Об отношениях материи, сознания и информации. Дискуссия

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев
Систематизация и связи
Философия науки и техники

Гуртовцев А.Л.

 

Дискуссия автора с читателем о сущности информации.

Об отношениях материи, сознания и информации

 

(Дискуссия по работе автора “Что такое информация? Взгляд философа-материалиста” с философско-экономического сайта “Альтернативы.ру” )

 

ВВЕДЕНИЕ: Запрос предыдущего 0-комментатора и ответ на него Автора

 

Запрос 0- комментатора

“... особенно впечатлило заключительное заявление о материальности информации. Я даже процитирую, дабы избежать обвинений в подтасовке авторских слов: «В мире все материально, включая информацию». Это открытие эпохального значения, я даже не могу поставить рядом ни одного другого такого же уровня. Поскольку всё материальное именно материально (имеет размер, массу, плотность и много других материальных же характеристик), то не могли бы Вы предъявить на всеобщее обозрение хотя бы несколько грамм или сантиметров информации - любой, на Ваш выбор? Публика в нетерпении

 

Ответ автора 0-комментатору

Еще раз обратите свой взгляд на тот текст, что вы написали выше. Он являет собой определенную информацию? Являет! Не буду оценивать ее качество. Пусть это делают читатели. Если бы этот текст был напечатан на бумаге, то можно было бы легко определить его размеры и массу, хотя они к содержанию самого текста имеют лишь косвенное отношение. Электронный текст тоже имеет свои размеры и массу, но они связаны уже не с типографской краской, а с электронными кодами памяти компьютера. Электроэнергия имеет размеры и массу (электроны, ионы)? Имеет! Но опять же, эти материальные параметры имеют к информации, заложенной в тексте, лишь косвенное отношение.

А что же имеет к информации не косвенное, а прямое отношение? Только одно - коды (знаки) и их связь с теми объектами, на которые эти коды указуют, обозначают. Все, абсолютно все коды материальны. Поэтому выразить информацию без или вне материи невозможно. Не следует только забывать, что материя представляется не одним лишь веществом, но и своей полевой формой. Мышление человека - это знако-кодовая система. Она реализована в нейронной сети головного мозга. Материален мозг, материальна нейронная сеть, материальны коды нейронной сети, а потому материальна и информация. Она в мозге представляется комбинациями материальных кодов. Мыслящий человек да поймет сказанное, а кто не может или не хочет, то это уже его личная проблема.

 

Комментарий 1 нового читателя

Где-то это уже все было. Стол несет информацию, что он стол, а стул информацию, что на нем можно сидеть. Конечно, мозг материален, но мыслит мозг или человек с помощью мозга? Также думаю, что вы позитивист в своих суждениях и взглядах. Не считаю, что это плохо. Плохо для меня:  когда человек ощущает себя материалистом при этом не будучи им. Почитайте, наконец, у монистов о мысли, изложенной на бумаге. Именно так они доказывали, что мысль материальна или элемент комплекса ощущений. Вы свели мышление человека к знако-кодовой системе. Это и есть позитивизм. Будучи позитивистом, вы так и рассуждаете как в своем ответе и основном тексте. И что с этого? Считая себя диалектическим материалистом, узнал из вашей работы много нового. За это спасибо!

Ответ 1 Автора новому читателю

            Чтобы добавить категоричности своим суждениям и вызвать тем самым новые, дополнительные нападки на защищаемое мною новое направление в материалистической философии под именем «Фундаментальный материализм. Философия реального мира», приведу мой первый и основой тезис: «В мире нет ничего, кроме материи и ее отношений!». Кто не согласен, пусть попробует привести хотя бы один контрпример. Спокойно покажу и докажу его несостоятельность.

      Меня уже не впервой обвиняют в позитивизме. Но понимают ли обвинители то, что такое есть позитивизм (от лат. положительный)? В советских словарях позитивизм клеймят как идеалистическое направление  буржуазной философии, которое пытается возвыситься над материализмом и идеализмом. Каким образом? Позитивизм утверждает, что источником истинного, положительного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением. Позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования. Одним словом, по советским меркам позитивизм плох тем, что противопоставляет науку философии. Я  не позитивист, а материалист до мозга костей. Я не противопоставляю науку философии, а наоборот утверждаю, что истинная, подлинная философия это та, которая опирается на науку и систему научных взглядов. Без науки философия есть чистая схоластика, пустой треп, словесный мусор. Только наука способна отделить зерна от плевел, истину от заблуждений, реальность от пустых домыслов человеческой фантазии.

      А теперь по существу. Итак, в основу объяснения мироздания я кладу две суперкатегории - материю и ее отношения. Далее начинается лишь нисхождение от этих двух категорий к менее общим, более частным. Для понимания способности мыслящего субъекта познавать мир, реальность следует различить два структурных вида материи - базовую и кодирующую. Основой сознания, мышления субъекта является кодирующая материя. Иными словами, материальные коды, указующие, обозначающие те или иные материальные объекты реального мира или предметов мысли (те же коды). Информация - это не сами коды. Коды являются носителями информации. Сама же информация есть отношения между кодами. Подчеркиваю, между кодами, а не теми объектами, на которые коды указуют в нейронной сети мозга.

Вот фраза: «На горе Арарат растет дикий виноград». Один код кодирует гору, другой название горы, третий виноград, четвертый действие. А соединение кодов в рамках предложения указывает на их отношения. Вот эти отношения и являются информацией. Почему я заявляю, что информация материальна? Потому, что она указывает отношения между материальными объектами. Других отношений во всем мироздании нет и не будет. Только материальные. Кто-то мне тут же скажет: а как же Бог. Слово » бог» материально как и любые другие слова. В логике известно, что любое понятие характеризуется своим содержанием и объемом. Так вот, имеются пустые понятия с содержанием, но без объема, т.е. без наличия тех реальных объектов, на которые эти понятия указуют. Бог - это из числа пустых понятий. Одним словом, это материальный код и не более того. Но люди с этим и другими пустыми понятиями устроили игры, превратив их в реальные для себя, для своего сознания объекты. Блажен, кто веруют…

      На этом можно завершить мои разъяснения. Призываю читателей отличать пустые понятия от реальности и критически относиться к людским фантазиям. А в этом вм поможет наука!

 

Комментарий 2 читателя

Чтобы понять, а не плакать или смеяться, что такое позитивизм надо все же не словари читать. Это целое направление в философии, которое оформляет особую форму мышления человека как мировоззрение. Вы думаете, что первый заявили о материалистическом монизме? Цитата: «мой первый и основой тезис: «В мире нет ничего, кроме материи и ее отношений!». Позитивизм исторически имеет множество направлений (критический, некритический, логический, метафизический, буржуазный и т.д.), и имеет долгую историю (о ней тоже много споров). Механистический, метафизический, объективный, прагматический, радикальный, фундаментальный - сколько слов приклеивали к материализму? Сам, например, сторонник диалектического материализма. Меня бы назвали позитивистом, то первое что меня бы интересовало, почему человек видит меня позитивистом? Т.е. меня бы интересовало суждение другого человека, вне моей головы, а не так как я сам себя вижу, т. е. попытался увидеть себя как внешний объект.

Вы сами снимаете вопрос об отношении понятия к внешнему объекту, подменяя его вопросом об отношении понятия к понятию же, т. е. об отношении понятия к самому себе - «В мире нет ничего, кроме материи и ее отношений!». И про знаково-кодовую систему - это старый вопрос, а источник его - язык (слова, термины). Короче, Вас совершенно не интересует вопрос о форме неразрывности материи и сознания при исследовании категории «Информация». Ваша форма мышления направлена на научное (чисто позитивном) исследование понятия, здесь формы материи (информация) к самой материи.

Вы сами абсолютизировали (идеализировали) материю. Чем это не Высший Дух? Его так же в свое время исследовали и доказывали, что все, что мы видим вокруг это его формы, наши комплексы ощущений в форме кодов и знаков (символов). Именно поэтому вижу в Вас позитивиста, сторонника фундаментального материализма и философии реального мира. Не знаю, получилось объяснить или нет, коротко очень тяжело. Могу предложить почитать Э.В. Ильенкова  «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма», «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.»и др. его работы. У него, на мой взгляд, лучше всего получилось разъяснить, что есть позитивизм. А так философских работ огромное множество, как и коллективных монографий по позитивизму.

P. S. А так слово «Бог» материально, оно же написано, а когда звучит, то есть колебание молекул воздуха, которые мы слышим... 

 

Ответ 2 Автора читателю

Говорите, нельзя абсолютизировать материю? Однако для последователя диамата вы большой оригинал!

            Но, обо всем по порядку. Наврядли нам следует углубляться в частности позитивизма, поскольку речь у нас идет все-таки о материализме. Естественно, не я первым заявил о материалистическом монизме. Была плеяда английских и французских философов-материалистов 17-18 вв., включая Гольбаха. Он первым заявил, что в мире нет ничего кроме материи. Об этом у меня подробно написано в монографии “Фундаментальный материализм. Философия реального мира” (М., Грин Принт, 2024, 628с.). Этому вопросу посвящена глава “Материя и отношения. Диалектика материального и идеального”. Именно там я заявил свой обсуждаемый ныне тезис. Я заявил о философской двойственности материи как единстве материи и отношений. Понятие отношений гораздо более широкое и общее, чем понятие связи или взаимодействия. Это отношения движения, пространства, времени, следования, положения, качества, количества и т.д.

           Почему вы или кто-то другой видите меня позитивистом мне понятно без лишних вопросов (вопросы я привык задавать сам себе бесконечное количество раз). В основу всех своих рассуждений я кладу систему научных знаний в том виде как я ее понимаю (а над освоением и развитием этой системы я работаю всю жизнь). Я уже говорил, что без науки нет философии. Вот за такой подход меня и могут отнести к позитивистам. Вы полагаете, что для правильной оценки человека необходимы суждения о нем других людей и без этого никак? В общем случае это, видимо, действительно так. Но в случае ученого с развитым критическим мышлением этого не требуется. Такой человек сам себя способен критически оценить и не допустить перекосов. В противном случае ему в науке делать нечего. Мое личное свойство, которое в какой-то мере мешало мне всю жизнь, это свойство смотреть на самого себя со стороны, как на некий посторонний объект. Со временем я понял, что это свойство, мешающее в личной жизни, является бесценным качеством для ученого. Оно позволило мне достичь больших успехов в технических науках (практические разработки, изобретения, статьи, монографии, премии и т.д.).

          Вы подозреваете меня в том, что я якобы игнорирую отношения понятий к внешним объектам, рассматривая лишь отношения между  понятиями. Это ошибочное суждение. Во-первых, рассматривать объекты внешнего мира вне понятий просто невозможно. Первобытный человек указывал на интересующий его объект пальцем, а мы указываем на него, называя его, присваивая ему имя. Во-вторых, когда я говорю об отношениях между кодами, то имею в виду не только отношения между понятиями, но и между понятиями и обозначаемыми ими объектами. Но, здесь важно понять следующее. Вы объект не всунете в свой мозг (пуля, вошедшая в мозг, его просто умертвит). Объект помещается в мозг, в память мозга в виде визуального, слухового обонятельного или другого образа. Образ – это тоже код, который не тождественен объекту, а является его упрощенной моделью. Далее с эти внутренним образом работают коды логико-смысловой памяти. Поэтому отношения кодов становятся главенствующими. 

            Вы упрощаете понимание знако-кодовой системы. Это не только язык, его алфавит, слова, предложения как внешние носители информации. Это еще и коды внутри нейронной сети мозга, которые кодируют все знаки не только языка и образов реального мира. Что вы имеете в виду, когда говорит о форме неразрывности материи и сознания? Я как раз говорю о дискретном, кодовом характере сознания и процессе познания мира. Сознание дискретизирует реальные мир, реальные отношения, превращая их в информацию для субъекта.

         Вы говорите, что я абсолютизировал материю. Да, в мире все относительно. Все, кроме материи. Она абсолютна. Ей ничто не противостоит. Она сама противостоит себе в своих различных формах, видах и состояниях. Я ее не идеализировал, а отдал ей должное. Я похоронил нематериальный дух, который все философы противопоставляли материи. Я показал, что дух материален тоже. Это та же материя, но только в знако-кодовой форме. Я исправил вульгарных материалистов, которые интуитивно чувствовали, что мысль материальна, но не имели представления о кодирующей форме материи. Я устранил недомолвки диамата, который стыдливо уходил в сторону от объяснения материальности мысли. Вы сравниваете абсолютизированную мною материю с Высшим духом (Абсолютной идеей Гегеля). Как можно? Если бы материя была порождена духом, то с вами можно было бы согласиться. Но дух, сознание, мышление – это результат эволюции материи. Она мать и отец всего сущего!

          Относительно работ Ильенкова. Я их рассматривал в своей работе. Отношусь очень критически как к большинству других эпигонов диамата. Они забалтывают истину, уходят от нее в общие, малозначимые рассуждения. Ценю более всего диалектику Энгельса и Ленина, хотя и у них есть недомолвки и фантазии.

        И последнее. Еще раз о Боге. Дело не в том, что его название материально. Дело в том, каким образом сформировалось это понятие и является ли оно пустым понятием или указует на некий материальный, но до поры до времени скрытый от восприятия человека объект. В этом суть. Для понимания происхождения и развития материального мира идея бога не нужна. Она излишняя. Она утешает и одновременно порабощает сознание смертного человека. Она мешает развитию научного знания. Она раскалывает сознание человека, превращая его в шизофреника. О том, что сильный человек может вполне обойтись без богов, знали еще древие шумеры 5 тыс. лет назад, хотя в их мифологии было более 3 тыс. богов. Таковы дела. Вам следовало бы все-таки глубже задуматься о тех вопросах, которые я излагаю. Они наиболее близки к истинам реального мира.

 

Комментарий 3 читателя

К сожалению не являюсь большим оригиналом. Скорее большой оригинал - это Вы (в положительном смысле), я же простой последователь диалектического материализма. Ваш способ мышления не плох или хорош, а такой, какой есть. Поэтому Вы и отвечаете в стиле формы такого мышления. Впрочем, как и любой из нас. Цитата: «Я заявил о философской двойственности материи как единстве материи и отношений…» Вы далеко в этом не первый, достаточно почитать сторонников механистического материализма, в т. ч. упомянутого вами Гольбаха. Диалектический материализм ставит вопрос о неразрывном единстве материи и сознания. И на самом деле это основной вопрос, даже в нашей переписке, что мы по-разному смотрим на одну и туже «Информацию». Диамат - это о человеке, о его сознании и мышлении. Абсолюты создаются в нашей голове. Бог создан человеком, а не человек Богом. С Гегеля пошло, что человеку эти Абсолюты (теизмы) нужны как мера (синтез качества и количества).

Что доказывать, что все вокруг нас материя? Это и так всем адекватным людям понятно, даже самому рьяному идеалисту, ну разве только солипсист заявит, что все вокруг него — это мир его сознания (воображения), но и он будет материален. Понимаю, что сказать просто (язык) — это сказать здесь и сейчас об очень сложном. Цитата: «Это не только язык, его алфавит, слова, предложения как внешние носители информации» Все это для кого? Материя отражается в нашем сознании, с этим мы сходимся. Но для вас вопрос стоит в том, что Вы противопоставляете Информацию как форму материи самой материи.

В диамате вопрос ставится по-другому: «Информация» (как форма материи) противопоставляется сознанию человека, просто у вас сознание - это набор материальных кодов в материальном мозге. Поэтому я Вам и сказал спасибо, что показали материальное под другим углом зрения, пусть и чисто научным (позитивистским). Но, на мой взгляд (могу ошибаться) ваш способ мышления не дает двинуться дальше. Топчетесь на месте. Даже метод исторического материализма, у Вас - это историцизм вопроса, дальше хода нет. Прошу прощения если задел за живое. Сужу о способе мышления по тексту, а это всего сторона вопроса. Просто иные ученые читаются по-другому, например Л. Выготский или А. Мещеряков (работал с Э. Ильенковым с детьми с нарушениями слуха и зрения.). Хотя и у них много о передаче «Информации»

Ответ 3, заключительный, Автора читателю

О неразрывном единстве материи и сознания? Ой ли? Вы утверждаете повторно, что “Диалектический материализм ставит вопрос о неразрывном единстве материи и сознания”. И в чем же это неразрывное единство? Напомню по этому поводу  одну справедливую догму диамата: у материи есть атрибуты и есть свойства. Помните, чем они отличаются друг от друга? В этом же ключе следует рассматривать и “неразрывность” материи и сознания.  Миллиарды лет на Земле существует жизнь, а сознание? Оно появилось относительно недавно. Оно есть продукт эволюции живых организмов, которые миллиарды лет прекрасно обходились без всякого сознания. Вот вам и ваша “непрерывность”. Может вы хотели сказать о какой-то другой непрерывности? Так скажите. Ясно и конкретно.

        Но не это свое: “Диамат — это о человеке, о его сознании и мышлении. Абсолюты создаются в нашей голове”. Вы все сводите к человеку и его сознанию. А где же окружающая и независимая от его сознания реальность, действительность, материальный мир? Он есть или его нет без человека, вне человека, вне его сознания? Диамат без внешнего и внутрителесного материального мира человека есть чистый субъективизм, схоластика. И суть диамата, вообще говоря, в другом – в защите идеи постоянного изменения материального мира и вместе с ним изменения человеческого сознания с той поры, как оно начало зарождаться у высших организмов с развитой нервной системой.

        Далее. Бог, теизмы, абсолюты пошли позже в философию из мифологии и религии, зародившихся еще в эпоху появления древних цивилизаций, еще в бронзовый век (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя индия). По-другому, без оживления, без одушевления, без обожествления и олицетворения стихий внешего мира древний человек не способен был их понять и принять. Для древних людей мир вокруг них был не материей, а духом, живым существом (сам термин “материя” появился лишь у Аристотеля, в 4 в. до н.э.). Даже ныне далеко не всем людям, а я бы сказал – абсолютному большинству, 99% людей, не понятно, что вокруг все есть материя. Не следует тешить себя иллюзией, что большинство людей это материалисты и атеисты. Таких горстка в мире, от силы несколько десятков миллионов из 8 млрд населения Земли. Когда к тому же я заявляю и показываю  материальный механизм сознания человека, то большинство это не может и не хочет понять и принять. Я к этому отношусь спокойно. Время все расставит на свои места.

          Замечательно, когда вы утверждаете “ Материя отражается в нашем сознании, с этим мы сходимся”. Ну, а дальше что следует из этого банального тезиса диамата? Как отражается, в каком виде? Посредством каких материальных носителей? Или здесь появляется нематериальный дух? Вот в чем суть. И что здесь вы можете сказать? Я не противопоставляю информацию материи, как не противопоставляю материю и ее отношения. Но реальные отношения это еще не есть информация. Вот когда субъект преобразует эти отношения в своем сознании в знако-кодовую систему, вот тогда отношения становятся для субъекта информацией. А каждый субъект по- своему производит такое преобразование с учетом своего образования и опыта. Один смотрит в книгу природы и видит там фигу или бога, а другой движущуюся, самоорганизующуюся материю.

      На этом, видимо, следует нашу затянувшуюся дискуссию завершить. Будьте здоровы! Успехов вам!

      Минск, март 2025 г.

 

        P.S. Данную работу, а также 2 работы, на которые даны в дискуссии ссылки, можно быстро и удобно скачать в формате PDF (работы с обложкой с хорошо структурированным текстом и выделением важных положений цветом)  с международного философского сайта РР по следующим ссылкам:

 

https://philpapers.org/archive/FTDSHU.pdf

 

https://philpapers.org/archive/GSDGRE.pdf

 

https://philpapers.org/archive/IARTEJ.pdf

 

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Уважаемый Аркадий Лазаревич!

---------

В вашей статье (книге) понятие информации не определено, не раскрыто в полной мере, оно осталось туманным, расплывчатым, смазанным, неясным и неопределённым.

Что такое информация? Вопрос есть, ответа по существу нет.

Каково взаимоотношение информации и языка?

Каково взаимоотношение информации и сообщения?

Каково взаимоотношение информации и знания?

Каково взаимоотношение информации и мысли?

Каково взаимоотношение информации и смысла?

Каково взаимоотношение информации и знания/не знания?

Что такое знание и как с ним соотносится информация?

Каково взаимоотношение информации и человека?

Что такое передача и приём информации?

Эти вопросы остались без ответа

Эти проблемы остались не разрешенными.

Суть понятия «информации» не раскрыта.

=========

Вот это утверждение:

«следует различить два структурных вида материи - базовую и кодирующую»

абсолютно бездоказательное, сугубо субъективно-личностное, мутное, необъективное.

У вас нет чёткого понимания того, «Как материя конкретно представлена в природе?» Это основной вопрос физики (и всего естествознания). И это третья объективная сторона основного вопроса философии (ОВФ) (https://philpapers.org/rec/YUSBXP).

Понятие «материя» запутанно до неимоверности.

Есть материальные объекты, но это не материя природы.

В основе материальных объектов в конце концов лежит «чистая» конкретная материя природы – это так, это правильно.  

Есть свойства материальных тел, но и это не материя природы.

Есть определенные взаимоотношения между материальными телами, но и это не материя природы.  

Материя природы – это «содержимое элементарных частиц (протон, нейтрон, электрон и пр.)». – Вот оно единственно правильное и верное, истинное и научное, диалектико-материалистическое понимание и объяснение понятия материи и его реального объективного прообраза в природе. Вот это определение материи должно быть взято на вооружение всеми диалектическими материалистами. Оно абсолютно не противоречит ни точке зрения Ф. Энгельса, ни точке зрения В. И. Ленина! Это дальнейшее творческое развитие единственно истинной и научной философии диалектического материализма. Диамат – это наука! А прочие буржуазно-идеалистические философские учения, теории, течения – лженаука!

По линии решения основного вопроса философии (ОВФ), философия делится на истинную и научную философию, философию материализма, диалектического материализма и ложную и антинаучную и буржуазно-идеалистическую философию  

---------

 

Продолжу свою мысль. Из ЭЧ формируются атомы, далее из атомов (и молекул) формируются химические элементы (ХЭ). Их последних (ХЭ) формируются все материальные, вещественные тела, предметы, объекты. Из всевозможных материальных тел формируется Вселенная, как наибольший материальный объект природы. Вот оно существо дела, связанное с понятием «материя» в диалектико-материалистическом представлении, ключе. Любые свойства материальных тел неразлучны от самих материальных тел, но свойства – это не материя и к материи не сводятся. Если же настаивать на ложном лозунге «всё есть материя», то это путь в никуда, это тупиковый путь, это путь ко лжи.  

 

С уважением

Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

Литература

Третья сторона основного вопроса философии

https://philpapers.org/rec/YUSBXP

Сообщение о свершении научной Революции https://philpapers.org/rec/YUSHYJ 

Что такое ПРИРОДА?  https://philpapers.org/rec/YUSJRW

Философия и физика (Philosophy and Physics)

https://philpapers.org/rec/YUSYNY

Теория Природы https://philpapers.org/rec/YUSTON

Аватар пользователя Философиня

Аркадий Гуртовцев, 9 Апрель, 2025 - 09:58

Мышление человека - это знако-кодовая системаОна реализована в нейронной сети головного мозгаМатериален мозг, материальна нейронная сеть, материальны коды нейронной сети, а потому материальна и информация

А что вы скажете о сознании? Оно материально? 

 Я не противопоставляю науку философии, а наоборот утверждаю, что истинная, подлинная философия это та, которая опирается на науку и систему научных взглядовБез науки философия есть чистая схоластика, пустой треп, словесный мусор. Только наука способна отделить зерна от плевел,

Вы пишете, что не противопоставляете науку философии. Но если философия у вас "опирается на науку", значит вы всё же разделяете их, то есть - как бы противопоставляете. Вы пишете "только наука способна отделить зёрна от плевел". Не философия, а наука. Это и есть противопоставление. По-вашему, философия не способна "отделить зёрна от плевел"? 

Филоистика (научно-атеистическая философия) утверждает, что как раз философия способна отделять зёрна от плевел, а все науки - это по сути и есть философия, любая наука - это специализация философии. Поэтому наука и философия - одно и то же. Но, как есть лженаука, так есть и лжефилософия. Вот где должно быть разделение. Так пишет философ А. Арк. Он делит философию на научную и фиктивную. Научная философия - это и есть наука, из которой выросли все науки, как специализация философии. Поэтому именно научная философия может отделять зёрна от плевел. Его книга "Азы философии для философов" объясняет это. 

в основу объяснения мироздания я кладу две суперкатегории - материю и ее отношения. 

А эти отношения - не есть материя? Если они материальны, то - только материя и всё. А если не материальны, то - не только материя, но и "не материя".

следует различить два структурных вида материи - базовую и кодирующую. Основой сознания, мышления субъекта является кодирующая материя. 

 А само сознание - это материя? И ещё вопрос. У животных и растений есть сознание? Ведь "кодирующая материя" у них есть. Следовательно, вы признаёте наличие сознания... допустим у блохи и травы?

Информация - это не сами коды. Коды являются носителями информации. Сама же информация есть отношения между кодами.

Так информация - это не материя? Ведь у вас только два вида материи, а информация - это нечто иное - отношение, а не материя. Следовательно, информация у вас не материальна. Вы приводите пример:

«На горе Арарат растет дикий виноград». Один код кодирует гору, другой название горы, третий виноград, четвертый действие. А соединение кодов в рамках предложения указывает на их отношения. Вот эти отношения и являются информацией. 

Но разве сами коды не есть информация? У вас информация - только отношения кодов. А сами коды разве не являются информацией? Как можно говорить об отношении кодов, если нет информации о самих кодах? Следовательно, коды - тоже информация! Даже без всякого отношения между ними. 

Почему я заявляю, что информация материальна? Потому, что она указывает отношения между материальными объектами. Других отношений во всем мироздании нет и не будет. Только материальные.

А сами материальные объекты - не являются информацией? Ведь прежде, чем "указывать на отношения между материальными объектами", информация должна указать на сам объект. Без всяких отношений. Так что же такое информация? 

Я уже говорил, что без науки нет философии. 

Если вы говорите о современной философии, то вы правы. Но если речь о философии вообще, то вы ошибаетесь. Выше я уже указывала, что всё наоборот: без философии нет наук, т.к. науки - это всего лишь специализация философии, (А. Арк). Наука и научная философия это по сути одно и то же. Философия - обобщающая наука, которая входит в каждую науку как познавательная её часть. Так говорит филоистика. 

Образ – это тоже код, который не тождественен объекту, а является его упрощенной моделью.

То есть, образ - это материя? Он материален? Учтите, что все мои вопросы - это не возражения. Это всего лишь желание получать более детальное понимание вашей позиции. Я чем-то я согласна, с чем-то нет. Я тоже материалистка. Мне просто интересно ваше мнение. 

К примеру, что вы скажете по поводу ОВФ (основного вопроса философии)? Согласны ли вы в этом вопросе с классиками марксизма-ленинизма?

 

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

Ответ Ольге!

 

1. О сознании. Оно материально и представляет собой знако-кодовую систему (ЗКС) нейронной сети головного мозга субъекта, которая отражает как отношения  этой ЗКС к отношениям материальных объектов , расположенных в окружающем мире, вне сознания субъекта, так и к отношениям предметов мысли, представленных внутри самой ЗКС в виде ее материальных кодов и их отношений. Это динамическая система, направленная на приспособление и выживание субъекта в окружающем его мире. Она начинает давать сбои при человеческих заблуждениях и психических болезнях, а полностью прекращает свое существование со смертью субъекта. Можно также сказать, что ЗКС является главной, ведущей, центральной частью души человека (в понятие души необходимо помимо головного мозга необходимо ввести всю нервную систему и органы чувств). Соответственно ни о каком бессмертии души речи быть не может. Это все мифология и религия.

Чтобы закрыть раз и навсегда вопрос о материальности или нематериальности чего-либо, ответственно утверждаю, что в мироздании, во Вселенной нет ни одного нематериального объекта, явления или процесса. Ни одного! Пусть кто-то попытается назвать хоть что-то нематериальное в окружающем нас мире, и я покажу несостоятельность такого мнения. Здесь на ФШ собралось столько “знатоков философии”, но большинство из них до сих пор не могут понять простую мысль о полной, абсолютной материальности мира. Но это их проблемы. “Умей смотреть и видеть” – говорит египетская мудрость, хотя древние египтяне были виртуозами мифологии.

 

2. О философии и науке. Их необходимо разделять исторически, логически и методологически. Тысячелетия философия не имела к науке прямого отношения, а представляла собой невероятную смесь человеческих заблуждений, предрассудков и суеверий (во многом она и сегодня такова). В греческой натурфилософии зародились зерна рационального познания мира. Но, вспомним, что тот же мудрец Фалес рассуждал о душе магнита и янтаря. Еще раз повторю: философия, не опирающаяся на науку и систему научных знаний, есть схоластика и пустые человеческие фантазии (в рамках ЗКС – это материальные знаки или коды пустых понятий). Научной философии еще нет (диамат только является ее прообразом). Она только рождается, и до взросления ей еще далеко.

В эволюционном плане философия должна стать научной, хотя в отличие от частных наук в этом процессе сильно противодействие противоречивых материальных и идеологических интересов людей, их групп и партий.

Сама, без научного фундамента, и тем более под непрерывным общественным давлением религии философия не способна  приблизиться к истине. Вы полюбопытствуйте на сайте РР тем философским безумием, которым объят западный мир, философские кафедры множества университетов мира. Это сплошная пустая говорильня, натягивающая на себя личину философии. Впрочем недалеко ушли и современные российские университеты с их кафедрами религиоведения и культурологии. Материализм и атеизм уничтожены. О какой тогда научной философии может идти речь?  Не заблуждайтесь, сударыня: и сегодня наука и философия не есть одно и то же. Ярлыки лженауки и лжефилософии не следует навешивать огульно. Забыли, как в СССР лженаукой считали генетику, цитологию, кибернетику и многие другие перспективные научные направления? Вы ошибаетесь, когда пишете, что якобы из научной философии выросли все науки. Науки выросли не из философских взглядов, а из материальных потребностей общества, из опыта, из практики. Это аксиома. Философия лишь вслед за мифологией и религией пытается объяснить мир, “свести многое к единому”.

 

3. О материи и отношениях. Отношения не есть материя, а есть следствие существования, движения и самоорганизации материи. Частным случаем отношений является взаимодействие и связь всех форм, видов и состояний материи. Отношения материальны по своему объекту, который они представляют для познающего субъекта. Материя и отношения – это две суперкатегории, к которым в конечном счете можно свести объяснение мироздания для мыслящего субъекта. В мироздании, включая сознание субъекта, нет ничего нематериального, в том числе и нематериальных отношений. Вы считаете по-другому? Приведите хотя бы один пример нематериальных отношений, и я тут же продемонстрирую его ошибочность.

 

4. О сознании животных и растений. Вы бы начинали с сознания бактерий. Я неоднократно в своих работах подчеркиваю, что сознание является свойством животных организмов с высокоразвитой нервной системой. Наличие кодирующей материи не является достаточным условием для возникновения сознания. Естественно, его нет у бактерий и растений. В живой природе нервная система зарождается с кишечнополостных, но примитивные формы сознания, связанные с природным формированием различных видов памяти в нейронной сети мозга животных зарождаются у высших позвоночных животных, включая рептилий, птиц и млекопитающих. Эти процессы подлежат дальнейшим исследованиям.

 

            5. О материи и информации. Информация – это отношения между материальными объектами. Нет материальных объектов – нет информации. Но вот появились материальные объекты. Их появление еще не является достаточным условием появления информации. Для ее возникновения требуется еще познающий субъект, который внешние материальные объекты и отношения между ними преобразует в своем сознании, в своей ЗКС в соответствующие материальные коды и отношения уже между этими кодами, обозначающими предметы мысли. Нет субъекта – нет информации. Все элементарно. Информация – это отношения реального смра, преобразованные в мозге субъекта в отношения соответствующих материальных кодов. Материальные объекты вне сознания субъекта и материальные коды внутри его сознания – это материя, но по разному организованная. В этом все дело.

           Сами по коды не являются еще информацией. Код становится информацией, во-первых, когда устанавливается его отношение к реальному обозначаемому им объекту (например, слово или код “дом” связывается с каким-то реальным домом) и когда устанавливаются отношения между кодами (например, “дом” “на” “горе”). Сами по себе коды без их отношений к объектам и другим кодам информации не несут. Это чистые заготовки для информации, кодовые замки, работающие тогда, когда на них фиксируется некий ненулевой код .

            Сами материальные объекты не являются информацией. Они по своей сути внутренне бесконечны и непрерывны. Субъект, изучая объект, способен взять из него какую-то ничтожную часть отношений, преобразовав ее в своем сознании в дискретные материальные коды. Субъект создает мыслительную модель объекта. Вот эта-та модель и является информацией. Модель, а не сам объект, который можно представить бесчисленным списком моделей. Все они будут нести разную информацию об одном и том же объекте. Подводя итог, отмечу, что код, указывая, обозначая объект, уже несет первичную, самую простую, указующую информацию (смотрите, вот этот объект – жест дикаря), но субъекта всегда интересуют более сложные, продвинутые отношения между частями одного и того же объекта или между разными объектами.

 

            6. О материальности образа. Конечно же, и образ материален. Например, все визуальные, слуховые, обонятельные и другие образы , хранимые в различных видах памяти нейронной сети головного мозга субъекта в виде тех или иных материальных кодов, материальны.

 

            7. Об ОВФ. В своей философии полного материалистического монизма “Фундаментальный материализм. Философия реального мира” я окончательно и бесповоротно решил этот вопрос. Для меня этого вопроса больше не существует. Классики и диамат правильно его ставили, но до конца так и не решили, поскольку родимые пятна гегельянства мешали им глубже взглянуть на мир (известна их жесткая критика вульгарных материалистов, которые пытались довести материализм до сознания). Кроме того, не хватало современных научных знаний. Я высоко ценю работы французских и английских  материалистов 17-18 вв., работы Фейербаха, Маркса, Энгельса и Ленина. Мои взгляды сформировались по их влиянием, но мне пришлось пойти дальше своих предшественников.

       Здесь на ФШ хватает комментаторов с деревянными мозгами, которые не способны мыслить и живут в виртуальном мире архаичных догм, заблуждений и предрассудков (свои жалкие мыслительные способности компенсируют злобой и хамством). Я не пытаюсь их перевоспитывать – учить дураков себе дороже. На этом фоне ваши, Ольга, глубоко осмысленные вопросы вызывают уважение и желание ответить вам наиболее подробно, не жалея времени и энергии. Побольше бы таких комментаторов. Чувствуется культура мысли и врожденная этика. То, чего сегодня многим не хватает.

 

Аватар пользователя AntyWorld

Так вы утверждаете, что кроме материи ничего нету. Так вы значит не мыслите и диалог сивами все равно, что с камнем на котором кто-то мыслящий оставил свой след.
За сим считаю смысл разговора с неодушевлёнными предметами бессмысленым.

Аватар пользователя Философиня

Ответ Аркадию!

Аркадий Гуртовцев, 10 Апрель, 2025 - 12:15, ссылка

… О сознании. Оно материально и представляет собой знако-кодовую систему (ЗКС) нейронной сети головного мозга субъекта, которая отражает как отношения  этой ЗКС к отношениям материальных объектов, расположенных в окружающем мире, вне сознания субъекта, так и к отношениям предметов мысли, представленных внутри самой ЗКС в виде ее материальных кодов и их отношений.

Я помню, что вы писали о ЗКС и отношениях. Ясно, что знаки и коды – материальны. Я вас спрашивала именно об отношениях. Вы пишете:

… Пусть кто-то попытается назвать хоть что-то нематериальное в окружающем нас мире, и я покажу несостоятельность такого мнения.

А потом пишете:

... Отношения не есть материя, а есть следствие существования, движения и самоорганизации материи. Частным случаем отношений является взаимодействие и связь всех форм, видов и состояний материи.

Ну вот вам и нематериальное «в окружающем нас мире» – отношения, взаимодействия и связь. И в то же время пишете:

… Отношения материальны по своему объекту, который они представляют для познающего субъекта… В мироздании, включая сознание субъекта, нет ничего нематериального, в том числе и нематериальных отношений. Вы считаете по-другому?

Дело не в том, как я считаю. Дело в том, как вы считаете. Я хочу разобраться.

… Приведите хотя бы один пример нематериальных отношений, и я тут же продемонстрирую его ошибочность.

Хорошо, приведу один пример. Вот философ Гуртовцев пишет:

... Отношения не есть материя…

Правда, потом он сам себя опровергает, то есть, «тут же демонстрирует свою ошибочность». Прямо не знаю, что и думать.

… О сознании животных и растений. Вы бы начинали с сознания бактерий. Я неоднократно в своих работах подчеркиваю, что сознание является свойством животных организмов с высокоразвитой нервной системой. Наличие кодирующей материи не является достаточным условием для возникновения сознания.

Однако ранее вы же писали:

… Основой сознания, мышления субъекта является кодирующая материя. 

А теперь у вас получается, что «основа сознания и мышления» «не является достаточным условием для возникновения сознания». То есть, основа сознания не является достаточным условием для возникновения сознания! Вы пишете:

… В живой природе нервная система зарождается с кишечнополостных, но примитивные формы сознания, связанные с природным формированием различных видов памяти в нейронной сети мозга животных зарождаются у высших позвоночных животных, включая рептилий, птиц и млекопитающих.

Ну так что является «основой сознания и мышления», кодирующая материя, или нервная система, или возникновение памяти?

Теперь об информации. Вы пишете:

… Информация – это отношения между материальными объектами.

То есть, информация – это отношения. Но выше вы писали, что «отношения не есть материя», то есть информация – не материя. А потом: «отношения материальны», то есть, информация – материя, материальна. Потом пишете:

… появились материальные объекты. Их появление еще не является достаточным условием появления информации. Для ее возникновения требуется еще познающий субъект, который внешние материальные объекты и отношения между ними преобразует в своем сознании…

А разве до субъекта не было отношений между материальными объектами? Были же! И эти отношения выше вы называете информацией. А теперь вдруг эти отношения между объектами недостаточны для появления информации. Как так? Тогда не нужно писать, что: "Информация – это отношения между материальными объектами".

Потому что эти отношения есть и без познающих субъектов. Тогда пишите, что информацию вы понимаете только по отношению к субъекту и его мышлению. Как вы указываете:

… Нет субъекта – нет информации. Все элементарно. Информация – это отношения реального мира, преобразованные в мозге субъекта в отношения соответствующих материальных кодов.

Да, элементарно, для идеализма. У вас выходит, нет субъекта, нет и информации. Это идеализм.

… Сами по коды не являются еще информацией.

Неужели? Тогда вы о них и знать не можете. Информация отсутствует.

… Сами материальные объекты не являются информацией.

Неужели? Как же вы о них узнаёте?

... Они по своей сути внутренне бесконечны и непрерывны.

Да кто бы сомневался, что метровая верёвка бесконечна и непрерывна. Вам нужно тут, на ФШ, с ЛАСом пообщаться, он мастер по бесконечности и непрерывности, он гегельянец. Вы, видимо, тоже. И что же это за суть такая бесконечная и непрерывная?

… Субъект создает мыслительную модель объекта. Вот эта-та модель и является информацией.

Интересно, как же он создаёт мыслительную модель (информацию), если у него нет информации? Ведь вы же утверждаете:

… Сами материальные объекты не являются информацией.

Ну и как без информации субъект понимает, что за модель ему создавать в сознании?

... Подводя итог, отмечу, что код, указывая, обозначая объект, уже несет первичную, самую простую, указующую информацию.

Как же он несёт информацию, если вы утверждаете:

… Сами по коды не являются еще информацией. … Сами материальные объекты не являются информацией.

То есть, ни об объекте, ни о коде у субъекта нет информации. Он о них не знает. Ну и как же код вдруг несёт какую-то информацию субъекту?

Теперь о философии и науке. Вы пишете:

… Тысячелетия философия не имела к науке прямого отношения, а представляла собой невероятную смесь человеческих заблуждений, предрассудков и суеверий…

Это ошибочное представление о философии, привитое классическим неверным преподаванием философии. Филоистика это показывает вполне наглядно.

… В греческой натурфилософии зародились зерна рационального познания мира.

Это противоречит фактам. Или у вас наука – не рациональное познание мира? Чего же вы тогда хотите, чтобы философия на неё опиралась? А если наука – рациональное познание мира (а это так!), то с чего вы взяли, что она зародилась в греческой натурфилософии, когда наука была и до этого? Как, собственно, и философия тоже.

… Научной философии еще нет.

Во-первых, уже есть! Это филоистика – строго научная атеистическая философия. Во-вторых, научная философия была всегда, но не как обособленная дисциплина.

… В эволюционном плане философия должна стать научной, хотя в отличие от частных наук в этом процессе сильно противодействие противоречивых материальных и идеологических интересов людей, их групп и партий.

Философ Арк указывает четыре причины всегда дискредитирующие научную философию: религиозная, политическая, имиджевая и внутренняя. Их просто нужно знать и бороться с дискредитацией, которая будет всегда. Так говорит филоистика.

… Материализм и атеизм уничтожены. О какой тогда научной философии может идти речь? 

Речь о филоистике, другой научной философии нет. Материализм и атеизм не уничтожены и не могут быть уничтожены. Они были всегда и будут всегда. Но за них нужно всегда бороться. Потому что и дискредитироваться они тоже будут всегда. Так говорит филоистика. Вечная борьба и движение. 

… Не заблуждайтесь, сударыня: и сегодня наука и философия не есть одно и то же. Ярлыки лженауки и лжефилософии не следует навешивать огульно.

Сударь, это вы заблуждаетесь! Я не писала о науке и философии. Я писала о науке и научной философии. Постарайтесь понять разницу. И я вам не предлагала навешивать ярлыки, тем более огульно. Это уж ваша инициатива и понимание. Я пишу о фактах, а не о фантазиях.

… Забыли, как в СССР лженаукой считали генетику, цитологию, кибернетику и многие другие перспективные научные направления?

Нет, не забыла, не дадут, потому что сегодня многие точно так же пытаются относиться к научной атеистической философии – филоистике. Например, местный Роберт Юсупов.

… Вы ошибаетесь, когда пишете, что якобы из научной философии выросли все науки.

Нет, сударь, это вы ошибаетесь, если думаете иначе.

... Науки выросли не из философских взглядов, а из материальных потребностей общества, из опыта, из практики. Это аксиома.

А вы считаете, что научная философия «выросла» из «философских взглядов», а не из материальных потребностей общества, из опыта, из практики? Тогда вы совершенно не знаете философии, дорогой мой сударь. И вот этому подтверждение:

... Философия лишь вслед за мифологией и религией пытается объяснить мир, “свести многое к единому”.

Это совершенно неверный устаревший взгляд на философию. И уж точно это не взгляд на научную философию. Философия возникла ещё до мифологии и религии, а научная философия всегда порождала науки. Так говорит филоистика. В книге «Азы философии» Аркадий Арк всё это раскладывает по полочкам.

Теперь об ОВФ. Вы пишете:

… В своей философии полного материалистического монизма “Фундаментальный материализм. Философия реального мира” я окончательно и бесповоротно решил этот вопрос. Для меня этого вопроса больше не существует. Классики и диамат правильно его ставили.

Арк тоже отбросил этот вопрос. Только вот, он аргументированно доказывает, что Маркс - Энгельс составили ОВФ неправильно. И вы сами подтверждаете это тем, что совершенно справедливо отбросили его за ненадобностью! Этот аргумент у Арка тоже есть. Но вот в чём ваша ошибка. У философии должна быть основа, которая должна иметь основную проблему философии. Эта основная проблема должна порождать главный (основной) вопрос философии. Он должен быть неизменно! Это тоже доказывает Акр в своей книге. Вот только это не тот вопрос, на который указывают классики марксизма. Они ошиблись. Арк указывает на ту основную проблему философии, которая и порождает главный вопрос философии. А у вас получилось, что философия без основной проблемы, безосновательна. Основа должна быть. И она неизбежно порождает основную проблему. А та – главный вопрос. Так говорит филоистика. Местный Роберт Юсупов за это стал ярым врагом Арка. 

Спасибо, что ответили мне. Не обижайтесь, если покажется, что пишу резко. Я просто предпочитаю сухой стиль, чтобы кратко и ясно объяснять мысль, не растекаясь в стороны. 

Аватар пользователя bravoseven

yes

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

Второй ответ Ольге!

        1. Отношения: материальны или нематериальны?

            Вы говорите: “ Ну вот вам и нематериальное «в окружающем нас мире» – отношения, взаимодействия и связь...”. Я же подчеркиваю: “В мироздании, включая сознание субъекта, нет ничего нематериального, в том числе и нематериальных отношений”.

        Вы пытаетесь уличить меня в логически ошибочном, противоречивом суждении на том основании, что я, отделяя в языке, логике, мышлении отношения от материи, тем самым якобы противопоставляю их материи, а потому автоматически делаю их нематериальными.  Я правильно вас понял?

         Поясню логическую и онтологическую ущербность вашего поверхностного вывода на примере. Как известно из физики, материальные  объекты обладают множеством  физических характеристик, качеств, свойств, включая, например, массу, размеры, скорость и т.д. Еще Декарт первым свойством материи признал ее протяженность (размеры: длину, высоту, ширину ). Многие спекулятивные философы неоднократно пытались отделить свойства материи от самой материи и тем самым признать их нематериальными. Ваша нынешняя попытка не нова в своей направленности. На самом деле, свойства неотделимы от их носителей, от материи, не существуют сами по себе, вне и независимо от материи. Это аксиома материализма. Свойства материальны.

         А теперь вернемся к отношениям, как наиболее общему логическому объекту мышления субъекта. В реальном мире отношения слиты с материей, не существуют отдельно от нее, вне и независимо от нее. Отношения из материи, как и множество ее других свойств, выделяет познающий субъект. Идеалистическая философия все процессы сознания, мышления относила к идеальным, нематериальным процессам. Это, кстати, сидит и у вас в подкорке и у всех комментаторов ФШ. Такая парадигма прочно засела в сознании всех людей земного шара. Мне сегодня приходится ее нарушать, громить, что, конечно, необычайно тяжело.

        Я показываю и доказываю, что мышление человека материально, и в его основе лежат материальные коды. Физические отношения, слитые в природе с их носителем, с материей, в сознании субъекта заменяются логическими отношениями другой, кодирующей материи, и эти отношения не менее материальны чем материя окружающего мира. Логические отношения также материальны, как и физические отношения. Они являют собой физические связи между кодами нейронной сети головного мозга субъекта.

          Ваша ошибка, Ольга, заключается в том, что вы смешиваете физические отношения с логическими и не видите материальность последних. Вам решать, к какому окончательному выводу следует прийти по вопросу материальности или не материальности отношений. Я сказал достаточно и не хотел бы далее занимать время этим вопросом.

            2.  Об основе сознания.

Мое: “Основой сознания, мышления субъекта является кодирующая материя”. Так оно и есть. Вас не устраивает, что этой основы еще недостаточно  для появления сознания и что нужны еще какие-то дополнительные условия? Так? А ведь я мог бы свою мысль выразить и в более общем виде: “В основе сознания лежит материя”. И это было бы тоже верно.

У меня складывается впечатление, Ольга, что вам трудно отойти от жесткого каркаса формальной логики, ее черно-белого варианта, формулы “Да-Нет”. А знаете почему? Потому, что забываете о главном материальном процессе, действующем в реальном мире, - процессе развития, эволюции. Главное свойство материи – это движение и самоорганизация. Материя постоянно преобразуется в различные формы, виды и состояния. Вот и живые организмы возникли путем превращения косной, неживой материи в живую. Это произошло около 4 млрд лет назад. Тогда же возникли и первые формы кодирующей материи – белки и нуклеиновые кислоты. Но до появления нервной системы было еще очень далеко. Чему же вы удивляетесь (“То есть, основа сознания не является достаточным условием для возникновения сознания!”)? Кодирующая материя тоже эволюционирует как и любая другая. Это закономерно.

Основой сознания является кодирующая материя, формируемая в нервных клетках и нейронной сети головного мозга субъекта. Это продукт эволюции высших животных организмов.

3. Об информации.

О материальности отношений было сказано уже выше. Информация – это форма отношений, но не между материальными объектами внешнего мира, а между отношениями кодов сознания, обозначающих объекты внешнего мира или предметы мысли в сознании субъекта.

 Вы спрашиваете:”А разве до субъекта не было отношений между материальными объектами? Были же! И эти отношения выше вы называете информацией. А теперь вдруг эти отношения между объектами недостаточны для появления информации. Как так? Тогда не нужно писать, что: "Информация – это отношения между материальными объектами". Вы тут запутались из-за невнимательного отношения к контексту. Информация – это отношения между материальными и никакими другими объектами. Но следует различать отношения между материальными объектами внешнего мира и материальными объектами, понимай материальными кодами, мира сознания. Это не одно и то же. Коды отражают отношения внешних вещей, но не тождественны им. Коды – это образы, упрощенные модели внешних вещей. Именно они, отношения кодов между собой и их отношения к внешнему миру несут информацию.

 Отношения в реальном мире существуют и без субъекта. Но там нет информации, нет кодов, которые только и образуют информацию. Эти коды создает субъект в своем мозгу. Все элементарно.

Вы возмущены: “Да, элементарно, для идеализма. У вас выходит, нет субъекта, нет и информации. Это идеализм”. Ой, как здорово заклеймили меня! А напрасно. Вы знакомы с мифологией Древней Месопотамии, Древнего Египта  и других древних цивилизаций? Все они существовали на той же Земле, что и мы, ежедневно наблюдали восходы и заходы Солнца, Луны, движения небесных светил. Как вы думаете:  их космогонические и астральные мифы – это информация или что? Эта информация существовала и до них и соответствовала реальному миру? Или они создали свою информацию о мире, которая оказалась чистой фантастикой, вымыслом, исказившим суть реальных процессов действительности? Ну, почему вы, Ольга, не желаете видеть реальные эволюционные процессы в мире, а цепляетесь за то, что сумели неверно понять в предложенном вам тексте. Вам нужно еще пояснять, что и современное общество создает свою ошибочную информацию, ежедневно искажая реальные процессы в мироздании?

            Я думаю, что по данному вопросу пояснений достаточно. Вам, Ольга, видимо, самостоятельно надо разобраться с винегретом представлений по данному вопросу. Не будем терять время.

      Единственно, по вашей реплике о бесконечности, напомню вам знаменитое утверждение Ленина о неисчерпаемости электрона. А заодно было бы неплохо перелистать и учебники диамата о бесконечности и неисчерпаемости материального мира, об историчности и бесконечности человеческого познания.

        Полемику по философии и науке нет смысла продолжать из-за больших расхождений во взглядах. Полагаю, что мы можем завершить обсуждение и не обременять читателей теми вопросами, которые сегодня от них страшно далеки. Желаю вам успехов! Будьте здоровы

Аватар пользователя Философиня

Второй ответ Аркадию!

Аркадий Гуртовцев, 11 Апрель, 2025 - 12:34, ссылка

… Вы говорите: “ Ну вот вам и нематериальное «в окружающем нас мире» – отношения, взаимодействия и связь...”. Я же подчеркиваю: “В мироздании, включая сознание субъекта, нет ничего нематериального, в том числе и нематериальных отношений”.

Аркадий, не нужно сваливать с больной головы на здоровую. То, что вы тут приписали мне, я не говорила, это говорили именно вы, а я всего лишь вас цитирую. Это же вы писали:

... Отношения не есть материя… Частным случаем отношений является взаимодействие и связь всех форм…

А теперь делаете вид, что не писали этого, что это мои слова. Давайте всё-таки более ответственно и честно относиться к дискуссии. Если я что-то не поняла, объясните яснее. Но не приписывайте мне того, чего я не писала.

… Вы пытаетесь уличить меня в логически ошибочном, противоречивом суждении…

Не уличить, а указать на несоответствие. Я пытаюсь разобраться в ваших суждениях, потому что вы пишете то одно («отношения не есть материя»), то другое («отношения материальны»).

… Поясню логическую и онтологическую ущербность вашего поверхностного вывода на примере.

Попробуйте. А я посмотрю, что вы сочли «логической и онтологической ущербностью» и  «поверхностным выводом».

… Как известно из физики, материальные  объекты обладают множеством  физических характеристик, качеств, свойств, включая, например, массу, размеры, скорость и т.д.

Я разве где-то написала обратное? Укажите, где?

… Многие спекулятивные философы неоднократно пытались отделить свойства материи от самой материи и тем самым признать их нематериальными. Ваша нынешняя попытка не нова в своей направленности.

А вот это уже действительно «ущербность вашего поверхностного вывода»! Во-первых, приведите мою цитату, где бы я отделяла свойства и качества материи от самой материи! Это ваши фантазии и приписка мне ваших желаний. Я всегда указываю ваши слова, на которые ссылаюсь. А вы на что тут ссылаетесь? На какие слова, подтверждающие эту вашу фантазию? Ещё раз прошу вести спор честно!

… На самом деле, свойства неотделимы от их носителей, от материи, не существуют сами по себе, вне и независимо от материи. Это аксиома материализма.

Я это прекрасно знаю и нигде не утверждала обратного. Можете перечитать и проверить, если с первого раза не поняли написанного.

… А теперь вернемся к отношениям, как наиболее общему логическому объекту мышления субъекта.

Вы рассматриваете отношения только как «логический объект мышления субъекта». Без субъекта отношений у объектов нет, по-вашему. Правильно я вас поняла? То есть, до появления сознания между материальными объектами, по-вашему, не было никаких отношений? Свойства были, а отношений не было? Неужели свойства не работали?

Одно дело договориться рассматривать только отношения субъекта к объекту. При этом согласиться с тем, что отношения есть и у объектов без субъекта. И совсем другое дело заявлять, что отношения – это только объект мышления субъекта. Это уже идеализм. Так какую точку зрения вы рассматриваете? Из ваших комментариев так и не ясно. Вы пишете:

… В реальном мире отношения слиты с материей, не существуют отдельно от нее, вне и независимо от нее.

Иными словами, признаёте, что отношения есть-таки и у объектов тоже, а не только у субъектов! Правильно? Но рассматриваете вы в данном случае только отношения субъекта к объекту. Так?

… Отношения из материи, как и множество ее других свойств, выделяет познающий субъект. 

О том, как субъект их выделяет, мы ещё поговорим. Мне вот пока интересно другое. Является ли отношение свойством, как вы пишете. Я сомневаюсь, что отношение – это свойство. Отношение – это некая коммуникационная структура, взаимосвязь, которую определяют свойства. Сами свойства неотъемлемы от объекта и всегда присутствуют в нём. А вот отношения – не обязаны быть всегда. Они могут быть, а могут и не быть. Поэтому отношение – это не свойство объекта.

… Идеалистическая философия все процессы сознания, мышления относила к идеальным, нематериальным процессам. Это, кстати, сидит и у вас в подкорке и у всех комментаторов ФШ.

Это опять ваши фантазии на пустом месте. Как вы сами же писали: навешивание ярлыков. Приведите мою цитату, которая подтверждала бы ваши слова. Если нет, то не нужно фантазировать, желая возвысить себя над оппонентом. Я всегда привожу цитаты оппонента, которые обсуждаю. А не навешиваю ярлыки огульно.

… Такая парадигма прочно засела в сознании всех людей земного шара. Мне сегодня приходится ее нарушать, громить, что, конечно, необычайно тяжело.

Надеюсь, вы себе за это повесили медальку на грудь и скушали шоколадку, чтобы слаще было.

… Я показываю и доказываю, что мышление человека материально, и в его основе лежат материальные коды. 

Это вы уже писали, повторяетесь. Наш спор не об этом.

… Логические отношения также материальны, как и физические отношения. Они являют собой физические связи между кодами нейронной сети головного мозга субъекта.

Я с этим не спорю. Я уже вам писала, что материалистка. Видимо, вы пропустили мимо ушей.

… Ваша ошибка, Ольга, заключается в том, что вы смешиваете физические отношения с логическими и не видите материальность последних.

Укажите мою цитату, которая привела вас к этому ошибочному умозаключению. Иначе опять огульное обвинение получается. К тому же, если и то, и другое, – материальные процессы, то какая же ошибка в «смешивании»? В чём разница физических отношений от логических, если оба отношения материальны?

… Вас не устраивает, что этой основы еще недостаточно  для появления сознания и что нужны еще какие-то дополнительные условия?

Меня не устраивает двусмысленность. Когда пишут сначала одно, потом другое. Если «основы сознания», по-вашему, не достаточно для «появления сознания», как вы теперь утверждаете, то нужно просто объяснить, какой ещё ингредиент необходим для «появления сознания». Вот и всё. Неужели вас это так сильно раздражает, Аркадий? Разве это не интересный вопрос: что нужно для появления сознания?

… А ведь я мог бы свою мысль выразить и в более общем виде: “В основе сознания лежит материя”. И это было бы тоже верно.

Нет, не могли, потому что речь вели о «кодирующей материи», а не просто о материи.

… У меня складывается впечатление, Ольга, что вам трудно отойти от жесткого каркаса формальной логики, ее черно-белого варианта, формулы “Да-Нет”.

И это опять же ложное впечатление. Предлагаю обсуждать не меня, а тему разговора. Это так трудно?

… забываете о главном материальном процессе, действующем в реальном мире, - процессе развития, эволюции.

Доказательства где!? Где цитата, подтверждающая ваши слова? Легче вешать на оппонента ярлыки и стараться принизить, чем честно и логично отвечать на его вопросы. Вы ещё скажите, что я и об эволюции только от вас.

… Кодирующая материя тоже эволюционирует как и любая другая.

Всё либо эволюционирует, либо деволюционирует. Меня больше интересует ваша «кодирующая материя». Когда она возникает и чем отличается от другой материи? Надеюсь, вы понимаете, что ответ: «кодами», ­– ничего не объясняет? Вот вы опять пишете:

… Основой сознания является кодирующая материя, формируемая в нервных клетках и нейронной сети головного мозга субъекта.

А теперь спрашиваете:

… Чему же вы удивляетесь (“То есть, основа сознания не является достаточным условием для возникновения сознания!”)?

Тому и удивляюсь, что у вас получается головной мозг без сознания. Потому что «основой сознания» у вас «является кодирующая материя», но её «недостаточно для возникновения сознания». Что же ещё нужно, если уже есть головной мозг?

Об информации

… Информация – это форма отношений, но не между материальными объектами внешнего мира, а между отношениями кодов сознания, обозначающих объекты внешнего мира или предметы мысли в сознании субъекта.

Так, для вас информация относится только к сознанию. Верно? Но вот вопрос. Каким образом «коды сознания» обозначают объекты внешнего мира, если у внешних объектов нет информации, как вы утверждаете? Откуда её берут «коды сознания»? Однако ниже вы пишете:

… Информация – это отношения между материальными и никакими другими объектами.

Так никаких других объектов и не существует! Речь как раз о материальных объектах. Но выше вы пишете:

… Информация – это форма отношений, но не между материальными объектами внешнего мира, а между отношениями кодов сознания…

То есть, опять я виновата, что вы сначала одно пишете, потом другое? У вас информация только в сознании или и во внешнем мире?

Вот тут вы верно пишете:

… следует различать отношения между материальными объектами внешнего мира и материальными объектами, понимай материальными кодами, мира сознания.

Вот и давайте различать. Этого я и не могу от вас добиться. Вот вы объясняете:

… Коды отражают отношения внешних вещей, но не тождественны им. Коды – это образы, упрощенные модели внешних вещей. Именно они, отношения кодов между собой и их отношения к внешнему миру несут информацию.

Иными словами, коды у вас относятся только к сознанию? Верно? Иначе для кого/чего они будут «образами, упрощенными моделями внешних вещей»? Ясно же, что только для сознания субъекта. Так? Тогда почему же вы утверждаете, что «кодирующей материи» (кодов) недостаточно для возникновения сознания, когда у вас сами коды возникают только в сознании? Или в вашей теории есть-таки коды вне сознания? Но вы об этом, вроде, не писали.

Ну так, что же такое информация? Отношения между кодами внутри сознания, или отношение между всеми материальными объектами? То есть, сами ваши коды сначала получают информацию от внешнего мира. Разве нет? Вы просто запутываете сами себя. Всё гораздо проще. Однако вы снова пишете:

… Отношения в реальном мире существуют и без субъекта. Но там нет информации, нет кодов, которые только и образуют информацию. Эти коды создает субъект в своем мозгу. Все элементарно.

То есть, у вас снова в «реальном мире» нет информации. Просто удивительно! А как с этим быть:

… Информация – это отношения между материальными и никакими другими объектами.

У вас что, в «реальном мире» нет материальных объектов, если там нет информации? Ведь если, «в реальном мире» нет информации, а информация – это отношение между материальными объектами, то получается, что в реальном мире нет материальных объектов. Кроме того, вы тогда должны объяснить, каким образом отношения происходят без информации, и каким образом, не имея информации, коды что-то отражают? Ну, так всё же, отношения в реальном мире – это информация или нет?

… Все они… наблюдали восходы и заходы Солнца, Луны, движения небесных светил. Как вы думаете:  их космогонические и астральные мифы – это информация или что? Эта информация существовала и до них и соответствовала реальному миру? Или они создали свою информацию о мире, которая оказалась чистой фантастикой.

Информация Солнца, Луны и движения небесных светил существовала и до них. Безусловно. И вполне соответствовала действительности. Она существует и сейчас. А мифы создали они. Но на основе реальности. Их мифы – это информация для нас. Не вижу ничего сложного, если намеренно не путать понятия.

… Вам нужно еще пояснять, что и современное общество создает свою ошибочную информацию, ежедневно искажая реальные процессы в мироздании?

Аркадий, вы всё время пытаетесь приписать мне своё ошибочное мнение, вместо того, чтобы обратить внимание на несоответствие в ваших же рассуждениях.

… Вам, Ольга, видимо, самостоятельно надо разобраться с винегретом представлений по данному вопросу. Не будем терять время.

Боюсь, что у меня после этого пропадёт желание разбираться в винегрете ваших представлений.

… по вашей реплике о бесконечности, напомню вам знаменитое утверждение Ленина о неисчерпаемости электрона. А заодно было бы неплохо перелистать и учебники диамата о бесконечности и неисчерпаемости материального мира, об историчности и бесконечности человеческого познания.

Зря вы ещё не вспомнили Канта с его вещью в себе. Из той же серии. К сожалению, бесконечность человеческого познания ограничена конечностью как конкретного человека так и человечества в целом. Козьма Прутков отказался прозорливее, сказав, что «нельзя объять необъятное». Или диамат этому не учит? Как верно подметил народ: на каждого мудреца довольно простоты.

… Полемику по философии и науке нет смысла продолжать из-за больших расхождений во взглядах. Желаю вам успехов! Будьте здоровы

Что ж. У вас истина не рождается в спорах, видимо. Будьте здоровы! Желаю успехов! Спасибо за беседу.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Это такой супермегагиперматериализм.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

У Станислава Лема есть рассказ "профессор Донда". Там главный герой доказывает, что у информации есть масса: ставит на весы компьютер и набивает разной информацией, получив в конце концов потяжелевший компьютер.
А у вас эпохальное открытие чем доказывается?

Аватар пользователя Нау Шам

Что-нибудь слышали о принципе Ландауэра, принципе эквивалентности информации-энергии-массы Вопсона и ожидающей нас, среди многих, ещё и Информационной Катастрофе? )

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Спасибо за наколку, я не знал про принцип Ландауэра и что из информации может получаться энергия. Там всё серьёзно, с расчетами, формулами и законами? А что не так? А не так с логикой. Энтропия в термодинамике и энтропия информации разные вещи, хотя у них и есть точки пересечения. Налицо нарушение закона тождества. Аминь.

Аватар пользователя Алент

Овчарёв Виталий, 10 Апрель, 2025 - 00:47, ссылка

«Вся информация, которая существует, хранится физическими системами, и все физические системы хранят информацию» (Сет Ллойд)

Вернадский с его ноосферой мог бы возразить Ллойду, а тот мог выйти из положения, назвав ноосферу (и вообще все "сферы разума") физическими системами.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Солнечная система тоже хранит информацию? А может, она ее ещё и перерабатывает? Как у Лермонтова - и звезда с звездою говорит... Я не знаю кто такой Сет Ллойд, но явно не очень умный человек.

Аватар пользователя Алент

Овчарёв Виталий, 10 Апрель, 2025 - 08:52, ссылка

Солнечная система тоже хранит информацию? А может, она ее ещё и перерабатывает? Как у Лермонтова - и звезда с звездою говорит... Я не знаю кто такой Сет Ллойд, но явно не очень умный человек.

Строго говоря, хранит. 

Каждый камешек, каждая система хранит в себе "знание", почему она должна быть такой, а не иной, как ей поддерживать гомеостаз и как реагировать на внешние воздействия.

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Алент-е: Вот и Гегель об этом же утверждает (см. Примечание к параграфу 31 в "Философии права"). 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Гомеостатическое равновесие — это способность живых организмов сохранять динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды посредством скоординированных реакций.

Механическая упорядоченность — это упорядоченное движение частиц

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

А почему "знание" в кавычках?

Аватар пользователя Алент

Овчарёв Виталий, 10 Апрель, 2025 - 22:26, ссылка

Так почувствовалось. "Знание" это продукт мышления, а не нечто объективно всехнее.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Ну вот уже и у вас камешки с мышлением. Это заразно

Аватар пользователя Алент

Овчарёв Виталий, 11 Апрель, 2025 - 23:43, ссылка

А нет, тут у меня ошибка. Надо было пояснить, почему в первом случае "знание" в кавычках.

"Знание" камешка в кавычках, да, а во втором случае "знание как продукт мышления" знание не надо было закавычивать. 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Рассмотрим такое утверждение, суждение:

«Природа существует абсолютно»,

«Природа – это объективная реальность, существующая вне нашего сознания и независимо от нашего сознания».

«Бог» - это пустое по содержанию понятие.

---------

Где здесь что?? Где здесь что и что здесь есть??

---------

 

Где здесь предмет? Что здесь предмет?

Где здесь объект и субъект? Что и кто здесь объект и субъект?

Где здесь сущность, суть? Что здесь сущность, суть?

Где здесь факт? Что здесь факт?

Где здесь не факт? Что здесь не факт?

Где здесь мысль? Что здесь мысль?

Где здесь смысл?  Что здесь смысл?

Где здесь логика? Что здесь логика?

Где здесь язык? Что здесь язык?

Каково взаимоотношение информации и знания/не знания?

Что такое знание и как с ним соотносится информация?

Где здесь код? Что здесь код?

Где здесь информация? Что здесь информация?

Где здесь сообщение? Что здесь сообщение?

Где здесь материя (материальное)? Что здесь материя (материальное)?

Где здесь идея (идеальное)? Что здесь идея (идеальное)?

Как здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны, взаимообусловлены факт, сообщение, сущность, смысл, мысль, язык, логика, информация, объект, субъект, материальное, идеальное???

---------

 

Вопрос вдогонку:

"Уважаемый Аркадий Лазаревич, а какое место занимает ПРИРОДА в вашей философии и в вашем мировоззрении?

У меня природа стоит на первом месте: https://philpapers.org/rec/YUSJRW

 

 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Заблуждения диалектического материалиста

https://proza.ru/2025/04/12/205

Аватар пользователя Ксари

Но материальные связи и отношения (3), существующие объективно между материальными телами (1) и их материальными свойствами (2), являясь объективной реальностью, не являются материей природы

Роберт, а чем Ваши лозунги лучше лозунгов Аркадия? («Материальные связи не являются материей природы»!? Дикость и дремучесть - страшная!) Тем, что Ваши лозунги еще умеют лить грязь на другие лозунги!? Как вопиил  экстраординарный пошлый художник однажды: Чем мои спермарелли хуже его аквареллей!? Лозунгами, Роберт, даже Философиня со своей филоистикой размахивать умеет!  

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Вы обладаете удивительной способностью не видеть смысла за словами, а замечаете какие-то только вам известные лозунги.

Слова не ради слов существуют и придуманы, а для передачи информации, сведений, знаний, смысла, существа дела! 

 

Чтобы разглядеть за словами выраженный смысл, надо трудиться, Стари!

Попробуйте ответить на эти вопросы: http://philosophystorm.ru/ob-otnosheniyakh-materii-soznaniya-i-informatsii-diskussiya#comment-654820

Аватар пользователя Ксари

Слова, Роберт, на то и слова, чтобы показать какой бардак творится в Вашей голове! В философии слова значат больше, чем Ваши дела! Свои дела будете демонстрировать своим любовницам!

Аватар пользователя Роберт Юсупов

За моими словами дела стоят!!

---------

Народ со всего мира читает мою книгу «Теория Природы» и последующие статьи.

Сами видите географию интереса: Китай, Гонк Конг, Амстердам, Сингапур, Париж, Москва, Иерусалим, Ханой, Торонто, Бангкок, Лондон, Токио, Ташкент, Алма-Ата!

А вы всё каверзы выискиваете какие-то, демагогические демарши организуете, лозунги какие-то усматриваете!

А взять и просто прочитать ТП и понять её у вас «кишка тонка», не так ли Стари?!  

Смотрите Ксари, поезд ваш уйдёт и вы останетесь ни с чем!

Аватар пользователя Ксари

Я очень рад за Вас, Роберт !

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Ксари!

От слов надо переходить к делу активного усвоения "Теории Природы"!

Аватар пользователя эврика

Ксари, 12 Апрель, 2025 - 13:59, ссылка

Я очень рад за Вас, Роберт !

Зря. У него VPN и он просматривает свои страницы сам. Статистику посмотрите внимательно. Там оригинальных просмотров, которые похожи на нормальные, процентов 5 - 10.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Враки!

Не просмотры отмечаются в статистике, а скачивания книги  "Теория Природы" и других статей по ТП. 

Аватар пользователя эврика

Не просмотры отмечаются в статистике, а скачивания книги  "Теория Природы" и других статей по ТП. 

Вот что вы сочиняете?

Эта таблица - это просмотры! Это веб-аналитика по посещению страниц всех работ. Скачивания здесь не учитываются. Если бы вы заходили со своего компа и смотрели бы там (на страницах своих работ) количество скачиваний, то это бы отразилось, но вас там в списке нет. Почему? Вы не смотрите количество скачиваний своих работ? Попробуйте, посмотрите количество скачиваний на какой-нибудь работе, но не скачивайте её, и вы появитесь в этой веб-аналитике.

Скачивания даются на странице работы и график там зелёный, и без расшифровки откуда, и кто...

Аватар пользователя Ксари

По мне хоть все человечество, если будет аплодировать стоя трудам Роберта Алмазовича! Но если философ не в состоянии сопоставить двух своих предложений, когда в голове чернила булькают, то этот философ должен работать на гуталиновой фабрике, а не теорию природы разрабатывать!cheeky

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Роберт Юсупов, 12 Апрель, 2025 - 05:35, ссылка

Заблуждения диалектического материалиста

https://proza.ru/2025/04/12/205

Это мой ответ Аркадию Гуртовцеву из Минска!