Объяснить vs. уверовать

Аватар пользователя mp_gratchev
Систематизация и связи
Гносеология
Диалектика

 

Объяснить vs.  уверовать

ЛАС пишет:

ЛАС, 9 Март, 2021 - 08:57,  Объяснить - значит исходить из СУЩНОСТИ-ИСТИНЫ, а не субъективного  мнения

Объяснение возможно только и только в конечных понятиях. Равным образом, бесконечное понятие не передать от субъекта к субъекту телепатически. Но через логически связанную цепочку конечных понятий и суждений.

А вот Вера, та передается бесконтактным способом и не нуждается в цепочке конечных объяснений. 

Логическая (субъект-предикатная) структура мнения и абстрактного суждения одна и та же. И там, и там есть то, о чём говорится (логический субъект) и то,  ч т о  говорится (предикат):

А: (s - p)       (1)

Разница между мнением и суждением состоит во внесении в структуру суждения речевого субъекта высказывания - автора: 

А: S(s - p)     (2)

Сущность-истина есть вещь-в-себе. Всякий исходящий из неё, в том числе, Линьков - это интерпретатор "сущности-истины". А значит высказывает не более чем мнение.

К сожалению, многочисленные сообщения ЛАСа на ФШ так и не приблизились к разъяснению "бесконечного понятия" в конечном тексте. Содержание первого не умещается в форме второго?

--

Грачев Михаил Петрович

Москва, 18 мая 2021 г.

Комментарии

Аватар пользователя vlopuhin

Логическая (субъект-предикатная) структура мнения и абстрактного суждения одна и та же. И там, и там есть то, о чём говорится (логический субъект) и то,  ч т о  говорится (предикат):

А: (s - p)       (1)

Разница между мнением и суждением состоит во внесении в структуру суждения речевого субъекта высказывания - автора: 

А: S(s - p)     (2)

Это понятно. Что происходит дальше? В каком месте искать логику кроме как в утверждении "чем авторитетнее автор, тем железобетоннее его мнение"? Может быть S это не тот, кто высказывает мнение, а тот, кто его принимает? То есть вера это как раз атрибут слушателя, по крайней мере его тоже надо куда то пристроить.

Аватар пользователя mp_gratchev

Что происходит дальше? В каком месте искать логику кроме как в утверждении "чем авторитетнее автор, тем железобетоннее его мнение"? Может быть S это не тот, кто высказывает мнение, а тот, кто его принимает? То есть вера это как раз атрибут слушателя, по крайней мере его тоже надо куда то пристроить.

Для слушателя формула (2) принимает вид "включено всё" - и генератор высказывания, и воспринимающий высказывание в рамках субъект-субъектного отношения по поводу совместного рассуждения (формула диалога):

А:      Si,j > (s - p) <Si,j ,   (3)

где

А - высказывание;
Si,j - ролевые субъекты, продуцирующий и воспринимающий высказывание;
i,j - индексация субъектов высказывания (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);
s (строчное) - логический субъект;
р - предикат;
[>] - знак квотирования (продуцирование высказывания);
[<] - знак восприятия высказывания.

субъект-субъектное отношение по поводу объекта (4):

 Si - Sj                               (4)
 |      |
Объект А

Очевидно, при передаче слова собеседнику говорящий и слушающий меняются местами. Объект А = высказывание.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: дык процесс информационного взаимодействия "автор - слушатель" ("генератор -приемник") есть предметом исследования в меметике (см. работу "Метамеметика" Ю.С. Хохлачева). 

Аватар пользователя mp_gratchev

Что такого есть у Вашего автора, чего нет у меня по поднятой теме? Что решили сослаться на него.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: нет научного обоснования того, чем является и из чего состоит соответствующее информационное поле, на основе которого реализуется взаимодействие между автором и слушателем (генератором и приемником) в том или ином формате этого взаимодействия.

Аватар пользователя mp_gratchev

Это не ответ. У меня конкретные структуры, а в ответ трам-пам-пам. Это показатель, что вы не в теме.

--

Аватар пользователя vlopuhin

mp_gratchev, 18 Май, 2021 - 14:18, ссылка

Это только обозначения, вопрос был по содержанию. Где спрятана логика, и в чем она заключается? Грубо говоря Вы придумали информационный контейнер под названием ДИАЛОГ, идентифицировали и расставили по углам участников и ... А дальше не понятно, объяснение, вера, понимание остались за кадром этого информационного контейнера (текста, диалога). По видимому они настолько бесконечны, что не вмещаются в установленные рамки. Или всё же ни понимания, ни веры, ни объяснения в тексте нет и не может быть? Как источники суждений, так и приёмники, включая результат, останутся за кадром по определению. Если нет, то информация в тексте всё же есть, соответственно есть и логика. Где её искать? Между строк?

Аватар пользователя mp_gratchev

1. О чём речь?  О паре: истина - мнение. Истина - благо, высшая ценность! А мнение ничтожно. 

Согласны?

2. В диалоге говорящий и слушатель меняются местами. Поэтому Ваша гипотеза о принадлежности веры исключительно слушателю несостоятельна.

3. Слова веры не нуждается в доказательствах, а объяснение должно быть обоснованным.

4. Объяснение - поток слов и суждений. Поток суждений может быть остановлен вопросом, требованием, оценкой.

--

Аватар пользователя vlopuhin

1. Речь о теории, в данной теме пара понимание, основанное на доказательном объяснении, и вера. Что доказывать и во что верить не имеет значения. Или всё же имеет? Мне кажется, что в принципе можно всё что угодно доказать и опровергнуть, если не придерживаться рамок конкретной теории.

2. Согласен, я лишь хотел обратить внимание на так сказать прото-диалог, некую подготовительную фазу. Например, в диалоге автор суждения может сомневаться в истинности собственного суждения, пришел послушать, о чем умные люди говорят. И ещё один момент. Перед диалогом участникам должны быть доступны однозначные определения терминов, а в рассуждениях устанавливается логическая связь между терминами (смыслами). То есть мысль в тексте всё же есть, должна быть, не смотря на её конечность или бесконечность :)

3. Чем отличается вера от аксиомы? Принципиально ни чем, если принять, что ни то, ни другое не требует доказательства.

4. Словесный поток можно остановить и проще. Но вот вопрос как раз должен быть не простым. А каким? Могу предположить: вопрос должен быть логическим, как раз из вопроса и должно вытекать как минимум два варианта ответа.

Аватар пользователя mp_gratchev

1. "всё что угодно можно доказать и опровергнуть" - это Ваша вера, а не факт.

2. На ФШ размещён Лексикон терминов ЭДЛ. Можете ознакомиться.

3. Вера абсолютна, а аксиома относительна. Последняя только и только допущение.

4. На вопрос четыре ответа (см. ЛЕКСИКОН).

- оценка вопроса ;
- прямой ответ;
- встречный вопрос;
- требование к вопросу.

--

Аватар пользователя mp_gratchev

Где вычитали упомянутое, "определение"?

--

Аватар пользователя vlopuhin

Определение касается информационного обмена. Что такое информация все знают, например, вики:

Первоначально «информация» — сведения, передаваемые людьми устнымписьменным или каким-либо другим способом (с помощью условных сигналовтехнических средств и т. д.

Определение номер один: в рекламе информации нет и не может быть, информация живёт в головах людей.

Определение номер два: в рекламе информация есть, передаётся от источника к приёмникам как вирусная инфекция.

Насколько я понимаю, Вы за первое определение?

Аватар пользователя mp_gratchev

Останутся за кадром, по определению. Откуда у вас это определение?

По определению ЭДЛ они в кадре: субъект рассуждений внесён в структуру в явном виде.

--

Аватар пользователя vlopuhin

Определение вот отсюда у Вас:

Объяснение возможно только и только в конечных понятиях. Равным образом, бесконечное понятие не передать от субъекта к субъекту телепатически. Но через логически связанную цепочку конечных понятий и суждений.

Тогда что осталось за кадром? Осталась вера:

А вот Вера, та передается бесконтактным способом и не нуждается в цепочке конечных объяснений.  

Иначе говоря, можете заобъясняться (хоть в разговорной речи, хоть письменно, хоть в бесконечных понятиях, хоть однозначными терминами), я могу Вам только поверить. Тогда откуда у меня возьмётся понимание? Получается только и только из внутреннего диалога меня со мной, только иным. Натуральное раздвоение личности, только не как психическое заболевание, а как необходимое требование природы мышления. В чем заключается это требование? Скорее всего источником такого требования является противоречие, которое Вы в ЭДЛ якобы разрешили. Почему якобы? Потому что Ваше утверждение "моё мнение самое истинное в мире" не соответствует действительности. Какое истинное, если меня двое?

Аватар пользователя mp_gratchev

Дословно: "Как источники суждений, так и приёмники, включая результат, останутся за кадром по определению".

Про "веру" здесь ничего нет. Поэтому о ней ничего не спрашивал.

А вот Субъекты действительно за кадром. Но это у Аристотеля. В ЭДЛ они учтены.

--

Аватар пользователя vlopuhin

Как в ЭДЛ учтены Субъекты? Идентификатором S и утверждением "моё суждение истинное, чужое ложное"? Ну так это и есть теория, конкретно текст. Если у Аристотеля содержание привязано к тексту через истинность, именно истинность передаётся от одного суждения к другому, то в ЭДЛ как Субъекты, так и содержание (смысл) остались за кадром. Как чья то оценка может повлиять на содержание? Оценка одного субъекта может повлиять только на оценку другого, но никак не на содержание. Грубо говоря, собрались дискурсанты, подрались и разошлись, а Волга у них как впадала в Байкал, так и впадает. Разве не так происходит в театральной постановке? Сначала симпатия зрителя на стороне одного героя, под занавес всё наоборот, а как оно на самом деле можно спорить бесконечно.

Аватар пользователя mp_gratchev

Откройте любой учебник традиционной (аристотелевской) логики. Вы видели где-нибудь структуру: [S(s-p)]?

Везде: (s-p).

Суждение истинное или ложное. Реальный субъект приписывает себе истинное, а противоречащее отвергает как ложное.

В ЭДЛ оба противоречащие суждения от разных собеседников истинные. Ибо каждый считает своё высказывание истинным.

--

Аватар пользователя Сергей-Нск

А вот Вера, та передается бесконтактным способом и не нуждается в цепочке конечных объяснений.  

Иначе говоря, можете заобъясняться (хоть в разговорной речи, хоть письменно, хоть в бесконечных понятиях, хоть однозначными терминами), я могу Вам только поверить. Тогда откуда у меня возьмётся понимание?

Здравствуйте, Виктор. Действительно, так всегда и бывает: если у индивида нет интереса К СУТИ рассматриваемого, то для его осознания он либо верит, либо не верит (чему-то верит, чему-то не верит). Верит индивид ВСЕГДА тому, что сильнее его впечатляет (зачастую "чудесам"). Вера всегда основана на впечатлениях индивида. ВЕРИТЬ - это менее затратный способ осознания окружающей действительности (ОД). Но есть и другой способ осознания рассматриваемого - ДУМАТЬ. Это значительно более затратный для индивида способ, причём также, как и первый - не обязательно гарантирующий соответствие представлений индивида и ОД.

Так вот, индивиду, не интересующемуся сутью рассматриваемого, хоть заобъясняйся, он либо поверит, либо нет, и зависеть это будет только от того, произведёт ли это объяснение на него впечатление. Более того, чем сильнее будет впечатление, тем сильнее будет вера (или неверие, в зависимости от того, положительным (+) или отрицательным (-) это впечатление окажется). "Антиподом" ВЕРЫ является ИНТЕРЕС. Только его наличие может подвигнуть индивида на затратный способ осознания рассматриваемого. 

 

Аватар пользователя vlopuhin

Добрый день, Сергей!

Попробуйте объяснить это Михаилу Петровичу. Я пробовал, - не получается :) Ну типа вот так:

vlopuhin, 18 Май, 2021 - 12:15, ссылка

 Может быть S это не тот, кто высказывает мнение, а тот, кто его принимает? То есть вера это как раз атрибут слушателя, по крайней мере его тоже надо куда то пристроить.

Аватар пользователя mp_gratchev

"может быть..." - это выражение сомнения, а не объяснение. Может, а возможно и не может. Кто знает?

Есть две формулы:

(s - p) (1)

Si,j> (s - p) (2)

Отсюда и танцуйте.

Ваша проблема не в понимании, а в не желании понимать.

Что касается слушателя, то он пристроен сюда:

(3)

где

А - высказывание;
Si,j - ролевые субъекты, продуцирующий и воспринимающий высказывание;
i,j - индексация субъектов оворящий и слушающий; пишущий и читающий);
s (строчное) - логический субъект;
р - предикат;
[>] - знак квотирования (продуцирование высказывания);
[<] - знак восприятия высказывания.
--

Аватар пользователя vlopuhin

mp_gratchev, 23 Май, 2021 - 09:10, ссылка

Что касается слушателя, то он пристроен сюда:

А:      Si,j > (s - p) <Si,j ,   (3)

В этом как раз вся суть моего непонимания. Потому что дословно:

mp_gratchev, 22 Май, 2021 - 15:56, ссылка

Дословно: "Как источники суждений, так и приёмники, включая результат, останутся за кадром по определению".

 

Что означает: у слушателя принципиально нет возможности что то понять, он вынужден либо верить, либо догадываться, либо домысливать. Примерно вот так:

"может быть..." - это выражение сомнения, а не объяснение. 

 Что делать? Может быть нужно что-то исправлять в теории?

Может, а возможно и не может. Кто знает?

Мне кажется знать при таком раскладе может только автор ЭДЛ.

Аватар пользователя Victor

Объяснение возможно только и только в конечных понятиях. Равным образом, бесконечное понятие не передать от субъекта к субъекту телепатически. Но через логически связанную цепочку конечных понятий и суждений.

А вот Вера, та передается бесконтактным способом и не нуждается в цепочке конечных объяснений. 

Логическая (субъект-предикатная) структура мнения и абстрактного суждения одна и та же. И там, и там есть то, о чём говорится (логический субъект) и то,  ч т о  говорится (предикат):

А: (s - p)       (1)

Разница между мнением и суждением состоит во внесении в структуру суждения речевого субъекта высказывания - автора: 

А: S(s - p)     (2)

Говорят, что "дьявол прячется в мелочах". Михаил, когда вы пишете, что "Разница между мнением и суждением состоит во внесении в структуру суждения речевого субъекта высказывания - автора: А: S(s - p)     (2), то ничего вы в структуру не вносите! Поскольку структура - это "элементы" и "связи". И этот формализм довольно строг, поскольку современная парадигма - структурно/функциональная. Если мы от нее откажемся мир рухнет - мы не сможем не собирать технику, ни осуществлять какие либо правовые акты и т.д.

В вашем случае это лучше бы назвать "схемой"... В таком варианте она может апеллировать к вере, и наверное что-то объяснять...

***

Почему я это пишу? Я тут вчера прочитал свежую книгу своего знакомого: Никитин А.В. АВТОМАТ И СУБЪЕКТ В ЭВОЛЮЦИИ. Я поразился тому, насколько сложно выражение субъектности в формальном изложении, хотя интуитивно, что-то же мы представляем себе? Но, вполне возможно (а скорее всего так и есть) эти представления ложны. Как по мне, "субъект" одно из самых неудачных "изобретений" интеллекта. Хуже могут быть только "бесконечные понятия", поскольку они вообще сектантского происхождения, и не имеют отношение даже к просто к здравомыслию...

Если вы бы смогли проанализировать компьютерные языки (их уже несколько тысяч), то могли бы сделать заключение, что самым базовым понятием там является "переменная", которая всегда есть двойственность: обозначение/значение. Обычно для обозначения используют буквенные литералы, а значение могут быть и числа и матрицы и т.п.

То есть сущность логики - это соответствие. Это соответствие может быть формальным (неизвестным) и актуальным (истинным. сингулярностью), в программировании оно часто используется как условие выбора.

В какой форме оно будет, как переменная, или как у вас: А: (s - p)       (1), - это уже второй вопрос. Но двойственности (Логоса) избежать никому не удастся...

Я к тому, что вам бы стоило поразмышлять над вторым условием: А: S(s - p)     (2), ИМХО!

Как по мне, логика начинается с соответствия (как неизвестного) и заканчивается им (как решение) в результате некого рефлексивного "круга". Типа, подходишь к банковскому автомату - там все доступные цифры, набираешь свою цифру - получаешь результат как соответствие: деньги/заказ. Ну я упрощаю отчасти... не в ущерб сущности логике как соответствию.

ИМХО!!!

Аватар пользователя vlopuhin

Прошу прощения за вмешательство, Виктор Андреевич, но всё же справедливости ради должен встать на сторону Михаила Петровича. Дело в том, что здесь представлена не вся схема, не хватает аргументов, которые далее вступают в действие в диалоге М.П.Грачева. И самый "убийственный" аргумент, как говорит наш общий знакомый Дмитрий (Dimitro), - это пример! Когда теория непонятна, или не работает, необходимы примеры, ведь и Вы, насколько я понимаю, говорите о том же:

Я поразился тому, насколько сложно выражение субъектности в формальном изложении, хотя интуитивно, что-то же мы представляем себе?

Не только представляем, но и пользуемся, но выразить словами то ли не можем, то ли не пытались :)  

Аватар пользователя Victor

vlopuhin, 23 Май, 2021 - 10:35, ссылка

Дело в том, что здесь представлена не вся схема, не хватает аргументов, которые далее вступают в действие в диалоге М.П.Грачева.

На сколько мне известно, окончательного алгоритма у М.П. именно в системном   (структурно/функциональном) представлении - нет! Да, есть объяснительные рисунки, аргументы, но алгоритма - нет! Об этом мы с ним спорили еще лет пять назад: S (субъект) должен быть представлен в системном представлении. Для логики таким самым близким представлением будет алгоритм (структура/функция).

Да, можно говорить о некой идее, но  ее системного воплощения нет. Поэтому никакого примера не будет.

... но всё же справедливости ради должен встать на сторону Михаила Петровича.

А я не собираюсь на него нападать! Наоборот! Любые гипотезы пробуждают к мысли... Меня просто интересует истина как доказанное соответствие: практика/гипотеза. ...пусть будет пример. Пока это соответствие очень приблизительное...

***

Не хочу пока вдаваться в подробности системной биологии, но похоже субъект и есть семантико-вероятностный "автомат", способный накапливать опыт (прошлого), превращая его в знания (будущего) как я себе представлял когда-то в эйдосе:

явления - опыт - анализ - знания - синтез,

... и вот тут у Михаила Петровича "белое пятно" , обозначенное им под символом S.

ИМХО!!!

Аватар пользователя mp_gratchev

Субъект и автомат. В ЭДЛ субъект, это аналог генератора случайных чисел (иррациональный элемент рациональной системы). В ответ на реплику (суждение, вопрос, оценка, требование) собеседник непредсказуемо выдаёт или встречный вопрос, или оценку, или императив, или суждение (ответ по существу).

В ЭДЛ функция субъекта сводится исключительно к выдаче любой из четырёх логических форм: суждение, вопрос, оценка, императив.

Логическая форма связи мыслей в совместном рассуждении (перечисленные четыре) - диалог. Логический диалог как форма соответствует реальной межличностной коммуникации, абстрарован от неё.

В традиционной формальной логике суждение имеет известную структуру: s - p. Не схему.

Внесение сюда символа субъекта рассуждений позволяет формировать противоречие двух взаимно исключающих истинных суждений.

--

Аватар пользователя vlopuhin

Это тянет на откровение! Диалог как нечто самодостаточное, самонадиалетивающийся, абсолютно непредсказуемый результат. Но ведь это не решает проблему теории, она вроде бы и не нужна оказывается, раз всё само собой разрешается. Логики, то есть связи логической формы "диалог" с содержанием (смыслом) как не было, так и нет. Или я ошибаюсь?

Аватар пользователя mp_gratchev

1. В традиционной формальной логике (ТФЛ) отталкиваются от единственной формы мысли: суждения (повествовательное предложение).

2. ТФЛ опробирована 2.5 тысячелетней практикой применения.

3. Логика - калька с языка. Но в языке помимо повествовательных предложений штатным являются вопросительные, оценочные и побудительные предложения. ТФЛ их не использует.

4. Причина веская: они не могут переносить с высказывания на высказывание истинностное значение.

5. С другой стороны, в ТФЛ умозаключение не способно связать суждение с вопросом из-за отсутствия у вопроса истинностного значения.

6. В ЭДЛ эту проблему связи мыслей в рассуждении, помимо прочих, как раз и решает логическая форма "диалог".

7. Ещё диалог корректно решает проблему противоречия одновременно истинных взаимно исключающих суждений.

Что касается ваших требований к диалогу, то они избыточные. Если в ТФЛ есть связь содержания с формой, то она есть и в логической форме "диалог".

--

Аватар пользователя vlopuhin

Согласен, Михаил Петрович. Думаю в этой Вашей теме я получил то, чего мне не хватало для понимания ЭДЛ. Спасибо!

Аватар пользователя mp_gratchev

Мне тоже интересно: чего не хватало и что получили.

--

Аватар пользователя vlopuhin

Вот этого: 

mp_gratchev, 23 Май, 2021 - 12:55, ссылка

В ЭДЛ субъект, это аналог генератора случайных чисел (иррациональный элемент рациональной системы). В ответ на реплику (суждение, вопрос, оценка, требование) собеседник непредсказуемо выдаёт или встречный вопрос, или оценку, или императив, или суждение (ответ по существу).

 

Аватар пользователя mp_gratchev

Хорошо, нет алгоритма. А где есть? Для примера! Чтобы ориентироваться.

--

Аватар пользователя Сергей-Нск

Victor, 23 Май, 2021 - 09:53, ссылка

Говорят, что "дьявол прячется в мелочах"

Здравствуйте, Виктор. Врут, разумеется))). "Дьявол" там не прячется, "дьявол" - это символ, по сути и обозначающий всякую конкретику (мелочи, детали). В то время, как "бог" - это символ обобщения, абстрагирования от конкретики, отвлечения от мелочных деталей.

Я тут вчера прочитал свежую книгу своего знакомого: Никитин А.В. АВТОМАТ И СУБЪЕКТ В ЭВОЛЮЦИИ. Я поразился тому, насколько сложно выражение субъектности в формальном изложении, хотя интуитивно, что-то же мы представляем себе

Спасибо за ссылку, очень интересная книга. Полистал начало, обязательно прочту. А не подскажете, где в ней определение субъектности? где-то в конце...? Текст очень интересный, но вот то, что автор называет в нём СУБЪЕКТОМ, мне думается, ошибочное представление. Всё, что он именует СУБЪЕКТОМ, по контексту его рассуждения является центром принятия решений и не соотносится ни с общепринятым понятием СУБЪЕКТ, ни с более соответствующим действительности его значением (СТАТУС индивида в конкретной ситуации).

Как по мне, "субъект" одно из самых неудачных "изобретений" интеллекта. Хуже могут быть только "бесконечные понятия", поскольку они вообще сектантского происхождения, и не имеют отношение даже к просто к здравомыслию...

Вы правы, и дело в том, что это "изобретение" крайне охотно всегда использовали те, кому не интересно вникать в суть, кому нравится "философствовать", не вникая ни во что, просто "по верхам", красиво сочетая разные приятные на слух слова в приятные на слух многозначительные фразы.

Аватар пользователя Victor

Сергей-Нск, 23 Май, 2021 - 18:48, ссылка

А не подскажете, где в ней определение субъектности? где-то в конце...? 

Оно у него "размазано" по всей книге. Ну вот, к примеру:

Эволюция создала свой вариант реальной самостоятельности автомата – Субъект. (103)

Или вот, более конкретно:

Появление Субъекта в системе автоматического управления биологического автомата именно как «стороннего наблюдателя» создало предпосылки для появления его информационной логики. Появились первые модели выбора действий «если – то». (112)

Как по мне, это ближе всего к истине. Только правильнее было логику было изобразить чуть иначе:

... модели выбора действий «если (условие) – то (А) иначе (B)»

В таком варианте, уже бактерия - это субъект, поскольку может связать прошлое (условие как опыт), с вариантным поведением в будущем (знания "как"). А это уже почти "машина времени"... или в простейшем случае - автомат.

ИМХО!!!

Аватар пользователя mp_gratchev

Бактерия - это субъект. Но не субъект разума. Не рассуждающий.

--

Аватар пользователя Victor

Ну, да! Все правильно!

Но вот тот момент, когда он становится "субъектом разума" мне не удается сформулировать.

Тут недавно к диспуту пригласили:

Dear Victor,

Academia has invited you to join the discussion of Walentin W . Wasielewski's paper “Недостающий элемент схемы эволюционной эпистемологии К. Поппера”. You have been invited either because you are following Walentin W . Wasielewski or because Academia thinks you'd be interested based on the overlap between this paper and what you read and write on Academia.

так вот, в статье автор утверждает, что таким важным моментом становится понимание смерти:

Таким образом понимание смерти как проблемы можно считать элементом, качественно отличающим человека от всего живого, о котором упоминает Карл Ясперс [9, с. 32].

В чем-то он безусловно прав... Но пока нет уверенности!  Возможно это инерция мышления... (на всякий случай прикрепил файл).

ВложениеРазмер
nedostayushchiy_element_shemy_evolyucii.pdf 360.37 КБ