О СОЗДАНИИ БЫТИЯ И САМО-СУБЪЕКТЕ
1
СОКРАТ. Привет, Платон! Как дела?
ПЛАТОН. Всё хорошо, Сократ! А ты как?
СОКРАТ. И у меня - всё в порядке.
ПЛАТОН. Отлично! Ну, что там у тебя?
СОКРАТ. У меня такой вопрос: "Откуда берётся бытие?"
ПЛАТОН. Из нас и ниоткуда, Сократ.
СОКРАТ. Очень замысловатый ответ, Платон. Если можешь, поясни.
ПЛАТОН. Хорошо. (1) Ничего из того, что есть, раньше не было [, ибо если оно было, то оно было раньше, но не есть сейчас].
СОКРАТ. Как это, Платон, непонятно?
ПЛАТОН. Всё в мире постоянно находится в движении, изменении, так?
СОКРАТ. Это - очевидно.
ПЛАТОН. Причём, все изменения происходят в пространстве и во времени. Нечто было там, теперь оно здесь, нечто есть здесь, завтра будет там - это изменения в пространстве. Нечто было вчера, сегодня этого нет, нечто есть сегодня, завтра его не будет - это изменения во времени.
СОКРАТ. Согласен с этим, Платон.
ПЛАТОН. Если что-либо постоянно изменяется, оно постоянно иное, постоянно переходит от отсутствия бытия (небытия) к бытию, от бытия - к отсутствию бытия (небытию).
СОКРАТ. И с этим я согласен.
ПЛАТОН. Получается, всё, что есть, постоянно, везде, всегда, во всех случаях появляется из своего отсутствия. Всякое бытие (то, что есть) появляется из своего отсутствия, из небытия (из того, чего нет).
СОКРАТ. Верно, Платон. Значит, ничего из того, что есть, раньше не было - это совершенно понятно. Нигде такого нет и никогда не было, чтобы это - с бытием и небытием - было иначе, чтобы что-то из того, что есть, было раньше.
ПЛАТОН. Прекрасно!
СОКРАТ. Хорошо. А что мы скажем тем, кто считает по-другому, Платон, - что будет то, что было, и что было, то и будет, что не было, нет и не будет ничего нового?
Вот что, например, говорит об этом некий мудрый проповедник в одной почти всем известной древней книге: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: "Смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было".
ПЛАТОН. Да. К этому можно добавить утверждение ещё одного мудреца, в этом случае ушедшего подальше от людей: "На входящих в ту же самую реку набегают всё новые и новые воды".
СОКРАТ. По-моему, Платон, вот это второе высказывание несколько отличается от того, что привёл я.
ПЛАТОН. Это - только на первый взгляд, Сократ.
СОКРАТ. Поясни, Платон.
ПЛАТОН. В этом втором высказывании, Сократ, река - "та же самая". А в первом высказывании всё - то же самое: "будет то, что было".
СОКРАТ. Да, это так. Но в первом высказывании сказано: "нет ничего нового под солнцем", а во втором - наоборот: "набегают всё новые и новые воды". Эти утверждения вроде бы непохожи между собой, так же, Платон?
ПЛАТОН. Да. Но и в первом высказывании тоже есть утверждение, похожее на утверждение о "всё новых и новых набегающих водах".
СОКРАТ. Какое же, Платон?
ПЛАТОН. Вот оно: "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после". Иначе это выглядит так: нет памяти о предыдущих и будущих событиях, а постоянно на смену им приходят всё новые и новые события, т. е. всё те же "новые набегающие воды".
СОКРАТ. Ясно. Действительно, на первый взгляд оба этих высказывания вроде бы различны. Но если присмотреться, они - одинаковы.
ПЛАТОН. Вот именно, Сократ.
СОКРАТ. Так что же мы им на все эти их высказывания ответим, Платон?
ПЛАТОН. Вот что, Сократ. Эти мудрецы, можно сказать, в общем согласны с нами - с тем, что ничего из того, что есть, раньше не было. Один из них говорит, что "нет памяти о прежнем", т. е. прежнего, того, что было, сейчас, в настоящем, - нет. Другой - что на каждого из нас "набегают всё новые и новые воды", т. е. всё, что приходит к нам из будущего сейчас, - новое, непохожее на прошлое, которое у нас раньше уже было.
Но они относятся к этому с горечью, с сожалением, как бы не хотят этого, это отрицают.
А хотят они утвердить именно неизменность прошлого, настоящего и будущего, как будто и нет вовсе ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, а всё это - одно и то же. Но это совершенно невозможно, ибо сегодня уже ничего не остаётся от вчерашнего дня. Мы всё оставляем в прошлом, и нужно заново из ничего создавать уже новый сегодняшний день.
СОКРАТ. Это верно, Платон.
ПЛАТОН. И ещё заметь одну вещь, Сократ.
СОКРАТ. Какую?
ПЛАТОН. Ту, что эти мудрецы пытаются, для того, чтобы в настоящем было то, что в прошлом, прошлое как бы забросить в будущее, чтобы именно из будущего это прошлое вновь к нам пришло в настоящее. Для этого они стараются придать прошлому слишком большое значение для настоящего и будущего, значительно переоценить его вопреки всему порядку вещей.
СОКРАТ. Да, это сильно бросается в глаза.
ПЛАТОН. И именно поэтому они так страстно проповедуют нам, что ничего не меняется, и сегодняшний день вырастает из прошлого, и даже из будущего к нам приходит только это якобы сверхценное прошлое. Прошлое застилает собой всё - и само прошлое, и настоящее, и будущее.
СОКРАТ. Согласен. Что же, Платон, это очень неприглядная, удручающая картина неизменного прошлого. И мы никак не можем согласиться с таким искажённым видением.
ПЛАТОН. Верно.
СОКРАТ. Теперь понятно, что мы им скажем в ответ на их, получается, намеренные заблуждения. Ибо они просто лично заинтересованы в неизменной сохранности прошлого в ущерб настоящему, будущему и истинному порядку вещей.
ПЛАТОН. Конечно.
СОКРАТ. Ещё раз хочу утвердиться в правильности сказанного тобой, Платон, - ничего из того, что есть, раньше не было.
ПЛАТОН. Очень хорошо, Сократ.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==