Парадокс "Лжец" в четырёх пунктах
Грачев.
Булыгин пишет, bulygin69, 23 Июнь, 2014 - 12:29, ссылка
Вам еще раз процитировать формулировку парадокса лжеца?
Если это высказывание истинно, значит, исходя из его содержания, верно то, что данное высказывание — ложь; но если оно — ложь, тогда то, что оно утверждает, неверно; значит, неверно, что данное высказывание — ложь, и, значит, данное высказывание истинно. Таким образом, цепочка рассуждений возвращается в начало.
"Если это высказывание истинно". - Уважаемый Булыгин, до вас всё никак не дойдёт, что
1. "лгу" по своему логическому содержанию - это не суждение, а оценка.
2. В логике оценки не имеют характеристики ложно/истинно.
3. Поэтому заведомо нельзя при анализе парадокса "Лжец" исходить из предположения об истинности высказывания (как это сделано в самом начале цепочки рассуждений) и присваивать предложению значение "истинно", хотя бы и в порядке гипотезы.
4. В противном случае, получается софизм, каким по существу и является король парадоксов "Лжец"
Теперь-то, дошло?
#
Полемика:
— Булыгин. Заело?
— Грачев. Значит, дошло наконец-то.
--
Грачёв Михаил Петрович
Москва, 23 июня 2014 г.
Комментарии
О чём молвит парадокс?
Михаил Грачёв
"То, что говорит ниже Платон, ложно" - сказал Сократ.
"То, что сказал выше Сократ, истинно" - молвил Платон.
Что в нём такого, в парадоксе Лжеца, что на протяжении тысячелетий, приковывает к себе внимание. И парадокс ли он. Можно ли объяснить в чём состоит подвох, если это не парадокс, а софизм?
Есть ли простое объяснение, доступное для понимания на бытовом уровне, чтобы не прибегать к различного рода математическим и лингвистическим теориям наподобие теории множеств или семантики метаязыка?
Попробую разобраться. Имеется формулировка парадокса Лжеца в виде:
«Предположим, что некто произнёс фразу «я лгу». Лжёт он, или говорит правду? Нетрудно убедиться в том, что оба варианта ответа приводят к противоречию ».
Здесь три предложения:
- Предъявляется высказывание «Я лгу».
- Формулируется вопрос в отношении истинности предложения.
- Констатация противоречия при ответе на поставленный вопрос.
Это три стадии рассмотрения парадокса. Буду исходить из того, что заключительная стадия (констатация) - верная. Почему пришли к противоречию? Где ошибка (если она есть, поскольку получили противоречие)?
На стадии предъявления предложения? - Здесь никакого криминала нет. К рассмотрению может быть предъявлено любое предложение. Остается стадия формулировки вопроса. Надо признать, что вопрос действительно некорректный, поскольку спрашивать об истинности предложения можно только в отношении высказываний-суждений. А здесь предъявлено высказывание-оценка.
Следует обратить внимание, что при формулировке парадокса опущена стадия классификации предложения «Я лгу». Например, можно было бы вставить: (1) «Высказывание является оценкой». И тогда вопрос «Лжёт он, или говорит правду?» становится бессмысленным, ибо оценки не означиваются в терминах 'истинно' и 'ложно'.
Если же будет пояснено, (2) «Высказывание 'Я лгу' является суждением», то и в этом случае будет достигнута ясность. Со всей определенностью, можно сказать, что пояснение (2) является ложным. Это делает дальнейший анализ парадокса Лжеца (в терминах 'истинно' и 'ложно') также невозможным.
В самом деле.
1. Было бы не совсем точно на множестве логических предложений выделять лишь класс высказываний, которые в нашем понимании «могут быть истинными или ложными». В современной неклассической логике выделяется и та часть высказываний, которые могут и не быть «истинными или ложными». Например, вопросы и императивы.
2. Имеет ли это значение? А именно, что в парадоксе Лжеца для его разрешения (снятия) нужно привлекать ещё и информацию (знание) о неистинностных формах мысли? - Оказывается, имеет.
3. Что всех интересует в парадоксе «я лгу»? Истинное это предложение или ложное. То есть в зоне нашего внимания оказываются оценки «истинно» и «ложно». Но данные оценки являются лишь толикой класса оценок-высказываний (логических, онтологических, аксиологических): [Хорошо. Плохо. Истинно Ложно. Светает. Холодно.].
4. Оценка как высказывание — это неистинностная форма мысли. (Не)истинностная — значит, что высказыванию нельзя присвоить истинностное значение 'истинно' или 'ложно'. Очевидно, что высказывание, которое говорит о собственной ложности, есть ни что иное как оценка. «Я лгу» с логической точки зрения, это определенно высказывание-оценка, а никакое не суждение, которое можно было бы означить через 'истинное' или 'ложное'. Тем не менее высказывание-оценку «Я лгу», в течении тысячелетий с постоянным упорством стараемся наделить оценками 'истинно' и 'ложно'.
5. Механизм парадокса (извлечение кролика из пустого цилиндра). Имеем,
"Я лгу" = "False",
где False есть высказывание-оценка. Если этому "False" приписать true, то получим false. А если этому "False" приписать false, то получим true. Что и квалифицируют обычно как противоречие рассуждения Лжеца.
Наше "False" и есть тот кролик в пустом цилиндре, если не видеть это злополучное "False", а видеть только и только:
"Я лгу" = "Суждение".
Всё просто. Вопрос "Лжёт он, или говорит правду?" инициирует рассуждение разбором случаев. Как только начинаем рассуждать о парадоксе методом "разбора случаев" ("допустим, что высказывание 'Я лгу' ложно"; или, - "допустим, что высказывание истинно"), то одновременно приступаем к операции по извлечению кролика, уверяя слушающих, что его там изначально нет. Между тем, оперируя двумя разными формами мысли (суждением и оценкой) применительно к одному высказыванию «Я лгу», нарушаем минимальное условие корректности рассуждения - логический закон тождества и, естественно, каждый раз приходим в процессе рассуждения к противоречивому результату.
© Copyright: Михаил Грачёв, 2010
Свидетельство о публикации №210052800928
Источник: http://www.proza.ru/2010/05/28/928
*
Самореферентная высказывательная форма парадокса 'лжец'
(в интерпретации Л.Г. Антипенко и В.И. Моисеева)
Если сжато, то сказанное Антипенко можно обобщить следующим образом. Здесь базовым является единичное высказывание "я лгу". В процессе исследования этого высказывания выявляется свойство авторефлексивности парадокса (термин "самореферентность" у В.И.Моисеева), которое в краткой форме записывается так:
"Высказывание А ложно", (1)
где А - "Высказывание А ложно"
Или, в виде самореферентного выражения
А: "Высказывание А ложно" (1.1)
При подстановке значения А в (1) получим:
"Высказывание ("А ложно") ложно", (2)
и при очередной подстановке значения А в (2) получим выражение в виде:
"Высказывание ("Высказывание "А ложно" ложно") ложно" (3)
Если "А" принимает истинностное значение "ложно", то последовательно для (1), (2) и (3) получим оценки высказывания:
(1) истинно.
(2) ложно.
(3) истинно.
Легко усмотреть из последующих членов рекурсии, что будет соблюдаться правило: для чётных номеров - ложно; для нечётных номеров - истинно.
Пусть "истинно" - это замыкание контакта. И "ложно" - размыкание. Тогда самореферентная запись парадокса Лжеца будет представлять собой логическую модель обычного электрического звонка.
--