Порождая образы, представления и отношения мышления, Мыслящий даёт им названия и оперирует с ними в дальнейшем, познавая своё субъективное Мыслимое. А понятия, которые он наделяет определёнными смыслами и связывает отношениями, начинают довлеть над ним.
Его разум непрестанно вызывает их из памяти, сопоставляет с известными образами, представлениями и с другими словами, выстраивает семантические конструкции речи и мысли и блуждает в этих расплывчатых лабиринтах. Оценивая, удовлетворяют ли его логические построения, он пытается с их помощью создать условные модели тех идей, которые воспринимает и отображает.
Однако слова, посредством которых мы мыслим и общаемся, кажущиеся нам хорошо известными, в процессах использования многими поколениями людей постепенно утратили первоначальные значения и преобразовались в нечто совсем иное. Разберёмся в некоторых часто используемых нами терминах.
«Представление» есть Нечто, «поставленное пред». Но кем и перед кем оно ставится? – Единственно Мыслящим перед самим собой, своим мыленным взором.
Сознание-Ничто, воспринимающее себя как «Я»-Нечто, для познания чего-либо (иного Нечто) должно «определить», или иначе породить в мышлении его «образ» – ограниченную пределами «материальную полость» (форму) этого холона.
Тем самым Мыслящий-«Я» как бы ставит данное Нечто перед собой, помещая в некоторую область Мыслимого-бытия, наделяя именем, с которым оно сцепляется в представление, и связями-отношениями с «Я» и с другими представлениями.
Тогда что такое «пред-определение»? Скорее всего, – предварительное задание условий, которым должно удовлетворять это Нечто, тех взаимосвязей, которым оно обязано соответствовать, и той «ниши», которую ему надлежит занять.
Следующее понятие – «предназначение». «На-значение» есть отображение образов, представлений и отношений в знаки и размещение их в номенально-семантической сфере мышления. Что сопровождается непрестанным перескакиванием из неё в трёхмерную сферу образов и наоборот и взаимным их соотнесением.
«Предназначение» характеризует первичность номенов и вторичность образов при формировании у человека представлений. А тем самым – ведущую роль логики (логоса-слова) и изначальную взаимосвязанность (предустановленными отношениями) множеств представлений в обобщённом образно-семантическом пространстве мышления.
Получается, «предопределение» и «предназначение» указывают на то, что в образной и семантической сферах мышления места́ и взаимосвязи возможных представлений определены заранее. Т.е. сознание человека с рождения обладает некой структурой ниш-пустот и соответствующих им отношений, постепенно заполняя их.
Однако оно – лишь восприниматель и преобразователь внешних (высших) идей. Значит те содержат в самих себе потенции и разные варианты развития материального бытия.
Творец-создатель всех этих предопределённых и предназначенных образов, номенов, представлений и отношений – Пуруша-Познающий, Начало мышления и самосознания, выявляющееся как сознание-душа (Ом, Аум). В Иерархии Сознаний Им (индивидуальным Умом) может быть и сознание человека, и Божественное Сверхсознание.
Применительно к человеку Он реализуется в бессознательных инстинктивно-рефлекторных реакциях рассудка, погружённого в чувственные восприятия «внешней реальности», в страсти, желания и страхи Эго. Или раскрывается как Мыслящий-«Я», осознанно управляющий собой, своими отношениями и действиями.
Его обобщённый «образ-номен» есть совокупное представление о себе в мире (и о мире в себе), которое сознание формирует и «размещает» в предустановленном ему месте-нише Мироздания. Но в душе, как высшей части своей, оно всегда «помнит» Бога, Божественное Начало – Первоисточник всего сущего.
Познание Бога является главным «предопределением» и «предназначением» человека и неизбежно приводит Познающего, Мыслящего-«Я» к нравственному пониманию внутреннего долга и служения. Которому он может и должен соответствовать в гармонии с собой (своим Божественным Началом), с Иерархией Божественных Сознаний (Сил и Воль) и Идей-представлений и с собственным Мыслимым.
Это – тот идеал Совершенного Человека, который присутствует в каждом из нас, хотя и называется по-разному: совесть, внутренний голос, душа. Но «отягощённые злом» иллюзий материального существования, пребывающие в страданиях, вожделениях и ожиданиях опасностей, мы заграждаем доступ к своему внутреннему началу и вместо свободы и ответственности обретаем рабство привязанностей.
Мы ищем цели и смыслы жизни во внешнем бытии, не понимая, что они скрыты в нас самих. Вовне нет ничего, кроме порождаемого мышлением виртуального мира субъективных представлений и отношений.
«Если ты знаешь, чего ищешь, то зачем ищешь? А если не знаешь, то что ты ищешь?»
Если ты познал цель своих поисков, то наполовину достиг её. Ведь ты – причина и следствие, творец и восприниматель своего Мыслимого-бытия. Предопределённая и предназначенная «ниша» изначально присутствует внутри тебя как потенция. Надо лишь сбросить покровы майи, предубеждений, условностей, неверия и страха, мешающие самопознанию.
«Тот Путь, который предназначен тебе» (или ты ему?), определяет вершины, которые ты можешь достичь. А ограничиваются они не кем-то или чем-то, но твоими знаниями и силами, состоянием веры и любви. Вместе с тем каждый человек способен намного превысить предустановленные для него пределы, хотя редко кому удаётся это сделать.
Единственный верный Путь, предуготовленный для всех нас, ведёт к Богу. Вначале – через поиск Его в окружающем мире как высшего Сверхсознания-Сверхдуши, отделённого от нашего «Я» и пребывающего во всём, в бесчисленных множествах разных «не-Я». А потом – через познание и принятие внутреннего Бога как Божественного Начала, когда «Я» становится тождественным Ему, неотъемлемой Его частью («Я есть Брахман»).
Этот поиск Бога в себе как «вспоминание» Его и становление Им, Его подобием – главные цель, смысл жизни и предназначение человека. Божественное Начало – едино у всех, отличаются лишь степени проявления безусловных, неосознаваемых внешних программ реагирований (инстинктов и рефлексов), а также условные модели поведения.
Строго говоря, не существует разных Путей самопознания. Но есть отличия в испытаниях, которые человеку приходится проходить, и в его врожденных возможностях, в том числе кармических и наследственно-генетических.
Он выстраивает свою жизнь в соответствии с уровнем знаний, веры и любви и сам создаёт преграды, преодолеть которые считает невозможным. А затем прокладывает обходные тропы, кажущиеся простыми и легкими, но не ведущие никуда. И бродит по ним, «глухим, кривым и окольным», удаляясь от Бога и внутреннего Божественного Начала, вместо того чтобы вернуться к себе и пребывать в радости и любви.
Освободиться от привычных представлений и отношений мышления, заблуждений, страхов, вожделений и безверия, связанных с незнанием себя и Бога, – очень трудно. Это требует перестройки образа мира и личности-«Я», на что многие люди не способны.
Однако существует Путь самопознания, честного и непредвзятого исследования своих отношений и поведения, мыслей, желаний и побудительных мотивов. При движении по нему незаметно начинает расширяться сознание и меняется Мыслимое-бытиё, окрашиваясь в иные «цвета» критериев и оценок.
«Самый лучший, оптимальный вариант самореализации в жизни, Путь, предназначенный тебе», есть тот, который ты считаешь приемлемым для себя и свободно выбираешь. Когда ты знаешь, что и как надо и чего не надо делать, и находишь силы всегда так поступать (что я знаю, того и желаю, а чего желаю, то люблю и делаю).
Проблемы, возникающие на этом индивидуальном «пути предназначения», связаны с противоречиями «сражения Арджуны», с извечным противостоянием нравственного долга-служения с эгоистичными желаниями и выгодой. Отсюда – все сомнения, боязни и неверие человека. Если «хочу» побеждает «надо», то ложь становится для него нормой жизни и иллюзорной защитой от внешнего мира и от себя самого.
Самая простая и надежная рекомендация – жить в согласии с собой внутренним. Тогда исчезают страх и неуверенность, воспоминания прошлого и воображения будущего, а остаются красота и покой настоящего. Но это требует больших духовных сил для противостояния внешнему началу.
Все иные цели, кроме самопознания и расширения сознания, ведут в тупики. Внутренние перемены в человеке за счёт совершения или не совершения им внешних действий – невозможны, единственный метод здесь – изменение отношений. Поэтому нельзя «помочь» кому-то, решив за него проблемы, но можно побудить его решать их самому, познавая себя и обретая силы.
Есть один истинный Путь – к себе. А любой «уход сознания в сторону» сопровождается появлением новых проблем и препятствий (нельзя избавиться от страха, убегая от него).
И «судьба» здесь ни при чём. Человек – творец её и одновременно орудие и средство. Он сам намечает линию жизни и сам сворачивает с неё под влиянием своих желаний и страхов, реализуя тем самым «предопределенность» бытия.
Что касается Бога, то Его нет нигде, кроме как в нас самих, и только от нас исходят все представления о Нём. В Его познании – главное наше предназначение, ведь Совершенный Человек есть Человек Божественный, Богочеловек.
Так ищи и обретай Его в себе, по крайней мере стремись к этому, а всё остальное приложится.
t.me/tabularussia2016