Похвала оценочной глупости

Аватар пользователя Skachok
Систематизация и связи
Философское творчество
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Похвала оценочной глупости


‎МАНИФЕСТ ЯСНОГО РАЗУМА

‎Пролог: О дивный новый мир без полутонов

‎О, благословенная, кристальная, адамантиновая простота! О, незыблемая скала окончательного суждения, о которую разбиваются в мутную пену волны трусливых «но», сомнительных «если» и презренных «с другой стороны»! Мы стоим на пороге новой эры — или, вернее, мужественно возвращаемся к золотому веку, — когда мир снова обретет четкие контуры, сбросив с себя липкую паутину анализа, эту интеллектуальную проказу последних столетий.

‎Наш гимн — это похвала оценочной глупости. Да, именно глупости! Мы с гордостью поднимаем это слово на свой стяг, вырывая его из рук тех, кто сделал его синонимом порока. Мы утверждаем: в мире, тонущем в бесконечной сложности, оценочная глупость — это не недостаток, а высшая добродетель, спасательный круг для тонущего в болоте рефлексии человечества. Это броня здравого смысла против ядовитых стрел сомнения.

‎Что есть мир, как не великая дихотомия? Свет и Тьма, Добро и Зло, Наше и Чужое, Хорошо и Плохо, Лайк и Дизлайк. В этой бинарной системе координат заключена вся мудрость бытия, вся необходимая этика и эстетика. Она интуитивно понятна младенцу и не требует для своего постижения многотомных трактатов, написанных на птичьем языке университетских затворников. Наш герой — не согбенный над фолиантами мудрец, а Человек Оценивающий. Он видит, он решает, он ставит клеймо. Быстро. Четко. Безвозвратно. Он — санитар мира, сортирующий явления по двум полкам: «годное» и «в топку».

‎А кто его враг? Враг его — Аналитик. Это бледное, анемичное существо, вечно страдающее несварением от переизбытка смыслов. Он не может просто съесть яблоко и сказать: «Вкусно!». Нет, он начнет свой погребальный обряд: генеалогический анализ сорта, психоанализ его круглой формы, деконструкция концепта «сладости», дискурс-анализ его роли в авраамических религиях и контекстуальный анализ его положения в натюрморте Сезанна. К концу этого ритуала яблоко сгниет, аппетит пропадет, а мир станет беднее на одну простую, честную радость.

‎Эта чума, эта гангрена по имени «анализ» расползлась повсюду, отравляя все, к чему прикасается. Она обещает нам глубину, а дает лишь муть. Она сулит понимание, а ввергает в паралич воли. Она заставляет нас подозревать всё и вся, превращая наш разум в застенки инквизиции, где каждая мысль подвергается пытке под названием «критическое мышление».

‎Пора положить этому конец. Пора вернуть миру его первозданную, черно-белую чистоту. И наш первый шаг — это воздать хвалу тому, что эти жрецы сложности презрительно именуют «глупостью». Мы покажем, что их «глубина» — это бездна безумия, а наша «глупость» — сияющая вершина здравомыслия.


‎ГЛАВА I: ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ. АНАТОМИЯ ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ

‎Вспомним, о братья по разуму, благословенные времена, когда человек был един с миром. Наш пращур, могучий и не обремененный рефлексией, выходил из пещеры и видел мир таким, какой он есть. Мамонт — это «хорошо», потому что это много мяса и теплая шкура. Саблезубый тигр — это «плохо», потому что он хочет сделать из тебя много мяса. Палка-копалка, которая ломается, — «плохая палка». Крепкий кремень — «хороший кремень».

‎Разве требовался ему герменевтический анализ рыка саблезубого тигра, чтобы понять его «интенциональность»? Разве он занимался деконструкцией бинарной оппозиции «съедобное/несъедобное», стоя над незнакомым грибом? Нет! Он полагался на великий дар природы — инстинктивную оценку. Его мир был прост, понятен и эффективен. Он жил, а не интерпретировал жизнь.

‎Эта изначальная мудрость была утрачена. Она пала жертвой первого аналитика — возможно, какого-нибудь хилого соплеменника, который вместо охоты сидел у костра и задавал идиотские вопросы: «А почему огонь горячий? А что, если мамонт — это просто наше представление о мамонте?». Соплеменники, вероятно, сначала смотрели на него с недоумением, а потом гнали прочь, но семя сомнения было посеяно. Змей-искуситель анализа проник в Эдем простоты.

‎Что же мы потеряли? Мы потеряли великое искусство Окончательного Суждения. Это акт не интеллектуальный, а волевой. Это право сильного духом называть вещи своими именами, не оглядываясь на лепет сомневающихся.

‎Составляющие Окончательного Суждения:

‎    1. Скорость. Настоящая оценка молниеносна. Она опережает мысль. Увидел — оценил. Прочитал заголовок — понял суть статьи. Услышал фамилию — составил портрет. Эта скорость экономит самый ценный ресурс — время, которое аналитики тратят на свое бесконечное ковыряние в деталях.

‎    2. Непоколебимость. Оценка, вынесенная однажды, не подлежит пересмотру. Любое сомнение — это трещина в монолите личности. Если сегодня ты усомнился в том, что этот фильм — чушь, то завтра ты усомнишься в основах мироздания. Непоколебимость суждения — это становой хребет цивилизации.

‎    3. Всеобщность. Суждение должно применяться ко всему. Нет таких областей, которые были бы слишком «сложными» для оценки. Квантовая физика, оперное искусство, внешняя политика, рецепт борща — все подлежит немедленному вердикту: «одобряю» или «осуждаю». Экспертность — это миф, придуманный аналитиками, чтобы сохранить свою кастовую значимость. На самом деле, для оценки достаточно лишь здравого смысла и твердой руки.

‎    4. Эмоциональная насыщенность. Холодный, отстраненный анализ — признак духовной импотенции. Настоящее суждение всегда страстно. Оно произрастает из любви или ненависти. «Гениально!», «Отвратительно!», «Шедевр!», «Мракобесие!» — вот язык сильной, здоровой личности. Полутона и оговорки — удел слабых.

‎Этот потерянный рай простоты — не утопия. Это наше право по рождению. Но чтобы вернуть его, мы должны понять, с каким коварным врагом мы имеем дело. Мы должны спуститься в зловонные катакомбы анализа и рассмотреть каждого из его демонов в лицо.


‎ГЛАВА II: БЕСТИАРИЙ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЕРЕСЕЙ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АДУ ДЛЯ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ

‎Откроем же врата в преисподнюю и взглянем на легион демонов, терзающих чистое тело мира. Каждый из них обещает знание, но несет лишь хаос.

‎1. Демон Контекста (Контекстуальный анализ).
‎Этот демон — один из самых коварных. Он шепчет: «Нельзя судить о вещи в отрыве от ее окружения, от эпохи, от обстоятельств». Какая чудовищная ложь! Это прямой путь к релятивизму и оправданию чего угодно.
‎«Этот правитель устроил геноцид? Но давайте посмотрим на контекст его времени!». «Эта книга пропагандирует насилие? Но таков был контекст литературного процесса!». «Этот поступок аморален? Но нужно понять контекст его личной драмы!».
‎Долой контекст! Поступок либо хорош, либо плох, здесь и сейчас. Картина либо красива, либо уродлива, вне зависимости от того, в каком сарае ее нарисовали. Контекст — это алиби для зла и костыль для уродства. Человек Оценки судит явление, а не его биографию. Он смотрит на часы, чтобы узнать время, а не для того, чтобы изучать историю часового дела.

‎2. Демон Структуры (Структурный и компаративистский анализ).
‎Этот демон — маньяк-анатом. Он не может видеть лес, он видит лишь деревья, причем распиленные на доски. Он не может наслаждаться мелодией, он слышит лишь «совокупность звуков определенной высоты и длительности, организованных в тональную систему».

‎Для структуралиста нет уникальных вещей, есть только элементы системы. Он смотрит на «Войну и мир» и видит не великую эпопею о жизни, а лишь набор «нарративных стратегий», «актантов» и «бинарных оппозиций». Он превращает живое в мертвую схему. Компаративист, его брат-близнец, еще хуже. Он вообще не способен воспринять что-то само по себе. Он как человек, который, придя на свидание с прекрасной женщиной, весь вечер будет думать лишь о том, чем она лучше или хуже его бывших. Это убивает всякую радость и всякую ценность. «Да, этот закат красив, но видали мы закаты и получше!». Какое убожество! Человек Оценки принимает каждый факт мира как уникальное явление, подлежащее не сравнению, а немедленному вердикту.

‎3. Демоны Подозрения (Психоанализ, Герменевтика, Деконструкция).
‎Это элитный отряд преисподней, три всадника интеллектуального апокалипсиса. Их общая миссия — доказать, что все не то, чем кажется. Они — параноики, возведшие свою болезнь в ранг метода.

    * Психоанализ, или Демон Похоти. Этот демон сводит все многообразие человеческой культуры и духа к нескольким непристойным анекдотам из венского кабинета. Вы построили небоскреб? Фаллический символ. Написали поэму о Родине-матери? Эдипов комплекс. У вас оговорка по Фрейду? Ваше грязное бессознательное рвется наружу. Психоаналитик — это вуайерист, подглядывающий в замочную скважину души и видящий там только собственные извращенные фантазии. Он обесценивает подвиг, сводя его к комплексу, любовь — к либидо, а веру — к неврозу. Человек Оценки знает, что сигара — это иногда просто сигара, а герой — это герой, а не клубок подавленных желаний.

    * Герменевтика, или Демон Тайных Знаков. Этот одержим поиском «скрытых смыслов». Для него не существует простых текстов и ясных высказываний. Все — шифр, все — загадка. Газетное объявление о продаже гаража для него — это закодированное послание о грядущем конце света. Детский стишок про бычка, который идет и качается, — аллегория трагической судьбы интеллигенции. Герменевт не читает, он взламывает. Он не способен доверять. Он превращает диалог в допрос с пристрастием. Человек Оценки читает то, что написано. Если автор хотел сказать что-то другое, то он плохой автор, и книга его — «плохая». Все просто.

‎    * Деконструкция, или Демон Пустоты. Это самый страшный из демонов. Если предыдущие хотя бы искали какой-то смысл (пусть и извращенный), то этот пришел, чтобы уничтожить смысл как таковой. Его главный жрец, бородатый французский оракул по имени Деррида, научил своих адептов простому фокусу: брать любое понятие (Добро, Истина, Справедливость, Красота) и показывать, что оно само себе противоречит и на самом деле ничего не значит. Это интеллектуальный терроризм. Они не строят, они только взрывают. После их набега от цветущего сада культуры остаются лишь воронки и обломки. Они — нигилисты, маскирующиеся под мыслителей. Их цель — доказать, что ваш дом — это не дом, стул — это не стул, а вы — это не вы. Человек Оценки же стоит на твердой почве. Его дом — его крепость, и он точно знает, что хорошо, а что — деконструкция.

‎4. Демоны Власти (Генеалогический и Дискурс-анализ).
‎Эти демоны, вдохновленные другим лысым французом, Фуко, еще более политизированы. Их задача — отравить вам радость от самых невинных вещей, доказав, что все они — инструменты подавления.

‎    * Генеалогия, или Демон Происхождения. Он говорит вам: «Вы думаете, что справедливость — это благородная идея? Ха! А мы вам сейчас расскажем, как ее придумали в средневековых застенках для контроля над телами!». «Вы цените научную истину? Глупцы! Это всего лишь продукт определенного исторического режима власти!». Генеалог подобен человеку, который на свадьбе вместо тостов рассказывает гостям о биологических процессах разложения, которые ждут молодоженов в могиле. Он убивает ценность, вскрывая ее (зачастую вымышленную) грязную родословную.

‎    * Дискурс-анализ, или Демон Болтовни. Этот демон уверяет, что не мы говорим языком, а «дискурс» говорит нами. Мы лишь марионетки в его руках. Любое наше слово, любая фраза — это не выражение нашей мысли, а проявление «господствующего дискурса». Хотите похвалить погоду? Вы поддерживаете «метеорологический дискурс власти». Сделали комплимент? Вы — агент «патриархального дискурса». Это превращает живое общение в минное поле. Вместо того чтобы просто говорить, люди начинают бояться каждого слова. Человек Оценки же — хозяин своего слова. Он говорит то, что думает, а не то, что ему «предписывает дискурс». И его главное слово — это «Да!» или «Нет!».

‎Вот они, главные бесы современного мира. Они создали культ сложности, лабиринт, из которого нет выхода. Они украли у нас право на простое, ясное, недвусмысленное суждение. Но их время подходит к концу. На сцену выходит наш герой.


‎ГЛАВА III: ТРИУМФ ВОЛИ. ДОБРОДЕТЕЛИ ОЦЕНОЧНОЙ ГЛУПОСТИ

‎Теперь, когда мы разоблачили врага, воспоем же добродетели нашего идеала — Человека Оценивающего, рыцаря здравого смысла, святого покровителя окончательных вердиктов. Его «глупость» — это мудрость нового, очищенного мира.

‎1. Экономия мышления: дар эффективности.
‎Представьте себе мозг как компьютер. У аналитика на нем запущена тысяча ресурсоемких программ, которые постоянно конфликтуют, зависают и выдают ошибки. Его процессор перегрет, оперативная память забита. Он неэффективен.
‎Мозг Человека Оценки — это идеально отлаженная машина. У нее есть одна программа: IF X, THEN Y. Если «условие» (явление) соответствует «базе данных» (прошитым в сознании ценностям), то результат — «хорошо». Если нет — «плохо». Система работает мгновенно. Она не тратит энергию на сомнения. Пока аналитик деконструирует меню в ресторане, Человек Оценки уже сыт и доволен, он вынес вердикт («кормят вкусно, сервис — дрянь») и уже занимается другими важными делами. В масштабах цивилизации такая экономия мышления способна привести к невиданному прогрессу. Мы перестанем рефлексировать и начнем действовать.

‎2. Моральная навигация: дар уверенности.
‎Мир анализа — это этические джунгли. В них нет ориентиров. Все относительно, все зависит от контекста. Это мир, в котором условный Ганнибал Лектер может написать монографию, доказывая, что каннибализм — это «форма радикальной эмпатии через поглощение Другого».
‎Мир Оценки — это ясная и понятная карта. На ней есть Полюс Добра и Полюс Зла. Есть широкие, прямые дороги правильных поступков и зловонные болота греха. Человек Оценки никогда не заблудится. Он всегда знает, где друг, а где враг. Эта уверенность дает ему невероятную силу. Он не мучается «гамлетовскими вопросами». Он видит зло и наносит удар. Он видит добро и встает на его защиту. Общество, построенное на таких людях, монолитно и несокрушимо.

‎3. Эстетическое наслаждение: дар непосредственности.
‎Аналитик не способен наслаждаться красотой. Он подходит к розе и начинает считать ее лепестки, изучать химический состав ее аромата, анализировать ее символическое значение в поэзии персидских суфиев. В процессе этого вскрытия роза умирает.
‎Человек Оценки подходит к розе, вдыхает ее аромат и говорит: «Божественно!». И в этом простом суждении содержится больше истинного понимания красоты, чем во всех диссертациях по эстетике. Он не расчленяет красоту, он вступает с ней в прямое, непосредственное общение. Он пьет вино, а не дегустирует «нотки черной смородины и табака». Он слушает музыку, а не анализирует «гармонические последовательности». Он живет в мире прекрасных и уродливых вещей, а не в мире эстетических концепций. Его глупость позволяет ему быть счастливым.

‎4. Социальная гигиена: дар единства.
‎Общество аналитиков — это вечный дискуссионный клуб, где все спорят со всеми и никто не может договориться даже о базовых вещах. Нюансы, полутона, «разные точки зрения» — все это разъедает социальную ткань, как кислота.
‎Общество Оценки построено на согласии. Когда все четко знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», возникает мощнейшее социальное единство. Черно-белое мышление — лучший цемент для нации. Оно создает ясное «мы» (те, кто оценивает правильно) и понятное «они» (те, кто ошибается). Это упрощает все: политику, культуру, повседневное общение. Это устраняет необходимость в бесконечных и бесплодных диалогах. Вместо диалога приходит вердикт, а за ним — действие. Это путь к гармонии через унификацию.


‎Эпилог: Вперед, к славному невежеству!

‎Мы стоим на распутье. Один путь ведет нас дальше в темные, запутанные лабиринты анализа, где нас ждут лишь безумие, паралич и распад. Другой путь — это сияющая дорога назад, к истокам, к благословенной простоте Оценочной Глупости.

‎Так сбросим же с себя оковы ложной мудрости! Выбросим на свалку истории труды всех этих Фуко, Деррида и Фрейдов. Сожжем их на костре нового, ясного разума. Перестанем копаться в смыслах и начнем выносить вердикты.

‎Пусть нашим девизом станет: «Не понимаю, но осуждаю!». Ибо в этом «не понимаю» — защита от тлетворного вируса анализа, а в этом «осуждаю» — акт высшей воли, творящей новый, понятный мир.

‎Долой герменевтику! Долой деконструкцию! Долой психоанализ! Долой всю эту интеллектуальную мишуру, придуманную слабаками для оправдания своей неспособности сделать выбор!

‎Да здравствует ярлык! Да здравствует стереотип! Да здравствует первое впечатление!
‎Да здравствует священное право на ошибку, если эта ошибка совершена быстро и уверенно!
‎Да здравствует черно-белый мир, ибо только в нем можно различить дорогу!

‎Вперед, солдаты здравого смысла! Наш враг — сложность. Наше оружие — оценка. Наша цель — окончательная и бесповоротная ясность.

‎Вперед, к славному невежеству!

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

Skachok, 26 Сентябрь, 2025 - 13:12

 

Что есть мир, как не великая дихотомия? Свет и Тьма, Добро и Зло.... В этой бинарной системе координат заключена вся мудрость бытия, вся необходимая этика и эстетика. Она интуитивно понятна младенцу и не требует для своего постижения многотомных трактатов, написанных на птичьем языке университетских затворников. Наш герой — не согбенный над фолиантами мудрец, а  

живой деятельный человек,  своим трудом слагающий гимн бытию. 

Истина единственна, в ней нет полутонов. Главный вопрос для человека: быть или не быть. Разве этот вопрос сложен, разве он нуждается в "анализе" от Skachok`а?! Можно ли однозначный ответ на этот вопрос назвать невежеством?! Только извращенец этот вопрос подвергнет "анализу", проведет его деконструкцию, подвергнет искусству толкования... Сделать очевидное не очевидным - задача для "аналитика" Skachok`а. Можно ли согласиться с его претензией?!...

Аватар пользователя Ариадна

Поразительный качественный СКАЧОК в мышлении Автора, у которого Деконструкция и Анализ - в половине его тем здесь, на ФШ, даже в их заголовках. 

Аватар пользователя Софокл

Ариадна, 26 Сентябрь, 2025 - 21:52, ссылка

Поразительный качественный СКАЧОК в мышлении Автора...

Поразительное невежество от автора "Похвалы", который взялся по-ерничать над ясностью мышления.  Он не в курсе, что деконструкция и анализ проводятся для выявления ясности смыслов, а не для того чтобы мысль потерялась в собственных извивах. Его понимание задач философствования действительно своеобразно....