В предисловии надо отметить следующее обстоятельство. Да, великих и именитых предшественников было много, каждый из которых был источником не только знаний, но и ложных стереотипов. А отделять зерна от плевел - занятие весьма нудное, а то и вовсе невозможное. Поэтому, чтобы сохранить здоровье здравого смысла и не нахватать химерических блох, предлагаю спать на чистых простынях сугубо своих суждений. Поэтому ссылок здесь не будет. Разумеется, все мы люди, поэтому никто не может гарантировать, что эти суждения являются кристально чистыми. Тем не менее, как в теории надежности, их достоверность должна быть выше.
Строго говоря, пространство - это категория сугубо геометрии. Когда древние философы стали обсуждать формы тел и предметов, то, акцентируя своё внимание на конкретном предмете, они вынуждены были абстрагировать окружающие его тела. И тогда предмет рассматривался в пустоте, который на самом деле был средой окружающего воздуха. Но пустота, равно как и бесконечность, являются категорией гносеологии, посредством которой мы констатируем границу своего знания. Действительно, если знания, например, бабынюры ограничены продуктами, то холодильник без продуктов для неё является пустым. У химика границей является вещество, поэтому его пустота начинается за последним атомом вещества. А если удалить и субатомные частицы, то пустоту своего незнания констатирует физик. Др. философы, поступив ровно так же, получили умозрительное математическое пространство. А поскольку оно оказалось неопределенно пустым, то в качестве опорного пункта суждений Евклид предложил принять умозрительные объекты - точку и линию. А для определения местоположения точки и линии это пространство заполнили умозрительной сеткой координат, которая характеризуется const прямого угла и двумя направленными шкалами, деления которых заполнили ед.изм. из физики, превратив протяженность в расстояние. Позже Декарт дополнил третью шкалу, так получилось умозрительное объёмное 3-х мерное прямоугольное пустое математическое пространство с двумя объектами - точкой и линией. Много позже предлагали круговую и сферическую системы определения местоположения, но в силу сложности измерений в математике они не прижились. Хотя применительно к реальной действительности прямоугольная система координат дает весьма ощутимую погрешность. И вот почему.
В реальной действительности пространство - это область существования реального объекта. Поэтому если здесь мы говорим о пространстве, то обязательно пространстве чего-то, пространство, занимаемое булыжником, пространство комнаты, пространство Вселенной. А под пустотой понимаем вакуум - физическую абстракцию. На самом деле вакуума нет и быть не может. Издавна известно: мир един, и всё в нём взаимосвязано. И действительно, если здесь кликнется, то откликнется везде. А это означает, что область существования мира - это непрерывно единое пространство, где непрерывность обусловлена не только физикой, но и другими факторами, как минимум, детерминантами Природы. Т.е. в пространстве Природы пустоты=вакуума нет и быть не может. Тогда побросим, например, кусок сахара. Разумеется, пространство сахара качественно характеризуется его габаритами, весом, количеством вещества, продолжительностью перемещения, количеством движения, инерцией, белизной, зернистостью, сладостью и т.д. Но если наблюдателю нужна конкретика, то субъективное качество он должен выразить объективным количеством. А для этого надо измерить характеристики, которых множество. Поэтому мы придумываем меру - указатель какой именно параметр мы намерены измерять. Так были придуманы длина - мера протяженности, вес - мера тяжести, масса - мера инерции, энергия - мера количества движения, время - мера продолжительности. А для сладости меру не придумали, поэтому этот параметр остается субъективным ощущением. Но всякое измерение предполагает придуманную шкалу, деления которой надо заполнить соответствующими единицами. Шкалу можно придумать по-разному, но самой простой и универсальной признана равномерная прямолинейная шкала, немного сложнее пропорционально прогрессивная логарифмическая шкала. А с единицами измерения дело сложнее, их мы долго придумывали и продолжаем придумывать, подбирая те или иные эталоны. Например, сегодня ед.измерения больших расстояний принят световой год, а в будущем, возможно, будет принята другая ед.изм. Но проблема в том, что в реальном пространстве движение только и только вращательное или колебательное, что является производной от вращения. А это не соответствует прямоугольному математическому пространству. О чем можно судить по числу Пи - это коэффициент перехода от реальности круга к идеализации квадрата, бесконечность дроби которого говорит о том, что ни в каком пределе соответствия не будет. Т.е. погрешность будет всегда.
Но настоящая проблема в современной физике в другом. Да, элементарная физика легко и просто описывается языком математики. Поэтому она прочно вписалась в физику. Настолько прочно, что перенесла свои идеализации и стереотипы. Так, что физическое пространство стало прямым подобием математического, 3-х мерным и пустым, разве что вопреки шкалам не направленным. Действительно, если в геометрии мы измеряем расстояние между точками А и Б, то в физике мы измеряем протяженность системы АБ. Причем, если в геометрии в силу направленности шкал недопустимо измерять от большего к меньшему, иначе, понятно, попадем в другой квадрант, то в физике вопреки тем же шкалам можно безнаказанно измерять в обоих направлениях. Более того, объективные законы стали подменять математическими уравнениями, в которые вкладывают физический смысл задним числом. И в своё оправдание этот беспредел стали называть теоретической физикой. А поскольку она же фундаментальная, то искорежила физику. Так математика кукушенком влезла в физику и, мимикрировав, вытеснила из неё собственно физиков. Так, что сегодня здесь не разобрать, кто физик-математик, а кто математик-физик. Ну, а что из этого получилось, об этой чуши вам поведают релятивисты - математики около физики.
Комментарии
Спасибо, уважаемый Валерий Инсенович, за интересные рассуждения.
К сожалению, мне трудно отнести Ваш текст к философии, к обоснованным суждениям.
***
1. Философские суждения всеобщие, а не математические и не физические, а значит, должны быть безусловными.
2. Когда философ говорит о пространстве, то он имеет ввиду только существование множественного.
3. Одно существует для другого если между ними есть отношение и наоборот.
4. Таким образом, именно отношение существования одного и другого задаёт пространство такого их существования.
5. Отношение определяет, задает структуру пространства этого отношения, ИМХО.
ЕС
Это смотря что понимать под философией. Лично для меня философия - это наука о Природе, как непрерывном единстве всего и вся. Т.е. предметом философии является объективная реальность. В древние времена наука была единым целым и называлась натуральной философией, и ученые, которые назывались философами, познавали единый мир во всех направлениях одновременно. Например Ибн Сина, сегодня известный трактатом по медицине, был ещё геометром и поэтом, а Омар Хайям, известный нам по Рубаи, был астрономом и математиком, разработал солнечный календарь и основы алгебры. Последними разносторонними философами, полагаю, были Ньютон и Ломоносов. А потом философию раздербанили на науки, а философами стали называть пустопорожних демагогов, которые вычурно болтают о химерических выдумках и надуманных рефлексиях. Так, что по-хорошему философами являются физики, медики, астрономы, словом те, кто познает объективную реальность. А типа психологи, историки, логики, моралисты и проч. физики-теоретики - это не о чем.
Спасибо, понятно.
Понятие "пространство", благодаря "философам" от математики и физики, нынче имеет смысл непустого множества. А должно быть наоборот: мы картину пишем на пустом холсте. Сам же холст нужен для материализации изображения. Следовательно, от пространства для картины остается только пустая плоскость. А для всего мира нужно пустое трехмерное евклидово пространство. Пространства с мерностью более трех - это искусственные построения, поскольку кривизну для пустого множества задать не возможно. Более того, формула Абсолюта не приемлет Пространства, как непустого множества, поскольку идея множества вступает в конфликт с Идеей из формулы.
Представьте, вы познаете реальный объект, допустим, комп.мышь. С чего вы начнете? Убрали все со стола и получили пустую плоскость. И что - какой здесь объект познания? Разумеется, вы можете умозрительно представить эту мышь. А можете паровоз или черта - в неопределенно пустом пространстве допустимо всё, в т.ч. ваши фантазии, выдумки и глюки. Но если пространство - это область существования объективной реальности, то это пространство конкретной мыши, которая имеет внутреннюю и внешнюю сути. Поэтому познание начинается с вопросов: Что это такое? и Как это устроено? - определяете внутреннюю суть. А затем, подключив к компу и взяв в руку, т.е. восстановив внешние связи, определяете внешнюю суть: для чего эта мышь? и как она соотносится с рукой? А если станете измерять её параметры, то окажется, что у пространства мыши измерений не три и не четыре, а ровно столько, сколько надо лично вам. Разумеется, если вы покурили что-то непотребное, или упились абсентом, то флаг вам в руки, - такое познание можете назвать творчеством, как у Ван Гога. Только это вовсе не наука, и от пустого пространства толку никакого.
Мышь - это "что?", стол - это "где?", "есть/находится/существует" - это "как?". Неразрывно связанный комплекс базовых категорий, формирующих единое целое. Уберите мышь - тут же исчезнет ее "есть/находится/существует". Останется только стол. Но сам по себе стол - это не чистое пространство, а материализованное пространство, или сущее, в котором как может существовать такая сущность, как мышь, так и не может существовать. Чтобы добраться до пространства, занимаемого столом, его еще нужно дематериализовать путем абстрагирования. В результате операции абстрагирования останется неуничтожимый остаток. Пустое множество, не содержащее в себе абсолютно ничего. Вот этот неуничтожимый остаток абстрагирования и есть пространство стола, или место, занимаемое столом. Проведите абстрагирование по всему сущему миру, учтите, что абстрагирование уничтожает все границы - и вы получите Пространство, как бесконечный ящик без стенок, потолка и пола. Пространство Ньютона. Начнете наполнять пустое множество Пространства осями систем координат, линиями и точками - начнете создавать в Пространстве какую-то картину. Но это уже будет картина, нарисованная во все том же неизменном Пространстве, которое есть пустое множество по своей сути.
Во-первых, вы же сами предложили идеализацию пустого пространства, как плоскости. А моя плоскость стола только лишь аналогия вашей пустой плоскости. Но вы, поняв буквально, предлагаете абстрагированием дематериализовать стол. И пытаетесь убедить, что в результате останется "неуничтожимый остаток". С какого хрена? Какой такой мистический остаток? Во-вторых, вы когда-нибудь слыхали о критериях абстрагирования? Абстракции потому субъективные, что каждый наблюдатель абстрагирует по своим критериям. Например, ваша жена видит стол с компом и мышкой, а вы видите только мышь. Потому что у вас разные критерии абстрагирования, обусловленные текущей необходимостью. И Ньютон здесь не при делах.
Абсолютно полное абстрагирование не нуждается в субъективности.
Проводя операцию абсолютно полного абстрагирования плоскости стола, у вас останется неуничтожимый остаток - место, занимаемое столом. Проводя операцию абсолютно полного абстрагирования всего мира, у вас останется место, занимаемое миром.
Абстрагируйте границы места - и у вас останется ящик без стенок, потолка и пола. Вот этот неуничтожимый остаток и есть пространство. Вместилище, как пустое множество, готовое принять в себя что угодно. Неужели так трудно к этому прийти?
Место - это что? - Ага, по-вашему пустое пространство. Но как вы его определили? Тем, что до вашего абстрагирования в нем был стол? А если до вас жена абстрагировала стул? А перед ней сынок абстрагировал игрушку? В народе говорят: на нет - и суда нет. И это правильно, не хрен болтать о том, чего нет в действительности. А вы на пустом месте придумали "место" и "вместилище". А поскольку "готовое принять в себя что угодно", то следующим у вас, надо думать, будет "неучтожимое влагалище". )))
Дядя, ты дурак? (Ералаш)
Для читающих тему: лично мне неуничтожимый остаток нравится в более адекватном примере (стол предложил автор темы). Это пример с комнатой. Операция абстрагирования производится реально с реальными вещами: выносим из комнаты стол, стулья, кровать, люстру, розетки, выключатели...... Словом, все, что делает из помещения жилую комнату. Даже обои сдираем. Так что останется после такого выноса? КАРКАС комнаты. Внутренность КАРКАСА и есть место того, что раньше называлось "комната". Сам же КАРКАС есть границы бывшей комнаты. Уберем границы - получим КАРКАС другой куклы из матрешки под названием "весь мир". Кто-то скажет: останутся поля, атмосфера, виртуальные частицы и пр. Ответ прост: чуть более ста пятидесяти лет назад лошадь была классическим средством передвижения. А сейчас мы стали крутыми? То ли еще будет. Хотите чистого эксперимента - доставьте аппаратуру в точку Лагранжа группы местных галактик. Там будем изучать, что происходит с Пространством в зоне максимального отсутствия атмосферы, полей и прочих виртуальных флуктуаций. А пока не можете этого сделать - используйте операцию классического абстрагирования и не смешите своими доводами и "философствованиями" а-ля "неучтожимое влагалище".
Сам дурак! (другой Ералаш)
Конкретно Vladimirphizik Обдирать обои - это операция классического абстрагирования! М-да, здесь надо точно уходить, ибо с кем поведешься, за того и примут.
Это практическая реализация ментальных рассуждений.
Тема раскрывается поверхностно. Придраться особо не к чему. Но глубины понимания нет.
Пространство в первую очередь имеет отношение к сознанию и устройству механизма познания мира. А у автора этот момент вообще не рассматривается.
Ух ты, как заумно! С претензией на нечто сокровенное. Мол, один я знаю, а что знаю - сам не знаю. И тогда, как обычно, заумь про сознание и даже машинку познания мира. Дам встречный совет, копайте глубее и могёт быть докопаетесь до подсознания, а если очень постараетесь, то и до засознания, надсознания и вместосознания. А этими ключиками в момент разберете машинку познания на винтики-болтики. И тогда будет к чему придраться. Дрочливо, но не драчливо.