
Жизнь можно рассматривать как совокупность принимаемых и реализуемых людьми решений, осознанных либо инстинктивно-рефлекторных. И именно соотнесение бессознательного («внешнего») и осознаваемого («внутреннего») начал, проявляемое в реагировании на возмущения извне определёнными отношениями и действиями, характеризует принадлежность человека к той или иной гуне. Эта врожденная «предустановленность» зависит от индивидуального спектра психоэнергетики сознания, и преодолеть её редко кому удаётся.
«Влияние гун» сказывается на выборах и поступках индивида, выражающих противостояния между «хочу» и «надо». И обуславливает доступные ему силы, как энергетические возможности психики; соответствие низшего манаса-разума и высшего ума, питаемого душой; уровень самопознания и самоуправления.
Любые «хочу» порождаются инстинктами, имеют направленность «к себе» (стремление получить или удержать нечто) и определяются недостатком сил и энергий. Вызываемый этим дискомфорт побуждает Мыслящего-«Я» к их поиску во внешнем мире (Мыслимом), а всплески-выбросы эмоций есть побочные следствия внутренних процессов мышления.
Автоматически действующие программы, преобразующие получаемую энергию, направлены на оптимизацию её затрат и состояний Эго. Но фактически они, создавая замкнутые вихрепотоки психоэнергетики (её приращений и сбросов), ведут к воспроизводству инстинктов, проявляемых в отношениях и поступках человека.
При этом у него могут возникать псевдо-«надо», являющиеся, скорее, иными «хочу», противостоящими прежним, – виртуальные мечтания, которые не удаётся воплотить в жизни из-за нехватки сил. Преобладание бессознательного начала, порождающего в мышлении такие образы, номены, представления и отношения, вожделения и цели, характерно для «гуны невежества» и называется «сном» разума.
«Пробудившими» в себе его и свою душу считаются представители двух других гун. Повышенные возможности и состояния, стремления к знаниям и самоконтролю позволяют пребывающим в «гуне страсти» людям реализовать желания в отношения, намерения и действия, руководствуясь не только «хочу», но и«надо». И подчинять слабые эгоистичные мотивы более сильным, хотя и требующим значительных затрат энергии, а следовательно, и её поступлений.
Лишь те, кто относятся к «гуне добродетели», за счёт энергетической подпитки души способны объединять «хочу» и «надо» в принципиально иные, неэгоистичные «хочу», как осознанно управляемые отношения и поступки. Но – не всегда и далеко не во всём.
Бытиё в «гуне добродетели» не означает становление человека Буддой или Христом и не освобождает его от страстей и страхов (хотя ослабляет их действия), от ошибок и заблуждений. Многие из т.н. «добродетельных» поступков приводят к вмешательству в чужие жизни и судьбы, нарушая важнейший в Мироздании закон Свободы выбора.
Подлинное «добродетельное просветление» – удел немногих Посвящённых. Они не только сами избирают своё служение, как систему внутренних «надо», нравственного долга и добровольно возлагаемых на себя обязанностей. Но и соотносят свои устремления с приобретёнными знаниями, находя в тех новые возможности обращений к душе и открывая в ней безграничный источник сил, расширяющих пределы «могу».
Эти личности – самодостаточны и не зависят от мира, не только мало берут от него, но безмерно даруют ему свою любовь, отождествляя себя с Мыслимым. Возвышаясь сами, они жаждут возвысить других до своего уровня-состояния.
Теперь о парадоксе предопределённости. С одной стороны, каждый человек способен «выйти за пределы себя», приобщаясь к ранее недоступным «кладовым» души. С другой стороны, для этого необходимы такие количества и качества энергии, которыми с рождения обладают немногие из людей.
Ключами, размыкающими границы предопределения, служат самопознание и самоконтроль. Они позволяют обрести необходимые для этого силы, меняя психоэнергетику сознания за счёт применения нравственных критериев выбора.
Побуждения, формируемые неосознаваемыми программами реагирований, нельзя считать свободными выборами. Здесь имеет место предустановленность компьютера, «бессознательная разумность» низшего, животного манаса, автоматизм действий, направленных на удовлетворение вожделений. Причём последние главенствуют, подчиняя себе средства и оправдывая их рассудком.
Свобода в принятии решений достигается человеком через самосознание, контроль намерений, отношений, желаний и понимание причин их возникновений, т.е. через познание законов и принципов мышления. И всегда она связана с установлением внутренних безусловных критериев выбора, используемых для определения жизненных целей, применяемых средств и требуемых для этого сил.
Только такой выбор – в достаточной мере осознан и внутренне непротиворечив (в восприятии конкретной личности). Он допускает не только возможность, но и необходимость ошибок как этапов самосовершенствования. А их анализ и не повторение в будущем, в свою очередь, ведут к росту самопознания человека, постепенно приближая его к безошибочности деяний, всегда и во всём.
Итак, все наши выборы предопределены состоянием сознания. И наоборот, те из них, которые реализуются посредством знаний, воли, любви и мужества, осознанных отношений, воплощённых в помыслы, слова и дела, обязательно ведут к его изменению. Эти мельчайшие «выходы сознания за пределы себя» преобразуются в бесконечную спираль Пути самоуправления и совершенствования.
Именно поэтому я постоянно призываю тебя к познанию себя и мира и обязательному применению воспринятых знаний на практике, ибо «вера без дел мертва». Кстати, о вере. Есть мудрое высказывание: «Знания существуют до тех пор, пока их не заменяют новые, а вера остаётся с человеком навсегда».
Она обеспечивает твёрдость в выборе и его претворении в жизнь, не позволяя нам предавать себя, и есть мостик, соединяющий разум с душой. Каждый раз, когда мы принимаем решения и преобразуем их в действия, руководствуясь верой, то черпаем силы в душе, становясь ею на мгновение и обретая внутри себя прибавление радости и любви. Надеюсь, тебе довелось это ощутить.