Моя программа проще: поступай так, чтобы твои дела были полезны людям и миру.
"Но нельзя было бы сделать бо́льшей ошибки, как отождествив духовную любовь ведающего Истину с альтруистическими эмоциями и стремлением ко «благу человечества», в лучшем случае опирающимися на естественное сочувствие или на отвлеченные идеи. Для «любви» в последнем, – иудейском, – смысле все начинается и кончается в эмпирическом деле,ценность подвига определяется его зримым действием. Но для духовной любви, – в смысле христианском, – эта ценность – лишь мишура. Даже нравственная деятельность, – как то филантропия и т. п., взятая сама по себе, – совершенное ничто. Не внешность, не «кожа» особых деятельностей желательны, а благодатная жизнь, переливающаяся в каждом творческом движении личности. Но «кожа», как «кожа», эмпирическая внешность, как таковая, всегда допускает подделку. Ни одно время не смеет отрицать, что «лже-апостолы, лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых»; что даже «сам сатана принимает вид Ангела Света» (2Кор.11:13–14). Но если все внешнее может быть подделываемо, то даже высший подвиг и высшая жертва, – жертва жизнью своею, – сами по себе, – ничто:
«Если я языками
людей глаголю и даже ангелов, –
любви же не имею,
являюсь медью я звенящей,
иль кимвалом звучащим.
И если пророчество имею, и знаю тайны все я, и всю науку, – и если веру всю имею,
чтоб горы преставлять,
любви же не имею:
нет пользы мне.
И если все раздам имущество свое и если тело я предам свое,
чтоб быть сожженным мне, –
любви же не имею:
нет пользы мне.
(1Кор.13:1–3). 117
Ответ никак не писался. Никак не мог найти форму, которая бы казалась мне убедительной. В самом деле, чуть ли не классик богословия высказал уничтожающую критику моей точки зрения. Что мне оставалось делать? Вступить в теоретический спор с давно умершим человеком? Показать противоречивость его позиции? Насколько все это будет убедительным? И кому мне надо все это доказать? Себе? Или Вам? Ответ нашелся сам собой. Мнение Флоренского не имеет никакого отношения ни к истине, ни к Богу, а продиктовано верностью корпоративным интересам церкви.
Моя точка зрения родилась не сегодня и не вчера и была результатом долгих раздумий, гораздо более долгих и обстоятельных, чем у Флоренского. Поэтому его "критика" меня не задевала, но плевок жег душу…
Свою позицию Флоренский характеризует как "философию личности и творческого подвига". Подвиг заключается в следующем:
«В самой вере я неожиданно нашел для себя первый намек на искомое мною. Как бывает в феврале: улыбнется ясною-ясною улыбкою примытое солнышко; повеет мягкий ветерок; хотя до весны-то далеко, но… природа сквозь сон встречает утро года, – па́хнет чем-то вешним. Так и в молитве. Сделав усилие над собою ради любви к Истине, я вступил с Истиною в личное, живое общение»....
В чем же заключается усилие Флоренского? Он раскрывает свой подвиг следующим образом:
«Любить невидимого Бога – это значит пассивно открывать перед Ним свое сердце и ждать Его активного откровения»…
Что ж Флоренский очень точно обозначил, что он считает подвигом. Для него подвиг – ожидание, деятельность делающая личность героической: «…личный характер личности – это живое единство ее самосозидающей деятельности». Молиться, то есть просить, – вот кредо Флоренского, которое он исповедует как путь к Богу. Быть аскетом, молиться до полного самозабвения, чтобы в этом самозабвении «опустошиться» и дать возможность Богу войти в ищущего его и тем самым приобщиться божественной жизни : « …вхождение познаваемого в познающего, – реальное единение познающего и познаваемого». «Подвижничество» Флоренского, «личный подвиг» это молитвенное попрошайничество, которому «посвящают целые книги, чтобы описать аскетический путь к вечной Истине»… Молиться и уповать на то, что Бог смилоствится и снизойдет до просящего, это, по Флоренскому, «путь единственный», хотя, «…в аскетике, как и в математике, нет царских путей, ибо только очищенное сердце может принять в себя неизреченный свет Божества и стать прекрасным».
Заявляя, что в аскетике нет «царского пути», кроме ожидающего Божьей милости очищенного сердца, Флоренский с пеной у рта отстаивает тезис, что только православному асекту может явиться Бог. Всех остальных подстегегает дьявол: « ибо видение внутреннего света может быть и «прелестью», т. е. явлением чисто субъективного и психофизиологического значения, иногда, – а быть может и всегда, – не без соучастия темных сил, принимающих вид ангела света». Единственной гарантией, оберегающего православного отшельника от искушения темной силы выступает «догмат Троичности»…
Флоренский настаивает, что любовь онтологична, фундаментальна, должна быть лишена всякой психологичности: « …любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге; это содействование – начало моего приобщения жизни и бытию…». Да, Бог как начало мироустройства фундаментален и психологизм с его апелляцией к человеческой чувственности на таком уровне познания выглядит несерьезным. Флоренский, оседлавший такого выигрышного конька как онтология неустанно повторяет: «Только познавший Триединого Бога может любить истинною любовью». Кажется, что и возразить Флоренскиму нечего. Но как узнать, что человека посетил Бог, а не диавол? Как отличить онтологическую любовь, от любви мирской, неистинной? Флоренский отличает следующим образом: ««Не имеющий жизни вечной», т. е. не вошедший в жизнь Троицы и любить-то не может, ибо самая любовь к брату есть некое проявление, как бы истечение Божественной силы, лучащейся от любящего Бога».
Любовь к собрату по церкви – вот то, что Флоренский считает признаком онтологичности любви. Флоренский развивает целую теорию, согласно которой «…взаимная любовь учеников Христовых есть знамение, знак их наученности, их ведения, их хождения в истине. Любовь есть собственный признак, по которому признается ученик Христов»… Церковная ритуалистика, литургия, - лучшее свидетельство близости паствы Богу: «Диакон возглашает: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы»», «…если же священников несколько, то они, сверх того, выражают друг другу свою любовь братским целованием и взаимно свидетельствуют: «Христос посреди нас»».
«Идея такого порядка богослужения ясна: любовь взаимная одна только и бывает условием едино-мыслия…», «…едино-мыслие дает почву, на которой возможно совместное исповедание…».
Совместное исповедание, единомыслие, по мысли Флоренского, это главное условие и причина причастности общины верующих Богу.
«Ты, в силу отказа от себя ради другого, и – Я, в силу отказа от себя другого Я ради первого. Вместо отдельных, разрозненных, самоупорствующих Я получается двоица, – двуединое существо, имеющее начало единства своего в Боге»… «Но, притом, каждое Я, как в зеркале, видит в образе Божием другого Я свой образ Божий». «…чрез отдачу себя двоице, разрывом оболочки своей само-замкнутости, третье Я приобщается ее единосущию в Боге, а двоица делается троицею…» «Третьими Я все троицы срастаются между собою в единосущное целое – в Церковь или Тело Христово, как предметное раскрытие Ипостасей Божественной любви».
Ради апологии церкви, Флоренский не останавливается перед искажением трактовки святого Писания. Когда Павел писал свои знаменитые строки:
«И если все раздам имущество свое и если тело я предам свое, чтоб быть сожженным мне, – любви же не имею: нет пользы мне».(1Кор.13:1–3). 117
То он имел ввиду, что альтруизм и самопожертвование ценны не сами по себе, а только как акт гармонии духа, дела и тела. Если человек поступает альтуистично только по тому, что так «надо» или потому, что так «модно», так "принято в обществе", но не из внутренней убежденности, то в таком поступке нет ничего, что выразило бы внутреннюю суть Бога и бытия. Любовь у Павла это суть Бога как истока всякой Жизни. Любовь истинна тогда, когда идет из глубины сердца, когда альтруизм поступка находится в гармонии с внутренним убеждением человека, его духом. Флоренский же, в угоду церкви, оболгал альтруизм и самопожертвование, оскорбив их как «величайшее заблуждение».
Whale, вы хотите оспорить мое убеждение, что путь к Богу лежит через очищение человеческой души добрыми делами, идущими от чистого сердца, опираясь на мнение вот этого апологета церкви? Этот рьяный поборник православия, который по совместительству и немного богослов, соорудивший постулат, согласно которому онтология это церковное устройство, у которого лобызающиеся священники олицетворяют бытийную любовь действительно выражает вашу точку зрения?
Комментарии
Путей много. Чисто философски, понятие "добро" нуждается в пояснении - что такое "добро"? Польза? В чем польза? У вас есть ответы?
"Да воздастся каждому по делам его",
или Unicuique secundum opera eius
Евангелие от Матфея (гл. 16 стр. 27), Псалмы (гл. 61 стр. 13)
Подобно тому как множество ручьев сливается в одну могучую реку, так и множество путей должно вести к одной Истине. Истина проста и она единственна. Подлинный Бог это Жизнь в самом чистом виде.
Проблема человечества, что оно привыкло не жить, а существовать. Для обеспечения СУЩЕСТВОВАНИЯ, люди создали цивилизацию. Добро, о котором Вы заговорили, Польза... это цивилизационные понятия. Они связаны с существованием человека, с его выживанием, со стяжанием внешних возможностей, которые должны компенсировать человеку его субстанциальную ущербность. Человек хочет поддерживать своё существование. Он удовлетворяет потребности в пище, безопасности, размножении... Многих тяготит то, что над ними властвуют эти самые потребности. Умные люди задумываются о своем предназначении, смысле своей индивидуальной жизни, понятой как существование. Эти люди хотят открыть к чему они предназначены, найти дело по душе, быть полезными обществу... Сами по себе эти стремления не так уж и плохи.
Вся проблема философии заключается в том, что она стремится познавать бытие. Бытие превращено философами в онтологию, в учение о бытии. Философский путь к бытию лежит через представление. Различные умы состязаются в изобретении схем, которые, по их мнению, составляют костяк бытия и никого не интересует вопрос о том, как оживить интеллектуальную копия, вдохнуть в нее жизнь. Это не просто никто не умеет из философствующих, но зачастую сам вопрос об оживлении представлений не стоит. В принципе, правильно не стоит. Оживить слово, схему, копию-модель... это абсурдная задача. Вернуть Жизнь существующему человеку, об этом говорят единицы из философствующих. Но разговоры так и остаются только разговорами.
Бог это "центр" бытия, его высшее состояние. Подлинная Жизнь во всей ее полноте. Полнота, подлинность Жизни заключена в ее актуальности, средоточии возможностей. Можно подробно описать это состояние используя атрибутивную лексику. Но само описание так и останется мертвым описанием. В задачу, которая стоит перед человеком, взявшимся говорить о Боге, о подлинной Жизни, описание Бога входит лишь как пропедевтика, лишь как обозначение цели, к которой должен двигаться человек, если он хочет приобщиться к Истине. Но настоящий путь можно только пройти, а не промыслить, пройти деяниями.
Путь к Богу это переосмысление ценностей, которые мотивируют человеческую деятельность. Очищение, катарсис, о котором часто говорят, это внутреннее дело человека. Никто к этому его побудить не может. Ведь, по большому счету, очищение не дает земных благ. Идущий этим путем всегда может соскользнуть в пропасть эгоизма. Но если человек достигает состояния бога, то все земные чувства, достижения, перестают быть для него апофеозом реальности. Человек как бы приподнимается над приземленным существованием человечества, вкусив настоящей Жизни.
На бога надейся но сам не плошай - эта житейская мудрость которая красноречиво выражает суть человеческого выбора: идти ли обычным путем или путем Бога. Синица в руках для людей предпочтительней журавля в небе. Самое позорное, что есть в истории человечества, что авансы, которые Бог дает некоторым своим избранникам, многие из них начинают использовать в земных интересах: организуют церкви, общины и стяжают мирские материальные ценности под благовидным предлогом приобщения людей к вечному.