
Две отрицательные теоремы о разуме
Это предположения вслух.
В философских, психологических энциклопедиях и словарях разум определяется как особый или «высший» тип или вид мышления или как особая способность. При том, все определения разума в подобных источниках только описательны, сущностных определений нет. (То, что в других источниках разум получен от Бога или что разум есть функция головного мозга или т.п. – это заявления, производные от соответствующей веры, но не есть основания существования разума). Кроме того, описательные определения разума говорят лишь о приложении разума и следствиях его применения – именно следствия применения разума считаются его отличительной особенностью.
Теорема 1. Разум не есть отдельный тип или вид или способность мышления
Разум не есть [отличный от рассудка] отдельный особый, «высший» вид-способность мышления, исключительно следствием которого является постижение сущностей, всеобщего, постижение предметов какие они есть. Для получения этих следствий размышлений достаточно только направленности человека постигать сущности, всеобщее.
Разум есть «всего лишь» направленность человека постигать сущности, всеобщее, постигать предметы какие они есть.
В т.ч., разум есть использование «обычных» средств мышления – таких же, какие используются «практическим» мышлением, в быту, рассудком – суждениями, сравнениями, выявлениями причин, связей, деланием выводов и т.п., а так же переживаниями, прозрениями догадками и т.п.
Следствия действия разума существенно, качественно отличны от следствий постижения проявлений и частного, постижения человеком предметов относительно себя, своего – от действия рассудка, «практического» мышления, мышления для насущных бытовых нужд. Для получения следствий действия рассудка, «практического» мышления достаточно только направленности человека постигать проявления и частное.
Рассудок, «практическое» мышление есть «всего лишь» направленность человека постигать проявления и частное, постигать предметы относительно себя, своего.
Доказательство.
Следствиями размышлений человека при какой-либо из указанных выше направленностей является то, на что направлены эти размышления. В зависимости от направленности размышлений они будут действиями разума или рассудка.
Совпадение или сближение направленности и следствий размышлений происходит благодаря общей способности людей к целенаправленной деятельности, в т.ч. наличию у людей воли – способности направлять свои действия на желаемое, общей способности людей воспринимать, различать и оценивать. Благодаря этому человек в зависимости от направленности своих размышлений выбирает такие средства мышления, так оценивает промежуточные следствия, сохраняет как окончательные следствия такие, которые лучше соответствуют направленности его размышлений.
В т.ч., человек в зависимости от направленности своих размышлений стремится либо исключить влияние себя и своего на следствия размышлений (действие разума), либо, наоборот, стремится больше учитывать соответствие следствий себе и своему (действие рассудка). В т.ч. человек обязательно предпримет усилия для улучшения достоверности получаемых следствий (действие разума), либо может добиваться лишь внешнего правдоподобия при лучшем соответствии следствий себе и своему (действие рассудка).
В т.ч., человек при направленности на постижение предметов какие они есть (действие разума) необходимо становится в своем мышлении самим предметом постижения, перестает в своем мышлении быть собой, перестает в своем мышлении непосредственно жить. При направленности же на постижение относительно себя и своего (действие рассудка) человек, наоборот, рассматривает себя и свое относительно предмета постижения, не сам предмет.
Вывод.
Т.к. следствия размышлений, считающихся действиями разума, могут получаться благодаря «всего лишь» только направленности размышляющего на постижение сущностей, всеобщего, и при таких размышлениях используются обычные средства мышления, то разум не есть [отличный от рассудка] отдельный особый вид-способность мышления. Направленность является меньшим достаточным основанием существования разума по сравнению с существованием разума как отдельного особого вида-способности мышления. Наименьшее из достаточных оснований является действительным основанием чего-либо.
Т.о., разум, как особый вид-способность мышления, есть лишняя, ненужная, т.е. ложная сущность. Т.е. сущность не существующая, кажимость сущности.
Так же и рассудок не есть особый вид-способность мышления.
И разум, и рассудок есть именно и только соответствующая направленность людей при размышлениях.
Не существует таких особых, отдельных, «высших» или «низших» видов-способностей мышления, какими предполагались разум и рассудок – есть одно, однородное в этом отношении мышление и его общие для размышлений любой направленности средства.
Первое следствие.
Первое следствие само является задачей – теперь необходимо определить основания, которые приводят людей к той или иной (разума или рассудка) направленности размышлений. Необходимо найти и определить основание этой направленности.
При рассмотрении различий следствий/направленности разума и рассудка видна их противопоставленность. Противопоставленность постижения предметов какие они есть и постижения предметов относительно себя и своего. И видно, что эта противопоставленность есть проявление противоположностей сущности и явления, всеобщего и частного.
Направленность размышлений есть проявление направленности человека постигать сущности, всеобщее либо постигать проявления, частное. Есть направленность постигать предметы какие они есть либо постигать предметы относительно себя, своего. Эта направленность человека есть проявление меры поглощенности человека своей частной, единичной, отдельной жизнью, собой, своим. Поглощенность человека своей жизнью, собой есть проявление восприятия человеком себя как частного, единичного, отдельного. Отношение же к своей непосредственной жизни как к средству, способу своего существования есть проявление восприятия человеком себя как части всеобщего, единого.
Поглощенность человека своей жизнью, своим существованием определяет направленность размышлений относительно себя, своего. Тем самым определяет направленность на проявления и частное – как на то, что непосредственно насущно, что непосредственно влияет на существование себя и своего. И делает невозможным или почти невозможным направленность размышлений на сущности и всеобщее – как на отвлеченное, не приносящее непосредственной пользы или вреда. В т.ч. потому, что размышления о сущностях и всеобщем требуют и дополнительных отвлекающих от себя и своего усилий, и прекращения в своем мышлении быть собой, непосредственно жить. При этом, размышления всегда дают частные, ограниченные – не полные, предвзятые, пристрастные – следствия.
Восприятие человеком себя как части всеобщего, единого, себя как ограниченного, одного из проявлений Бытия определяет направленность размышлений на постижение предметов какие они есть. На постижение сущностей и всеобщего, Бытия. Тем самым дает возможность постигать и все, и себя и свое, в т.ч. предметы в частностях и единичности.
Общие следствия.
Решение данной теоремы выявляет основания для разума и рассудка, что может дать их сущностные[, а не только описательные] определения. И позволяет постигать сами разум и рассудок, не отвлекаясь на несуществующие приписываемые им особенности.
При этом, многое становится лучше понятным, объяснимым или разрешимым. Например, становится обоснованным, что разум доступен вообще всем людям, что присущ всем. Но что разум есть только возможность или выбор. В т.ч. становится понятнее почему у отдельного человека или в исторические периоды у многих людей могут преобладать определенные следствия мышления, преобладать определенные мнения. Понятнее, какими средствами и усилиями можно добиваться нужных следствий мышления (и соответствующих действий людей) и т.п. В т.ч. становится понятнее, почему люди повторяют одни и те же ошибки, совершают одни и те же несуразности, воспроизводят и не разрешают одни и те же противоречия, несоответствия и т.п.
Комментарии
Вам не кажется, что здесь присутствует некая тавтология?
И вообще ... Сущность в философии - это essentia (нечто основное) любого существующего (existentia). Если нечто существует, то у него с необходимостью есть сущность.
Акциденция существует, но у нее нет сущности.
Почему нет?
У нас же есть некое понятие о ней.
Понятие есть, а сущности нет. Сущность - это то, о чем все сказывается, но что не сказывается ни о чем. Акциденция, т.е. случайный признак,сказывается о сущности, но сущность не сказывается об акциденции. (Аристотель)
Правильно.
У некоего вида животного (миллионы членов) есть общая сущность. Но в тоже время у каждого члена есть акцидентальный, случайный признак.
Сущность - это всеобщность, акциденция - случайность.
Виктор Трусов, 6 Декабрь, 2025 - 15:26, ссылка
Здесь о случае несуществующего нечто. О том, что только кажется сущностью.
Да, тавтология есть. Трудности языка в момент переоценки нечто. Когда о сущностях говорят как о ложных или квази, псевдо, ненужных, неподтверждаемых, надуманных и пр. Или о "сущностях". О том, что может быть не сущностями, а проявлениями другого.
Или, наоборот, говорят о предполагаемых, гипотетических, возможных сущностях - тоже несуразность языка.
А Вы не путаете сущность и существо, вещь. Дюймовочка или кентавр это не сущности, а вещи, существа. Сущность вида дюймовочки - миленькость, хрупкость материальная и духовная. :) А вот сущность малюсенького каракурта отнюдь не хрупкость, а убийство.
Виктор Трусов, 6 Декабрь, 2025 - 18:06, ссылка
Чем я дал основания для такого предположения?
Продолжение к комментарию.
Existentia - ум (умный), интеллект, рассудок (очень в большой степени наша материя, ощущения) и разум. Ум, интеллект, разум - чистейшее идеальное.
Первый самый высший уровень. Ум – сущность мышления, мыслительной деятельности, проницательность.
Второй. Интеллект – ум, как способность (essentia) понимания осмысленного рассудком.
Третий. Рассудок – ум, как способность (essentia) мыслить, осмыслить предметы чувственного (в материальном смысле), ощущаемого созерцания.
Ну и, наконец, четвёртый. Разум – ум, как способность(essentia) поступать в соответствии с жизненными ситуациями, ориентироваться в новых для нас обстоятельствах. Поступать разумно.
:)) Это всё я обдумывал (и рисовал) 15 лет (1965 -1970), выложил в философии майла 20 лет тому назад. :)
Виктор Трусов, 6 Декабрь, 2025 - 17:50, ссылка
Т.е. Вы и не утверждаете, что разум есть особый отдельный вид или тип мышления.
У Вас оригинальное свое видение различия разума, рассудка и пр.
Тема об определенной традиции их понимания, закрепленной в энциклопедиях и словарях.
Не утверждаю. Всё перекручено, переверчено. У кого-то преобладает один уровень, у кого-то другой.
Я лет в шестнадцать купил два тома Спинозы, где прочёл про эти уровни. Правда Спиноза (переводчик) высшим уровнем считал разум, а я его сразу отправил в самый низший уровень.
:)) Правда потом я прочёл заключение переводчика, где он написал, что знает и понимает что Спиноза практически везде употребляет для ментального слово анимус (УМ), а не - анима (ДУША), но в связи с традицией сложившейся ещё в царской, церковной России он тоже практически везде употребил слово ДУША. Видите ли для русского уха ДУША ближе УМА. Так что может быть, и Спиноза считал УМ, высшим уровнем. И после этого все переводные книги я стал читать по-другому. Если я их вначале читал буквально, то потом перерабатывал в контексте.
Виктор Трусов, 6 Декабрь, 2025 - 19:26, ссылка
Да, и с терминологией, и с понятиями, и с переводами приходится обнимать необъятное.
Придется разбираться...
Виктор Трусов, 6 Декабрь, 2025 - 19:26, ссылка
Самое капитальное, что я пока нашел - К методологии изучения философии Спинозы (Половцова) — Викитека. Эта Половцова - оказалась самым нашим первым (1913 г.!), но и самым мощным исследователем метода Спинозы или вообще Спинозы по наше время.
Еще основательно от А.Майданского, например, предисловие в Спиноза: pro et contra, или его статьи. Заодно и многие статьи из этой книги, судя по авторам.
Нда... У Спинозы с "умом"-"разумом", "душой"-"духом", "мыслью"-"мышлением" и пр. "рассудком", "рациональным", "интеллектом" все оказалось не совсем тем или не тем. Какое-то ощущение, что Спиноза - сам Бесконечный Вечный Вселенский Дух...
alexander_chuprov, 5 Декабрь, 2025 - 20:11
Это, разумеется, так.
Но ведь придуманы слова для обозначения "низших" интельных функций:
- ум - способность учиться, усваивать (готовые) знания,
- рассудок - практически применять те знания.
И, стало быть "высший" разум
- добыча новых знаний .
Разделение, конечно же, - сугубо условно , ибо нет ума-рассудка без разума и наоборот.
У Гегеля на сей предмет вот что
Рассудочное
а) в логике
да/нет, истина/ложь,
б) в природе:
квант/нет, возник/исчез,
в) в духе
1/0 на вход/выходе нейрона (логического элемента)
cherry, 6 Декабрь, 2025 - 18:48, ссылка
О "высшем"-"низшем" будет еще во второй теореме - "Разум не есть размышления о сущностях, всеобщем, умозрительном, духовном".
Я не использую слова "ум", а так же "мудрость" и т.п., считая их собирательным и оценочным.
К слову, способность учиться, усваивать (готовые) знания и добыча новых знаний - оч. похожи или одно с точки зрения постигающего. Различие же только в источниках-способах постижения.
Собственно, я в основном об этом - рассудок позволяет рассматривать все, но "не в их истине", абстрактно.
Только это "абстрактно" - не абстрактно, а вполне конкретно - о чем Гегель писал в "Кто мыслит абстрактно?". Разговор о том, что это "абстрактно" вызвано приложением своей частности, своего, желаемого к предметам постижения-суждения.
Прямым приложением - рассмотрением предметов относительно себя и своего.
И косвенным - восприятием только проявлений, частного в предметах. Поскольку предметы воспринимаются не сами по себе, а как то, что относится к себе, своему.
alexander_chuprov, 6 Декабрь, 2025 - 19:24, ссылка
Если мыслим (рассуждаем) , то абстрактно.
И другого способа нет
cherry, 6 Декабрь, 2025 - 19:57, ссылка
Не уверен, что правильно понял. На всякий случай напишу общее.
Название гегелевской работы-реплики говорит, что абстрактно мыслят не все.
Мыслим либо относительно себя, своего - того, что нам в предметах подходит-не подходит, хотим-не хотим, что нравится-не нравится, полезно-опасно, приятно-неприятно, насущно-безразлично и т.д. Тогда мы мыслим не о самих предметах, а об их отношении к нам. Что и есть рассудок, рассуждения, абстрактное мышление относительно предметов. (Оно же - конкретное относительно себя, желаний размышляющего).
Либо мыслим относительно предметов, становясь мысленно ими. Исключая себя, свое. Что дает следствия, присущие действию разума - постижение самих предметов. Дает конкретное о предметах. (И абстрактное относительно себя).
Собственно, я предлагаю объяснение, основание, в чем суть самого рассудка и разума - в направленности размышляющего на себя или на предмет.
Рассудок не может давать истинные решения не потому, что размышляющий глуп, ленив, необразован или у него не развита в мозгах специальная зона (для "высшего" вида мышления). Ведь существует множество людей с прекрасным образованием, мощным интеллектом, обширнейшей эрудицией, но которые - судя по следствиям их размышлений - действуют только рассудком.
Возможно, это объяснение наивно. А, возможно, нет.