Существование человека связано с противостоянием его внутреннего и внешнего начал, Мыслящего и Мыслимого, души и разума, нравственности и морали, совести и выгоды. Жизнь оказывается непрестанным выбором отношений, как ответом на отношения же. Каждый применяет их в соответствии со своими душой и разумом, а критериями оказываются его знания (самопознание) и ответственность.
Очень непростое, многозначное понятие – ответственность как ответ отношениями. Строго говоря, отвечают все и всегда: своими эмоциями и реакциями, желаниями и отвращениями, страхами и страданиями, а вследствие этого – личной судьбой, здоровьем и долголетием. Тем самым каждый человек формирует собственные, доступные ему пределы ответственности.
Известен «принцип Питера», согласно которому люди продвигаются по служебной лестнице до той ступени некомпетентности, на которой не способны исполнять свои обязанности. (На мой взгляд, это не совсем так: подавляющее большинство отечественных и зарубежных чиновников намного превышают в занимаемых ими должностях потолок своей компетенции, но речь не об этом.)
Точно так же человек сам устанавливает границу своей безответственности – ту черту, за которой он снимает с себя ответственность и переносит её на окружающих, общество, государство, внешние обстоятельства, «дьявола» (в этом современные люди напоминают неразумных детей). Уровень ответственности (или безответственности) его складывается из многих подуровней, определяемых отношениями к любимым и членам семьи, к друзьям, знакомым и сотрудникам, к собственности, законам, моральным нормам и пр.
Руководствуясь соответствием своих души и разума и учитывая внешние ситуации, в которых они оказываются, люди сужают либо расширяют зону ответственности, в пределах которой отвечают за свои отношения и вытекающие из них намерения, слова и дела, за их результаты и последствия. Ответственность характеризует степень осознанности их выборов и те условия, при которых они способны управлять бессознательным началом и слышать «голос совести».
Далее простирается «пространство безответственности», где выбор как таковой отсутствует, а действуют инстинкты и рефлексы. Или же решения принимаются человеком квазисознательно, когда разум придумывает массу причин, оснований и оправданий для следования всё тем же инстинктам и рефлексам, страхам, страстям и вожделениям Эго.
Чем шире состояние сознания человека, и чем лучше он познал себя, тем сильнее звучит в нём «внутренний голос» души и, следовательно, больше влияние осознаваемого по сравнению с бессознательным. Тем ответственнее он становится и раньше и вернее делает свои выборы. Здесь речь идёт о, так сказать, «статической» ответственности.
Вместе с тем иногда случаются резкие, «динамические» скачки принимаемой на себя людьми ответственности, возникающие в сложных драматических, а подчас трагических жизненных обстоятельствах, при отсутствии необходимой информации или времени для раздумий. Это – ситуации подвига, когда движение души и исторжение ею любви становится настолько сильным (а разум умолкает в её тишине), что человек возносится на ранее недоступную вершину ответственности, при которой собственные жизнь и судьба, как внешние ценности, оказываются ничтожными перед величием его духа.
Обычно человек, стремящийся к безответственности, винит в своих ошибках (в причинах и следствиях их) прочих людей и внешние условия, выражая это в форме суждений. В этом смысле Евангельская заповедь: «Не суди, да не судим будешь» приобретает иное значении. Не осуждать других может лишь тот, кто всегда и во всём нелицеприятно оценивает себя самого, ощущая личную ответственность за всё. И тогда его мнения об окружающих, как и их о нём, по сравнению с постоянным самонаблюдением и контролем сознания, стремлением не совершать ошибки, становятся бессмысленными.
Безответственные люди, перекладывая ответственность на других, не только не страхуются этим от неверных выборов и кармических последствий, но лавинообразно плодят их, умножая чужие ошибки своими собственными. Они ввергают человечество в пучину неизменно следующих за безответственностью суждений, обвинений и эмоций, злобы, агрессивности и нетерпимости. И тем самым обрекают себя на ненужные страдания, тщетные устремления и бесполезные действия, получая в ответ болезни и природные катаклизмы. Безответственность приводит их к слабости и некомпетентности, а это в свою очередь опять ведёт к безответственности.
Совершенными считаются те, кто всегда и везде, в любых ситуациях отвечают за всё, за все отношения, помыслы, слова и дела. И вместе с тем не снимают (перекладывая на себя) ответственность с окружающих, не заходят на их «поле деятельности», даже если видят ошибочность их выборов и попытки избежать ответственности.
Сильными и ответственными не рождаются, ими становятся. Власть не должна, не может быть слабой и некомпетентной, ибо тогда она – не власть. А подлинная власть – это власть над собой и, следовательно, над своим Мыслимым-бытиём.
Настоящие сила и власть не копятся для противостояния окружающим, в противовес их слабостям и безвластию. Наоборот, сильный человек всегда радуется проявлениям силы, власти над собой и ответственности в других людях. И содействует этому, делясь с ними без меры собственными знаниями и силами, которые от этого не убывают.
Подлинная власть над собой обретается силой духа, изгоняющего из разума, щедро питаемого любовью души, страх гордыни и порождающего в нём понимание, терпение, спокойствие, благожелательность, неосуждение и прощение. Такой власти ни к чему «размахивание кулаками» и демонстрация могущества, ей чужды агрессивность, злоба, тщеславие, громогласное выпячивание своих достоинств и возможностей.
Она выявляется из матери всех сил и энергий – из любви, которая обитает в душе человека. Причём приращения у него сил духа и власти над собой происходят вместе с ростом ответственности, через обретение бесстрашия, мужества и воли, самоконтроля и честности. А последние возникают от страстного желания познать и реализовать себя в жизни, соединив в единое целое знания разума и любовь души.
Это рождает у человека представления о долге и служении, которые на разных этапах его развития постепенно трансформируются и понимаются им как ответственность перед близкими, обществом, Родиной, потом перед человечеством, Богом. В конечном счёте этот внутренний долг оказывается долгом разума перед собственной душой.
А служение из внешней обязанности перед кем-то или чем-то преобразуется во внутреннюю необходимость разума служить зовам души, сердца и любви. В таком истинном Служении и Долге любые отступления и предательства становятся недопустимыми и невозможными ни при каких обстоятельствах.
Разум, двигаясь по бесконечной спирали познания себя, как неотделимой от души части, и проходя через многие этапы-ступени, выстраивает и разрушает всевозможные модели своего образа мира. Совершенствуясь и опираясь на известные ему представления и отношения, человек расширяет своё состояние и границы приемлемых, допустимых и обязательных для него ответственности и долга.
Постоянно соотнося внутреннее и внешнее, нравственность и мораль, безусловные ценности и условные «правила игры», он совершает выборы своими отношениями, помыслами, словами и делами. А его «хочу» и «надо», «можно» и «должно» противостоят при этом друг другу.
С точки зрения морали, внешних законов и норм общественного бытия допустимо многое – всё то, что определяется (разрешено) правилами жизни-Игры. Нравственность и внутренние критерии выбора резко сужают это «поле допустимого». Здесь нет внешних надсмотрщиков, человек приходит в противоречие с собой и ограничивает сам себя.
Вместе с тем самоконтроль, как внутреннее самоограничение разума «нормами» души, рамками ответственности, долга и служения, подобен сбрасыванию с себя сковывающих пут и условностей. Он дарует невообразимую, беспредельную свободу от каких-либо внешних правил и чужих суждений – свободу души и любви, которую никто и ничто не в силах ограничить. Такой свободный человек мыслит, говорит и поступает в гармоничном единстве и тождестве с ней и с самим собой. И это ощущение внутреннего начала, как совокупности возлагаемых на себя ответственности, долга и служения, переполняет его ранее недоступными радостью и силами, мужеством и волей.