Кузнецк – «город-сад»! Мне снится иногда этот город. Две огромных пирамиды, небоскрёбы, минареты телефонных вышек новой электронной религии, деревья, кусты, цветы, интеллектуальный планктон.
В преддверии пятого столетия истории города эти сны предчувствие реального. Существуют дома, ЖКХа, производство, транспорт, жители. Актуальное бытие!? А я хочу поговорить о думающих людях, в нашем саду их можно отнести к странным невидимым растениям без цвета и запаха, к пресловутому интеллектуальному планктону, их не видно, но они есть, Проектировщики, журналисты, философы!? «Вы утверждаете, что в городе есть философы?» Да! Может быть для подсчёта хватит пальцев на одной руке. Но один, я уверен на 100%, был философом! Как был?! Он и есть философ! Анатолий Васильевич Первушин, бывший преподаватель ПедАкадемии. Пусть он умер в 2016 году как человек, но от этого не перестал быть философом!
В 2006 году он создал свой клуб «Экзистенциал» при библиотеке имени Гоголя и вёл его бессменно в течение десяти лет! И для меня осталась загадкой его философия, его особенность, его метод!?
«В Советском Союзе не было философии, - повторяю расхожую фразу,- а были преподаватели философии!». Но Ильенков, Мамардашвили, Пятигорский, Щедровицкий!? Кто-то видит у Первушина приемы работы Щедровицкого. Но Щедровицкий методолог, разработчик управления управленческой мыследеятельности, а Первушин скорее всего работал с понятиями в сократовской традиции. Зачем ему нужна была аудитория, чтобы выстраивать мыслительные конструкции в диалоговом режиме. Он часто говорил о подключении к тому, что выше и больше его. Сократ это называл «даймоном», не путать с демоном, у Первушина это называлось разными именами: Эрос, Трансценденция, Абсолют! Платоновские: Истина, Благо, Красота!
Если его метод назвать по названию клуба Экзистенция – Существование!...
Почему мне было интересно на его занятиях? Потому что это про жизнь, я был на одной волне, его любимая захваченность, одержание, одержимость. Если ты делаешь усилия сам, то ничего не выходит, если ты находишься в нечто большем и являешься орудием его, то есть надежда, что получится из ряда вон выходящее!
В городе проблема поговорить с умным человеком! Мой круг общения сужается и вымирает: художник Карманов, полусумасшедший Шутов, неудавшийся писатель бывший работник «Кузнецкого рабочего», непечатаемые поэты, преподавательница бывшей ПедАкадемии… В любом месте города ощущаю себя изгоем, среди писателей будто в болоте Тщеславия, на работе - винтиком, на улицах – диверсантом, читать свои стихи стыдно, слушать чужие неловко. Единственное место в городе, где я себя чувствовал человеком, был клуб «Экзистенциал». Первушин обзывал меня «классиком». Смеялся, издевался, но цеплял за живое. Предлагал задавать волнующие вопросы! Ответил мне про Вечность! Что остаётся от человека после смерти? Его ответ: «Остаётся никем не занятое место!»
Обычно Клуб – сборище праздношатающегося народа, но это был клуб, где рождалась мысль!
Философия для меня вид рассудительной литературы! По традиции предновогодние заседания были творческим отчётом участников клуба, Первушин выступал на них как поэт. Древнегреческая философия начиналась с поэм, например, с поэмы Парменида «О природе». Первушин в стихах растекается мыслью по древу в своеобразной наигранной манере!
Как-то в хакасском санатории я прослушал все видео и аудиолекции со страницы «Вконтакте», огромный массив материала. Прошу многочисленных учеников перевести фонограмму в печатный текст, чтобы можно было цитировать, работать со смыслами, с рефлексией, с суждениями Но разговоры уходят на то, что Первушина невозможно отредактировать, вопрос интеллектуальной собственности. Скорей всего найдётся хитромудрый жучок, который будет вам же продавать его книги!
На одном из последних занятий существующего клуба появился странный молодой человек, который называет номерные вершины вокруг Новокузнецка именами героев, предложил назвать одну из них в честь Первушина, потому что тот был преподавателем его жены и дюже ему понравился. Разгорелся спор. Я выдвинул аргумент, что бы сказал сам Первушин на это предложение. Он бы рассмеялся и высмеял инициатора.
Я считаю, что лучший памятник философу – это книга его работ!
Его занятия (иногда слушаю в интернете) напоминают мне симфонию, в музыке я слышу 5-6 тем. Для мозга эта музыка утомительна, чтобы воспринимать, нужна специальная подготовка и жизненный опыт!
Клуб продолжается! Ушли те, кто ходил на Первушина как на Представление, остались те, кому нужна «Воля к жизни»! И дай Бог ученикам Первушина звучать так же разнообразно и пронзительно Необходимо, как это делал их Учитель! А я пою ему Память!
Сергей Озеров Лунь
Комментарии
Спасибо, Сергей,- хороший текст.
ЕС
Благодарю за оценку!
А других обитателей города вы считаете сиволапыми, тугодумами и христопродавцами?
Другие обыватели соволапые, туподумы и критинопродавцы!
Текст чисто художественный и лишён смысла, как философичности, ибо утверждает о памятнике философу его работами, а не приводит ни одного высказывания Первушина.
Но ведь вы сами ничего от Первушина кроме имени не преподнесли. Так и миряне и власть, хотя и почитают порой святых после смерти, но ненавидят когда они живые, ибо их слово живое. И хоть пойте, хоть рисуйте память Первушину, но истннную память о нём вы не несёте ни единым умозаключительным словом.
Ещё не вечер, Не всё сразу! В первый день присутствия на сайте.
два текста чисто эзистенциональные здесь не высветились.
Я только учусь ПРИСУТСТВОВАТЬ!
И первое впечатление от сайта - схематизм и задискурсированость философской терминологией!
Лунь Облаков, насчёт схематизма и задискурсированости философской терминологией---это вы лишака дали. Вы же знаете, что по ЛФТ Витгенштейна---«Вся философия есть “критика языка”», – говорит он [4.0031]. 4.112: «Цель философии – логическое прояснение мыслей. --- Философия не теория, а деятельность. --- Философская работа состоит по существу из разъяснений. --- Результат философии – не “философские предложения”, но прояснение предложений…», то предельность общностей математики и философии, делает их язык во многом схожим, но математика описывает лишь предельные абстракции философской рефлексии, от материального, проясняющихся философией в тезисе---“Это есть то”.
Потому философ просто обязан иметь талант удерживать весьма разносторонний и зачастую как противоречивый, так и вроде не связный материал, и прояснять его. Причём проясняемая теория не должна примитивизироваться, отсюда и точные обязательность умозаключительных последовательностей и соответствующая терминология. Затем философ может сильно упростить речь в выводах и тезисах, вплоть до языка домохозяек, но философский пафос останется. Как это делает экзистенцфилософия в области эстафетной теории культуры Розова.
Порус –гносеология культуры Жизнь, как она есть, бессмысленна и в индивидуальных проявлениях, и как общая жизнь человечества. Нельзя противопоставить ее нынешней бессмыслице некое будущее состояние, ожидающее человечество как награда за его страдания и безмерные усилия. Но смысл жизни все же есть. Он обнаруживает себя в том, что мы сознаем бессмысленность нашего исторического, материального бытования. Действительно, признать его бессмысленным – значит знать, что смысл все же есть. Он явлен в Истине Богочеловечества: «Условия смысла жизни самоочевидно осуществлены, несмотря на эмпирическую бессмысленность жизни» [Франк Семен 1992, 195].
В.Н. Порус, утверждает, что Абсолютное Благо, как таковое, не может допустить вседозволенности, но ограничение средств достижения Блага противоречит абсолютной ценности этой Цели. Противоречие, в эстафетной теории Розова, разрешается переключением рефлексии с внешних функций нашей деятельности на внутренние. Когда мы действуем по культурным образцам, мы воспроизводим и изоморфно сохраняем эти образцы, а тем самым и саму культуру. При этом, разумеется, мы решаем и конкретные задачи, стремимся достичь определенных целей. Иначе говоря, мы решаем задачи, но в то же время и сверхзадачу – воспроизведение культуры в непрерывно меняющихся условиях. Так наша жизнь во всем богатстве наших действий приобретает смысл. Он состоит в том, чтобы сохранять культуру, как совокупность высших ценностей, которым следует наш жизненный путь, но единственно возможным способом: придавая ее образцам новый смысл и значения, отвечающие новым задачам и условиям их решения. Это и есть процесс передачи социальной эстафеты – вопроса о смысле жизни. Решается ли таким эстафетным образом проблема, волновавшая людей на всем протяжении культурной истории? Верно, что вопрос о смысле жизни передается, как эстафета, сохраняя некий ценностный инвариант, но вбирая в себя все новые оттенки, нюансы и подробности, да так, что может даже становиться неузнаваемым или непонятым. Но является ли ответ на такой вопрос – воспроизведения культуры – таким (эстафетным) инвариантом?
Для конкретного человека, особенно, если вся его жизнь – цепь несчастий, которые он вправе считать незаслуженными, обрушившимися на него не в наказание за проступки, грехи или нравственные просчеты, даже не по слепому случаю, а именно потому, что культура, ценности которой он как будто признает, равнодушно лишает его своего сочувствия и поддержки, утвердительный ответ мог бы показаться жестоким издевательством, именно как религиозное отождествление с этикой и культурой. Л. Шестов, например, считал, что культурные универсалии Истины и Блага подобны языческим идолам, которых наказывали плетьми, если они не исполняли человеческих желаний, не давали необходимой помощи людям. Если культура равнодушна к «несчастнейшим» (С.Кьёркегор), то и они, брошенные культурой на произвол судьбы, свободны от обязательств перед нею, перед ее ценностями (это критерий безумства революционных масс, свергающих своих, обезумевших от вседозволенности, угнетателей). Не то чтобы эстафетно воспроизводить её в поступках, а даже просто уважать её и видеть в ней высшую цель жизни – против этого протестует вся душа «несчастнейшего», её глубинные прозрения. Такую эстафету он не станет нести по своей воле, а раз несёт.
Мне ваш коммент за неделю не разжевать?!
В моей философии "Зияния" Тоэто один из главных постулатов.
Лунь Облаков, я вам этот критерий говорил не от себя, это по сути вся стратегия экзистенциализма, как философии. По сути это представлено всей философией, но выявление этого гена философской мысли (пусть и в требующей корреляции форме) точно указано у Хайдеггера----
Самореферентность языка в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера ---Язык в своей сути не есть выражение организма, не есть он и выражение живого существа. Поэтому его никогда и не удастся сущностно осмыслить ни из его знаковости, ни, пожалуй, из даже из его семантики. Язык есть просветляюще-утаивающее явление самого Бытия. Актуальность постановки вопроса о существе языка задана также следующим обстоятельством. Вопрос о существе языке оказывается в то же время и прежде всего вопросом о существе человека. Дар речи отличает человека, только и делая его человеком. Этой чертой очерчено его существо. Человек не был бы человеком, если бы ему было отказано в том, чтобы говорить - непрестанно, всеохватно, обо всем, в многообразных разновидностях и большей частью в невысказанном «Это есть то». Поскольку обеспечивает все подобное язык, сущность человека покоится в языке.
И потом, Лунь Облаков, что-то вы определиться не можете в вашей позиции
Как то, что может интересуетесь, хотел ли я вас удивить концентрацией умозаключительности?, или понимаю, что вы согласитесь с невозможностью скепсиса на представленную мысль, как то, есть ли у меня притязания на вашу ему оценку, которую вы предусмотрительно откладываете, так и не определившись с позицией этого коммента, как организации направленной умозаключительной дискуссии. В моём разумении прогноз таков, что выявленный у вас (пусть и оригинально-художественный) обыденный когнитивный стиль (ОКС, теория Когнитивного Диссонанса) определяет и тактику вашего когнитивного поведения. Как то, что у вас будет безусловно выработана толерантность ко всему мною утверждаемому, и избегание изменений в этом амплуа. А ведь именно философские формулировки "Это есть то", проясняющие познаваемое мессиво, для успешного завершения актов сознания,---философской помощи всему обществу, как раз и задают возможность открытия Обыденному сознанию (ОКС)---адекватного реальности---Научного когнитивному стиля (НКС). Это и есть философский вклад в общество философии персонализма, возжигающий таланты ума там, где это было бы почти невозможно по-другому. Да и вы сами, даже интуитивно прочувствовав это просветление ума, от магии философского воздействия, в этой экзальтации сознания---отписали вашу книгу, благодарности Первушину (за видение сокрытого ранее для вас---удивительного мира сознания).
И потом, Лунь Облаков, вам не обязательно все эти гиперссылки полностью просматривать, я их проставляю более с целью предметности представленных философских посылок, дабы не сводить дискурс к выяснению значимости той или иной проблемы в представлении этого спекулятивными наваждениями (экзистенциями по вашему). Ибо любые экзистенциальные утверждения (по философии логики и математики), бессмысленны вне их инициирующей предметной модели. Имеющими значения (как собственное содержание---ноумен) признаются только общие утверждения, а значит доказанные. Но доказать мало, для философии нужно ещё со всякой убедительностью и силой утвердить опредмеченно---"Это есть то". И только в этом виде философское знание приемлемо в разработку обществом, как просветление умов. Это доказуемо----
Лунь Облаков, и так можно исследовать хоть до бесконечности. Но именно философ останавливает этот регресс в усложнение---деятельно заявляя---"Это есть то"! Скепсис относительно мною высказанного практически бессмысленен. В том и талант, чтобы несмотря на в высшей степени ёмкое и сложное представление реальности, выкристаллизовать в простых и понятных указаниях, саму квинтэссенцию поставленной проблемы. Но это должны быть точно обозначенные целевые направления, иначе оговорки на обобщение раздуют объём утверждения до книг и томов доказательств и оговорок (для соответствия закону достаточного основания). В том и гений Сократа, дабы поучительно и проясняюще показать собеседнику в его целях---тень недосягаемой Истины, и тем сделать его причастником любви к Премудрости.
Лунь Облаков, я понимаю, что вам мой текст и художественно понравится и умозаключительно напряжёт, но никто не говорит, что философия легка. Всего хорошего.
Вот это цитата из Хайдегера к моей философии Зияния!
Бытие - это всеобъемлющая Полнота, А существование - это Пробел, Пауза, Нехватка и Охота выраженное в Заботе и Беспокойстве!
В этом году я издал книжицу "Последняя лекция Первушина"!
Так что я владелец электронного текста, пока не представленного в инете!
Но пока я занят своими текстами! И представление Первушина ещё впереди !
Идея текста: лучший памятник философу – это книга его работ!
И я издал Книгу-памятник книга "Последняя лекция Первушина" подписка продолжается
https://vk.com/club112221538
"Что остаётся от человека после смерти? Его ответ: "Остаётся никем не занятое место!".
Сова во-зле Олим 29.03.2017 08:33
Смерть, однако, не является основной размышлений. Основой является разворачивание времени и ситуация выбора, порожденная этим разворачиваем. Смерть же предстает вместе с разворачиваем времен и сопровождает размышления как представление (представление, закрывающее будущее прошлым, как конец будущего). У размышлений и смерти одни основания. Они как близнецы-братья: размышления и смерть.
А.В. Первушин
Лу Н 29.03.2017 09:55
Айл Би Бэк: Непонятно только, что такого нафилософствовал этот философ.
После классиков тема должна быть закрыта, на амбарный замок
P. S. Открыта подписка на книгу «Последняя лекция Первушина». Обращаться к Сергею Загнухину библиотекарю Гоголевки ул. Спартака 11. Абонемент.
Последняя лекция Первушина
«Ищу человека» 13 января 2016 года «Творец и творимое». (Через несколько дней 17 января он умер!) Это маленькая книжка не для чтения, эта маленькая книжица-памятник! Этот проект есть кирпичик для памяти философа!
Последняя лекция о философии, о творчестве... О смерти, Первушин чувствовал свою смерть?! Жизнь кончена, «началась Вечность», но эта опера не нашей банальности! Его многолетний разговор закончился большим звуком «с»..
Православный 29.03.2017 10:50
Меня не особенно трогает Ницше со своим "антихристом... проклятием Христианству" ...читал я и это, лишь укрепляясь в вере Христовой...
а вот борьба Ницше с Христом кончилась тем, что у него был отнят разум. В истории его болезни, имеются и такие записи: "23 февраля 1889 г. "В последний раз я был Фридрихом-Вильгельмом IV"....
Сова во-зле Олим 29.03.2017 14:24
val anok: Сова, здесь нет философии. Здесь умствования. Западная мысль зашла в тупик.
Первушин плоть от плоти приамурья, у него был родовой надел (часть тайги для охоты).
Обыватель 29.03.2017 20:16
Сава, ты мозг включай когда тексты для всеобщего обозрения выставляешь.
….Он часто говорил о подключении к тому, что выше и больше его. Сократ это называл "даймоном", не путать с демоном, у Первушина это называлось разными именами: Эрос, Трансценденция, Абсолют!... Первушин обзывал меня "классиком". Смеялся, издевался, но цеплял за живое.
Источник http://kuzpress.ru/culture/29-03-2017/51756.html
Неожиданно?! Вот что значит интернет - кликнул и проявил! Спасибо за ВНИМАНИЕ!
Утро в Сибири! Участники сайта дрыхнут перед Субботой, ибо в субботу умственные усилия делать вредно!
А я словно на заброшенном заводе хожу по пустым цехам, кричу Ау! Ищу человека! Словно Диоген из бочки для жертвориношений!
Человек один перед звёздным небо и зияние пустоты внутри себя!
У Канта лучше сказано, потому что полнее.
Кант писал о моральном законе, а я о аморальном!
Если пишете об аморальном законе, то должен быть и моральный закон. Если перед ним звёздное небо, то внутри должна быть его инверсия: бездонный (или "донный"?) свет в чёрную крапинку.
Кстати, как видится, представляется "память"?
Для меня память -отражение отражения!
Помнишь прежде всего почувствованное и воспринятое.
Память текста или иных мыслительных конструктов после интеллектуальной обработки я называю припоминанием!
Отражения отражения - это, конечно, завёрнуто. Сейчас тут Отрицание отрицания kosmonaft пытается сообразить в этом направлении.
Вижу "отражение" в двух смыслах: оставление следа и без оставления следа.
Как раз Память - отражение с оставлением следа!
Даже перегнутый лист бумаги и потом расправленный оставляет след. След и есть Память! Вернее оперирование этим следом-отражением, то есть отражение отражённого и есть припаминание!
Верно подмечено. Никаких чернил, сажи - просто перегнули "плоскость" - и СЛЕД остался.
Появилась ФОРМА.
Форма ЧЕГО?
Ведь никакого "предмета" (пресловутого "стального шара", печати) не было.
Что с чем взаимодействовало, что получился РЕЗУЛЬТАТ?
По этому результату (форме следа) я предприму (предпринял, могу предпринять) какое-либо действие. Например, пишу ответ.
Для меня, появление "следа" от перегиба бумаги, явилось "руководством к действию" (информацией). А для другого - нет.
Форма воздействия и Память - это не предмет а след от предметов, фантом.
Хотя предмет реальный может быть якорем Памяти..., например фото, рождает ассоциативный ряд воспоминаний!
Странно звучит ваша инверсия: моральный закон?!
Словосочетание аморальный закон - это художественный приём. АЗ в юриспруденции - абсурд, в природе - пустой звук, ибо живёт без категорий этики!
Моя?
Вот и до этики добрались. А начали с вроде бы с простого противоположения.
Природа без морали обходится, значит аморальна?!
Разве мораль не порождение Природы?
Мораль "продукт" социальный, искусственный, к природе никаким боком!
Вариант Сравнения: Если над ним КОСМОС, то внутри антикосмос, то есть беспорядок!
Оно, конечно, так. Но тут вмешивается "отражение" (отражения).
А как же без Памяти, надо бы хотя себя помнить, чтобы сравниваться с космосами!
Когда я что-то помню, то "знаю" что есть "память". Но когда я вспомнить не могу, то "памяти" как бы и нет. Но при этом я "точно знаю" (ЯСНО), что я это "знал". Но "забыл".
Но бывает, что "не знаешь": "не знал" или "забыл".
Поэтому приходится обозначить "место хранения", а не непонятная "память". В месте хранения либо "есть" предназначенное для хранения, либо его "нет".
Тогда "память" - это нечто такое, связанное с местом хранения и с "вспоминанием" из этого "места хранения".
Как в песне: " Мы память, мы память, мы долгая память друг друга!"
когда я вспомнить не могу, -это и есть память?
Любопытная постановка вопроса , то есть чего нет! Например: (думаю, как бы привести пример взаимоисключающего по типу, я не помню, а память есть, я не думаю, а существую!
Вот это актуально, помню, что слово обозначает, а как звучит забыл!
Лунь Облаков, вот вы комментируете текст, но по причине того, что вы явно не аналитик, то комметируете с демагогическим уклоном. Вот смотрите: Дилетант пишет---
Кстати в последующем тексте хоть семантических дыр, как предмет необходимой шлифовки, уйма, но всё же звучит весьма точная философская мысль, что если память присуща человеку, то должно быть место её действия, и в этом случае понятие забыл не уместно, ввиду того, что наличие чего-то в памяти когда-либо, не отменяет Возможности когда-нибудь это вспомнить. С моей позиции, этот вопрос упёрся во вспоминательное эмпирическое приложение парадигмы сознания, в частности, человека. Вы же, Лунь Облаков, говорите совсем не про то, а про сигнификацию обозначаемого вспоминаемым словом.
Вы же могли для Дилетант сказать, что типа может быть глюк типа Дежа вю, что никогда и не знал, но имеет твёрдое убеждение, что знал, и что это совершенно кардинальный случай тому, когда не знал, но исследуя нечто, уверен, что будет знать. И вы обозначили один из вариантов того, что мыслительный материал дескрипции слова присутствует, а само слово не вспоминается. Хотя есть варианты, когда слова знают, а что они обозначают---нет. И последнее намного более сильный случай забывчивости, ибо не даёт возможности оперировать смыслом этого слова в принципе, а упомянутый вами случай даёт возможность мыслить дальше, исключая только само называние смысла слова, этим словом. Ничего актуального здесь не вижу.
повтор
повтор
повтор
повтор
Вот видите, слово помните, а действие забыли!?
Что именно вы приписываете мне, как память слова, и как забытое действие?? А то вы напоминаете мне клич в Маугли---"Мы с тобой одной крови...", когда как никакая суд-мед экспертиза такого никогда не сможет заявить. Так о чём это вы??
Если действие повторяется четырежды, то что-то с памятью стало!?
Не, это что-то с линией связи стало, что показывало, что связи нет и действие не совершено, а потом вдруг выдало аж 5 повторов. Да я надеялся, что вы удалите эти повторы, ибо функции модерации принадлежат исключительно автору колонки и админу. А вы что-то тормозите в этом, может не с моей памятью ваше позднее зажигание связано?, а с вашей?, или может нравится вокруг только недоумков видеть? Малоумному забавою служит глупое (Притчи). Может дождусь от вас исправления дефектов связи?, или напрасно ожидаю? Всего хорошего.
Повторы только подтверждение моей Фрактальной философии! Удалять то, что само получилось, это тоже самое, что срывать побеги с растущего дерева. Во-вторых это красиво, в моей философии не этика главное, а эстетика!
Связью занимаются религии,! Надеюсь здесь имеют дело с Логосом (сбором урожая) или АнтиЛогосом (разбрасыванием семян?)
Лунь Облаков, ну, снова до общности не догоняете, ваше---
Не может быть воспринято как нечто обще догматическое, т.к. пришлось бы общность вами установленного, приписывать и актам дефекации (испражнения), которые никаким саркальным смыслом не обладают (кроме разве что, БАР (МКБ-10) манифестации, при условии таких приписываний). Ибо если этим сеется саркальное семя, то ничего не наплодив кроме мух, означает мухосранскую Миссию, а делателя---дерьмом. А раз и истинные святые серут, то далеко не всякие действия---есть саркальными, потому и просил вас о модерации для красоты, которая уже по сути как-то может иметь и саркальный смысл. Хорошо, что прислушались, но вот пафос важности такого мероприятия, неуместен.
С позиции Биоты испражнения и есть главное дело Живого!
Значит Биота не суть ЛОГОС, иначе ЛОГОС придётся признать испражнениями.
Признавайте!
Да я только ваш логос испражнениями и признаю, по упорству вашему, а по одному других не судят.