Статья из Википедии:
Бурида́нов осёл (лат. Asinus Buridani inter duo prata — буриданов осёл между двух лужаек) — философский парадокс, названный по имени Жана Буридана, несмотря на то, что был известен ещё из трудов Аристотеля, где был поставлен вопрос: как осёл, которому предоставлены два одинаково соблазнительных угощения, может всё-таки рационально сделать выбор?
Буридан нигде не упоминал данной проблемы, но затрагивал подобную тему, отстаивая позицию морального детерминизма — что человек, столкнувшись с выбором, должен выбирать в сторону большего добра. Буридан допустил, что выбор может быть замедлен оценкой результатов каждого выбора.
Позже другие писатели утрировали эту точку зрения, приводя пример с ослом и двумя одинаково доступными и хорошими стогами сена и утверждая, что он непременно умрёт от голода, принимая решение. Эта версия стала широко известна благодаря Лейбницу[1].
В рамках логики самой задачи можно, однако, показать, что рационально мыслящий осёл никогда не умрёт с голоду, хотя и нельзя сказать, какую копну сена он выберет. Отказ от еды можно тоже считать выбором. Таким образом, из трёх вариантов выбора (копна слева, копна справа и голодная смерть) третий вариант будет хуже всех, поэтому осёл его не выберет никогда.[2]
Также в некоторых интерпретациях рассматривается и возможное изменение ситуационного контекста: соединение двух копн в одну, вследствие чего дихотомия улетучивается.[3]
Три дня наблюдал за ним торговец и философ Буридан. И, наверное, все трое умерли бы с голоду, если бы торговец наконец не сдался и не сдвинул две охапки обратно в одну.
Примечания
Как по мнению "штурмового" содружества должна была бы звучать СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ запись выражения "Бриданов осёл" ? [Ну, исходя из достигнутого уровня общественной дискуссии на форумах, в печати, на ТВ и пр.]
Комментарии
С этим же парадоксом столкнулся знаменитый капинат Врунгель.
Вот выдержка из его воспоминаний (Приключения капитана Врунгеля):
" Запасы у нас совсем истощились, консервы надоели, и нужно было подумать не об определении места судна, а об определении на жаркое наших петушков.
Но тут новая неприятность: встал вопрос о том, с которого начинать. Уж очень, знаете, дружные были петушки. Черного зажарить — белый скучать будет, белого зажарить — черный заскучает…
Я размышлял над решением этой проблемы, серьезно размышлял, но так и не пришел к должным выводам. Ну, думаю: «Ум хорошо, а два лучше». Создал комиссию: я и Фукс.
Снова со всех сторон обсудили этот вопрос, но тоже, знаете, безрезультатно. Так и не смогли найти конструктивного решения. Пришлось расширить комиссию. Кооптировали Лома. Назначили заседание. Я изложил сущность дела, познакомил собрание с историей вопроса, поднял, так сказать, материал… И не зря. Лом неожиданно такую трезвость взглядов и находчивость проявил в этом деле, что сразу все, как говорится, встало на свои места.
Он и минуты не думал. Так, знаете, не колеблясь, прямо и говорит:
— Режьте черного.
— Позвольте, — говорим мы, — ведь белый скучать будет!
— А черт с ним, пусть скучает! — возражает Лом. — Нам-то какое дело?
И, знаете, пришлось согласиться. Так и сделали. И, должен прямо сказать, Лом не ошибся. Петушок оказался прекрасный, жирный, мягкий, — мы просто пальчики облизывали, пока его ели. Впрочем, и второй был не хуже... "
человек не обязан действовать логично
Я полагаю, это должно означать, что осёл чувствует голод, который подталкивает его к выбору. На самом деле, в каждом из живых существ есть такой... "механизм", который не позволяет нам "тормозить" (я назвал его "подавление оппозиционных идей"): благодаря ему "буриданов осёл" может существовать только в фантазии... или, если угодно, он не прошёл эволюционный отбор.
Хочу зауважити шановному товариству, що моє питання не торкалося суті так званого парадокса. Я намагався лише ледь порушити СЬОГОДЕННУ РОСІЙСЬКУ проблему взаємовідносин в суспільстві, яку ми всі бачимо на ТБ, у ЗМІ, на форумах, в коментарях пересічних громадян - у їх дописах до матеріалів на інтернет-сайтах, та ін.
Нагадую, що я навмисно зробив наголос (великими літерами і підкресленням) на місці і часі, і зосередив увагу лише на зовнішньому вигляді самого виразу "Буріданов осел":
Тобто, питання було - який вигляд прийняла би назва цього парадоксу з урахуванням сьогоденного рівня російського спілкування? [На мою думку найточніша відповідь полягає в зміні назви парадокса за рахунок введення 1 (одного) додадкового байта-символа.] *
Тітри для тих, хто не володіє мовою:
* Хотел бы заметить уважаемому сообществу, что мой вопрос не касался сути парадокса. Я старался только едва затронуть СЕГОДНЯШНЮЮ РОСИЙСКУЮ проблему взаимоотношений в обществе, которую мы все наблюдаем на ТВ, в СМИ, на форумах, в комментариях обычных граждан - которые они добавляют к материалам на интернет-сайтах, и т.д.
Напомню, что я специально акцентировал (большими буквами и подчеркиванием) на месте и времени, и сконцентрировал внимание только на внешнем виде самого выражения "Буриданов осёл":
То есть, вопрос был - какой вид приняло бы название этого парадокса с учетом сегодняшнего уровня росийского общения. [По-моему, точнейший ответ состоит в замене названия парадокса за счет введения 1 (одного) дополнительного байта-символа.]
удалено... админФШ
Не возражаю. Я сказал прямо, а он исподволь подбирается... на свою сторону заманить пытается, будто непревзойдённым даром убеждения обладает. Хотя бы сначала прощения попросил за невинно убиенных...
По сути вопроса: "Бреданов осел" Вы к этому подводите? Согласен! Для нас Ваши "бандиты" наши "партизаны" для Вас ваши "партизаны" наши "бандиты".
Есть из чего выбирать? Т.е. ты за "нас" или за "них". Выбирай за кого "лаять"!
А дальше логика рассуждения. "Неправильный" выбор - ты "осел несущиц бред". А всего существуе два мнения: мое и неправильное. :-)))
Я правильно уловил парадигму? :-)))
Да, кстати, Лавров обращается с предложением о новой встрече в "Нормандском формате".
Мое личное мнение: встречи не будет.
Основание для такого мнения? Нет ни одной украинской части, которую срочно нужно вытаскивать из котла. :-)))
(Прослеживается простая закономерность: котел, и Киев инициирует переговоры о "мирном решении вопроса".)
Ясное дело. Сам парадокс уже давно разобран. Поэтому проблема уже перешла в научную, в данном случае в политическую. Свою "российскую проблему" мы уже давно знаем: "медицина, образование должны приносить прибыль", причём не в отдалённом будущем (прививки от гриппа, профилактика здоровья), а здесь и сейчас. Сегодня затратил деньги на "томограф", "тренажёр", а уже завтра получил выручку за их эксплуатацию. Все ходы уже "записаны".
Лично мне выгодно не болеть. А нашему здравоохранению - наоборот.
Нет такой проблемы. Потому что я вынужден ограничить своё взаимоотношение только с родными и близкими по духу.
Имеете в виду шоу "Давай поженимся!"? Остальные шоу недалеко ушли. Особенно фильмы.
Масса нацистов с той и другой стороны. Общество "мы" не существует, причём развал был целенаправленным и хорошо срежиссирован. Вот "ницшеанский дух" "я" и вылез наружу. Не поняв истоков ЭГО, его сути, сути "робинзонады", не имеет смысла говорить о соединении разных "я" в "мы", это будут лозунги и трёп.
Водораздел произошёл. Как-то помню, были жалобы на усиленное давление российской пропаганды на Украину и её свободолюбивое население, рвавшееся в НАТО и Европу. Так давление началось сейчас, и это даже не самый разгар. Население России готовят к войне с фашистами (националистами), которых наплодили болтающиеся либералы. Сытой Европе есть что терять, но не хочется воевать, и оччень! не хочется, чтобы в их дома заходили вооружённые идеей сверхгосподства постояльцы.
Думается, лозунг "Кто не скачет - тот москаль" имеет под собой более глубокое философское обоснование, чем "бредятина ослов". Но почему-то "философская мысль" упорно игнорирует "скачки".
Никак. Это к России не имеет отношения.
Т.н. парадокс буриданова осла, не парадокс, а умственный сбой психики, и извращение действительности.
В действительности осел не будет думать и выбирать ни секунды, хватанет то что больше притянет согласно инстинктов.
Из России хотят (враги России) сделать т.н. осла, но это у них (врагов России) не выходит и не выйдет.
Так вот, Россия не будет стоять в ступоре, а будет совершать действия, что она и демонстрирует!
Буриданов осел это философ идеального толка, он находит слабые места в диалектическом материализме, а сам ничего дельного предложить не может!
Стараюсь, по возможности, не забывать, что нахожусь на философском форуме. Поэтому, несмотря на подчеркнутое мною отстранение от самой сути парадокса, я всё же настаиваю на философском аспекте моего вопроса о том «какое звучание НАЗВАНИЯ парадокса наглядно отразило бы современный уровень ведения дискуссий в России?».
Философский аспект в этом смысле подразумевает обоснование предлагаемого обновленного звучания, выяснение причины обновления названия и предсказание возможных [по]следствий.
Ясное дело, что вставка в 13-буквенное (без учета символа «пробел») название парадокса «Буриданов осёл» лишь одного символа для получения философского дискурса по указанной проблеме, предполагает некоторое отступление от серьёзности такой серьёзной дисциплины как философия.
Однако, хочется заметить, что кое-где, в отдельных записях на нашем форуме, ещё иногда попадаются (в виде исключений) слова и даже целые предложения, которые в некоторой степени можно считать отступлением от строгого академического стиля изложения. Поэтому претензию на изменение всего-то одного символа в названии парадокса можно было бы не считать хулиганской, если такое нововведение предполагает почву для некоторого поучительного философского осмысления. Не?
Итак, как могло бы преобразиться название парадокса, если бы Буридан сам - лично или виртуально - предстал бы со своим творением перед СОВРЕМЕННОЙ российской общественностью в надежде на некоторое расширения мира мудрых мыслей?
Мой ответ, – ответ «наблюдателя-марсианина», чисто формально – гражданина США, чисто исторически – гражданина Украины, но этнически русского, живущего за тысячи км от эпицентра явления Буридана российскому народу, – да, так вот мой ответ, основанный на личных наблюдениях, состоит в том, что публику будет интересовать содержание (текст) парадокса лишь постольку поскольку. Самым насущным аспектом обсуждения будет не текст, а сам Буридан – кто он, откуда, и что он за птица…
В этом смысле, с большой вероятностью вывод российской общественной мысли о парадоксе будет действительно новым словом в философии рассуждений. Вся эта мысль, как шедевр лаконичности, сосредоточится в одном печатном знаке, но воистину – символе, при помощи которого обсуждение торжественно завершится на звучном: «Буриданов – осёл». [Собственно, отголоски этого "тире" в качестве явления, можно наблюдать не отходя от кассы – см. некоторые записи выше по ветке - как по отношению к самому Буридану, так и к автору начатой темы. :) ]
Можно и так! :-))) Но... Бриданов осел - опечатка? Намеренная или нечаянная?
И как всегда многозначность с множеством подтекстов.
Каждый увидит свое (в меру своей испорченности). А дальше? Это Вы сказали, не я...
Бриданов легко трансформируется в Бреданов - (осел несущий бред).
Но и "Буриданов - осел", тоже коварная фраза несущая в себе скрытый смысл.
Согласен, аспект юмора в этом присутствует. На КэВээНе шутка прошла бы на ура. Но в момент противостояния, эта же шутка будет понята не так.
Пример? Пожалуста! Философ то Буридан. Следовательно: Буридан - осел!
"Буриданов - осел" содержит указание на конкретную национальную принадлежность. (Окончание на -ов, -ин, присуще только русским фамилиям)
Тогда более справедливо будет выражение "Буриданов и Буриденко - ослы!" и т.д. вплоть до обвинения, на основании этой фразы, в фашизме и шовинизме.
Это уж как постораться... :-)))
Не, Бриданов - случайная опечатка. Упустил букву "у".
Ясно дело, что правильно "Буриадан - осёл!" , а не "Буриданов - осёл!"
Но это если вникнуть в текст парадокса, и узнать кто есть кто, о каком осле идёт ресь, откуда есть пошёл Буридан и что это за птица.
Но весь трагический смысл моего марсианского наблюдения за уровнем СОВРЕМЕННОЙ российской дискуссии как раз и говорит о том, появление этикетки "Буриданов - осёл!" возникает ДО ТОГО, ДО ТОГО! То есть - на автопилоте! А сам разбор полётов (кто такой Буридан, о каком осле речь и пр.) происходит позже... если вообще происходит. Удивительно то, что всплывание из ниоткуда "Буриданов - осёл!" происходит сейчас уже на рефлекторном уровне. Превратится ли это в новых поколениях в инстинкт - вопрос.
:-))) В том то и дело, что работает штамп. Люди ещё не читали, но уже настраиваются на определенную реакцию.
Это выработано эволюцией. При команде "воздух" нужно мгновенно падать и прикрывать голову руками, а потом уже осторожно осматриваться. Те кто начинают выяснять, правда ли это и откуда опасность, погибают первыми.
Я, например, не пойду убеждать ураинцев, что они не правы. Во-первых, я знаю, что прав могу быть я (и то только в пределах моей осведомленности) за других я отвечать не могу, жизнь меня учит, что почти всегда за кажущейся правдой таится обман. Во-вторых, сейчас со мной даже не станут спорить, мне просто дадут по морде.
И в третьих, зримо действует правило: "Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобъет!" Сейчас даже явно выраженная любовь к определенному цвету может привести к неприятности: на Украине к красному, белому, голубому, а России к желтому и зеленому.
Поэтому я делаю вывод: сейчас наступает не время споров и дисскусий, а время лозунгов и пропаганды. А до абсурда можно довести любую, даже самую правильную идею.
с вероятностью процента поддержки (сколько там - 85?) "генеральной линии..." слово таки новое, правда, к ослу безотносительное, покуда - "кругом одни кАзлы" и не до осла сейчас, не до рассуждений и не до "ослиных выборов"... "кругом одни кАзлы", вот вам новое слово российской общественности... p.s. а кАзлов что?.. правильно - "мочат в сортире"...
Буриданов - осёл, но не козёл, а отвечать кому то придётся, сено как всегда ни при чем.
Интересная мысль. На предмет-козла
Ныне - американец, прежде - украинец, вообще - этнический русский... Ему с нами всё ясно. Почему бы не ткнуть нас мордой в то, что мы такое, чтобы уразумели сами и поперхнулись собственным видом?! Покажи ослу пучок сена и тот засеменит в любую сторону. Такое мы. С чего взял-то? А вот:
В украинском борще много чего, а без сала - не борщ. Нет того в наших дискуссиях, что есть в украинских, вот и поражается человек, как же без "сала-то"? Незалежности, самостийности, свидомости... нации?
Великие укры? Далеко не все граждане Украины помутились умом. Только их не видно и не слышно там, на форумах, в печати, на ТВ и пр. Не высовываются. Опасно. Знаем. У моей жены много родственников на Украине... Люди как люди. Народ. Братский. Близко родственный. Пример. Морозов (не так давно Думой руководил), наблюдая по телемосту за дискуссией на российском ТВ, вдруг вмешался: Что вы кричите, спорите?! Украина воровская страна..., такая же как и Россия!
Мы такие, какие были и будем. Вы не лучше и не хуже. Найдите различия. По новостям дореволюционных газет. Журнал Story, 2015.
"Московский листок" 1901. "Ваше блёклое лицо сделаю оживлённым и румяным сейчас же и навсегда. Массажистка Карпухина, Тверская, д. Коломейкина, кв. 30"
"Новости дня" 1903. "Мастеровой А. Онучкин, свидетель ограбления лавки купца Кривулина, рассказал в полицейском участке, что прогуливаясь для воздуху по площади, он увидел в окнах лавки приказчиков с поднятыми руками. Поглазел подивился, решил "знать присягу принимают" и продолжил прогулку".
"Московский листок" 1905. "Гимназистки шестого класса Алфёровской гимназии забросали классную даму Корнееву снежками. Классная дама пригрозила барышням исключением, после чего гимназистки запели : "Вы жертвою пали в борьбе роковой", и пели до тех пор, пока не явилась полиция".
"Новости дня" 1906. "Элеонора Дузе обвенчалась с модным портным. Теперь её туалеты станут ещё сногсшибательнее и, между прочим, бесплатными. Но доволен ли муж, который потерял выгодную заказчицу?"
"Петербургский телеграф" 1906. "Следствие по беспорядкам в Кронштадском гарнизоне выявило, что матросы и унтер-офицеры гарнизона были по большей части взбаламучены курсистками и гимназистками, которые ради революционной агитации пошли на позор прелюбодейства"
"Брачная газета" 1911. "Душку-офицера с гвоздикой в петлице, промчавшегося по Невскому в полдень 31 января, умоляют быть в среду, 10-го, в 12 часов у часовни Спасителя. Умоляют не мучить и непременно быть".
Русские ведомости" 1916. "Арестован и подвергнут тюремному заключению редактор газеты "Запорожская жизнь" Куликов. Обыск ничего, кроме нот траурного марша Шопена, не обнаружил"
Жизнь бьёт ключом и всё по голове! )
Козьма Прутков однажды заметил:
"Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?"