О «гипнозе» науки (реплика к записи «Место метафизики среди наук»)…
место метафизики среди наук.. вопрос не новый, но всякий раз мы теряемся с ответом.. думается, чтобы «надежно» ответить на подобный вопрос надо использовать исключительно «научный» подход.. что такое наука?. ответив на этот вопрос, мы сможем значительно приблизиться к правильному ответу на главный вопрос, а именно, наука ли метафизика?… как известно, в платоновской академии было три главных науки: физика, метафизика и этика.. метафизика, само название более позднее, означает изучение всего, что после (мета) физики, после того, что еще именуется эмпирической действительностью… физика стала «любимицей» науки, метафизика остается любимицей философии.. обратимся к философскому словарю современного французского философа Конт-Спонвиля (акцент, ни много, мало, на «западную современность», хе-хе).. итак, «метафизика – часть философии, посвященная изучению самых основополагающих, первостепенных, решающих вопросов. проблемы бытия, бога, души и смерти суть метафизические проблемы».. «симпатичное» определение, ни слова о науке, лишь о проблематике, и это правильно, потому что отвечая на метафизические вопросы, на вопросы онтологические, на вопросы «о главном», на вопросы о человеке, мы неминуемо выходим за рамки т.н. эмпирики (заметим, понятие, тоже, весьма «скользкое»), а значит за ограниченные рамки науки… ведь наука, в традиционном понимании, претендует на объективность, доказуемость, очевидность и проч, все то, что в результате именуется «научностью».. о науке же читаем: «строго говоря, разумнее употреблять это слово во множественном числе – науки. Науки как таковой не существует; есть науки, различающиеся между собой предметом и методом исследования. однако раз есть множественное число, есть и единственное, и нельзя сказать, что такое науки, если мы не определим вначале, что же такое наука», далее философ говорит, что не есть наука, и очистив понятие от ему не свойственного, предлагает ряд тезисов для понимания науки в целом.. «это совокупность знаний, теорий гипотез, относящихся к одному и тому же предмету или одной и той же области… наука не столько констатирует, сколько конструирует эти знания, сообразуясь с историческим контекстом (всякая истина вечна, ни одна наука не претендует на вечность), логически организуя или доказывая их (в той мере, в какой они поддаются доказательству), добиваясь для них если не всеобщего, то хотя бы группового признания со стороны компетентных умов (в этом отличие философии от всех прочих наук, ибо в философии возможно противостояние компетентных умов), наконец, признавая, что все науки кроме математики являются эмпирически фальсифицируемыми. если к этому добавить, что обычно научный подход противостоит т.н. здравому смыслу (научное знание далеко не всегда самоочевидно), то можно рискнуть привести следующее упрощенное определение: наука есть организованная совокупность доступных проверке парадоксов и исправленных ошибок».. и далее добавляет: «неотъемлемой частью науки является прогресс, но не потому, что наука как это представляется многим, от уверенности к уверенности, а потому что она развивается путем «предположений и опровержений»… резюмирует же Конт-Спонвиль понимание науки, очень интересной мыслью: «все что научно, не может быть истинно; все что истинно, не может быть научно. в понятии научной ошибки нет противоречия, в понятии научной истины плеоназма. вот почему философия возможна, а учения необходимы»… таким образом, понимая науку как систему познания некоторой ограниченной области действительности («эмпирически сфальсифицированной»), мы должны признать также ограниченность самой науки и научного знания в целом, никак, при этом, не умаляя ни их значения, ни достижений, но претендовать метафизике или философии, на некое родство с наукой или чрезмерно беспокоится о собственной «научности», это где-то, как аристократу вдруг пожелать найти или войти (в) родство со своим слугой.. современный мир пребывает в некотором смысле под гипнозом науки, поэтому даже такие тонкие и умозрительные сферы как философия, иногда ощущают этот гипноз… другой философ (Христос Яннарас) говорит по этому поводу: «Достижение этого надежного, неопровержимого позитивного знания сделалось, по-видимому, основной целью современной цивилизации. Все этапы, все многообразные стороны нашего социального бытия — от семьи и школы до профессиональной деятельности и структур повседневной жизни — не просто предполагают, но прямо-таки требуют вожделенной объективности. Нашим кумиром стала достоверность знания, его неоспоримая и явная для всех очевидность. Требование объективности накладывает свой отпечаток на все грани существования современного человека, являясь выражением определенного состояния духа, стиля жизни, некоей внутренней потребности»… это и есть «гипнозом» науки, но… науке, конечно, слава!.. наука дает толчок развитию всевозможного комфорта и удобств, вероятно, даже сможет продлить жизнь человека, а научное общество часто есть примером, являясь по преимуществу образованным и культурным, хотя не обязательно высокоморальным или духовным, но последнее не есть необходимой нормой какой-то отдельной части, а всего социума, поэтому ученые не исключение.. спросим себя: делает ли научно-технический прогресс человека счастливее?.. при случае вспоминаю, как слышал не один раз от старшего поколения такие слова, мол, вам, современному молодому поколению, куда легче, чем нам в вашем возрасте, и голод, и холод, и война, многое пережили, но было как-то веселее, радостнее, счастливее, и не только потому, что мы были молоды, а потому что мы были другие… ведь счастье, внутренняя радость, душевная легкость в большей мере зависят не от внешнего комфорта, а от внутреннего, а это как раз сфера «метафизическая», мировоззренческая, область иного, не научно-эмпирического знания… ведь глупо знание сводить только к научному, знание в целом и по преимуществу носит характер личностный, это те прозрения, вера, самоощущение личности, которые бывают, когда глаза вдруг начинают видеть и понимать невидимое, не эмпирическую (хотя эмпиризм тоже бывает разным), а именно метафизическую действительность…
вывод: метафизика, наукой ли ее назовем или не-наукой, от этого никак не умалится, но то, что она является неотъемлемой частью человеческой культуры и насущной потребностью всякого думающего человека, задающего в первую очередь «главные» (метафизические) вопросы, является столь очевидным и неизбежным фактом, что она (метафизика), а еще точнее, философия, которую никак нельзя помыслить вне метафизических вопросов, есть и будет оставаться царицей в области познания действительности… ведь подлинный философ есть подлинный практик, а подлинная философия есть подлинное делание.. по-другому, настоящая философия (метафизика) неминуемо предполагает некую духовную практику, только так можно увидеть ту «подлинную действительность», которая недоступна самой изощренной философии.. как вы заметили, наука совершенно не вписывается в разговор о «подлинном», при всем уважении к ее достижениям и «комфортным» плодам (а плоды ведь не только «комфортные» )….
Комментарии
Надеюсь я вам еще не надоел :) В каком смысле подлинный философ есть подлинный практик ?
если свои мысли выставляю для "обзора", значит ожидаю ответную реакцию, а вы, так получается, самый активный мой оппонент, поэтому, вы никак не можете "надоесть"... "подлинный философ есть подлинный практик" в том же смысле, о котором писал в двух предыдущих записях... наша жизнь, именно как жизнь конкретной личности, черзвычайно "цельная", все наши мысли, наши чувства, наши дела, все наши обстоятельства, все говорит о характере наших отношений с действительностью, а значит об успехах или неудачах в ее познинии... отношения с действительностью в первую очередь есть отношения с другими личностями (о понятии личности обязательно будет еще отделный разговор), начиная с творца, заканчивая сатаной (без разницы как его еще именуют)... и если человек "вдруг" захочет свою душу продать "последнему из ряда" ("заключить контракт"), то найдет 1000+1 способов как это сделать, также и в отношении личности верховной, потому что НИЧТО в мире не может помешать издать сердечный вопль "господи помилуй!" и быть услышаным... поэтому подлинный философ, имеющий призвание и дар ставить самые "главные" вопросы, как и мужество идти до конца в поисках ответов, никогда не будет исключительно "книжным человеком", наоборот - будет подлинным практиком, понимая, что в только любви к людям и творцу, в деятельной любви, у него есть шанс приблизиться к ответам... вернее, подлинный философ это не просто понимает, он не может по-другому... например, сковорода яркий (и близкий мне, украинцу) пример "подлинного практика".... а такие "метафизики" как григорий богослов, григорий нисский, василий великий, максим исповедник, григорий палама и им подобные, подлинные из подлинных, "мечи обоюдострые", вся их жизнь была подтверждением подлинности их философии...
гирд
Наука - это свод (причем классифицированный свод) причинно-следственных связей, добытых человеком собственной практикой (опытом, экспериментом) в сфере отношений его с объектами натурального мира. Языком этого мира отношений является Математика, элементарными фразами которого являются физические законы, т.е. некоторая структура из (если ..., то ...), осуществление которой в данных стационарных обстоятельствах всегда на выходе являет себя одним и тем же - и есть то, что мы называем Законом физики. А в общем, наука - есть свод поведенческих стереотипов человека в тех, либо других натурных обстоятельствах, следование которым позволяет человеку добиваться своей цели в оптимальном режиме. Мерой этих отношений является оптимум.
Метафизика (т.е. философия) - это ....(потом).
такая наука под своими "сводами" и похоронит человечество.. я, конечно, утрирую, но все больше и больше видны тенденции движения к "матрице" (в фильме об этом супер как хорошо показано).. я понимаю, что о науке можно говорить много (лит-тьма), но в своей записи, я хотел сделать акцент на ее очевидной ограниченности и частой забывчивости о своем законном месте в иерархии человеческих познаний... ведь действительность не исчерпывается эмпирической областью и формальной логикой...
А Вы представьте себе, что мир - это единственное "Я" и природное окружение, а целью этого "Я" является самосохранение, вероятность которого всегда меньше 1, значение которой напрямую зависит от состояния параметров внешней природной среды. Тогда наука ему будет нужна для того, чтобы меньше тратить времени для добывания "хлеба насущного", т.е. свести к минимуму рабочее время за счет чего увеличить свободное время. - Здесь сплошная физика. И только здесь этот "Я" движим отношениями ("Я" и "то, что есть в натуре").
А свободное время ему необходимо для того (и опять же, по требованию самосохранения), чтобы искать пути и способы для наращивания вероятности своего самосохранения. Т.е. "Я" будет искать нечто, чего нет в натуре, но "должно быть" и необходимое для увеличения вероятности самосохранения. - А эти и всякие его размышления и в которых случайно или по необходимости присутствует хоть одно "должно быть" и являются метафизическими.
А в общем. Если после реализации некоторой структуры из "если ..., то ..." получается, например, "самолет", то это логика, т.е. физика.
Ну, а если из этих мыслимых "если ..., то ..." нет ни выводов ни обобщений, то это спекуляции, т.е. метафизика.
полностью с вами согласен. Совершенствуя методики наука забывает о сущности.
Рационально воспринимая мир, наука автоматически направляет внимание в область вне сущности субъекта, которая может быть переживаема только самим субьектом
практика в моем понимании предполагает формулирование проблем, обнаружение новых подходов к их решению и затем закрепление нового воззрения и методов на уровне своей внутренней и повседневной жизни. И в этом смысле я многократно сталкивался с тем что люди считающие себя философами в большинстве случаев не доводят свою практику до конечного этапа. Что бы лучше понять о чем вы пишите, не могли бы привести примеры успешного внедрения философских знаний (либо каких либо иных) в жизнь конкретных индивидуумов
Хи-хи!
знания умножают скорбь
видимо поэтому девушки постоянно хихикают
зачем так сложно?.. "делание" философа это гармония между словом и делом.. если философ следует тому, о чем говорит, то он "практик".. например, философ "абсолютного мифа" не может не быть воцерковленным, не посещать воскресную литургию, не исповедоваться периодически и тд... таким философом есть выше упоминаемый христос яннарас.. это как пример.. касательно "внедрения философских знаний", думаю, вы понимаете, что влияние философии на общество нельзя измерить ни циркулем, ни термометром, ни даже соцопросом, настоящая философия, как правило, предвосхищает развитие общества (истории), предупреждает и бывает услышано элитой.. как последняя отреагирует на услышанное зависит от множества факторов, например, философия постмодернизма еще в прошлом веке предвосхищала современность... была она услышана?.. отдельными лицами, да.. общество в целом услышало ее? – нет… но предвосхищая грядущие события, она в равной мере и потакает «слетевшему с катушек» современному человеку в его слепом стремлении быть свободным от любых норм (кроме, конечно, тех, которые нарушают «комфорт» соседа), и в первую очередь от норм, напоминающих человеку о его подлинном призвании (жизнь как возвращение домой путем любви к ближнему)… поэтому нужна другая философия, альтернативная, которая сможет разбудить хоть какую-то часть усыпленного общества и вернуть ему потерянное знание… первый человек потерял рай, последний теряет память о нем… такой философией должна стать философия «абсолютного мифа», которая современным языком будет говорить о старых истинах, и в первую очередь правду о человеке…. в новой философии и онтологический, и гносеологический вопросы призваны отвечать на главный вопрос – о человеке… это должно быть учение о человеке как личности, о «личностном способе бытия»…
литургия, воцерковление для меня нечто весьма формальное что то вроде своеобразного хобби. Это на мой взгляд способ влиться в некую театрализованную реальность.
Впрочем это лучше чем тихо спиваться
— зачем крайности, «тихо спиваться» удел совершенно слабых... человек, в особенности мужчина, должен быть мужественным (уже говорил об этом), понимая под этим качество «собирательное»: ясность ума, постоянство и терпение… думается, всякий действительно философ должен быть мужественным, и уже одно это будет началом его «делания», ведь если под мужеством понимать то, о чем сказано, то такое состояние, его «подпитка» требуют определенных усилий и некой духовной практики, а последнее, хоть и в самом искаженном виде, но имеет место быть даже в атеиста, чтобы быть атеистом, тоже надо иметь что-то похожее на духовную практику… мы наивно думаем, что наша повседневная жизнь не имеет своих ритуалов и немалого упорства в исполнении догматов своей веры.. пусть еще докажут, что атеизм не есть вера, не больше, не меньше, а именно – вера.. а всякая вера не возникает на «пустом месте», но предполагает некоторое иррациональное знание, «знание-до-веры», вот у атеиста это знание совершенно отлично от знания верующего, христианина, мусульманина или кого другого…
понимаю, что приведенный пример не совсем то, что вы хотели услышать, но как пример, он вполне уместный, и если еще раз вернуться к известному греческому философу яннарасу, то его «делание», кроме написания серьезных книг и преподавания в университете, предполагает и некую духовную практику, соответствующую его философии «абсолютного мифа», а это то, о чем говорил выше и что для вас «нечто весьма формальное ».. я мог бы очень детально и глубоко описать в чем суть этой т.н. практики или что понимать под «воцерковлением», но думается это будет не к месту… поэтому, если взять во внимание некоего абстрактного философа, для которого его религией (верой) будет, скажем, атеистический гуманизм, то он (философ) не может по жизни быть анти-гуманистом и не любить людей, потому что в большинстве своем люди далеки от его «высоких» гуманистических идей и не «вписываются» в его философию... нетушки, раз гуманист, будь добр любить человечество и в целом, и в частности, например, сочувствуя и помогая всем чем доступно своему соседу, «отъявленному» пьянице, или «тихо спивающемуся» малооплачиваемому учителю географии в школе, где дети курят и «практикуют» наркотики… поэтому, если ты философ, то будь последовательным своему учению во всем, даже в таких мелочах, как гигиена или таких не-мелочах, как интимная жизнь… чем выше философия, тем выше «делание» философа, и не только как свидетельство, но более как насущная потребность…
«любят постмодернисты метафору «бесовской текстуры», которую Делёз и Гваттари употребляют для того, чтобы описать качество текста без автора, как раз на основании евангельского сюжета о том, как Христос из бесноватого выгнал легион бесов и вселил этих бесов в свиней, которые попрыгали с обрыва. Кстати, Ницше об этом написал: «А вы не боитесь потерять самих себя, если над вами произведут такой экзорцизм? Не боитесь ли сами вселиться в свиней, не бес ли вы?» Ницше ставил эту проблематику очень серьезно. Результат этого экзорцизма для Делёза и Гваттари самый позитивный. Это и есть бесовская текстура, когда из человека изгоняются бесы и переселяются в текст. Опять эта идея взаимогармонии между бесами, свиньями и человеком, которые являются просто остановками для случайной и разнообразной игры временного бесовского коллектива, разлагающегося и слагающегося в новые группы. Это прекрасно описывает и переход от человека к недочеловеку, унтерменшу, или, если угодно, чтобы это не звучало немного некорректно, к постчеловеку, к постмодернистическому постчеловеку, где, с точки зрения традиционалистов, за работой находятся коллективы бесов или гоги и магоги, на что в игровом, веселом варианте Делёз и Гваттари — пропагандисты постмодерна — говорят: вот именно, бесы, имя нам легион, и тогда уже не свиньи бегут к обрыву, а философ Жиль Делёз, офигевший от своих мыслей, подбегает к окну и туда выпрыгивает, как свинья с обрыва» (А.Дугин. Постфилософия)… как известно, один из «классиков» постмодернизма Делез, именно так закончил свое «делание»….
«настоящий философ, или истинно-мудрый человек, имея тело как бы кабинетом души и безопасным местом убежища, на рынке ли бывает или на праздничном торжестве, на горе или на поле, или среди толпы людской, сидит себе в своем [кабинете - gird], собирая ум внутрь и любомудрствуя о подобающем ему».. (св. Каллист, патр. Конст.)
я бы не путал веру атеиста или веру например в то что чайник на огне согреется а не остынет и веру христиан в их мифы. Если чайник вдруг остынет на огне человек удивится но не более - что бы не произошло с христианином - он будет упорно верить в христианскую догматику. И в этом разница между религиозностью прямого опыта и догматической религиозностью типа христианства. Атеизму не нужно отрицать наличие бога - достаточно считать что вера в сказки инфантильна.
Йога ищет внутреннего освобождения, знания передаются от поколения к поколению линиями
Христиане укрепляют веру в то, что придет наконец миссия и мир кончится
вы меня простите, но, скорее всего, я больше не буду отвечать на ваше явное "неравнодушие" в христианству.. в христианстве "мифы" и миллионы верующих, включая и самых образованных, ученых и культурных людей, а атеизм не вера, а сугубо "рациональное" мировоззрение и без своего мифа... глупо!...
"Для нас, представителей новоевропейской культуры, имеющей материалистическое задание, конечно, не по пути с античной или средневековой мифологией. Но зато у нас есть своя мифология, и мы ее любим, лелеем, мы за нее проливали и будем проливать нашу живую и теплую кровь.
Мир без конца и предела, без формы и охвата; мир, нигде не кончающийся и пребывающий в абсолютной тьме межзвездных пространств; мир, в котором пребывает вечно неизменная температура в 273° ниже нуля; мир, состоящий из мельчайших атомов, различных между собою лишь в количественном отношении и вечно двигающихся по точнейшим и абсолютнейшим законам, создавая нерушимую и железную скованность вечного и неумолимого механизма; мир, в котором отсутствует сознание и душа, ибо все это — лишь одна из многочисленных функций материи наряду с электричеством и теплотой, и только лишь своекорыстие людей приводит нас к тому, что мы начинаем верить в какую-то душу, которой реально нет, и в какое-то сознание, которое есть пустой вымысел и злостная выдумка; мир, в котором мы — лишь незаметная песчинка, никому не нужная и затерявшаяся в бездне и пучине таких же песчинок, как и наша земля; мир, в котором не на кого надеяться, кроме как на свои руки, и в котором никто о нас не позаботится, кроме нас самих; мир в котором все смертно и ничтожно, но велико будущее человечества, воздвигаемое как механистическая и бездушная вселенная, на вселенском кладбище людей, превратившихся в мешки с червяками, где единственной нашей целью должно быть твердое и неукоснительное движение вперед против души, сознания, религии и проч. дурмана, мир-труп, которому обязаны мы служить верой и правдой и отдать свою жизнь во имя общего: я спрашиваю, разве это не мифология, разве это не затаенная мечта нашей культуры, разве мы можем умереть, мы, новая Европа, не положивши свои кости ради торжества материализма? Нет, мы верим в нашу материю, поклоняемся и служим ей, и никто не вправе отнять ее у нас. Мы столько положили труда и усилий, чтобы спасти материю, и легко вам, идеалистам, не пострадавшим за материю, «критиковать материализм»! Нет, вы пойдите-ка пострадайте вместе с нами, а потом мы посмотрим, повернется ли язык у вас критиковать нас и нашу материю." (Лосев. "Философия имени")..
я уже как то пытался объяснить что не материалист и почему, но это для меня не повод верить в христианские сказки. Не рациональное мировоззрение не обязано быть мифологическим Среди образованных людей процент дураков не меньше.
в данном случае это не имеет никакого значения, материалист вы, буддист или "йогист"... у вас своя вера и свои мифы, в которые вы "свято" верите, так же как материалисты в свои мифы (пример подобного мифа я привел), а христиане в свои "сказки".. ладно, у меня дейтсвительно нет желания продолжать..