О сущности и явлении

Аватар пользователя Cttepan
Систематизация и связи
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Из  «Философской пропедевтики»  Г.  Гегеля, как  ликбез  для  малограмотных.

 «Сущность. Понятие сущности. Простое взаимное проникновение количественного, или внешнего, определения и собственной внутренней определённости есть сущность. Как проникновение самоопределения и безразличной определённости сущность имеет в себе моменты существенности и несущественности. Существенно то, что принадлежит самоопределению, несущественен  же  момент  безразличного наличного бытия».

(«Работы разных лет в 2-х томах».  М.:  1973.  Т.2, с.155). 

Чтобы хотя бы немного понять ЧТО имеет в виду Гегель в своём определении сущности  приведу определение сущности из Энциклопедического словаря:

«Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. 
Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений;
Явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования.
В познании [категории] выступают как ступени постижения предмета (от явления к сущности)».
                                         Советс. энцикл. сл-рь, М.: 1979,  с.1303.

P.S. Нетрудно  сообразить, что гегелевское наличное бытие = явлению. 
Теперь спорящим на ФШ о сущности будет  над  чем морщить  лоб и чесать маковку. 

Успехов!

Комментарии

Аватар пользователя Victor_

 Послушайте Cttepan, этот прел от вас, когда вы сравниваете Великого Гегеля и некое под названием "Советс. энцикл. сл-рь, М.: 1979", ясно и всем понятно обозначает вас, как философа... - да нет же - как мудрого философа!... - и никто и не возразит, раз вами опубликованное вы называете "ликбез  для  малограмотных", то какова же тогда глубина ваших знаний? - да нет дна вашим познаниям!!!

Аватар пользователя Cttepan

Виктору. Поясню, чтобы меньше иронизировали. Цитаты из словарей приводятся совсем не для того, чтобы унизить великого классика. Не всем, в том числе и мне, всегда понятен язык идеалистической философии Гегеля. Против диамата она перевернута и местами мистична.

Примитивное изложение из словаря ОБЛЕГЧАЕТ, с моей точки зрения, понять философию классика. Хотя бы на уровне О ЧЕМ речь.

А на счет знаний без дна - (насколько помню) Сократ говорил: я знаю, что я ничего не знаю.

Бывайте.

Аватар пользователя Victor_

 Вы только не обижайтесь Cttepan, поймите правильно - Гегеля можно лишь только как то толковать и исключительно потому, что предложенный вами отрывок про Сущность есть отрывок из его довольно целостной Системы, что и дает возможность и право его  толковать с т.з. этой Системы, т.е. исключительно потому, что это Гегеля про Сущность есть часть его систематизированного Великого Труда... --- а определение из "Советс. энцикл. сл-рь, М.: 1979" есть нечто оторванное, скорее вырванное, с жалким намеком на то, что существуют некие "общепринятые, общезначимые и само собой разумеющиеся" система и в ней определения Сущности и т.п.... - но нет же такого, а раз нет, то о чем и как говорить, на что опираться?... - просто бессистемно сравнивать что ли приведенные вами определения Сущности? - ну смешно же это!... )

Аватар пользователя Cttepan

Виктору. Я на комменты оппонентов ФШ не обижаюсь, это глупо.

После Гегеля были Маркс и Энгельс, которые перевернули идеалистическую философию Гегеля на материалистический лад. Наверно слышали об этом.

Поэтому, если кто-то хочет АДЕКВАТНО понять диалектику Гегеля, то трактовать его мысли надо с материалистических позиций, т.е. без духов и абсолютных идей.

Кто хочет оставться в рамках системы Гегеля с духами и идеями - на здоровье. Лишь бы на душу шло....

Аватар пользователя Евгений Волков

Cttepan, 21 Октябрь, 2016 - 19:39

Из  «Философской пропедевтики»  Г.  Гегеля, как  ликбез  для  малограмотных.

.............P.S. Нетрудно  сообразить, что гегелевское наличное бытие = явлению. 

Теперь спорящим на ФШ о сущности будет  над  чем морщить  лоб и чесать маковку.

Степан! А не мещало бы самому почесать маковку. Явление всегда относится к определенной системы и никогда не относилось к двум и более, только к какой-то одной. Именно представление системы своими пространственными границами составляет явление. Тогда как бытие есть совокупность познаваемых нами систем и представляемых ими явлений. Пора бы Гегеля понимать как великого философа, но прошлого. В современном мире мы в своих знаниях все же ушли подальше.

Аватар пользователя Cttepan

Евгению. Спасибо за предложение, но я уже чесал маковку и понял, что пара категорий "сущность - явление" НИКУДА НЕ ДЕЛАСЬ.  Именно об этой НЕРАЗРЫНОЙ паре Гегель ведет речь.

Даже если мы в современном мире ушли дальше, то это СОВЕРШЕННО НЕ ОЗНАЧЕТ, что законы, принципы и категории гегелевской диалектики утратили свое значение.

Начните кричать на всех углах, что Таблица умножения устарела, или Таблица элементов Менделеева стала ложной и её нужно модернизировать.  Что о вас подумают догадаться нетрудно!!!

Так и с категориями диалектики. Другое дело, что они у Гегеля описаны с идеалистических позиций.  Но классики ДИАМАТА уже перевернули гегелевскую диалектику на МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ноги.  Так что почешите маковку и принимайтесь учить матчасть!!!   

Успехов!!!

Аватар пользователя Евгений Волков

Cttepan, 22 Октябрь, 2016 - 12:20, ссылка

Евгению. Спасибо за предложение, но я уже чесал маковку и понял, что пара категорий "сущность - явление" НИКУДА НЕ ДЕЛАСЬ.  Именно об этой НЕРАЗРЫНОЙ паре Гегель ведет речь.

Это верно, неразрывность. Но, ни современные философы, ни тем более марксисты не понимают, что явление исходит всего лишь одной из сторон сущности системы, и не может быть тождественно сущности как часть не тождественна целому.

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем

 

Даже если мы в современном мире ушли дальше, то это СОВЕРШЕННО НЕ ОЗНАЧЕТ, что законы, принципы и категории гегелевской диалектики утратили свое значение.

 

Приглядитесь к трем законам: отрицания, перехода количества в качество и закона единства и борьбы и может быть поймете, что это выглядит как рассуждения неандертальцев: в рассуждениях Гегеля малограмотные и малопригодные для понимания сущности мироздания. Хотя надо сказать, что свои законы Гегель выводил из опыта своей жизни и ухватил некую суть, но увязать их в систему не смог.

Отсюда появления глупейших понятий типа чистое бытие или триады бытие – сущность – понятие.

Начните кричать на всех углах, что Таблица умножения устарела, или Таблица элементов Менделеева стала ложной и её нужно модернизировать.  Что о вас подумают догадаться нетрудно!!!

Потому и не сравниваю, что так же неумно сравнивать таблицу умножения и рассуждения Гегеля.

Так и с категориями диалектики. Другое дело, что они у Гегеля описаны с идеалистических позиций.  Но классики ДИАМАТА уже перевернули гегелевскую диалектику на МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ноги.  Так что почешите маковку и принимайтесь учить матчасть!!!   

Вы хотите сказать, что гегелевская диалектика претерпела изменения, но вы советуете ее применять как таблицу умножения? Это мне кажется даже для вас неумно.

Успехов!!!

Аватар пользователя Cttepan

Евгению. Один поэт (вроде Тютчев) сказал: нам не дано предугадать как наше слово отзовется.  Я вам про одно, а вы мне про другое.

"Но, ни современные философы, ни тем более марксисты не понимают, что явление исходит всего лишь одной из сторон сущности системы, и не может быть тождественно сущности как часть не тождественна целому.

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем".

У вас НЕ ДИАМАТОВСКОЕ понимание пары категорий "сущность-явление".  Они тождественны как СТОРОНЫ ПАРЫ противоположных категорий, т.е. это тандем, соотносительные понятия. Одно без другого не может быть. Как числитель без знаменателя!!! Но противоположны по своей сути: одно - внутреннее, а другое - внешнее.

Поэтому сущность проявляется не как одна из сторон системы, как вы наплели, а сущность проявляется ВСЯ (как совокупность свойств предмета) через явление (наличное бытие).

"Приглядитесь к трем законам: отрицания, перехода количества в качество и закона единства и борьбы и может быть поймете, что это выглядит как рассуждения неандертальцев: в рассуждениях Гегеля малограмотные и малопригодные для понимания сущности мироздания. Хотя надо сказать, что свои законы Гегель выводил из опыта своей жизни и ухватил некую суть, но увязать их в систему не смог".

Здесь одно могу сказать: ЧЕПУХА!!!

Я не сравнивал законы диалектики и Таблицу умножения, как вы это восприняли.  Я имел в виду, что законы диалектики, таблица умножения, закон сохранения энергии НЕ УСТАРЕЛИ, а действуют и поныне.

Я не советовал применять диалектику как таблицу умножения, как вы это поняли.  НЕ ПРЕДУГАДАЕШЬ как оппонент воспримет твои слова. Гегелевская диалектика претерпела изменения, т.е. из идеалистической стала МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ после её пеработки Марксом и Энгельсом и действительна доныне.  Если вам сей факт неизвестен, то я вам сочувствую.

Можете не отвечать, я буду удалять ваши НЕДИАМАТОВСКИЕ комменты. Бывайте!!!

Аватар пользователя Hae_Joo

 

Пора бы Гегеля понимать как великого философа, но прошлого. В современном мире мы в своих знаниях все же ушли подальше.

yes