Отношения, гуны, и свобода выбора

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Отношения делятся на бессознательные и осознаваемые. Аналог первых – телевизор: как его антенну пронизывают электромагнитные волны разных частот и амплитуд; так и сознание человека проникают множества идей. Те из них, на которые настроен «канал вещания» (спектр психоэнергетики индивида), отображаются в виртуальную «реальность» Мыслимого-бытия.

Душа играет роль чуткого приёмника, улавливающего идеи и направляющего их разуму. А его первичные программы энергоинформационных преобразований воспринимают их как сигналы от органов чувств и транслируют в мультипликатно меняющиеся дискретные кадры-фрагменты настоящего, возникающие на экране сознания (мгновения Нечто, рождающиеся из Ничто подобно изображениям в телевизоре).

Эти автоматически происходящие отражения идей в чувственные ощущения и впечатления я называю первичными отношениями мышления. Посредством них осуществляются инстинктивно-рефлекторные реакции человека на внешние возмущения, которые по сути своей являются вторичными бессознательными отношениями; однако во избежание путаницы в последующих описаниях я также свожу их к первичным отношениям.

Они порождают в «низшем» манасе-рассудке неосознаваемые процедуры мышления, к которым относятся: отображение конкретных образов в абстрактные номены (и наоборот), их сцепление в абстрактно-конкретные представления, запоминание и формирование из них иллюзий материального существования. А связанные с этим трансформации психоэнергетики я именую вторичными отношениями мышления.

В свою очередь они включают в работу всевозможные сопутствующие процессы, приводящие к эмоциональным реакциям, желаниям (либо отвращениям) и действиям человека. Их я называю третичными и последующими отношениями, большинство из которых оказываются бессознательными, а некоторые осознанными. В совокупности своей всё перечисленное составляет структуру отношений мышления, определяющую состояние сознания индивида (и определяемую им), а также его поведение.

Итак, разум преобразует воспринятые душой идеи в чувственные впечатления, представления и отношения. И, в зависимости от силы и характера возмущений и соподчинённости инстинктивно-рефлекторных программ реагирования, производит бессознательный либо осознаваемый (полностью или частично) выбор своих ответов.

Самосознание, как осознанно-волевое избрание человеком отношений и реализация их в помыслы, слова и поступки, заключается, прежде всего, в контроле и управлении бессознательным началом. Сознательные отношения образуют вершину иерархической «пирамиды» структуры отношений, и их можно назвать отношениями к отношениям. 

Следует отметить, что кроме первичных отношений, все остальные, рождаемые мышлением, определённым образом связаны с памятью, происходят вне мгновений настоящего и потому всегда запаздывают. При этом разум, реагируя на возмущения, неизбежно провоцирует новые, «несвоевременными» или неверными отношениями формируя иные мгновения (состояния) настоящего, не столько отражая их, сколько творя.

***

Теперь – о свободе выбора. Напомню, что человек есть преобразователь идей, энергий и информации. Посредством структуры отношений (системы автоматически действующих программ и команд) внешние возмущения воспринимаются им как ощущения, отображаются в образы, номены и представления мышления и вызывают психоэмоциональные и двигательные ответные реакции.

Его выбор определяется тем, способен ли он вмешиваться в процессы их возникновения и осознанно на них влиять. И если да, то на каком этапе и с какой эффективностью это происходит, т.е. какова степень его самосознания и самоуправления.

В противном случае не человек контролирует свои реакции и мышление, но они посредством возникающих страхов, желаний и обслуживающего их мышления управляют его разумом. И здесь многое определяется тем, к какой гуне (психоэнергетики) человек принадлежит. 

Люди с «низшим» состоянием сознания, относящиеся к гуне тамаса (невежества), не замечают действий бессознательного начала и не могут управлять им из-за неведения, пассивности и недостатка сил. Они лишь ощущают появление вожделений и отвращений в густом обрамлении сопутствующих эмоций.

А те, выражая потребности в энергетическом обмене (восполнении или сбросе энергии), вынуждают индивидов совершать поступки, направленные на их удовлетворение. Разум здесь включается при рассмотрении вариантов поведения, обеспечивающих осуществления того, что он хочет, а свобода выбора оказывается фикцией.

Страстные, активные натуры, причисляемые к гуне раджаса, принимают решения на более ранней стадии возникновения желаний и выбирают самые важные из них, наиболее значимые и достижимые. Их разум моделирует и анализирует вероятность и возможные последствия реализации желаемого, оценивает требуемые для этого силы и средства. А также – конечные результаты, исходя из сочетания ожидаемых материальных благ, успеха, чувственных наслаждений и возможных препятствий.

Однако и в этой гуне «свобода» выбора – весьма условна. Активность (разума) бежит вдогонку за страстью, та подгоняется вожделениями и страхами, а «свобода» с трудом справляется с ними. У человека нет для этого не только достаточных сил, но и надёжной внутренней системы оценки тех или иных своих побуждений. 

Лишь представители высшей гуны саттвы (добродетели) способны останавливать желания на стадии зарождения, формировать их и управлять ими, принимая осознанные решения на основе нравственных (безусловных и условных) критериев выбора. И, посредством сознательного изменения отношений, полностью управлять собой и своим поведением, всё ближе подходя к тому состоянию, где разум соприкасается с душой.

В «протяжённых» границах каждой из трёх гун люди отличаются свободой выбора, зависящей от их личных качеств, знаний, сил и отношений. Все выбирают, но по-разному, обладая индивидуальными особенностями сознания и его состояниями, используя те или иные инструменты мышления и по-своему обращаясь (или не обращаясь) к душе.

Познание мира (Мыслимого), а затем себя (Мыслящего) смещает «позицию» выбора и, следовательно, свободу (и ответственность) человека в сторону «высшего» разума-манаса, устремляя его к нравственности и душе и раздвигая границы осознаваемого. Чем чаще причины возникающих желаний, страхов и эмоций видятся в представлениях и бессознательных отношениях мышления, тем он разумней. А чем больше его силы и вера, тем выше возможности самоконтроля и самоуправления как самоограничения.

У совершенной личности критерии выбора принадлежат душе, с её помощью находятся ответы на все вопросы и формируются осознанные отношения. Как безошибочный компас, она определяет единственно верные реакции на внешние возмущения, успокаивает разум, пребывающий в виртуальной «реальности», и включает тонкие частотные механизмы преобразования энергии, снижая её затраты. 

Отстранённое наблюдение приводит человека к восприятиям без переживаний и действиям без привязанностей к результатам (как долга и обязанности), причём необходимость в них часто исчезает. Те, кто подобное состояние никогда не испытывали, ошибочно полагают, что это лишает жизнь привлекательности, остроты впечатлений и удовольствий (эмоциональных окрасок).

Наоборот, именно здесь рождаются ощущения красоты, целостности и гармонии бытия. Обретаемая вместо прежней, тягостной и бессмысленной, таящей беды и страдания, такая жизнь становится источником наслаждений. А разум из «вольного корсара», стремящегося куда ему вздумается, и делающего что хочется, превращается в послушного «рулевого», внимательно вслушивающегося в неясные призывы души и старающегося как можно точнее их понять и исполнить. 

Свобода выбора определяет существование Мироздания и предназначение человека и есть дар свыше, но каждый может реализовать её в полной мере лишь собственной волей, трудом самопознания и самоуправления.  Свобода и ответственность – «близнецы-братья»: нельзя быть свободным, не ограничивая себя. Абсолютная свобода есть полная ответственность перед собой и внутренне воспринятым долгом (служением), который определяется совокупным знанием индивида и состоянием его сознания. Принцип свободы, как ответственного самоограничения, изложен во всех великих Учениях.

Воля, желание и решимость стать свободным абсолютно (и при этом субъективно-относительно, так как границы своей свободы, определяемые ответственностью, каждый устанавливает для себя сам) является главной движущей силой расширения сознания и самопознания личности, а тем самым свободы выбора. Это всегда – «битва Арджуны», Путь к себе, пролегающий через сомнения и страхи, ошибки и их преодоление.

Не ошибаются лишь те, кто ничего не делают. Чтобы подняться на очередную ступень свободы, надо превозмочь грузы, тянущие назад и вниз. Они таятся в бессознательном начале человека, в лабиринтах мышления и разума, который ошибочно представляет себя свободным и независимым в восприятиях, оценках, отношениях и принимаемых решениях. Однако иллюзия вседозволенности и «могущества» разума порождается его незнанием, с одной стороны, себя самого, а с другой, – своей души.

Самопознание недостижимо без «карты», выявляющей план-схему пути и возможные преграды на нём, делающей продвижение простым и понятным и вместе с тем создающей ограничения своевольным «хотениям» разума. Такой «картой» становятся указания Учителя, и счастлив ученик, обретший его. Но этого мало, надо ещё найти внутренние силы, волю, мужество и решимость, чтобы следовать даваемым наставлениям.

Итак, свобода выбора связана с соотнесением сознательного и бессознательного начал человека, его разума и души, с наличием сил духа и любви, уровнем самопознания и самоуправления, с контролем сознания. Все выбирают, но не все осознанно, т.е. свободно. Большинство людей – рабы бессознательного, превозносящие своё рабство как высшую «свободу» страстей и вожделений и не способные выбраться из «тьмы» заблуждений на «свет» самосознания и освобождения.

https://dzen.ru/a/aMP9XV5h1WhPXl3f