Одним из первых направлений в психологии была гештальт-психология. Термин «гештальт» произошел от немецкого слова «завершенный образ». Еще при экспериментах с интроспекцией психологи заметили, что сознание всегда объединяет наблюдаемое в некий комплекс, поэтому стремление к когнитивному завершению любых впечатлений – это свойство сознания. Мы не способны ограничиться практическими сведениями в разных сферах деятельности – нам нужна более полная картина мира. Отсюда и возникает наша потребность в мировоззрении, которой соответствует философия.
Однако, мировоззрение бывает разным. Древнегреческий математик Евклид однажды сказал: то, что принято без доказательств может быть и отвергнуто без доказательств. В этой короткой фразе – основная проблема философии.
На доказательствах основана наука, изучающая законы природы. Законы природы независимы от наших предварительных ожиданий, не делятся на русские и американские, исламские и христианские, буржуазные и рабоче-крестьянские.
Поэтому законы природы – единственное, что может служить критерием объективной истины. Других предпосылок для истины не существует. Даже выводы логики важны лишь пока их можно проверить. Бесполезно что-то доказывать на основании событий из личного сновидения, поскольку сновидение другого человека может быть сколь угодно иным.
И наяву нам только кажется, будто мы пробудились. Те же сновидения, именуемые в разных традициях – подсознанием, предубеждениями, омрачениями - определяют нашу реакцию на происходящее. Наблюдая одни события, анализируя одинаковые факты, люди как бы немного бредят. В результате - следствие им подчас кажется причиной, случайное - закономерным, редкое - частым, безопасное – смертельно опасным и так далее.
Единственное, что связывает воедино личности наполовину спящих людей – это законы природы. Не будь они объективными, люди не смогли бы общаться, подобно тому, как без общего протокола передачи данных между нашими компьютерами невозможен интернет.
Поэтому позитивная философия – это попытка создания единого мировоззрения на основании разрозненных, но достоверных научных фактов. Лишь тогда возникает пространство для философской дискуссии.
А негативная философия – это навязывание субъективных переживаний в качестве всеобщей реальности.
У одного оригинала может быть сколько угодно искаженных отражений в зеркалах, поверхность которых искривлена, имеет разный размер и частично покрыта грязью. Аналогично в нейронной сети головного мозга разных людей отличается субъективная репрезентация единых законов природы. Поэтому личное ощущение правоты и даже самые яркие переживания никак не могут служить критерием истины. У шизофреников переживания все равно ярче.
Тогда какой способ дискуссии может использовать адепт негативной философии, не ищущий истину, а проповедующий ее в окончательном варианте? Только один способ – так же голословно заявить, будто его оппонент - это бездарная и глупая личность, мнение которой ничтожно, в отличие от личности самого адепта, которая сияет среди людей, как звезда, или парит в небесах подобно дракону.
Любой из таких людей рано или поздно раздражается и переходит сначала к оскорблениям, потом к угрозам, а затем задумывается о физическом уничтожении инакомыслящего.
Ведь то, что принято без доказательств, может быть и отвергнуто без доказательств. Но когда выше мнения личности ничего нет, то опровергается не просто мнение, а сама личность философа, и возражение он воспринимает крайне болезненно - как покушение на свою жизнь.
Комментарии
А вот операции нами воспринимаются без доказательств и опровергнуть их невозможно без доказательств. И единственно, что связывает нас с натуральным миром - это операции и которые одни и те же и для всех. А наше отличие мировоззрений кроется в различии того множества операций, которыми владеет данный мировоззренец.
---------------------------------------
Как говаривал Ф. Бэкон: «У каждого есть своя ПЕЩЕРА (идолы ума)».
(Чем не солипсизм?)
Но …
Так то оно так, но когда мы выбираемся из своей пещеры во внешний мир и начинаем действовать, то ОПЕРАЦИИ, для нас всех, одни и те же.
Так что и каждая индивидуальная «пещера» стремится к своему универсуму по требованию универсальности множества самих операций. Т.е. индивидуальный набор операций может быть только подмножеством этого, единого и общего для нас всех, множества открытых Человечеством ОПЕРАЦИЙ.
И чем обширнее индивидуальный набор операций, тем ближе его «пещера» к универсуму, тем ближе она к своему ИДЕАЛУ (совершенству).
И нет ни одной «пещеры», где бы отсутствовал хоть какой-нибудь набор операций.
Так что, особенность всякой «пещеры» (мировоззрения) и её «интерьер» определяется набором операций, которыми владеет её "житель".
Алла, когда мы спим, сознание каждого тем более в отдельной пещере. Что позволяет нам взаимодействовать, когда мы пробуждаемся?
Кирлан, когда мы спим, то сознание отсутствует. А при пробуждении в сознание поступают только последние комбинации из представлений, которые мы называем сновидениями.
Да и вообще, для чего живому нужны сны? Ведь, потребление энергии мозгом постоянны и при сне, и когда мы бодры. Т.е., предположение, что сон нам нужен для отдыха мозгу, неверно.
А этот вопрос: "Что позволяет нам взаимодействовать, когда мы пробуждаемся?" - мне не понятен.
Например, наши компьютеры сейчас взаимодействуют, поскольку связаны едиными протоколами интернета. Без общих протоколов осталось бы два отдельных компьютера, не способных передавать друг другу информацию.
Что связывает воедино разных людей, независимо от различий в субъективных ощущениях и убеждениях их психики?
А-а, понятно!
А всех нас связывают собственные "протоколы" самосохранения. - Отсюда и "групповщина", и нации и человечество. И как видно, эти "протоколы" не пусты и имеют некие общие части, т.е. пересечения.
А формально нас связывает общие части нашей собственной этики.
А не связывают ли эти общие протоколы не только людей, но и всех существ, вплоть до бактерий, не исключая тех существ, которые возможно обитают на других планетах?
Человек живет на априорных формах чувственности и априорных формах рассудка. Обе эти априорные формы огромные по емкости и структуре и являются априорными на момент существования человека. Но в каждый момент времени своей жизни человек получает новую информацию и это изменяет структуру априорных форм. Так как эти изменения форм местные, то требуется время чтобы их встроить в эти две структуры форм и привести их в новое состояние рановесия. Для этого и нужен сон.
Кто, априори на даны: стремление к самосохранению, ощущения, чувство состояния тела, безусловные рефлексы, рекурсия и принцип минимального действия. Они и являются необходимым и достаточным основанием возникновения Рассудка.
Причем, безусловный рефлекс - есть связь состояния тела с алгоритмом сокращений некоторой группой мышц. (Например, живот пучит, голод, еда.)
Априори нам дано сознание.
А слюновыделения, а сосание, а ... и т.д.
А сознание формируется связями между нейронами.
Здесь мы разошлись. По моему сознаниеформируется связями между генами.
мировоззренцы.. мировоззренка.. мировоззренчик..)))
Алла, а разве внутренние операции не тоже одинаковы? Хотя бы потому, что они одинаково отражаются вовне.
Галия, представления не только статичны, но и динамичны. А динамику сновидений (т.е.. комбинаторику представлений) формируют те же операции, почерпнутые нами из натурального мира (из нашей натуральной практики). (Летаем, убегаем, пытаемся догнать, рубим дрова и проч.)
Представления, разумеется, динамичны, как и всё вокруг. Но разве они "почерпнуты", а не "отражены" нами в натуральном мире?
Только " не "отражены" нами в натуральном мире", а "отражены нами ИЗ натурального мира".
Вообще, это: "отражены" нами в натуральном мире" - бессмыслица.
Ну, это в смысле, что "наши мысли (идеи) отражаются в зеркале мира", в противоположность тому, что "наши мысли - это лишь отражение того, что мы способны воспринять физическими органами чувств". Миро-воззрение ведь может быть не только "бессознательно пассивным", но и "осознанно активным".
Несмотря на то, что внутренние операции "вовне" отражаются одинаково всеми субъектами, "внутри" субъектов они разные, потому что представлены вырожденным генетическим кодом.
Но ведь само представление о "вырожденном генетическом коде" тоже динамично и тоже "отражается" вовне?
представление в виде слова существует и во вне субъекта и внутри субъекта, так вот внутри субъектов структура представлений разная, а во вне субъекта - одинаковая.
Что такое, по-вашему, структура представлений? Это ведь то, из чего они устроены? Все наши представления устроены, строятся из одинаковых структурных элементов, как то: свет, цвет, символы, звуки, тактильные ощущения тяжести, объёма и т.п. И где тут разное? Разные они только в содержательной части - различные цвета, конфигурации символов, высота тональности, вес, размер.., а структура у них одна при любом содержании. Причём, как "внутри", так и "снаружи".
Когда мы видим во внешнем мире вещь, то это процесс видения, который начинается в тот момент времени, когда вещь попала в поле зрения. Это простейший случай представления вещи, который является ничем иным как деформацией нашей структуры сигналом (потоком энергии) отраженным от вещи. Эта деформация нашей структуры и есть наши представления.
Эта деформация несет в себе двойственность: с одной стороны она возмущает нашу внутренюю структуру, и мы ощущаем вещь, а с другой стороны она создает нашу новую (деформированную) структуру, которая воздействует на вещь внешнего мира и изменяет структуру вещи так как нам нужно.
То есть представление в своем зародыше двойственно: это и ощущение и присвоение одновременно.
Пусть будет термин "деформация", хоть мне он не нравится. Понятно, что
Но ведь эта же деформация, одновременно, есть и наши вещи? В том числе, такая вещь, как ген, который тоже "ощущение и присвоение", одновременно. Следовательно, нет смысла волноваться за, якобы, поврежденный ген, если мы можем изменять структуру вещи так, как нам нужно.
Есть вещь внешнего мира=материя+набор форм вещи внешнего мира, есть ее ген=материя гена+набор форм гена. Так вот, набор форм гена содержит отдельные формы вещи внешнего мира. Сигналом от форм вещи деформируются эти отдельные формы гена и в веществе гена (во мне) является ощущение вещи внешнего мира и движение, присваивающее вещь внешнего мира.
Ну, теперь совсем понятно! Видимо, "ген" - это сокращение от "гений", который есть я.)))
ГЕНИАЛЬНО!!!
Да, термин «деформация» это моя самодеятельность.
В молекулярной биологии термин «деформация» в том смысле, который придаю ему я не применяется. В биологии применяется термин транскрипция.
Общепринятое понимание: транскрипция это запись. В биологии: транскрипция это чтение.
Но когда человек записывает (действует), он одновременно и читает (ощущает), а когда читает, то он одновременно и записывает. То есть, в своих истоках ощущение и действие соединены. Так вот соединены действие и ощущение как раз деформацией молекулярной структуры «Я» (генома).
Транскрипция гена это сложный процесс, состоящий из многих стадий, но основой всех стадий транскрипции является ДЕФОРМАЦИЯ структуры гена внешним воздействием.
если опираться только на объективную часть восприятия, это отбросит все то, что не может быть сделано общим для группы индивидов. Отсюда в этой группе часть опыта автоматически будет признана необъективным. Наука опирается только на объективные законы природы. Это автоматически исключает то, что не может быть объективизировано по тем или иным причинам и эволюция группы будет направлена в сторону все большего упрощения индивидуального сознания - сознание будет ориентироваться на внешнее чисто материальное общественное бытие - что и произошло в совке например - это породило чисто баранью философию.
И несмотря на "чисто баранью философию" она позволяет совку выживать в конкуренции с философами. Значит в ней что то есть.
Fidel, не нужно путать познание с мещанством. В коллективном познании не было никакого упрощения, раз в результате научного познания мы получили квантовую физику и теорию относительности.
Если надо ориентироваться на сугубо личные ощущения, которые самые яркие - у шизофреников, тогда как отличать истину от заблуждения?
"негативная философия – это навязывание субъективных переживаний в качестве всеобщей реальности." - идеализм так представлять, тогда это не философия, а идеология рассчитанная на толпу, философия индивидуальна. Найдите похожих философов или похожее в философии, такого нет.
Позитивная философия – это попытка создания единого мировоззрения на основании разрозненных, но достоверных научных фактов. Лишь тогда возникает пространство для философской дискуссии.
Философам никуда не уйти от того факта,что человек-это субъект и человеческие отношения субъективны. Философия субъективна как и всякая наука. Позитивный истинный философ это математик.который может верно рассчитать математическую вероятность множества философских теорий и принять наиболее вероятную.
Да, в позитивной философии речь всегда идет лишь о наиболее вероятном объяснении фактов, хотя такие же наиболее вероятные математические модели реальности подразумевают науку, позволяющую конструировать космические ракеты.
позитивная философия и не философия вовсе, а наука. Философия же высшее знание, как абстрактное находящееся в едином, тогда как наука частный имеет характер и занимается конкретными мелочами.
Мал золотник да дорог.
Поступив на философский факультет после двух лет обучения на физтехе, я был просто поражен тем, как преподносятся слушателям философские "истины" и как спокойно все это проглатывается "чистыми гуманитариями".
Никаких строгих определений, никаких доказательств! Тут истина - на колени пред ней!
Поэтому мне понятно желание автора темы приблизить философию к науке, а такие попытки в истории философии происходили довольно часто...
И что же? А ничего! Дело в том, что превращение какой-либо дисциплины в науку зависит не только от научности метода ее построения, но и от самого...предмета изучения!
Наука может быть построена лишь при условии, что ее предмет пребывает в "царстве необходимости", где отсутствует "свобода воли" объектов изучения, где движения тел подчиняются исключительно физическим причинам, но никак не психическим и тем более сознательным /социальным/.
Поэтому "научная философия" в принципе невозможна. Но и "наукообразность" здесь была бы громадным достижением!
Посмотрите на систему "философия - наука" с позиции их возникновения как философия и как наука. Любая наука, заметьте любая, всегда начиналась с философских размышлений: а что будет, если ...., опираясь при этом на какие правильные или нет знания о мироздании". Но и философия до ее перехода в науку всегда начиналась с ошибочного или не очень представления, заметьте представления, а не знания о мироздании.
Представление и знания отличаются друг от друга наличием или нет механических систем.
Бессмысленно ломать копья - философия наука или нет. У каждого в этом мире свое место, в том числе и у философии и у науки. В данном случае философия и наука стоят в одной иерархической цепочке по старшинству.
Наука возникла для решения практических задач – добыть еду, спастись, согреться. Даже плуг и мельница были когда-то новыми технологиями. Новые технологии вполне могут создаваться и без размышления об их месте во Вселенной.
А философия – это любовь к мудрости, то есть попытка сформулировать более-менее завершенное мировоззрение на основании всех известных философу сведений о мире.
Однако, научный метод познания доказал свою состоятельность. Его принципы таковы:
1. решающими источниками информации являются объективные факты, а не мнения
2. достоверность источников информации,
3. полнота всей доступной информации,
4. беспристрастность при анализе альтернативной информации,
5. правдивость в объявлении результатов.
Все полезные технологии, реально облегчающие нашу жизнь, возникли только благодаря этим принципам, поэтому глупо ожидать, будто полезная философия способна их игнорировать. Если, конечно, не рассматривать философию как вольное сочинение в стиле фэнтези, ценность которого в том, что оно способно увлечь читателей (и самого автора) литературными достоинствами стиля и возбуждением приятных эмоций.
Наука не могла возникнуть из одного желания добыть еду, согреться, спастись. животные постоянно добывают еду, греются и спасаются, но что-то среди них мы философов и ученых не замечаем. Но когда у человека разумного появляется желание осознанно управлять другими, у других появляется стремление философствовать, а затем уж появляется и наука.
философия - это не любовь к мудрости. Мудрость любить невозможно. Мудрость сама по себе не существует. А вот любовь к мыслям конкретного философа, следовать ему происходит в мире систематически.
И создать завершенное мировоззрение тоже невозможно, да и глупо.
Представление о философии как о некой постоянной еще глупее. В мире нет и не может быть чего то постоянного. Все имеет начало и конец. Потому философия и есть начало науки.
Термин философия в переводе означает буквально – любовь к мудрости. А любовь к мыслям конкретного философа – это любовь к словам и определенной субкультуре. Это чувство точнее определяет термин - филология.
Тем более, непонятно – чьи мысли должен любить Ваш любимый философ, чтобы иметь право называться философом? Тоже мысли другого философа? А вдруг Вы с ним сумеете полюбить только мысли друг друга? Разве не должна начинаться с чего-нибудь объективного эта цепочка влюбленных людей?
Что касается остальных Ваших тезисов: «наука не могла возникнуть из одного желания добыть еду», «мудрости не существует», «создать завершенное мировоззрение невозможно», - то это по сути не объективные возражения, а Ваша философия, которую я не люблю, поскольку считаю проповедью.
С Вашей точки зрения, сущность философии заключается в искусстве внушения человеку приятного эмоционального состояния, пусть даже под гипнозом. Но это скорее психотерапия.
Александр!
Почему Вы пренебрегаете принципами научного познания, хотя очень хорошо их себе представляете? Вы пишите:
Утверждая, что философия это любовь к мудрости, вы не применяете
Где эта самая мудрость как объективный факт, и почему вы не признаете объективный факт отсутствия мудрости как самостоятельного объекта. Потому утверждение философия – любовь к мудрости есть религиозная догма не более, при этом сильно мешающая развитию самой философии и пониманию ее сущности.
Вы пишите:
С чего вы взяли это. Для вас мои слова как раз более чем не приятные, так как подрывают вашу веру, ваши догмы. И все потому, что не понимаете сущности системы, не знаете о родовых признаках системы. Из вашего утверждения
Следует, что вы не видите разницы между естественными и договорными системами, а жаль.
Вы пишите
Это утверждение доказывает, что вы недостаточно продумываете ваши ответы, заявляя при этом, что мои возражения не объективны.
Например, «наука не могла возникнуть из одного желания добыть еду». И у человека и у животного эти желания схожи. Но где вы видели медведя с философским образованием, или паука с дипломом. Но когда способному человеку нет места в управлении другими, он ищет другую нишу, в том числе и в науке. Все имеет свою причину. Наука не исключение. Так что не я проповедник, а скорее Вы. Покажите мне мудрость вне конкретного человека, не сможете. Так что вникните в собственные необдуманные слова и сделайте для себя вывод.
Мы по-разному понимаем термин - мудрость. Для Вас это субъективная особенность человека, поэтому непонятно - как оценить мудрость разных людей. Хотя первоисточник мудрости - вне конкретного человека, и сравнивать качество индивидуального мировоззрения можно только с единым для всех первоисточником.
Надеюсь, Вы согласитесь, что существуют объективные и неизменные законы природы. В разных традициях их называют - Логосом, Дао, Абсолютом, Творцом. И Вы, наверное, удивитесь, но в каббалистической традиции они называются - Хокма, в переводе с иврита буквально - Мудрость.
В научной традиции законы природы называют во множественном числе, поскольку их невозможно выразить одной формулой, хотя единство матрицы всех законов природы бесспорно. Законы природы невозможно изменить - их можно только познавать и соответствовать им для решения всевозможных проблем и достижения благополучия.
Таким образом, мудрость вне человека - это Абсолют. В него и "влюблена" истинная философия. А мудрость человека - это приближение его мировоззрения к абсолютной реальности законов природы.
Доказательством объективности познания является наше сознательное влияние на природные процессы, что невозможно без правильного представления об их первоисточнике. Не каждый рецепт лечит, не каждая конструкция самолета способна летать.
Естественно, мудрость конкретного человека только теоретически способна достичь всезнания (в религии его называют просветлением). Но возрастание уровня нашего понимания законов природы происходит постоянно, подобно тому, как все больше цифр после запятой вычисляется у числа "пи".
Что касается животных, то Вы не можете судить о том - задумываются ли они над смыслом жизни. Диплом - не доказательство философского склада ума.
А по поводу уровня интеллекта животных - то он зависим от объема и архитектуры нейронной сети головного мозга. Животные попросту не способны воспринять столько информации, сколько человек, создающий недоступные для животных технологии, подобно тому, как в первые модели компьютеров невозможно загрузить операционную систему Windows.
"Так что вникните в собственные необдуманные слова и сделайте для себя вывод." (с)
Призывы "задуматься" и "опомниться" не по адресу - я достаточно много думал.