Платон о «прогрессивности» демократии
Платон в одном из главных своих трактатов – «Государство» пишет:
«Демократия... осуществляется тогда, когда бедняки одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных разгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». (Обратите внимание на то, что речь здесь идёт о бедняках, а не о НАРОДЕ, что, согласитесь, не одно и то же. Интересен также и основной метод замещения государственных должностей – жребий, которому современные демократы не могут доверить такое важное дело, как манипуляция общественным мнением).
«При таком государственном строе люди, приговорённые к смерти или к изгнанию, тем не менее остаются и продолжают вращаться в обществе... Разгуливает такой человек прямо как полубог» (т.3, с.344).
«Человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаружил своё расположение к толпе» (т.3, с.345) (и здесь речь о толпе, а не о народе).
Далее Платон описывает демократического человека, свойства которого рождаются как результат демократического правления.
«Его хвастливые речи... в битве с бережливым началом... одержат верх и с бесчестьем, как изгнанницу, вытолкнут вон стыдливость, обозвав её глупостью, а рассудительность назовут недостатком мужества и выбросят её, закидав грязью... Опорожнив и очистив душу юноши, ...они затем низведут туда... наглость, разнузданность, распутство и бесстыдство, увенчивая их венками и прославляя в смягчённых выражениях: наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством» (с.348).
«Если кто-нибудь ему скажет..., что одни вожделения надо развивать и уважать, другие же пресекать и подчинять. В ответ он будет отрицательно качать головой и говорить, что все вожделения одинаковы и заслуживают равного уважения» (с.349).
«Изо дня в день такой человек живёт, угождая первому налетевшему на него желанию... В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость» (с.349).
«В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить...» (с.350).
«Когда же во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведётся встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предоставляют всем полной свободы...» (с.350).
«...там не станут почитать и бояться родителей (всё под предлогом свободы!), переселенец уравняется с коренным гражданином, а гражданин – с переселенцем; то же самое будет происходить и с чужеземцами» (с.351).
«Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: всё принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они... тем, что перестанут считаться даже с законами – писаными и неписаными, – чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём не было над ними власти» (с.352).
«Какая болезнь... подтачивает демократию и порабощает её. Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных... Их мы уподобили трутням...» (с.352).
«При демократическом строе они, за редкими исключениями, чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют. ...При таком государственном строе, всем, за исключением немногого, распоряжаются подобные люди» (с.353).
Отличается ли (и насколько) т.н. античная демократия от той, что правит свой бал в современной цивилизации?
Не забыл Платон и о работниках искусства, инженерах человеческих душ античности в лице трагических поэтов:
«Обходя... государства, собирая густую толпу, подрядив исполнителей с прекрасными, сильными, впечатляющими голосами, они привлекают граждан к тирании и к демократии... Они получают вознаграждение и им оказываются почести... со стороны тиранов, а на втором месте и от демократии» (с.358).
Почему Платон, убийственно точно выявляя пороки современной ему демократии и словно бы описывая наше современное положение дел, так оценивает этот строй, который он буквально припечатывает к позорному столбу истории?
Всё проясняется при знакомстве с классификацией типов государственного устройства у Платона. Он выделяет 5 типов государства, из которых «хорошим и правильным» является один – царский (или аристократический), а четыре остальных являются порочными и больными и следуют друг за другом по мере возрастания порочности и деградации: тимократия, олигархия, демократия и тирания.
И вот эту третьей степени порочности государственную систему, третью (предпоследнюю) фазу Прогрессирования Болезни государственного устройства общемировой агитпроп рекламирует и вбивает в т.н. общественное сознание как единственный путь в светлое, сытое будущее, путь, которому «нет реальной альтернативы».
Страдающие избытком интеллигентности (которая является видом Духовной болезни) и учёности (то есть, узкофизического взгляда на Мир) современные мыслители-идеологи могут возразить насчёт демократии двумя железными аргументами (живём-то не в золотом, не в серебряном, и даже не в бронзовом, а именно в железном веке).
Платон-де жил на заре зарождения научной мысли и многого ещё не мог знать.
А во-вторых, время тогда было другое – всё-таки почти две с половиной тысячи лет назад и может быть то, что было тогда болезнью, к нашему времени уже выздоровело?
Правдивые ответы на самые жизненно важные вопросы земного бытия обычно оказываются у поэтов, устами которые глаголит Небесная Правда:
У человечества всего –
То колики, то рези, -
И вся история его –
История болезни.
Живет больное все бодрей,
Все злей и бесполезней –
И наслаждается своей
Историей болезни.
(В. Высоцкий)
Ментальная гордыня, провозглашающая древних мыслителей недоумками, а современных учёных мужей воздвигающая на вершину научных знаний (пусть даже – на данном историческом этапе) – вот естественный результат рассмотрения всех процессов на Земле через призму идеи ПРОГРЕССА.
Может быть, в ЛЮТУЮ эпоху Тоталитарной Лжи и Всеобщего лицемерия Духовно слепым людям Духовно нищие Пастухи земного людского стада выдают Черное за Белое (и наоборот), Прогресс за Регресс (и наоборот) и т.д., а это стадо принимает всё на веру – за чистую монету?
Может быть, мифологические сведения о Золотом, Серебряном, Бронзовом и Железном Веках земной истории Правдиво описывают этапы развития т.н. Земной Цивилизации:
– Древнейшим был ЗОЛОТОЙ век – время невинности и счастья, когда люди не ведали раздоров и несправедливости;
– Следом наступил СЕРЕБРЯНЫЙ век, не столь счастливый, как предыдущий;
– В БРОНЗОВОМ веке люди начали истреблять друг друга;
– Четвертым и последним был ЖЕЛЕЗНЫЙ век – время ненависти и злодеяний; мир заполнили схватки и войны.
Может быть, этот как бы шутливый стишок вовсе не является шутливым?
Был этот мир кромешной тьмой окутан;
Да будет свет! – и вот явился Ньютон.
Но сатана недолго ждал реванша –
Пришел Эйнштейн – и стало всё, как раньше...
(А. Поуп, Дж. Сквайр, перевод С. Маршака)
И в итоге т.н. Исторический Прогресс оказывается таким?
Бог – Сатана? Исаак Ньютон – Альберт Эйнштейн?
Где – Свет? Где – Тьма? Где – полу-Свет? Где полу-Тень?
И чтоб понять, куда нас занесла Истории Река,
Необходимо освежить предание о четырёх Веках.
Творя Земную Жизнь во времена былые,
Творец вложил нам в Души мысли ЗОЛОТЫЕ.
Мы долго жили с этим ЗОЛОТЫМ добром,
Но Пифагор покрыл нам мысли СЕРЕБРОМ.
Мысль бронзовела и металла градус опустился на полтона,
В век БРОНЗЫ – родилась механика Ньютона.
В ЖЕЛЕЗНЫЙ век, когда в мозгах уже – почти не зги,
Эйнштейн помог нам обрести ЖЕЛЕЗНЫЕ мозги.
И, наконец, мечта халявщика сбылась –
Теперь Железо с Софтом думает за нас.
И лишь один вопрос рождается к концу:
На что ЖЕЛЕЗО БЕЗУХОВНОЕ Творцу?!?
https://mirovid.profiforum.ru/t1683-topic#3834
Комментарии
В античности условия жизни были иные. Так бедняками были люди, которые сейчас богаче "серядняков". Поэтому рассуждай не рассуждай а демократия в эпоху Платона была совсем иным устройством чем теперь...
И вообще это глупо думать о том, чего нет!