической физики, то останется очень много.
«При общем интересе к предмету рассуждений, в силу различия подходов к нему … может возникнуть противоречие в позициях …, [которое] выразится в генерируемых … высказываниях.» На всякий случай еще раз обозначу свой второй вопрос: откуда собственно возникает «различие подходов»?
продолжение ожидается… :-)
А & не-А
Это формально-логическое противоречие. Оно же выражает и диалектико-логическое противоречие. Каким образом? Что такое логическое противоречие, вообще? Логическое противоречие - это противоречие суждений. Что такое диалектико-логическое противоречие, в частности? Это противоречие суждений в движении (возникновение, функционирование, разрешение). Схема разрешения противоречия и перечень возможных результатом разрешения показаны на той же MindMaps-15.
Структура диалектического противоречия. Учитывая, что 'суждение А' и 'суждение не-А' принадлежат разным субъектам рассуждений, можем это обстоятельство отобразить в виде формулы
Аi & (не-A)j
- читается: субъект Si высказал 'суждение А', противоречащее 'суждению не-А', высказанному субъектом Sj. Чтобы разрешить данное противоречие субъекты рассуждений (Si и Sj) генерируют последовательный текст (реплики), состоящий из уже упомянутых императивов, оценок, суждений, вопросов. Имеет место перемена субъектов реплик. Кому какая реплика принадлежит, отображается в квотировании высказываний (см. MindMaps-15). Структура диалектического противоречия отображена в формуле диалога
Sij > (s - p)
Под 'не-А' понимаю стандартное отрицательное высказывание. А вот дальше не-А можно использовать в качестве антитезиса - костяка, на который в процессе аргументации будете навешивать плоть глубоко эшелонированных доводов и фактических данных. Аргументируя свое А или не-А, наращивая аргументы, естественно развиваете свою мысль. Корректируете свою мысль в совместном рассуждении с собеседником. Уточняете её. Даете определения. Отвечаете на вопросы. Пока противоречие не разрешилось и суть дела не выяснена, продолжает действовать упомянутый закон единства и взаимодействия противоположностей.
Вместе с тем, подход к противоречию общий. Берутся любые противоречащие высказывания. Это важно для универсализации и общезначимости подхода диалектической логики. Диалектическая логика обрабатывает все суждения, а не только узкие и специфические философские утверждения. Другое дело, что для таких суждений как 'дождь идет/ не идет' не нужно развернутой аргументации (поглядел в окно и сослался на факт). Если хотите, диалектическая логика демократична, а не элитарна.
Формальный и философский подход к истинности суждений. Термины 'истина' и 'ложь' для истинностных значений формул употребляет логик Ивлев Юрий Васильевич здесь: Ивлев Ю.В. Построение логики высказываний методом семантических таблиц /в кн.: Ивлев Ю.В. Логика, 2008, С.76. Это объектное использование терминов. А вот, в контексте предложений ' истина - это процесс' и 'критерий истины – практика', разумеется, термин истина употребляется как метаязыковое выражение.
Ну тогда и я, с вашего позволения, продолжу.
«Диалектическая логика обрабатывает все суждения, а не только узкие и специфические философские утверждения. ..Если хотите, диалектическая логика демократична, а не элитарна.» - вот с этим вполне согласен.
«Под 'не-А' понимаю стандартное отрицательное высказывание. А вот дальше не-А можно использовать в качестве антитезиса … … Вместе с тем, подход к противоречию общий. Берутся любые противоречащие высказывания. Это важно для универсализации и общезначимости подхода диалектической логики.»
А вот тут вы до конца на вопрос мне не ответили (ну или я не все уловил). Что под не-А понимается стандартное отрицание, это я понимаю. Вроде вы не замечены в произвольном переиначивании терминов. Что я спрашиваю. Высказывания A=«Дождь идет» и не-А=«Дождь не идет» образуют пару противоречащих суждений, в том смысле, что формальная логика дает A & не-А = “ложь”. Для пары высказываний A=«Дождь идет» и Б=«Идет снег» получается A & Б = “ложь”. Но между этими случаями существует принципиальная разница.
(поясню в скобках, т.к. уверен, что вы и сами это знаете. A & не-А = “ложь” всегда в формальной логике, независимо от содержания высказываний, более того если А=“ложь”, то не-А=”истина” и наоборот. Для пары вышеуказанных высказываний А и Б результат A & Б = “ложь” получается только при некотором определенном содержании. Кроме того из А=“ложь” не следует, что Б=”истина”)
Поэтому спрошу еще раз: как по вашему, противоречие могут образовать только пары высказываний типа «Дождь идет» -«Дождь не идет» или еще могут быть пары (а в этом случае даже не обязательно пары!) высказываний типа «Дождь идет» - «Идет снег»?
«в контексте предложений ' истина - это процесс' и 'критерий истины – практика', разумеется, термин истина употребляется как метаязыковое выражение.» - про этот контекст понятно.
Что в этом случае: «классическая формальная логика рассматривает себе тождественные логические системы, в которых всё движение сводится к передаче истинностного значения от посылок к заключению» используется формально логическое понятие истинности вполне очевидно.
А вот какой контекст в ваших выражениях типа:
суждения не имеют заведомо предрешенных истинностных значений;
генеририются предложения, которые не имеют предрешенных истинностных значений;
сами по себе суждения в принципе могут иметь истинностные значения 'истинно' и 'ложно'
?? Из контекста я, честно говоря, не уловил.
Ну и вновь вернусь к вопросу о возникновении противоречия. Естественно, что должен быть «общий интерес к предмету рассуждений», с этим трудно спорить.
Самое главное тут: «в силу различия подходов … может возникнуть противоречие в позициях». Вот этого в вашей позиции я до конца не понимаю. Откуда берется эта разница в подходах? Если не трудно, приведите пример, ну пусть сильно упрощенный и условный.
— Откуда берется эта разница в подходах? Если не трудно, приведите пример, ну пусть сильно упрощенный и условный.
Здесь вроде бы всё прозрачно:
- оптимист и пессимист;
- маргинал и мейнстримщик;
- идеалист и материалист;
- скептик и догматик;
- диалектик и метафизик;
- истец и ответчик;
- прокурор и адвокат;
и т.п.
У каждого оппозиционера генерируется свой подход к предмету рассуждения, их различные статусы будут порождать противоречие в позициях.
Синтезированное резюме
И так ваша концепция посвящена Рассудочной диалектической логике (РДЛ). Эта логика рассудочная и диалектическая. Диалектическая она потому, что в жизни мы часто сталкиваемся с противоречиями вида A & не-А. Формальная логика с ними работать не желает и не может. РДЛ может и хочет иметь дело с противоречиями, поэтому данная логика - диалектическая. Рассудочная она потому, что наши мысли очень часто облекаются в языковую форму и приобретают характер суждений (рассуждений). В этой области рассуждений работает формальная логика, диалектика же этой областью занималась мало, хотя к этой области относятся книги, дискуссии, судебные заседания, ЖЖ, в конце концов. Поэтому надо исследовать, как собственно можно работать с противоречиями, находясь исключительно в области суждений, что делает данную логику рассудочной.
Бывает так, что различные субъекты придерживаются противоположных точек зрения. Эти разные точки зрения у субъектов вызываются различным статусом (профессиональным, мировоззренческим, психологическим и т.п.). Опираясь на разные подходы, субъекты высказывают два противоположных (А и не-А) суждения. С этого момента вступает в работу РДЛ. Возникает диалектическое противоречие суждений. Этим суждениям на данном этапе нельзя приписать определенное значение истинности (т.е. нельзя указать, какое (или оба?) из суждений “ложь”, а какое “истина”). Если бы это было возможно, то, собственно, зачем двигаться дальше, ответ уже известен.
Методы формальной логики здесь не работают. Требуется разработать новые методы. Назовем этот метод диалог. Он включает в себя помимо используемых в формальной логике понятий, суждений, умозаключений еще и вопросы, оценки, императивы. В результате правильного диалога, оставаясь по прежнему в языковой области мы можем придти к 5 различным выводам, приведенным в MindMaps-15. Таким образом рассудочно диалектическое противоречие суждений в процессе диалога снимается и в ряде случаев мы получаем истинное суждение. В остальных случаях констатируем недостаточность чисто рассудочных процедур и вынуждены покинуть сферу РДЛ, что бы затем в нее снова вернуться.
Истинное суждение, полученное методами РДЛ, все же остается в области суждений, поэтому постижение Истины это не отдельный диалог, а целый процесс. В этом процессе постоянно происходит формулировка противоречий суждений, разрешение их методами РДЛ, проверка результатов в общественно-исторической практике, формулировка новых противоречий… И так далее, круг за кругом вверх по спирали человеческого познания.
РДЛ - это логика в узком смысле, но как раз это является белым пятном в системе диалектической логики. Ликвидировать это пятно нужно по следующим причинам: его наличие дает повод для критики со стороны антидиалектиков, разработка методов РДЛ дает нам орудие рассуждений в той области, где формальная логика пасует.
Вот как-то так.
Что я упустил? Где я ошибся?
2. Согласен, диалог - это метод рассуждения, его в таком качестве использовал ещё Платон. Только я иду здесь дальше - присваиваю диалогу в рассудочной диалектической логике 'статус логической формы'. Диалог будучи логической формой, подобно умозаключению (умозаключение связывает суждения - истинностные высказывания) увязывает друг с другом как истинностные, так и не-истинностные высказывания (а именно, уже упомянутые вопросы, оценки, императивы). Термин 'истинностные' (в формальном смысле) - означает, что высказываниям можно присваивать истинностные оценки 'истинно' и 'ложно'. Иногда употребляют жаргонную терминологию - говорят просто 'истина', 'ложь'. Но это не философская 'истина' и не этическая 'ложь'.
3. Получаем истинное суждение двух принципиально различных качеств:
a) может оказаться истинным одно из противоречащих суждений;
b) и во втором случае, истинным оказывается некое высказывание как синтез двух взаимоисключающих суждений (я рассматриваю предельный случай - жесткое контрадикторное противоречие, хотя часто фигурирует более мягкое, контрарное противоречие суждений).
2. Именно так я вас и понял. Я как раз и отметил, что у вас диалог именно новый метод, ну или форма, логического построения. Он похож на диалоги в обыденном смысле. Но это именно строго очерченный логический метод.
3. Понятно. Конечно и в случае а) может оказаться так, что истинное суждение получит более богатое содержание, чем оно имело до этой процедуры.
Успехов вам в осуществлении вашей программы. Задача эта мне кажется весьма непростой.
— А вот какой контекст в ваших выражениях типа: суждения не имеют заведомо предрешенных истинностных значений; генеририются предложения, которые не имеют предрешенных истинностных значений; сами по себе суждения в принципе могут иметь истинностные значения 'истинно' и 'ложно'?? Из контекста я, честно говоря, не уловил.
Пример:
А: "Имущество принадлежит истцу"
не-А: Неверно, что "Имущество принадлежит истцу" (возможно принадлежит ответчику).
Пока мировой судья не вынесет свое решение на основании рассмотрения гражданского дела в открытом судебном заседании, истинность высказывания А (как и ему противоположного не-А) нельзя считать предрешенной.
— Что я спрашиваю. Высказывания A=«Дождь идет» и не-А=«Дождь не идет» образуют пару противоречащих суждений, в том смысле, что формальная логика дает A & не-А = “ложь”. Для пары высказываний A=«Дождь идет» и Б=«Идет снег» получается A & Б = “ложь”. Но между этими случаями существует принципиальная разница.
(поясню в скобках, т.к. уверен, что вы и сами это знаете. A & не-А = “ложь” всегда в формальной логике, независимо от содержания высказываний, более того если А=“ложь”, то не-А=”истина” и наоборот. Для пары вышеуказанных высказываний А и Б результат A & Б = “ложь” получается только при некотором определенном содержании. Кроме того из А=“ложь” не следует, что Б=”истина”)
Поэтому спрошу еще раз: как по вашему, противоречие могут образовать только пары высказываний типа «Дождь идет» -«Дождь не идет» или еще могут быть пары (а в этом случае даже не обязательно пары!) высказываний типа «Дождь идет» - «Идет снег»?
В рассудочной диалектической логике схема логического квадрата не отрицается.
Я собственно не про логический квадрат спрашивал. Мой вопрос таков.
Возьмем ваш пример:
А: "Имущество принадлежит истцу"
не-А: Неверно, что "Имущество принадлежит истцу" (возможно принадлежит ответчику).
Это противоречие во всех смыслах.
Будет ли диалектическим противоречием, с которым может иметь дело ваша РДЛ, следующая пара:
1: "Имущество принадлежит истцу"
2: "Имущество принадлежит ответчику"
Вот собственно в чем вопрос.
И второе, вы пишете: Пока мировой судья не вынесет свое решение на основании рассмотрения гражданского дела в открытом судебном заседании, истинность высказывания А (как и ему противоположного не-А) нельзя считать предрешенной
Эта ваша позиция мне уже понятна, вы ее много раз повторили. НО я по прежнему не понимаю в каком смысле здесь употреблен термин истинность, в формально логическом, философском, каком-то третьем? (Я думаю, что моя назойливость простительна, вы над своей концепцией думали много и некоторые вещи, которые для вас очевидны, могут быть непонятны мне)
— Будет ли диалектическим противоречием, с которым может иметь дело ваша РДЛ, следующая пара:
1: "Имущество принадлежит истцу"
2: "Имущество принадлежит ответчику"
Вот собственно в чем вопрос.
Да, такого вида противоречие, рассмотренной пары, будет диалектическим в рассудочной диалектической логике.
— И второе, вы пишете: Пока мировой судья не вынесет свое решение на основании рассмотрения гражданского дела в открытом судебном заседании, истинность высказывания А (как и ему противоположного не-А) нельзя считать предрешенной
Эта ваша позиция мне уже понятна, вы ее много раз повторили. НО я по прежнему не понимаю в каком смысле здесь употреблен термин истинность, в формально логическом, философском, каком-то третьем?
Употреблен в прямом формально-логическом смысле. Вот так они, процессуальные противники, и взаимодействуют без истинностных оценок 'истинно' и 'ложно' своих суждений. Оценки нет со стороны, скажем, внешнего наблюдателя, который ещё не определился чью сторону занять (Майлз в Lost'е в ответ на упрек, что он играет не в той команде, спрашивает своего похитителя: " А ты в какой команде?" "В той, которая победит!", - был ответ). Хотя сами стороны по делу будут настаивать, что только их высказывания имеют значение "истинно", а утверждения противоположной стороны будет "ложным" и, осознавая противоречие, станут выдавать в адрес контрагента, например, такие перлы: "не занимайтесь самообманом и обманом других", (с). Хотя с таким призывом, возможно, им следует обратиться к самим себе.
Комментарии
Это пример результативного идеального совместного рассуждения о предмете "Диалектическая логика".
--