Восприятие - разное, исходя из разных критериев. Если взять аспект воли, чтобы посмотреть на восприятие через призму воли, то каким может быть восприятие: волевое и неволевое?
Что такое неволевое восприятие? И что такое волевое восприятие?
Можно было бы сказать, что волевое восприятие - сознательное. Но в бессознательном состоянии ничего не воспринимаем. Потому волевое восприятие - это не фокус сознания, также как и невольное восприятие - это не периферийное сознание.
Обыденное восприятие есть невольное восприятие, воспринимающее обыденное. Обыденное воспринимается невольно, произвольно без усилий, когда и не хочется воспринимать, а воспринимается. И не хочется жить, а живётся - глаза не закрываются. Обыденое восприятие - невольный фон невольного восприятия.
Волевое, или вольное восприятие в отличие от будничного - лёгкого восприятия, возможно, должно быть трудным, сложным, невозможным без чрезвычайных усилий. А что трудно даётся человеку как не мышление? Возможно, мышление это и есть восприятие, только волевое.
Другой вопрос - что должно воспринимать вольным (волевым) восприятием? Термином “вольное” можно назвать волевое восприятие, так как такое восприятие свободно и не принуждает к восприятию, как принуждает себя фон невольного безволевого восприятия будней жизней.
Есть, возможно, трудновоспринимаемое, что за фоном восприятия. Однако, и ноуменальную заумь псевдонаучного толка трудно бывает воспринимать, которую без волевого усилия, без труда и не разберёшь порою. Может, ноуменальная заумь рядится только в одежды трудности, выдавая трудность за связь с феноменальностью?
Может и так, а может и не так. Но, если, вдруг, это так и требуемая порою трудность восприятия научных текстов может быть имитационно-дезинформационной, то каким ещё критерием кроме критерия трудности различить текст - очередная ли это ноуменальная заумь, или реально феноменальный текст за фоном обыденного восприятия?
Короче, удалив дискурсивный мусор - тезисы:
- апостериори - волевое вольное восприятие, феноменальное, сверхсознательное (несознательное в сознании);
- априори - невольное сознательное восприятие обыденного фона восприятия, ноуменальное.
- чистые формы восприятия и грязные, смешанные, которые преобладают, когда чистые используят не по назначению в том числе.
Prompt.
Комментарии
Один знакомый как-то сказал насчёт восприятия - "барахла не держим".
В развитие темы можно упомянуть другого знакомого - "очень многие воспринимают очень многое".
Чтобы разобраться с волей или неволей, необходимо их определить, и сделать это нужно раз и навсегда, по крайней мере, до кардинальной смены основ мировоззрения.
Волевое усилие должно что-то преодолевать. Что преодолевает воля? Что определяет уровень трудности восприятия?
Если человек хочет изучать текст, то ему это не трудно. Трудно изучать тогда, когда не хочется это делать. Везде присутствуют желания.
Допустим, я хочу изучать текст на понятном мне языке, но текст написан на непонятном. Вот тут у меня появляется вопрос выбора: читать текст или не читать текст. Читать хочется, но хочется читать именно на понятном языке. А почему не хочется читать на непонятном? А потому что это требует лишних усилий, которые могут оказаться напрасными, если информация в тексте окажется бесполезной. Это часто называют ленью, но лень всегда возникает там, где человек подсознательно чувствует, что действия не принесут желаемого.
Читать текст, написанный на непонятном языке - это дополнительное страдание. Вот воля проявляется там, где приходится сознательно идти на страдания ради реализации более сильного желания, исполнение которого должно по прогнозу принести гораздо больше радости, чем было получено страданий. В данном случае, страдания от трудности прочтения текста должны быть меньше радости, которая будет получена после усвоения мыслей, которые переданы знаками в тексте.
Воля и неволя в моём тексте возникли случайно, как и весь текст, впрочем. Хотелось понять насколько восприятие определяется априорной сеткой и сколько в нём свободы. Трудности с восприятием текстов, как и всего искусственного, имеющего происхождение в культуре - не кажутся важным вопросом хотя от этого вопроса и не уйти совсем. Больше интересует естественная область для восприятия.
Сама по себе культура и вся область культурных знаний уже кажутся априорными, хоть трудности с усвоением культурных достижений возникают, наверное, у всех. Потому и хотелось также понять насколько априорное является аппаратным физиологическим, а насколько культурным феноменом.
Проблема ещё в том, как видится, что за исходную точку всегда берётся уже взрослая человеческая особь со всем атрибутом сформированных навыков и развитых способностей.
Ещё вопрос насколько человеку доступен опыт чистого апостериори. Сама классификация априори и апостериори , как на доопытное и опытное несколько однобокой кажется. Априори это тоже опыт и знания полученные при помощи априорной сетки такие же опытные как и знания полученые апостериори.Если бы априорное не было доступно в опыте, то такого понятия вообще не возникло бы. Доопытное знание - это вообще какой-то оксюморон, так как любое знание это уже опыт. Если априори есть, то оно невольно присутствует в любом акте опыта. Чистый апостериорный опыт видится только как возможность.
Сами по себе понятия априори и апостериори путают неся с собой привычную нагрузку. В моём понимании знание апостериори это не чувственное опытное знание, а свободное от априорных форм восприятия. По моему, нет ничего более априорного чем чувственное знание, которое получено получается полностью на априорных формах.
И самое парадоксальное что культура для человека тоже получается тем самым источником априорных форм, только не аппратных уже, а программных.
Что такое чистый апостериори опыт пока вообще трудно представить на чём такой опыт может быть основан. Наверное, ни начём, так как чистое апостериори это произвол - отрыв от всяких оснований.
Скажем так для примера: иду я по улице не прилагая усилий видеть вижу улицу, деревья, птичек, людей, дома, собачек - где в этом всём я присутствую, чтобы говорить о каком-то апостериори? Всё происходит авоматически само собой.
Не знаю насколько априорное хорошо, а насколько плохо. Вроде как априорное помогает нам существовать, помогая удовлетваорять все наши потребности. Вот только не понятно, насколько априорное априорно формирует и наши потребности, чтобы не получалось так, что мы работаем чтобы есть, а едим, чтобы работать.
Такое психологическое как трудность, кажется, может быть богато в себе и философскими значениями. Не знаю что преодолевает воля и преодолевает ли что-то, или просто обозначает что-то. Возможно, воля преодолевает как раз тот самый поток априорного, который автоматический по своей сути.
Я по специальности инж-электроник. Мне эти априори и апостериори по смыслу не понятны. С этим нужно где-то взаимодействовать, но у меня нет опыта.
Я имею четкое представление о живом существе и об автомате, у автомата нет сознания (чувств). Автоматическое и волевое я могу понять. Воля, действительно, должна конфликтовать с автоматичностью, но автоматичность должна позволять действовать воле, а для этого автомат должен обращаться с вопросом к сознанию, чтобы выяснить дальнейшее автоматическое действие. В работе автомата должны быть прерывания (неопределенности). Такие ситуации возникают, когда автомат не может вычислить пользу от дальнейших действий, и тогда автомат зацикливается. Также сознание может вмешаться в программу автомата, когда посчитает работу автомата неправильной.
Я не знаю, почему люди до сих пор не могут понять, что они априори все стремятся к блаженству? Скромность? Культура? Затюканность моралистами? Воля подключается тогда, когда сознание считает, что автоматическое действие принесет страдания. Пока сознание считает, что страданий быть от автоматизма не должно, или что страдания неизбежны, тогда сознание не вмешивается в автоматическое действие.
В общем, мне проблема априори и апостериори не совсем понятна. Вся суть действия живого существа состоит в защите субъективных внутренних ценностей, это происходит автоматически. Сознание может лишь менять систему ценностей, меняя весь алгоритм автоматической работы организма и внешней среды.
Для завершения темы можно добавить ещё парочку знакомых:
- "быть или не быть?", и - "была не была!".
(спасибо за внимание)