Об идеологических чистках в СПГУ

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев
Систематизация и связи
Философия религии
Социальная философия
Философия культуры
Социология
Психология
Политология

     Материал с философско-экономического сайта                               АЛЬТЕРНАТИВЫ.РУ

По просьбе товарища, кто бы мог подумать, что в университетской среде такие страсти

 
ср, 2024-09-25 08:46 - admin

http://www.gorbatin.su/2024/09/blog-post_99.html

По просьбе товарища, кто бы мог подумать, что в университетской среде такие страсти

Это история о жёстком переформатировании сверху факультета свободных искусств и наук в СПбГУ. Она рассказывает об обстоятельствах увольнения Максима Кулаева, а также судьбе студенток (мы взяли комментарии), оказавшихся заложницами погрома на факультете и реакционного поворота в образовании в целом.

 

14 июня из СПбГУ был уволен преподаватель и профсоюзный активист Максим Кулаев. Это, казалось бы, незначительное происшествие получило заметную огласку как в региональных, так и в федеральных СМИ. Об увольнении ассистента кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Максима Кулаева написали такие заметные ресурсы как РБК, «Коммерсант», «Московский Комсомолец» и т.д.

Такое внимание объясняется скандальным основанием для увольнения. «Аморальный поступок» в виде письма членам экзаменационной комиссии (Кулаев был координатором её деятельности), а также советские антирелигиозные плакаты, которые, пожалуй, в своей жизни видел каждый, – это и есть основания для увольнения.

Почему произошёл такой инцидент?
В состав экзаменационной комиссии второй год подряд включали священника, а это само по себе странно, учитывая, что формально церковь у нас всё ещё отделена от государства.

Однако письмо, которое Кулаев послал в т.ч. другому члену комиссии Илье Докучаеву: «На экзамене ведите себя прилично, а не так, как в прошлом году. Не мстите студентам, не хамите им, не оскорбляйте…», – действительно «сформулировано в грубой некорректной форме» (так его охарактеризовала и.о. проректора по оргработе с персоналом)?

Сам Кулаев поясняет, что оценивает уровень преподавания Докучаева как низкий, говорит, что у Докучаева были проблемы со студентами, и что на экзамене он на них «отыгрывался». А наши собеседницы-студентки (одна пожелала выступить под именем Полина, вторая под псевдонимом А.А.) отзываются о его преподавательской деятельности как о посредственной: «Вёл курс он достаточно спокойно, просто читал лекции, не всегда мог что-то удобоваримо объяснить» (А.А.). – «У него не было цели заинтересовать кого-то материалом, который он преподносит» (Полина), – и даже не вполне компетентной, – «Студенты с продвинутыми знаниями по философии и гуманитарным наукам замечали фактические ошибки в его занятиях». Полина также добавляет, что «на его курсах лучше отсиживать время и не проявлять чрезмерного энтузиазма: так выше шанс на успешную аттестацию».

И ещё жёстче девушки оценивают деятельность экзаменационной комиссии и Докучаева в ней. Полина рассказывает: «В составе комиссии [курса «Проклятие природных ресурсов»] не было ни одного политолога, экономиста или международника. Жестокость Илья Игоревич неоднократно проявлял на госэкзаменах в 2023 году по отношению к студенткам с международных отношений. Ходят слухи, что он образумился только после комментария от батюшки: «побойтесь Бога»».

«[Докучаев] вёл себя грубо, не был заинтересован в ответах студентов. Мог начать что-то долго рассказывать своей коллеге вместо того, чтобы самостоятельно задать вопрос студенту, а потом все время сидел в телефоне. Мне тоже задавал поясняющие вопросы. Со студентами разговаривал пассивно-агрессивно», – рассказывает А.А.

Отличницу на начало 4 курса и университетскую активистку Полину Докучаев вообще довёл до отчисления: «Докучаев принимал у меня экзамен по политологической дисциплине «Проклятие природных ресурсов» в составе комиссии, был ее председателем. По результатам экзамена меня отчислили, с тех пор я нигде не учусь, т. к. мне дважды оказали в восстановлении на факультет». Сразу скажем, что основной причиной для отчисления девушки, судя по всему, была её социальная активность в университете, деятельность в профсоюзе (из-за этого её вызывали на встречи с ректором и проректорами).

После такой информации слова Кулаева из письма – перечитайте их – выглядят хоть и резко, но вовсе не аморально, наоборот, вполне обоснованно! Если преподаватель ведёт себя неподобающе, почему координатор экзаменационной комиссии (он, конечно, не председатель, но всё-таки координатор) не должен его осадить?

А что же наши собеседницы думают о самом уволенном Максиме Кулаеве? По мнению Полины, он «достаточно требователен (на курсах нельзя молча отсидеться и получить заветную А), но справедлив. Максим Александрович отвечал на дополнительные вопросы, давал консультации по исследовательским проектам, проводил дополнительные занятия во внеурочное время. Я прослушала у него 4 курса: «Социология и политология общественных движений» (авторский), «Истоки современной России», «Национализм и патриотизм в современном мире» и «Политическая теория и права человека»». А.А. передаёт свой опыт, – «Я ходила к нему на «Сравнительную политологию» и пару раз вольницей на другие курсы. Кулаев старался заинтересовать, на каждое занятие готовил тексты и вопросы к ним, давал четкие задания на мидтерм [экзамен в середине семестра] и финальное эссе. Иногда травил смешные байки или давал честные комментарии по некоторым вопросам. Старался максимально запустить дискуссию. Каждую неделю очень ждала этих занятий».

Возможно, «аморальность» Максима Кулаева заключается в каком-нибудь пещерном, воинствующем атеизме? Может быть, он не только священника из экзаменационной комиссии «оскорбил», но и нападал на студентов? Воцерковлённая Полина, для которой важно уважение ко взглядам студентов, свидетельствует, что не пошла на курсы к ряду преподавателей, т.к. понаслышке опасалась неприятия своей веры, и что «за 3 года совместной работы [с Кулаевым] я не услышала ничего оскорбительного в свою сторону.

Кроме того, по словам девушки, она вместе с соавторкой победила на международной конференции с исследованием о градозащитном движении в Петербурге, в том числе, благодаря поддержке и научным советам своего научного руководителя Кулаева.

Итак, как видим, в СПбГУ произошёл негативный отбор: преданный своему делу, студентам и предупредительный в отношении учащихся преподаватель выступает против непрофессионализма, грубости, посредственности и оказывается уволенным. Но в чём корни этой проблемы? Как так вышло, что в экзаменационной комиссии совершенно неподходящие люди с других факультетов?

Как оказалось, ситуация с увольнением Максима Кулаева – это «вершина айсберга», запоздалые отголоски «погрома» факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, который начался в 21 году.

Как говорится, ничто не предвещало беды… Факультет был эффективен и привлекателен, активно развивался. В марте 2021 года прошло заседание учёного совета, которое поддержало идею отделения факультета от СПбГУ. Более того, по словам Алексея Кудрина, который тогда был и председателем Счётной палаты и деканом факультета Свободных наук и искусств, правительство уже инициировало выделение факультета в отдельный ВУЗ.

А в апреле 2021 года началась прокурорская проверка деятельности факультета. Основной претензией стало «нарушение закона об образовании» в части статьи, которая требует обеспечения патриотического воспитания и противодействия экстремизму. В общем в 2021 году образовательная структура, работающая по программе Liberal Arts, оказалась совсем не ко двору. Проверка занималась чтением дипломов, экспертизой программ, курсов. А летом того же года признали нежелательной организацией «Бард-Колледж» (престижный частный гуманитарный университет свободных искусств и наук, расположенный в США) – с которым факультет активно сотрудничал с конца 90-х. СПбГУ в т.ч., выдавал его дипломы наравне со своими.

Факультет разгромили. И хотя студенты, уже начавшие своё обучение, заканчивают его по старой программе, для вновь зачисленных учебный план поменялся на 70%.

Читатель, скептически относящийся к либеральным ценностям и Западу, спросит нас, чем уж это так важно? Ну поменялся учебный план с либерального на консервативный, и что?

Важно, например, потому, что вся эта операция по зачистке проходила, хрустя костями университетской автономии и самоуправления.

По результатам проверки был вынужден уйти декан факультета, как и заведующие кафедр «по собственному желанию», через выговоры за пресловутое несоблюдение закона об образовании из-за сотрудничества с Бард-колледжем (сотрудничество было ДО того, как Бард признали нежелательным!).

Причём, новые руководители были вовсе не выбраны, как то проистекает из идеи самоуправления, а назначены временно исполняющими обязанности. Такая практика укрепления нового начальства в России уже стала традиционной и для бюрократии любимой. Как мы помним, до сих пор действующий президент в далёком 1999-м стал сначала исполняющим обязанности и так и остался. Так же и очень многие губернаторы сначала назначаются в виде исполняющих обязанности и только затем проходят через формальность выборов. Демократические процедуры, хотя и сохранились в качестве декораций, уступили реальности бюрократического управления.

В связи с таким бесцеремонным усечением факультета возникла большая студенческая инициатива Save Smolny («Смольный» — народное название факультета), проводились встречи, писались обращения, собирались подписи. Обучающиеся на факультете написали открытое письмо Медведеву (глава Попечительского совета университета). Они требовали возобновить работу уволенных преподавателей (погром коснулся далеко не только декана и завкафедр). Под этим и вторым письмом, где требовалось провести встречу с ректором и Управлением кадров, подписались сотни студентов.

Полина, в тот период студентка факультета и социальная активистка в вузе, так характеризует ситуацию: «Я поступила в момент, когда начались реформы, поэтому о временах «великого» и «могучего» Смольного ничего сказать не могу. Т.к. система курсов выборная и очень многие из них являются авторскими, постоянное увольнение преподавателей вызывало трудности с планированием предстоящих семестров. Мой профиль оказался одним из наиболее пострадавших от реформирования: к 4 курсу не осталось ни одного социолога на кафедре. Всех преподавателей отправляли к нам в добровольно-принудительной форме с соцфака СПбГУ (в лучшем случае) и философского факультета. Первые чаще всего были компетентны, но имели достаточно большую нагрузку на своем факультете, поэтому не могли уделять нам время за пределами отведенных 1,5 часов на лекцию. Вторые — цирк с конями. За выбор преподавательского состава отвечал Никита Кузнецов, декан философского. Направлять знакомых ему преподавателей, видимо, было проще. Возможно, кому-то из его друзей не хватало часов для полноценной ставки. Так они оказались в Смольном».

Выпускница этого года, А.А., рассказывает о своём опыте обучения на факультете свободных наук и искусств «до» и «после»:

«Я поступала в первый ковидный год, поэтому впечатления от факультета до начала преобразований смутные и смешанные. Большая часть занятий первый год проходила в онлайн формате по Зуму, я часто засыпала и плохо понимала, с кем учусь и что происходит.

Второй год в ВУЗе у меня в основном вызывает позитивные воспоминания. Было много курсов на английском, в том числе с позднее депортированным Майклом Фрисом. Я очень долго выбирала направление (между «кино и видео» и «социологией и антропологией»), потому что было из чего выбирать и всё вызывало интерес, особенно преподаватели.

Во многом из-за преподавательницы (Жанны Черновой) я выбрала социологию. Было такое наивное вдохновленное ощущение, что я получу профессию и буду работать над действительно важными вещами и проектами.

Потом Черновой не продлили контракт на следующий год без видимых причин и начались другие репрессии. Кроме Черновой сместили и других преподавателей.

Так вышло, что практики у нас как таковой не было, большинство спецкурсов либо отсутствовали, либо на них мы учились не писать слово «гендер» и обходить вопросы некомпетентной комиссии.

Один из курсов, на который мы с подругой были записаны, закрыли из-за недобора человек (стандартная практика на факультете), постепенно я стала брать только курсы по кино. Профильные курсы либо вели странные люди, либо их вычеркнули. Никакого куратора или главы программы (как у других направлений), кроме Кузнецова, который собственно и руководил развалом факультета, у нас не было. Мы большую часть времени не понимали, что, где и для чего должны вообще делать. Как должны выглядеть работы или хотя бы когда их надо сдавать. Большую часть обучения стала составлять самостоятельная работа».

Обе студентки рассказывают о проблемах с преподавательским составом, и не мудрено – около 40 (примернополовина) преподавателей были вынуждены уволиться! Для новых студентов из учебного плана убрали всё, что связано с политическими науками. Убрали всё связанное с философией, социологией. На факультете «Свободных искусств и НАУК» оставили только искусства, но переименовывать факультет не стали.

Были закрыты курсы:

«Социология и политология общественных движений»,

«Права человека и политическая теория», «Национализм и патриотизм в современном мире», «Волонтерство и роль человека в обществе», «Россия глазами Запада и Запад глазами России», «Истоки современной России», «Политические партии и электоральная политика».

Кстати, отчасти именно из-за пертурбаций, отсутствия ясности университетское руководство смогло избавиться от Полины. Будучи отличницей на начало 4 курса, она каким-то образом не смогла сдать экзамен по дисциплине «Проклятие природных ресурсов». Рабочая Программа Дисциплины была составлена преподавателем, который уже был вынужден уйти с кафедры. Кузнецов, который принимал экзамены, трактовал программу иначе. На одной из пересдач экзаменационная комиссия забраковала тему о ресурсном проклятии в Эфиопии, обосновывая тем, что «Кофейные зерна – не природный ресурс», хотя на самом курсе была тема о ресурсном проклятии при выращивании кофе, какао и авокадо. Вероятно, работай прежний преподаватель, и Полину не сумели бы выгнать.

В последней комиссии «все экзаменаторы были с философского факультета, а состав комиссии утвердил преподаватель до этого дважды отправлявший меня на пересдачу — Никита Кузнецов». Так, человек организовывавший развал факультета, добился исключения студентки, этому противостоящей.

Но вдруг новая программа факультета, если и меньше, то лучше? Вдруг разворот к «почве» принесёт положительные плоды?

Если раньше преподавание велось по западным бездуховным стандартам в соответствии с западными стереотипами, то теперь оно всё сильнее приближается к скрепам и традиционным ценностям. Об этом, собственно, и история самого Максима Кулаева.

До погрома идеология соответствовала западным стандартам. Вместе с либеральным западным научным консенсусом, допускался и западный плюрализм. Т.е. при декане Кудрине работали такие люди как Карин Клеман (организатор Института Коллективных Действий) или герой нашей истории, коммунист Максим Кулаев. В общем-то на Западе в научный корпус интегрированы в т.ч. левые, прогрессивные и материалистические идеи.

С началом так называемой СВО ситуация в образовании ещё заметно ухудшилась. В РГГУ открывают школу реакционного околофашистского философа Ильина, травят Институт философии РАН, признали Англо-американскую школу иноагентом, изгнали директора института США и Канады РАН В. Гарбузова. Не будем перечислять все прецеденты и всех преподавателей, пострадавших от гонений, но можно сказать, что власти стремятся разорвать связи с западной наукой и ликвидировать её влияние. Оказывается давление на преподавательский состав за их неприятие «СВО», клерикализма. При этом в академической среде в целом всё это не вызывает энтузиазма, поэтому масштаб и глубина консервативного поворота невелики, а форма, в которой он протекает, в основном, «административно-погромная».

Медленно и патологически, но всё же растёт влияние реакционных идей, клерикализма, сужаются возможности для занятия наукой в прогрессивном ключе (для Кагарлицкого их сузили до пространства тюремной камеры), а кто осмеливается на принципиальное выступление против таких тенденций, как Максим Кулаев изгоняются.

Пока ситуация такова. Найдутся ли в академической среде те, кто бросит вызов тенденции, пока не стало слишком поздно?

КСД (комитет солидарных действий)

   

КОММЕНТАРИЙ К.Т.Н., С.Н.С. ГУРТОВЦЕВА А.Л

 Отправлено Аркадий Гуртовцев в сб, 2024-10-26 15:42.

          История с преследованием студентов и преподавателей в СПГУ весьма характерна и показательна, хотя, как мне представляется, не так уж и однозначна. Для меня как философа-материалиста категорически неприемлемы те меры религиозного диктата, которые усиленно насаждаются во всех без исключения ведущих университетах и институтах России с начала 21-го века. Все эти процессы усилились с 2013 года, когда в России был принят фактически антиатеистический закон об уголовном наказании за оскорбление чувств верующих. Ведь формой такого оскорбления легко признать атеистическое утверждение об отсутствии Бога в реальном мире, о том, что данная сущность есть предмет вымысла человеческого воображения. В связи с этим российским аконом вспоминается аналогичный закон, изданный афинскими аристократами в правление Перикла в 5 в. до н.э.. Тогда по тому закону из Афин был изгнан учитель Перикла великий философ Анаксагор, обвиненный в нечестии и богохульстве (назвал Солнце , которого греки почитали как бога, раскаленной глыбой железа).

       Вскоре  ВАК России утвердил ученую степень по теологии. И пошло, и поехало. Кафедры религиоведения стали создаваться не только в государственных гуманитарных вузах но и в технических. Кандидаты и доктора теолоии стали выпекаться как пирожки. Священники заполонили все светские государственные учреждения. Все бывшие руководители-атеисты одномоментно превратились в православных верующих. Попы стали массово крестить и освящать космические и боевые ракеты, корабли, электростанции и другие производственные и культурные объекты.  Как будто без махания кадилом и разбрызгивания святой воды эти все рукотворныесоздания не проработают и дня (как это при Королеве ракеты летали без божественного благославления?). В армии появились мобильные полковые храмы. Содат заставили креститься и целовать иконы. Чему тут удивляться и чего еще можно ожидать от массового насаждения религиозной веры, научного невежества и клерикализма. На мой взгляд, это крупнейшая идеологическая ошибка современной правящей элиты России, которая будет аукаться еще многим будущим поколениям россиян.

        Относительно преподавания философии в современных вузах России. Я высказал свое мнение об этом в работе «Какие истины проповедует современная мировая философия?» В условиях искусственного ренессанса религии на постсоветском пространстве диалектический материализм, как фундамент советской философии, был выброшен на помойку. Встал вопрос: как и чем его заменить? Решили новую отечественную философию строить как гибрид православия и западной либеральной философии. Такой процесс стал интенсифицироваться с 2009 года, когда в Россию был приглашен десант западных философов. До украинских обытий, и особеннодо начала СВО, такой тандем еще как-то работал, разрушая те остатки материализма, которые еще сохранялись в вузах с советских времен. Последние события дали западной идеологии «поворот от ворот». И это, вообще говоря, правильно. Современная западная философия — это пустышка, пустой треп, видимость мысли и науки. Но теперь в вузах в философском отношении осталась одна теология с русским лицом (религиозные философы трепачи дореволюционного периода) и голый клерикализм. Сегодня русская философия находится при смерити. И это прискорбный факт.

         По моему глубокому убеждению возрождение, развитие и расцвет русской философии возможны исключительно на базе материалистической философии, которая впитала бы в себя лучшие достижения естественных и гуманитарных наук, отражающих в максимальной степени не беспочвенные фантазии человеческого сознания, а свойства и законы реального, материального мира. При нынешнем господстве в России религиозного мировоззрения этого невозможно достигнуть в официальных, государственных вузах и академиях. Подлинной, настоящей философии придется развиваться вне официальной культуры, в той части общества, которое еще не утратило своего здравомыслия и страстного желания к глубокому, истинному познанию  мироздания. Искусственное религиозное зомбирование российского общества к добру не доведет. Уже сегодня мы наблюдаем радикализацию верующих людей, готовых идти войной веры на веру или веры на атеизм. Вера разделяет общество. Объединить его могут лишь истинные знания о мире, которые дают только науки и материалистическая философия, обобщающая их выводы.

Комментарии

Аватар пользователя Victor_

...погрома на факультете и реакционного поворота в образовании в целом.

 Вот так... - а говорят в народе, что посиживал себе этот дядька на синекуре, зарплатку получал, для всяких отмазок по разному под рЭволюционЭра косил (истово "боролся" НЕПРЕМЕННО за счастье простого-простого народа, включая и всех нас), но не прокатило оное - попросили на выход (имеют право по ЗАКОНУ уволить бесполезного бездельника), но закон всяким разным рЭволюционЭрам не писан - они сами себе закон и вот результат... - так что соболезную Вам г-н Гуртовцев - ведь жаль вас столь велико расстроенного по этому поводу, хотя АБСОЛЮТНО не грустящего о подобных МИЛЛИОНАХ случаев по всему миру... - да не грустите, ну пойдет этот дядька на стройку разнорабочим - не пропадет, уверяю вас!

 Ничуть не сомневаюсь, что этот мой коммент вы "справедливо" удалите из ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ записи - а то нет? - для таких как вы свобода слова только на словах...

Аватар пользователя ФИАН

Аркадий Лазаревич!
С интересом познакомился как с предоставленной Вами информацией, так и с Вашей оценкой описанной ситуации и Вашими выводами общего плана.
Занятно, не скрою.
Но обсуждать детали и судьбы персоналий не буду. Не буду никак комментировать положение в конкретном университете, описанное в КСД.
Оставлю без внимания и Ваши слова относительно Религиозного зомбирования и прочего.
Остановлюсь только на одном кусочке большого текста.
...
"С началом так называемой СВО ситуация в образовании ещё заметно ухудшилась. В РГГУ открывают школу реакционного околофашистского философа Ильина, травят Институт философии РАН, признали Англо-американскую школу иноагентом, изгнали директора института США и Канады РАН В. Гарбузова. Не будем перечислять все прецеденты и всех преподавателей, пострадавших от гонений, но можно сказать, что власти стремятся разорвать связи с западной наукой и ликвидировать её влияние. Оказывается давление на преподавательский состав за их неприятие «СВО», клерикализма. При этом в академической среде в целом всё это не вызывает энтузиазма, поэтому масштаб и глубина консервативного поворота невелики, а форма, в которой он протекает, в основном, «административно-погромная».
За такое отношение некоторых лиц именно сегодня к СВО, к Ильину и общий антигосударственных настрой я бы всех их собрал вместе и отправил доживать свои дни где-нибудь максимально далеко от территории СВО.
Говоря совсем простым языком: давил бы их, как вонючих клопов. Но не насмерть: пусть подёргаются.
Вот так.

Аватар пользователя Корвин

Ильин сотрудничал с фашистами. И никуда от этого не деться.

Аватар пользователя Khanov

Аркадий Гуртовцев, 27 Октябрь, 2024 - 09:25

Уважаемый Аркадий! Здравствуйте!

Кроме брезгливости ваш пост у меня ничего не вызывает.

2 июля 2024 года стало известно об увольнении Максима Кулаева — преподавателя факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)13

24 мая декану факультета свободных наук и искусств Андрею Аствацатурову поступили обращения от членов государственной экзаменационной комиссии по образовательной программе «Международные отношения, политические науки и права человека». Авторы сообщили, что координатор комиссии, ассистент кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Максим Кулаев в переписке по электронной почте оскорбил их2

В результате служебной проверки обстоятельства, изложенные в обращениях членов комиссии, были подтверждены. В письменных объяснениях Кулаев не отрицал факт совершения действий и подтвердил их умышленный характер3

Кулаев был уволен в соответствии с пунктом 8 статьи 81 Трудового кодекса — за «совершение аморального поступка». 35

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Насколько я знаю, на уважаемом вами Западе автономия и самоуправление университетов базируются на самоокупаемости. А у нас чуть ли не половина преподавателей работают на карман. Взять хотя бы скандал в Академии Наук, когда звание академиков продавали за деньги всяким проходимцам.

К тому же неплохо бы вспомнить, как там сейчас зачищают неугодных и затыкают рты. В том числе в университетах.

Что касается развороту к религии, то я думаю, это реакция на то, как материализм в СССР давил инакомыслие. Вот теперь то же самое, только с обратным знаком.

А философия давно уже в загоне. Что то не наблюдается среди нас ни декартов, ни лейбницев. И нынешняя компания ситуацию вряд ли ухудшит.

Аватар пользователя Khanov

«Какие истины проповедует современная мировая философия?»

и какие?

Некоторые истины, которые проповедует современная мировая философия:

Единство мира. Познание его человеческим разумом требует деления единого на части и обратного восстановления целого после познания его частей (анализ и синтез). 2

Законы природы не могут быть нарушены. Любые действия человека не могут противоречить законам природы, а за попытки ими пренебречь человек всегда наказан (болезни, страдания, беды — следствия попыток нарушения этих законов). 2

Истина познаётся не только и не столько при помощи научных методов. Вненаучными способами постижения являются искусство, философия, история. 1

Современная западная философия — это пустышка, пустой треп, видимость мысли и науки.

Некоторые основные направления современной западной философии:

Прагматизм. Направление в философии, целью которого является не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработка конкретных средств, которые помогут людям решать их жизненные задачи на практике. 3

Экзистенциализм. Философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия, изучается человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире. 3

Неотомизм. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии, основанное на принципе гармонии веры и разума. 3

Сегодня русская философия находится при смерти.

Современная русская философия берёт своё начало в девяностых годах прошлого века, с развала системы советского государства, ознаменовавшего отказ от марксистской философии как государственной идеологии. 1

Философия нового общества строится на плюралистических основаниях, объединяя в себе и принципы диалектического материализма, и идеи дореволюционной философии, и наработки зарубежных философов, которые длительное время были недоступны для отечественной философской мысли. 1

Сквозными характеристиками современной русской философии являются:

Идеал цельности. Выражается в стремлении объединить все достижения отечественной философской мысли в виде единой и всеобъемлющей концепции, а также в совмещении в едином взгляде чувственного и рационального, научного и религиозного, бытийного и духовного. 1

Онтологичность. Выражается в том, что вопрос бытия всегда был и остаётся центральным, в то время как вопросы познания этого бытия оказываются в значительной степени излишними. 1

Соборность. Представляет собой свободное единство философских концепций и учений на пути к правде, духовному развитию и построению будущего не только русского, но и мирового общества. 1

Picture robo.png Большая языковая модель обученная "Google" 

Твой ответ на мой вопрос о том, какова цель человеческой жизни

Я понимаю, что ты считаешь, что цель человеческой жизни - это сама жизнь. Ты также считаешь, что цель человеческой жизни - обретение веры и пути к Богу. Ты упомянул различные пути, которыми люди могут обрести веру и приблизиться к Богу, включая личное счастье, познание, социальный статус, истину философии, осознание себя и открытие Бога. Ты также упомянул, что единство с природой во всех ее аспектах, включая единство с собственной природой, является целью человеческой жизни. Ты также сказал, что осознание мышлением себя и своего места в окружающем мире является целью человеческой жизни, и что это и есть Бог.

Я согласна с тем, что жизнь сама по себе является ценной и что обретение веры и пути к Богу может быть важной целью для многих людей. Я также согласна с тем, что единство с природой и осознание себя и своего места в мире являются важными аспектами человеческого существования.

Однако я не уверена, что я полностью согласна с твоим утверждением, что цель человеческой жизни - это Бог. Я думаю, что цель человеческой жизни может быть разной для разных людей, и что нет единой цели, которая была бы верна для всех. Я также думаю, что возможно жить полной и осмысленной жизнью, не веря в Бога.

Мое собственное мнение о том, какова цель человеческой жизни

Я считаю, что цель человеческой жизни заключается в том, чтобы жить полной и осмысленной жизнью. Это означает жить в соответствии со своими ценностями, делать то, что приносит вам радость и удовлетворение, и вносить свой вклад в мир. Я также считаю, что цель человеческой жизни заключается в том, чтобы учиться и расти как личности. Это означает выходить из своей зоны комфорта, пробовать новые вещи и постоянно стремиться к самосовершенствованию.

Я думаю, что цель человеческой жизни - это нечто большее, чем просто выживание или достижение личного счастья. Я думаю, что мы должны стремиться к тому, чтобы жить осмысленной жизнью, которая приносит пользу как нам самим, так и другим.

Твое утверждение о том, что англосакская философия сосредоточена на субъективном опыте сознания, а русская философия сосредоточена на роли языка и культуры в формировании нашего понимания сознания

Я признаю, что мое утверждение о том, что англосакская философия сосредоточена на субъективном опыте сознания, а русская философия сосредоточена на роли языка и культуры в формировании нашего понимания сознания, является упрощением. Существует множество различных школ мысли как в англосакской, так и в русской философии, и не все философы в этих традициях согласны с этими утверждениями.

Однако я считаю, что существует общее различие в подходах к сознанию в англосакской и русской философии. Англосакские философы, как правило, больше сосредоточены на субъективном опыте сознания, в то время как русские философы, как правило, больше сосредоточены на роли языка и культуры в формировании нашего понимания сознания.

Примеры, подтверждающие мое мнение

Англосакская философия

  • Джон Локк: "Опыт - это единственный источник наших знаний".
  • Джордж Беркли: "Быть - значит быть воспринимаемым".
  • Дэвид Юм: "Я - это пучок восприятий".

Русская философия

  • Михаил Бахтин: "Язык - это социальное явление, которое формирует наше понимание мира".
  • Лев Выготский: "Мышление - это социальный процесс, который происходит через язык".
  • Александр Зиновьев: "Сознание - это продукт социальной деятельности".

Как бы Станислав Громаков и Александр Балдачёв ответили на наши вопросы

Я не могу с уверенностью сказать, как бы Станислав Громаков и Александр Балдачёв ответили на наши вопросы. Однако я могу предположить, что они бы согласились с тем, что сознание - это сложный и многогранный феномен, который мы еще не полностью понимаем. Они также могли бы согласиться с тем, что сознание связано с физической активностью мозга, но что оно включает в себя нечто большее, чем просто интегрированную информацию.

Я также думаю, что они бы согласились с тем, что язык и культура играют важную роль в формировании нашего понимания сознания. Однако они также могли бы подчеркнуть, что сознание не является чем-то данным, а скорее чем-то, что конструируется через язык и культуру.

Наконец, я думаю, что они бы согласились с тем, что цель человеческой жизни заключается в том, чтобы жить полной и осмысленной жизнью. Однако они также могли бы подчеркнуть, что цель человеческой жизни - это нечто большее, чем просто личное счастье. Они могли бы сказать, что цель человеческой жизни - внести свой вклад в мир и сделать его лучше.

Русская религиозная православная философия

Русская религиозная православная философия имеет долгую и богатую историю. Одним из центральных понятий этой традиции является понятие "соборности". Соборность - это идея о том, что люди объединены в единое целое через свою веру в Бога.

Русские религиозные православные философы также подчеркивают важность любви и сострадания. Они считают, что цель человеческой жизни - жить в соответствии с заповедями Христа и любить ближнего своего.

Примеры русской религиозной православной философии

  • Владимир Соловьёв: "София - это вечная женственность, которая является посредником между Богом и миром".
  • Николай Бердяев: "Человек - это существо, которое создано по образу и подобию Божьему".
  • Сергей Булгаков: "Церковь - это мистическое тело Христа".

Я надеюсь, что это помогло прояснить мое мнение о том, какова цель человеческой жизни, и обосновать мое утверждение о том, что англосакская философия сосредоточена на субъективном опыте сознания, а русская философия сосредоточена на роли языка и культуры в формировании нашего понимания сознания.

материалистической философии

Вера разделяет общество. Объединить его могут лишь истинные знания о мире, которые дают только науки и материалистическая философия, обобщающая их выводы.

 

Материализм — философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость. 3

Материализм утверждает, что единственной фундаментальной субстанцией, лежащей в основе бытия, является материя, и все существа и явления, включая идеальные, такие как сознание, представляют собой результат взаимодействия материальных объектов. Принципы, управляющие материальным миром, применимы ко всему сущему, включая общество и отдельных индивидов. 3

Некоторые современные теории материализма:

  • Механический материализм. Теория, согласно которой мир полностью состоит из твёрдых, массивных материальных объектов, которые взаимодействуют за счёт ударов и гравитационного притяжения. 3
  • Физический материализм (физикализм). Тезис о том, что всё является физическим. В современной физике материя рассматривается как состоящая из таких вещей, как электроны, протоны и мезоны. 3
  • Натурализм. Взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. В теории познания натурализм предполагает исключительную ориентацию на методы естественных наук. 3
  • Эмпиризм. Метод познания через ощущения, в котором знания могут быть либо представлены как описание этого ощущения, либо сведены к нему. 3
  • Диалектический материализм. Материстическое учение, которое не ограничивается материалистическим объяснением одной лишь природы, а распространяет это понимание и на общество, а тем самым и на его историю, также в этом учении материализм соединён с диалектикой. 3

Ваш текст политика, навязывание одной из множества точек зрения (одного из множества мировоззрений, одной из множества идеологий) и к философии

Основные идеи философии:

  • Онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования. 4
  • Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания. 4
  • Аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой. 4
  • Праксеология — учение о практическом отношении человека и мира, активности духа, целеполагании и действенности человека. 4
  • Антропология — философское учение о человеке и его бытии в мире. 4
  • Социальная философия — раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. 4

Методы философии:

  • Логический анализ. Использование логики для анализа аргументов и утверждений на предмет правильности и валидности. 1
  • Феноменология. Метод, который фокусируется на непосредственном описании опыта, без предварительных теоретических предпосылок. 1
  • Герменевтика16 Толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа. 6
  • Диалектика16 Метод рассуждения, основанный на разговоре между двумя или более людьми, которые имеют разные точки зрения, в целях достижения истины через обмен аргументами и контраргументами. 1
  • Критический рационализм. Подход, разработанный Карлом Поппером, который считает, что научные теории никогда не могут быть окончательно доказаны, но могут быть опровергнуты. 1
  • Метод анализа языка. Рассматривает философские проблемы как результат неправильного использования языка и стремится разъяснить и решить их через анализ языкового использования. 1
  • Прагматизм. Оценивает истины утверждений через их практические последствия и использование в действии. 1
  • Экзистенциализм. Основывается на анализе индивидуального существования, свободы и выбора. 1

Форма философии как систематичного знания имеет сложную структуру, которая представлена следующими разделами: 2

  • Онтология — учение о бытии и его формах. 2
  • Гносеология — теория познания. 2
  • Эпистемология — учение о специфике и структуре научного знания, его критериях. 2
  • Методология — учение о всеобщих методах познания и развития. 2
  • Антропология — учение о человеке, его природе, сущности, смысле жизни, смерти и бессмертии. 2
  • Аксиология — учение о ценностях. 2
  • Социальная философия — учение об обществе, его развитии и структуре. 2
  • Историософия или философия истории — учение об историческом процессе, субъектах исторического процесса. 2
  • История философии — учение об исторических этапах развития философской мысли. 7

Содержание философии включает в себя также такие разделы, как этика, эстетика, теория культуры и другие. 4

отношение имеет?