Почему «испортилась» альтернатива
Люди всегда что-то выбирают. Выбор бывает двух типов: двухвариантный и многовариантный. При двухвариантном выборе выбирать приходится из двух противоположностей. Например, жениться или не жениться. Что бы человек не делал - всего две возможности. Третьего не дано. Двухвариантный выбор БСЭ называла альтернативным или просто альтернативой. При многовариантном выборе производится выбор из длинного или короткого, ряда предметов (не противоположностей). Например, тот человек, который сделал выбор в пользу женитьбы, жену может выбрать из нескольких кандидатов.
Древние философы согласились, что все в мире, в конечном счете, состоит из единой субстанции, из единого самого простого вещества, из материи. Но все в мире — материя или все же есть ее отсутствие (пустота)? Аристотель в своей «Физике» доказывал невозможность пустоты. Наиболее существенным доводом является следующий: «... никто не сможет сказать, почему тело, приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности...» (Аристотель, соч., т. 3, стр. 139, М., 1981 г.). Аристотель находится в плену представления, что Земля находится в центре сферической Вселенной, и чтобы остаться в центре, Земной шар должен быть окружен какой-то материальной, сопротивляющейся средой — эфиром. После Коперника, лишившего Землю неподвижности, Галилею и Ньютону оставалось только понять, что планеты и кометы движутся не в эфире, а в пустоте, которая не оказывает сопротивления их движению, поэтому они и сохраняют орбиты «постоянного рода и положения». После этого самый сильный аргумент Аристотеля против пустоты превратился в самый важный довод в пользу пустоты (закон инерции). Но Ньютон несколько опоздал. На основе Аристотелевой физики Гюйгенс уже разработал волновую теорию света, согласно которой колебания (волны) эфира и вызывают оптические явления. Но раз нет эфира, то нет и волновой теории света. Ньютон разработал единственно возможную для «пустотной», безэфирной Вселенной корпускулярную теорию света, но не смог довести ее до надлежащего завершения. Это привело к тому, что в 1818 г. Парижская АН с подачи Френеля возродила несовместимую с Ньютоном волновую теорию света. В физике существовал альтернативный выбор: или есть пустота, или ее нет, т.е. или корпускулярная теория, или волновая. Вместо единственно возможного выбора по типу «или-или» был явочным порядком произведен абсурдный выбор типа «и-и»,— и волновая теория, и корпускулярная. Физики не поняли, что для механики Ньютона и корпускулярной теории требуется пустое пространство, а для волновой теории света— пространство, заполненное материальной средой. Если пространство не может быть одновременно и пустым, и заполненным, то не могут быть истинными две противоположных теории — волновая и корпускулярная. Это понимал даже Эйнштейн, категорически не признававший двойственность света. Женщина, получившая предложение, может ответить только да или нет и ничего третьего. Иногда, правда, женщина пытается отложить ответ и отвечает уклончиво: «И да, и нет» (ни да, ни нет). Но двойственный ответ, как нетрудно понять, не ответ, только оттяжка ответа. Физики поступили подобно уклончивой женщине. Вместо четкого выбора одной из двух теорий, они говорят двойственно: «Свет — и волна, и корпускула». Элементарную логическую ошибку, совершенную в 1818 году, принимают за революцию в физике. Это послужило поводом для следующего заявления: «...в современной физике длился вековой спор о том, что есть свет — волна или поток частиц?.. Ответ природы оказался парадоксальным: верно третье! Вы имеете дело с волно-частицами. Ошибочна, как видим, может быть сама альтернатива «или-или». (Новый мир, № 12, 1979 г., стр. 210). Здесь тот самый случай, когда обвиняют зеркало в дефектах своей внешности. Как может быть верным третье, когда третьего нет в принципе, когда альтернативой называется выбор из двух и только двух взаимоисключающих возможностей. По определению альтернативы не может быть третьего. Возможно, эта или другая аналогичная цитата повлияла на главного редактора Советской энциклопедии академика A.M. Прохорова. Во всяком случае, после выхода в свет БСЭ (1970 г.), давшей правильное определение альтернативы, вышли три издания Советского энциклопедического словаря, в которых альтернативой называется многовариантный выбор (из двух или нескольких возможностей). В 1988 году вышло 4-е издание словаря, в котором появилось новое определение. Альтернативой называется уже выбор из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей (противоположностей). Но взаимоисключающих возможностей всегда бывает только две.
Павел Каравдин, по газете «За доблестный труд» 25.01.1990 г.
Комментарии
Ну, есть ещё вариант - не выбирать. Таким образом выбор можно свести минимум к трём вариантам: одно, другое, и никакое из этих двух.
Но прежде чем сделать выбор, надо различить. Формально я могу начать различать, а могу и не начать различать. Дано ли здесь третье?
Либо я активен, либо нет. Либо моя активность во мне есть, но "я" её не проявляю, держу в себе.
Если я не начну различать, то дальше можно не говорить - не о чем.
Как Вы видите: есть отличие материи от субстанции, или это одно и то же?
На мой взгляд, это разные проявления одного и того же. Субстанция сама-по-себе не проявлена никак, кроме как в моём представлении. Движущаяся субстанция представляет собой материю.
Таким образом, я у себя в уме различаю субстанцию и всё остальное - проявления субстанции. Но это различение "я" связываю третьим - моим отношением. Не чьим-то, а именно моим.
Но кроме того, в своём же уме я строю отпечаток ОТРИЦАНИЯ субстанции - МЕСТО субстанции, и соединяю опять же своим отношением. Место субстанции - это её отсутствие, РАЗРЫВ. Математикам это знакомо.
Но могу ли я представить альтернативу МЕСТУ, РАЗРЫВУ? Или я должен остановиться, и идти в обратном порядке, потому что альтернативой разрыву является непрерывность субстанции?
ХО! нн выбор это тоже выбор, так что всегда выбор ))) из одного, двух и нескольких, но всегда выбираем один и пару тройку про запас ...
А про Союзе на выборах выбирали из одного. Но выбирали. Но одного. Или не выбирали, или игнорировали выборы. Но всё равно это был выбор.
ну а сейчас их несколько (кандидатов-партий) а что толку? вс1 одно - выбираю одного-одну ...
Нет, выбор из одного - прикольнее.
а ешё прикольнее - когда один кандидат, а я ставлю против всех
А где там было ставить? С обратной стороны написать?
можно и на лицевой, да и на торцах )))
Опять два варианта: не выбирать (ничего не делать) или действовать, делать выбор.
ничего не делать это своебразное действие. да периодически жизнь ставит нас перед выбором ... остается выбрать-сделать и забыть или отпустить поводья ума и будь что будет типа случайности иль божьего промысла ...
Женщина, получившая предложение, может ответить только да или нет и ничего третьего. Иногда, правда, женщина пытается отложить ответ и отвечает уклончиво: «И да, и нет» (ни да, ни нет). Но двойственный ответ, как нетрудно понять, не ответ, только оттяжка ответа. Физики поступили подобно уклончивой женщине. Вместо четкого выбора одной из двух теорий, они говорят двойственно: «Свет — и волна, и корпускула». Элементарную логическую ошибку, совершенную в 1818 году, принимают за революцию в физике.
Не знаю как физикам, но мне уже давно уже понятно, что дифракция объясняется отражением от молекул воздуха (в опыте со щелями, через которые пропускают фотоны)
pkaravdin, 27 Август, 2014 - 07:19
Как я понимаю, Свет должен распространяться в чем-то. В чем? Допустим, понятное дело, что в Пространстве. Но что такое Пространство? Понятное дело, что это некая космическая Среда, сопротивление которой преодолевает Свет. Стало быть, весь вопрос теперь в том, что являет ту среду, которую преодолевает Свет? Может лучше спросить - какую Среду преодолевают частицы (корпускулы) Света? Одни говорят - Эфир, другие - Пустоту, или Вакуум, третьи Теплород и пр.. Но почему-то никто из физиков не видит ... истины, что Свет преодолевает Тьму. Космическую Тьму. Стало быть, Тьма и есть та Первая Среда, которую преодолевает Свет, в противном случае исчезает сам смысл бытия Света...
Отсюда и вывод: Свет распространяется своими фотонами в Среде, оттого и возникает эффект Волны. Значит, Космос не есть Вакуум или Пустота, или ещё что-то, или вообще Ничего, но это есть Тьма, против которой и выступает Свет. И делает он это постоянно с одной-единственной целью, чтобы та постоянно разрешалась ... Цветом. Если посмеяться, то Свет - это Петух, который бегает за курицами с одной единственной целью, - удовлетворить свою похоть, а заодно и - если повезет с курицей - размножиться через Яйцо. Но точно так же и мужчина смотрит на женщину ... "вожделенными глазами", внутри уже "обладая ею". Вот и бандеровские профашисты, занимая села Новороссии, первым делом начинают "охоту на девушек" - матерей и дочерей. Правда, мотивация и цели здесь уже другие ... дикие, как и подобает фашистам, нацистам, бандеровцам и прочим борцам за "чистоту расы"...
Какая там может быть "альтернатива" в ответ со стороны ополченцев? Скорее всего, адекватная, типа "в плен не брать!"...
Свет вечно борется с Тьмой, и потому, "Покой нам только снится..."
"И только тот достоин Жизни и Свободы, Кто каждый день идет за них на Бой!" (Гёте)...
И потому смею утверждать, что для Человека ХХI века именно Цвет - ОСНОВА и Жизни и Свободы. Что не поняв природы цвета, Человек никогда не познает ни самого себя, ни жизни, ни свободы... Ибо ЦВЕТ - это наше ВСЁ! Весь смысл Жизни - в НЁМ!
Вот Каббала о том же:
Можно цвета свести в таблицу:
Как видим к СЕМИ цветам радуги, кроме белого и черного, добавлен ещё и коричневый цвет. Что это значит? Кто-нибудь может сказать для чего это сделано?..
Люди добрые, помогите-е-е...
Раз пошла такая пьянка, выскажусь и я в рамках дихотомической альтернативы: испортилась вовсе не альтернатива, а неадекватна реальности голова, выдумавшая на ровном месте проблему. В объективной реальности никакой альтернативы вообще не существует, альтернатива - способ мышления, которому реальность никоим образом не обязана соответствовать. Такой подход - тривиальная и повально распространенная детская ошибка философов, запершихся от реальности для размышлизмов даже не в башне из слоновой кости, а в деревенском нужнике, и полагающих, что раз им в голову пришел какой-то философизм, то мир именно таков. Остается только сообщить горе-философам, что мир непостижимо шире и сложнее их нужника, и ни одна их сортирная теория никогда не будет истинной, то есть изоморфно соответствующей объективной реальности, поскольку человеческий интеллект объективно неспособен осознать все многообразие мира в его единстве, а потому вполне разумно дробит это единство на поддающиеся осмыслению и искусственно выделенные фрагменты. Но по факту мир не фрагментарен, фрагментарно лишь его человеческое восприятие. Отсюда, не тот философ, кто заперся от мира в нужнике и выдумывает там сортирные философизмы, а тот, кто отдает себе ясный отчет в заведомой неполноте и неадекватности собственного восприятия мира: я знаю, что ничего не знаю, но тем самым я на это знание превосхожу того, кто полагает про себя иное.
Фристайл пишет:
Что же вы останавливаетесь на полпути, Фристайл, и повторяете избитые философские предрассудки? Восприятие тоже целостно, фрагментарна интерпретация данных, которые оно поставляет сознанию. Вы очень правильно сказали: "...человеческий интеллект объективно неспособен осознать все многообразие мира в его единстве, а потому вполне разумно дробит это единство на поддающиеся осмыслению и искусственно выделенные фрагменты." Воспринимает органами ощущений (чувств), а дробит на фрагменты разумом с помощью понятий. Как ни странно, такой подход, хоть и не нов, не имеет распространения, потому что радикально противостоит устоявшейся философской традиции, которая сильна и на форуме. Но, если вы хотите эту традицию переломить, постарайтесь выбирать аргументы покорректней и поубедительней, чем ассоциации с сортиром. Такое впечатление, что вы сами из сортира не вылезаете.
А по мне так, если человек пишет "...человеческий интеллект объективно неспособен осознать все многообразие мира в его единстве...", то этот человек объективно не имеет права выступать на философском ресурсе и писать комментарии, ибо он сам признался, что его интеллект неспособен мыслить вообще. Фрагментарные мысли о мире всегда ошибочны, и мысль фрагментарного мыслителя об объективной неспособности интеллекта о чем-то мыслить - это ошибка.
---" Но взаимоисключающих возможностей всегда бывает только две."---
Ребята, ну вы хоть немного думайте, когда пишете. Или сказки что ли читайте.
1. Направо пойдешь...
2. Налево пойдешь...
3. Прямо пойдешь...
Если пошел налево, то право и прямо исключаются.