Конспект статьи: "Прикосновение к человеческой истине. Откровение встречи с поэтессой, литератором Зинаидой Миркиной.
(Источник: http://www.deims.ru/life-philos-mirkina.html)
Мать – комсомолка в красной косынке. В доме была атмосфера глубокой веры в идеалы революции, аскетизма, жертвы во имя своего идеала. Будучи заместителем директора Теплотехнического института, отец получал партмаксимум, т.е. вчетверо меньше, чем на его месте получал бы беспартийный.
И вдруг – тридцать седьмой год. Половина, если не три четверти родителей моих знакомых детей были арестованы. Мама просила меня звать домой тех, у кого арестовали родителей, быть к ним особенно внимательной. … Да еще узнала, что отец два месяца спал, не раздеваясь, и прощался с нами не только на ночь.
Я поняла, что само горение души важнее всего, что из этого горения получается.
Я почувствовала, что мысль может быть не праздной, занятие литературой и историей мысли – отнюдь не суетой.
Ветхий Завет. Я чувствовала идущую из него огромную космическую волну, - другой масштаб, другую меру. Новый Завет был мне непонятен. Он ничего не говорил тогда душе. Я выросла в атеистической семье и была убежденной атеисткой. Но примерно к 18-ти годам начала чувствовать, что атеизмом не проживешь, что он мал, куц. И когда прочла у Достоевского (в романе «Идиот») фразу, что все атеисты не про ТО говорят, я поняла, что это так и есть, что эта фраза как бы и из моей души взята.
А когда дошло до Баха, я уже была другим человеком. Началось это с одного органного концерта, открывшего такую внутреннюю бесконечность, о существовании которой я и подозревать не могла.
Бог из внешнего пространства одним рывком переместился внутрь, в мою собственную внутреннюю бездну. Из внешнего, чужого, другого существа он превратился в глубоко внутреннее, в мою собственную бездонность, в мое иное, великое «Я». Таким образом, еще не прочтя слов о том, что царствие Божие внутри нас, я уже смутно ощутила это в своем собственном опыте.
Весь животный мир поедал друг друга. Да и человек ел животных, и все люди доставляли страдания друг другу. И я не могла не доставлять страданий, что меня совершенно ужасало.
Как-то так получалось, что я всегда, если можно было с кого-то спрашивать, то спрашивала с себя. Считала себя виноватой перед всеми с полнейшей искренностью. Я была тогда очень далека от христианских книг, не знала никаких фраз вроде «я хуже всех», «я перед всеми виновата», но я именно так чувствовала.
Плодотворным и важным мне казался только спрос с себя. Потом я поняла, что я как бы протирала душу, как бумагу ластиком, и дотерла до дырки. Душа стала сквозной, и в нее хлынуло то, что вечно рядом, но так редко проникает внутрь нас. Плотная стена нашего эго обычно не пускает. В какой-то день эта стена вдруг рухнула.
... Была гроза. А потом взошло солнце, и ель, которая стоит перед балконом, - вся в каплях, в тысячах крупных дождевых капель – вдруг вспыхнула тысячью солнц. Это было что-то непередаваемое. Потрясение. Душевный переворот. Когда несколько лет спустя я увидела икону Феофана Грека «Преображение», я почувствовала в опрокинутых, потерявших все прежние ориентиры апостолах – то самое, пережитое мной состояние. Свет, небывалый – сверхъестества – как будто проколол сердце насквозь и не убил, а пересоздал его. Прежде всего появилась полная уверенность, сверхразумная, вне всякой логики, что Творец этой красоты - совершенен. Это сердцу открылось. А затем произошло нечто, что не передашь прямым словом, потому что слова нашего языка однолинейны, а то, что я увидела, была многомерность.
Я увидела то, чего представить себе не могла, ибо этого не знала раньше душа. – Новый облик, новый взгляд, новый строй чувств. Я почувствовала взгляд на себе, в котором была бесконечная любовь и покой в одно и то же время. Именно это скрещение любви и покоя было потрясающим.
Если бы одна любовь без покоя – это было бы бессильем. Если бы один покой без любви – равнодушием. А вот сочетание их было каким-то сверхмирным внутренним всемогуществом.
Душа питается из внутреннего источника и находит в нем все для утоления своей жажды и голода.
Меня точно подняли на великую гору и показали сразу всецелость. Мир был страшным и бессмысленным, когда виделся дробно, по частям.
Надо было пройти годам, чтобы я поняла: опыт, подобный моему, был не раз и не десять раз, что он повторялся в разных людях, но изменяя всю душу, не мог ничего изменить в мире. Что у людей еще не подготовлены ни глаза, ни уши. «Имеющий уши, да слышит...» – не имели ушей…
Но... Людям это НЕ БЫЛО НУЖНО. Я стала тяжела для них. Они не могли и не хотели жить на той горе, которая мне открылась.
И я как бы стала запихивать под обычное платье развернувшиеся крылья. Это было непереносимо трудно. И физически я этого не выдержала. Примерно к пятому курсу университета я заболела. … Я слегла. Пять лет была прикована к постели. … Я чувствовала одновременно с мукой, что она – мука эта – мое задание, что душа должна СМОЧЬ ЭТО ВЫНЕСТИ.
...
И людям не видно, что я хожу по канату. Им видно, что я хожу, как и все. А то, что у всех земля под ногами, а у меня канат, этого не видно. Держусь за воздух…
Мое самолечение – глубокое созерцание, выход в те просторы Духа, которые в самом деле вечны и законам этого мира не подвластны.
А у Тагора: «Я погрузил сосуд моего сердца в молчание этого часа, и он наполнился песнями».
==========
...все атеисты не про ТО говорят … Потом ... Душа стала сквозной, и в нее хлынуло то, что вечно рядом … А затем ... то, что я увидела, была многомерность … Душа питается из внутреннего источника и находит в нем все для утоления своей жажды и голода … «Имеющий уши, ... – не имели ушей … Людям это НЕ БЫЛО НУЖНО ... «Я погрузил сосуд моего сердца в молчание этого часа, и он наполнился песнями».
Комментарии
1. Написано вздорово. Подкупает искренность и образность речи. В эссе, на на мой взгляд, выражена простая истина - различие человеческого внутреннего (душа, дух, сознания) и внешнего, которое мы можем пронзительно переживать как наша героиня или равнодушно обозревать вместе, скажем, с философией Гегеля.
2. Собственно в этом источник любой религии, в том числе и христианства, любой философии - вообще всего человеческого. Обязательно ли этот разрыв указывает нам на Бога? Или у нас просто нет другого способа фиксировать для себя это удивление о самом себе как чем-то достаточно независимом от нашего тела?
3. Как лукава наша память. Уходя в прошлое мы его идеализируем, создавая из него предтечю сегодняшнего нашего состояния, как если бы действительно все было предначертано и предпределено. Но в том и состоит наше глубинное желание - собрать из разрозненных фрагментов нашей жизни - целостоность человеческой личности...
Два сильных мира: внешний и внутренний. Между ними - конфликт. Сильный - "Стена". Внутренний мир не поддержан ничем, кроме скудной литературой (библией), и долгое, очень долгое время находится в состоянии "оглашенности", и вызревает в "замирании" и противостоянии. И когда происходит его созревание и прорывание на сцену жизни, конфликт усугубляется и отражается на состоянии тела.
Разорванное сознание. Отсутствие поддержки его развития в культуре - религиозные институты вымирают, а психология нормы может оказывать на этот процесс лишь репрессивное воздействие, народная мудрость (техника сорванного сознания)уходит в небытие, на сцену выползает огромных размеров опущенное сознание (Великий Пофигизм Потребляйтства). - Бедный, бедный Человек!
Этот разрыв (и только он) дает нам возможность перейти на новый уровень бытия - бытия вочеловеченности. И это единственный настоящий смысл, как для личности, так и для Человечества - Персонная революция.
- И тогда межпланетные корабли могут не бороздить просторы (или бороздить), - главное, что, человек получает доступ к многомерности Себя и перестает беспокоится о сборке "целостности человеческой личности" - становится свободным и ставшим, у него открываются глаза и появляется власть над Разрывами и Стенами и он становится существом вертикальным (хомо эректус -> хомо вертикалис).