О критерии того, как можно сравнивать «мыслительные способности» различных алгоритмов, целью которых является «извлечение из окружающей среды Y=F(X)». Причем, следует учесть, что этой средой могут быть и они сами. Так вот, сутью их должно быть то, что им не должны быть заранее ведомы законы игры и не должны быть известны законы, по которым функционируют игроки на этом соревновательном поле. В противном случае, будем сравнивать только роботов, пускай даже много, невероятно много знающих. Потому что сутью мышления является открытие существенно нового, а не только его, уже открытого кем-то, использование.
Это означает, что мыслящий алгоритм – это не алгоритм, хорошо играющий только, например, в шахматы или в го. Мыслящий алгоритм – это тот алгоритм, хорошо играющий не только во что-то одно, но тот, который смог бы самостоятельно, наблюдая за какой-либо игрой, определять правила этой игры.
Так, кстати, поступает и малыш, нажимая кнопки пульта. Задача для него становится решенной, если будет найдена требуемая последовательность: сначала нажимается кнопка питания, затем кнопка с каналом мультиков.
Тогда объективный критерий мог бы быть таким: пусть имеется N игр. Тогда умней будет тот алгоритм, который в соревновании с другими алгоритмами, включая человеческое мышление, если нужно, набирает максимальное количество очков. Имеем аналогию с (интеллектуальным) многоборьем с заранее неизвестными для тестируемых алгоритмов задачами (играми).