О законе единства и борьбы противоположностей

Аватар пользователя Cttepan
Систематизация и связи
Диалектика

                  О   Законе   единства  и  борьбы  противоположностей

        На страницах ФШ, среди спорящих, многие не понимают смысла этого закона  материалистической диалектики, высказывают претензии к его формулировке. Доходит до отрицания определения этого закона у Ф.Энгельса. Поэтому есть необходимость дать,  хотя  бы  кратко,   разъяснения  на этот счет.  Взял  на  себя  труд  сделать это.   У классика марксизма читаем: 
          «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, соответственно в более высокие формы».  [т.20, с.526].
           К этому можно добавить более краткую формулировку: «Закон взаимного проникновения противоположностей». [Там же.  с. 384].
            Если классик пишет о конечном переходе противоположностей друг в друга, то без взаимопроникновения не обойтись. Поэтому в объединенной формулировке  закон может выглядеть так:

          «Закон  борьбы (взаимопроникновения) и единства противоположностей». Но можно и так:  закон единства и борьбы  противоположностей.  Суть одна и та же. 

          Теперь произведем «разбор полётов».  Классик пишет о господствующем во всей природе  (материи)  движении путем  противоположностей.  С движения объективной реальности (материи) во всеобщем смысле и начнем. Его глобальный  характер заключается в том,  что  движение всего мира направлено от  прошлого  в  будущее. Объективная реальность (материя) в любой форме движется (изменяется) от прошлого  в  будущее,  от  простого  к  сложному.
            Так как есть всеобщее движение, то должен быть и его всеобщий источник (стимул).  Всеобщим источником во всеобщем движении материи может быть только всеобщее противоречие, суть которого заключается в различии, несходстве, несовпадении, не тождестве прежнего отживающего и нарождающегося  нового в объективной реальности (материи).  
              Всякий предмет, ввиду происходящих в нем изменений, есть тот и в это же другой, равен себе и не равен себе, т.е. в нём самом скрыто противоречие между  бытием (существованием)  и  небытием (разрушением),  к которому он движется  во  времени  и  в  пространстве.

             Это состояние предмета выражается в форме единства противоположностей устойчивости и изменчивости, т.е. устойчив, пока идут количественные изменения и изменчив, когда происходят качественные.  Это происходит уже в рамках единства противоположностей количества и качества,  противоположностей содержания и формы,  случайности и необходимости и т.д.  То есть, в основной паре единства противоположностей могут скрытно содержаться  другие  противоположности, которые взаимодействуют соответственно  своему  значению.  
 
             Перечисленные единства противоположностей являются сторонами противоречия, которое является источником (стимулом) всеобщего так называемого самодвижения объективной реальности (материи) от прошлого в будущее.  Аналогично в любом предмете (явлении) перманентно присутствуют упомянутые единства противоположностей, которые взаимодействуют (борются) между собой.  Об этой ситуации Маркс выразился так: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения».  [т.4, с.136].

            Одним из конкретных проявлений этого диалектического движения можно назвать ДВУПОЛОЕ существование большинства живого на Земле.  Сосуществование (единство) двух  взаимно-противоположных полов, их взаимодействие и слияние в потомстве (в новую категорию) составляют сущность диалектического движения  биологического вида от прошлого к будущему.  Движение содержит в себе следующие единства противоположностей: устойчивость (наследственность) и изменчивость,  количество и качество, содержания и форма,   необходимость  и случайность  и т.д. 
             Ключевым признаком, указывающим на то, что противоположности находятся в единстве, является их взаимодействие.  Друг без друга два пола живого существовать не смогут и исчезнут, т.е. только в единстве они есть противоположности. При разрушении единства полов они как противоположности  исчезают.  
             Например, числитель и знаменатель составляют единство противоположностей в дроби. По отдельности числитель и знаменатель перестают быть таковыми и становятся обычными цифрами. 
             В обществе единством противоположностей являются народ и правительство. Если государство исчезнет, то исчезнет и это единство противоположностей. О классовых противоположностях можно  даже  не упоминать,  все знают.  Полиция и преступность то же являются единством противоположностей, ибо если вдруг исчезнет преступность, то исчезнет полиция, т.е. только в единстве они являются тем чем они есть.

            ВЫВОД. В любом предмете (явлении) перечисленные единства противоположностей присутствуют. Поэтому Энгельс вполне обосновано пришел к выводу о господствующем во всем  мире  диалектическом движении  путем  противоположностей.
            Почему диалектическом???  Потому что в объективной реальности (материи) незримо и независимо от нас присутствуют законы диалектики, согласно которым ВСЁ в мире движется, изменяется, переходит в свою противоположность  и  т.д.  Таким образом, НЕ диалектического движения (изменения)  не  может  случиться  априори.

               Наш разум то же движется диалектическим путём, когда мы размышляем. Правда, человек этого не замечает, ибо сосредоточен на содержании своих мыслей, а не  на  том, каким образом они перестраиваются в голове.  Доктор философии  К.Маркс  таким образом  охарактеризовал  движение  разума: 
             «Но раз он достиг того, что положил себя как тезис, то этот тезис, эта мысль, противополагаясь сама себе, раздваивается на две мысли, противоречащие одна  другой, - на положительное и отрицательное,  на   «да»  и «нет».  Борьба этих двух заключенных в антитезисе антагонистических элементов образует диалектическое движение. «Да» превращается в «нет»,  «нет» превращается в «да»,  «да»  становится одновременно и «да» и «нет»,  «нет»  становится  одновременно  и  «нет»  и  «да».  Таким путем противоположности  взаимно уравновешиваются, нейтрализуют и парализуют друг друга.  Слияние этих двух мыслей, противоречащих одна другой, образуют новую мысль – их синтез.  Эта новая мысль опять раздваивается на две противоречащие друг другу мысли, которые в свою очередь, сливаются в новый синтез.  Этот процесс рождения создает группу мыслей. Группа мыслей подчиняется тому же диалектическому движению,  как и простая категория, и имеет в качестве своего антитезиса другую,  противоречащую группу.  Из этих двух групп мыслей рождается новая группа мыслей – их синтез».    [«Нищета философии».   Соч., т.4,  с.132].   (Выделено мной).

              Из слов классика видно, что закон единства и борьбы противоположностей  проявляется в наших мыслях как ИЗМЕНЕНИЕ наших мыслей  от одного направления на  противоположное, сначала одно мнение, а затем противоположное. Эта мысленная ситуация перебора вариантов продолжается  в мышлении до тех пор пока человек не приходит к ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ   выводу/решению.

             Надеюсь, это краткое пояснение поможет любопытным понять суть закона  единства  и  борьбы  противоположностей.  
              
             P.S. При выдвижении контраргументов просьба не ссылаться  на  мнения философов   «каменного века»  по  данной теме.  

Комментарии

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Особых возражений нет. Но нужна конструкция "всеобщего источника" с его рисунком и сущностным обоснованием. 

"Истина должна быть нарисована..." (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике") http://www.mmonline.ru/articles/1863/

Егор Федорович такую конструкцию нарисовать, к сожалению, так и не смог...

Аватар пользователя Victor_

«Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, соответственно в более высокие формы»

«Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения»

    Всё, что возможно к познанию, это исключительно противоречивые взаимосвязанные и взаимообусловленные целостности с бесконечной иерархий целостности, целостности составляют содержание Всеобщего (Целого)... Целостности, будучи противоречивыми, необходимо стремятся разрешить свои противоречия, т.е. стать Целым (у которого бытие совпадает с существованием), но из-за ограниченной сферы своего существования во Всеобщем (Целом) и того, что целостность с одной стороны является целостностью, а с другой - она является лишь частью более широкой целостности, то противоречие (как источник вечного развития) лишь как бы кочует (и то условно) из самой целостности во вне и наоборот и так бесконечно... Диалектика же здесь в двух точках зрения, согласование которых и ведет к приближению осознания истины - первая точка зрения из самой целостности, а другая из той целостности, в которой первая целостность является уже лишь частью...

   Для обнаружения и определения противоречия целостности, как вечного вектора развития существующей целостности, используются категории противоположности и как крайний частный их случай - противоречащие стороны...

   Диалектика всегда касается только того, что индицирует Истину, как Логическую Идею - а это Целое и целостность... - Целое (Всеобщее) являет Абсолютную Истину и здесь диалектика ни к чему, а вот целостность, удел которой уже истина, но относительная, полностью диалектична и тут диалектика и необходима, как способ восхождения к Абсолютной Истине...

Аватар пользователя Kurihara

Закон Тараканов. Истина не имеет противоположности.

Аватар пользователя Совок.

Да конечно же современная философия это Маркс и Энгельс и  законы диалектики они и в Африке законы. Хотелось бы добавить к примерам иллюстрирующим эти законы. приведённым уважаемым автором, добавить ещё один самый важный, касающийся непосредственно самого источника философии, а именно хомо сапиенса ХС.

  Этот самый ХС или прореха на человечестве самое важное проявление законов диалектики. Сутью, содержанием ХС является единство и борьба двух противоположностей сознания и материи, Разума и животных инстинктов, Сознания особи и её генома.