По аналогии с предыдущей частью буду применять "метод дуальности" - один пункт о познании, следующий - о бытии.
1. Самоисследование психики, как изучение возможностей мышления, может быть успешным, лишь, если осуществляется в состоянии глубокой отрешённости от привычных эмоциональных реакций, в состоянии, называемым "состояние внутреннего наблюдателя".
2. Наблюдение за закономерностями мыслительного процесса приводит к осознанию не только внутренних законов человеческого мышления и индивидуальных особенностей мышления личности, но, даёт возможность осознанной перестройки структуры мышления. Перестройки, способствующей раскрытию максимальных созидательных способностей индивидуальности и, максимальных познавательных способностей.
3. Мышление следует изучать, как систему осознавания, как способность делать выводы о реальности, познавать происходящее и происходившее максимально достоверно, рассчитывать вероятность того, что будет происходить, делать максимально правильные выводы о том, что может произойти.
4. Естественно, гораздо легче выстраивать систему познания реальности тогда, когда ... она уже сформирована.
Такое возможно, исключительно, как ассимиляция чужих знаний.
Но, ассимиляция чужой информации не является достоверным познанием.
Такой вариант следует сразу отбросить, как ведущий к заблуждениям, поскольку ассимиляция без проверки - это "надёжный способ" получить ложные понятия о том, что требуется познать.
Только самостоятельное выяснение реальности можно признавать относительно достоверным.
Значит, нужно "делать ставку" только на самостоятельное изучение всего, всей информации, которая необходима для жизни.
Здесь возникает занятный парадокс: построение цельной системы мышления возможно, когда полноценно изучена "внутренняя реальность", а, полноценное изучение становится возможным , лишь, когда система мышления должным образом структурирована.
5. Поэтому, с самого начала внутреннего исследования, необходимо ставить перед собой цель,и, неуклонно осуществлять ее на практике - цель построения структуры мышления, на основе которой можно будет проводить самоисследование. Но, структура мышления должна быть выстроена на основе тех принципов мышления, которые исследователь обнаруживает в своем мышлении.
6. Таким образом, выявляется цикличность процессов познания и связанных с этим познанием выстраивания системы рационального мышления, системы рационального познания реальности. Если этой взаимосвязи между процессом осознавания и, осознанным процессом организации мышления не образуется, то, мышление человека будет хаотичным, не структурированным - по той причине, что, организованности мышлению взять негде, кроме, как из самого себя.
Построение структуры мышления предшествует усвоению информации более высокого уровня. Пока мышление не имеет необходимой внутренней организованности, оно не может усваивать информацию высокого уровня.
И, перед выходом на новый уровень мышление каждый раз нуждается в новой структурной реорганизации, подготавливающий усвоение информации высшего, чем был до сих пор, уровня. За циклом усвоения конкретной информации ("наполнителя") следует цикл структуризации, подготовки к более высокому уровню понимания (подготовка условного "стеллажа" , точнее, ячеек для активного использования , а, не "хранения" информации).
Первыми уровнями информационной структуры, на которой строится система постижения реальности являются ассоциативные связи между образами, образующиеся в допонятийном мышлении (мышлении без слов), образном мышлении. Образное мышление формируется из эмоциональных реакций в результате интуитивного прозрения, когда человек (ребенок) вдруг осознает "цепочку" привычного следования реакций (рефлексов), как закономерность перехода одних образов в другие. Информация , тем самым, перемещается из области неосознанного в область осознанных образов.
Образное, допонятийное мышление актуально и для взрослых.
Мышление в понятиях, в словах также впервые появляется благодаря интуиции, внезапного озарения, позволяющего понять впервые, что слова - не просто звуки, что они имеют смысл, связь с теми явлениями (образами), с которыми вместе они образуют понятия. Что звуки "мама" не просто сопутствуют , а, они обозначают, дают обозначение самому близкому существу.
Ассоциативные связи образуются , как между образами внутри допонятийного мышления, так и между понятиями, выраженными в словах.
Понятие , как часть мышления , состоит из смысла слова (слов), названия, звучания слова (слов), письменного варианта (или, знаков языка жестов у глухонемых) , словесного определения (если оно отличается от названия) и образа. Образ может быть не только зрительным, но, и, состоящим из любых восприятий от всех пяти органов восприятий ("органов чувств").
Примечательно, что у одного и того же человека образ явления может отличаться при мышлении в понятиях, в словах от того, что образа, что возникает при образном, допонятийном мышлении.
Это связано с тем, что более архаичное допонятийное мышление отражает образы в более "чистой" форме, а, при мышлении в понятиях влияние на образы
других частей понятия огромно. И, первоначальное впечатление видоизменяется под воздействием словесного определения, и, даже , под воздействием названия, звучания слова и, даже, начертания букв. Это весьма тонкие влияния, но, нередко, их воздействие на образ значительно меняет его.
Более высокие уровни структуры мышления образуются уже на основе относительно осознанных действий, когда человек выстраивает свои действия по плану, а, не на основе одних только рефлексов. Человек выполняет заранее определенные действия, чтобы получить определенный результат.
Этот навык сознательных действий , чаще всего, ребенок не приобретает самостоятельно, а, получает от других людей, от взрослых, в виде указаний , как следует действовать, чтобы получить нужный результат.
7. В дальнейшем человек может придти
либо, к полноценной осознанности действий, к предварительному осмыслению всего порядка действий и , даже, к осмыслению необходимости или ненужности эгоцентрических целей, или же - человек останавливается на освоении алгоритмов действий, получая эти алгоритмы от других.
8. В этом случае он блокирует свое развитие, останавливается на ассимиляции чужих правил , не понимая истинного смысла происходящего - даже, если усваивает, запоминает эти алгоритмы очень хорошо и умеет использовать в своих целях.
9. Познавательные способности мышления развиваются полноценно только у тех людей, кто самостоятельно изучают все виды информации, и, все конкретные вопросы , с которыми имеют дело, и, какими пользуются.
10. Полноценное развитие получает мышление тех индивидуумов, кто самостоятельно разрабатывают правила собственного мышления и осознанно выстраивают структуру мышления, в которую "укладывается" конкретная информация. Если система мышления не готова, информация более высокого уровня, не усваивается, потому, что на более высоком уровне постижения реальности законы низшего уровня не работают, и, человеку приходится "упрощать", то есть искажать смысл поступающей информации, чтобы она могла быть усвоена мышлением.
11. Постижение законов собственного мышления, таким образом, невозможно для людей, не желающих структуру мышления выстраивать осознанно, и, для них остаётся , только, возможность "следовать в фарватере" ложных "знаний" - поскольку понимать происходящее в реальности они не имеют возможности.
Просьба воздерживаться от комментариев до того, как все допишу по теме : "свойства мышления человека". Все комменты, написанные ранее этого момента - полностью удалю. Пишите в предыдущей теме, если есть что сказать.