Я некоторое время занимался айкидо. Первые мои учителя очень интенсивно использовали образы для описании движений и положений тела и рук, и это было очень здорово. Но учителя "поздние" если и пользовались образами, то очень скупо и именно через них мне удалось прикоснутся к главному в айкидо - тому, что скрывается за понятием "мусуби".
Из интернета:
" Мусуби – объединение противоположностей. "
" Мусуби - одно из фундаментальных философских понятий айкидо. Мусуби означает: объединение, узел, рукопожатие... Гармония …"
"Мусуби в его высшем понимании связано с достижением чувства гармонии Вселенной."
" Мусуби – объединение противоположностей. «Единство – это сила Бога, которая разрешает все конфликты… Мусуби – это движение …"
… сердце Айкидо - мусуби. Это слово можно приблизительно перевести как "единение" или "гармоничное взаимодействие". На практике мусуби означает возможность слияния - как физического, так и умственного - с движением и энергией вашего партнера. Мусуби - это обучение хорошей взаимосвязи. В любом взаимодействии между людьми существует связь, заметная или нет. Для вступивших в контакт очень важно определить, будет связь продуктивной или бесполезной, дружеской или враждебной, открытой или нет. Мусуби, в более глубоком понимании, может означать способность контролирования и воздействия на контакт, изменяя враждебные нападки на мирную встречу, а атаку - на дружеское рукопожатие.
Мусуби - это и способ обучения, и цель самого обучения. Мусуби в его высшем понимании связано с достижением чувства гармонии Вселенной, а в технике - со способностью обращать столкновение в положительную сторону. Но может ли быть достигнута такая способность с помощью насилия, давления или запугивания человека в процессе обучения? Нет. Мусуби необходимо преподавать и изучать в соответствии с принципами, которые демонстрировали бы его так, чтобы сознание изучающих Айкидо очищалось вместе с их физическим движением. Мусуби должно преподаваться через хорошее взаимоотношение и под строгим, но доброжелательным руководством.
(Саотомэ Мицуги) http://ki-moscow.narod.ru/litra/bi/micugi_musubi.htm
Комментарии
Уважаемый Алексей!
Индийские и др. восточные религии, учения и философии — это целый мир, во-многом непривычных и отличных от нашего менталитета, традиций, символов, мифов и обрядов.
Думаю, что на сайте ФШ, для многих было бы интересно обсудить отдельную тему, посвященную метафизике и онтологии на основе учения Шри Рамана Махарши в виде основных тезисов, в Вашем изложении, без обоснований и длинных рассуждений. Если такое возможно.
ЕС
Евгений Силаев пишет:
без обоснований будет трудно найти проекцию восточных пониманий на западные
а вот это очень желательно - каждое длинное рассуждение стоит выносит в отдельную тему
Надеюсь, будет интересно обсудить.
Успехов,
ЕС
Спасибо "за доверие".
Задание трудное, но я постараюсь!
Коллективизм.
Как то еще в начале перестройки мне в руки попалась книжица советских социальных психологов - исследователей коллективизма. В то время социальная психология только-только перестала быть лженаукой, и была разрешена. И эти исследователи взялись изучать не групповое взаимодействие, а, именно,- коллективное.
Коллективность это явление русское, а не советское. Они даже изобрели прибор для измерения наличия коллективности в совместной деятельности. Это был комплект из двух одинаковых столов, со сложными прорезями в столешнице. По этим прорезям необходимо было провести штырь из начала в конец. Управление его скоростью и смещение в разные стороны было распределено на разные рычаги, которыми управляло несколько участников. Психолог поддерживал в эксперименте дух соревновательности и измерял время в двух сериях "соревнований", когда "наказание" (неприятный звук в наушниках или слабый разряд тока на ручки управления) за касание штырем края прорези получал каждый участник и когда "наказание" давалось только одному. В группе, где существовала коллективистичность это время почти не изменялось, и наоборот, там где ее не было ускорялось существенно. В первую очередь "коллективисткими" оказывались люди из бригад монтажников или, добавлю от себя,- "потенциальных монтажников", а противоположными им представители криминальной среды. Ю.М. Лотман описывает это свойство, как "внутреннюю интеллигентность", а я называю ее Свойством. свойство (с маленькой буквы) - это производное "свояковости", построенной на отношении "свой - чужой", а Свойство (с большой буквы) - способность быть своим самой своей основе.