«пол есть половина личности: мужская и женская» по Мережковскому, что очень оригинальный ход мыслителя, личность не представляет цельности, и что действительно так, а Пол представляет два биопола "вместе", и в раздельности биопол не имеет Пола. Понятно Мережковский имел ввиду биопол, а не Пол, но мысль не о том, ясно что и половина личности нонсенс, и если личность нельзя разделить, а только представить по своему. Розанов например не догадался бы по своему разделить личность, как это сделал философски Мережковский, и это говорит о том что даже и не философ Розанов, а художник слова вернее может подать философскую мысль. Розанов только правильно определил что цельность от Пола может только идти, а о личности ничего у него нет, тогда как личность всегда имеется раньше Пола, и отсюда проблематика его трактата «Люди лунного света», и где в отношении Пола у индивида нет выбора, и он ведётся собой в потёмках действительности, отставая от неё. Поэтому предки из своего опыта понимали, что брак и не может быть выбором, а только традицией всеобщей. Российские мыслители сплошь религиозно ориентированы, и от них ожидать точности "философской" не стоит, и сейчас тоже, марксисты вдруг все стали Адама Смита заново читать, и поверили в либеральные ценности сходу.
Наиболее активный интерес к проблемам соотношения мужского и женского и вообще к проблемам пола был обнаружен мыслителями серебряного века и в исследованиях наследников серебряного века.Одним из первых русских, кто смело вторгся в пределы этой запретной темы, целомудренно и ханжески оберегаемой ревнителями нравственности, был философ Василий Розанов. Его книга «Люди лунного света» вызвала целую бурю возмущения и негодования у истых «блюстителей» благопристойности. Нельзя не согласиться с утверждением В.В.Розанова, что «пол - это постоянная величина», «цельная единица», благодаря открытию этой «величины» даже «мертвая математика» получила «силу дотронуться, коснуться живых явлений, вечно текущих», поскольку совершенно очевидно то, что отличие полов - это лишь одно из социальных выражений фундаментальной и всепроникающей единицу, разделяли многие философы: Соловьев, Бердяев, Мережковский, Карсавин, Булгаков и другие. Подобный подход в определении пола несёт, видимо, истоки от положения философа Платона, который считает, что «Жажда целостности, стремление к ней испытывает каждая человеческая половинка». Д.С.Мережковский полагал, что «пол есть половина личности: мужская и женская».
http://ecsocman.hse.ru/data/116/675/1219/chap1-2.pdf Женское и мужское: за и против (философские раздумья)