О диалектическом движении вообще и движении мышления в частности

Аватар пользователя Cttepan
Систематизация и связи
Основания философии

Среди участников и посетителей ФШ время от времени возникают споры о том, что такое диалектическое движение и как его понимать. Чтобы прояснить этот вопрос обратимся к доктору философии.  Читаем:

«Всё существующее, всё живущее на земле и под водой существует, живет лишь в силу какого-нибудь движения. Так, движение истории создает общественные отношения, движение промышленности дает нам промышленные продукты и т.д.

Как посредством абстракции мы превращаем всякую вещь в логическую категорию, точно так же стоит нам только отвлечься от всяких отличительных признаков различных  родов движения, чтобы прийти к движению в АБСТРАКТНОМ виде, к чисто формальному движению, к чисто ЛОГИЧЕСКОЙ  форме  движения.  И если в логических категориях мы видим субстанцию всех вещей, то нам не трудно вообразить, что в логической формуле движения мы нашли АБСОЛЮТНЫЙ МЕТОД,  который не только объясняет каждую вещь, но и включает в себя движение каждой вещи. 

Об этом абсолютном методе Гегель говорит следующим образом:
«Метод есть абсолютная, единственная, высшая, бесконечная сила, которой никакой объект не может оказывать сопротивление; это есть стремление Разума обрести и познать самого себя в каждой вещи».  
[«Наука логики, т.3].

Итак, что же такое этот абсолютный метод? 
Абстракция движения. Что такое абстракция движения?
Движение в абстрактном  виде. Что такое движение в абстрактном виде? Чисто ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА движения или движение чистого разума. 
В чем состоит движение чистого разума? 
В том, что он полагает себя, противополагает себя самому себе и сочетается с самим собой, в том, что он формулирует себя как ТЕЗИС, АНТИТЕЗИС и СИНТЕЗ,  
или еще в том, что он себя утверждает, себя отрицает  и отрицает своё отрицание.

          Каким образом Разум делает так, что он себя утверждает или полагает  в виде той или другой определенной категории?
Это уже дело самого  разума и его апологетов.

           Но раз он достиг того, что положил себя как тезис, то этот тезис, эта МЫСЛЬ, противополагаясь сама себе, РАЗДВАИВАЕТСЯ на две мысли, противоречащие одна  другой, - на положительное и отрицательное,  на   «да»  и «нет».  Борьба этих двух заключенных в антитезисе антагонистических элементов образует ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ движение. «Да» превращается в «нет»,  «нет» превращается в «да»,  «да»  становится одновременно и «да» и «нет»,  «нет»  становится  одновременно  и  «нет»  и  «да». 

            Таким путем противоположности  взаимно уравновешиваются, нейтрализуют и парализуют друг друга.  Слияние этих двух мыслей, противоречащих одна другой, образуют новую мысль – их синтез.  Эта новая мысль опять раздваивается на две противоречащие друг другу мысли, которые в свою очередь, сливаются в новый синтез.  Этот процесс рождения создает группу мыслей. 

             Группа мыслей подчиняется тому же ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ движению,  как и простая категория, и имеет в качестве своего антитезиса другую,  противоречащую группу.  Из этих двух групп мыслей рождается новая группа мыслей – их синтез.

              Как из ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО движения простых категорий рождается группа, так из ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО движения групп возникает ряд, а  ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ движение рядов порождает всю систему в целом».

[К. Маркс.  «Нищета философии».   Соч., т.4,  с.131-132].    

Всем успехов в понимании сути диалектического движения.

Комментарии

Аватар пользователя Cttepan

ДОБАВЛЕНИЕ.  Для для особо сообразительных "философов", для которых слова Маркса "китайская грамота", и которым для понимания нужен конкретный пример на пальцах, приведу оный, как понятия могут переходить в свои противоположности.

Идет человек по улице по своим делам, и даже не философ.  С правой руки у него ПРАВАЯ нечетная сторона улицы, а с левой руки - ЛЕВАЯ четная сторона улицы.

Вдруг человек вспоминает, что дома забыл выключить утюг.  Он разворачиваться на 180 градусов и идет быстро домой.  Теперь у него с правой стороны оказывается противоположная сторона улицы, которая раньше назвалась левой, а с левой стороны оказывается бывшая правая сторона.

Понятия "правая сторона" и "левая сторона" перешли в свою ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ,  хотя с улицей ничего не произошло?  Почему так происходит???  

Изменилось движение человека на ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ!!!  Соответственно и понятия, которые обеспечивают движение, изменились на противоположные, чтобы обеспечивать адекватность движения человека в пространстве. 

То есть истина всегда конкретна. Истинные понятия становятся ложными в других условиях и переходят в свою противоположность, чтобы соответствовать изменившимся условиям. Переход понятий в свою противоположность есть проявление диалектического движения в мышлении.

Аватар пользователя ВФКГ

Cttepan, 27 Июль, 2016 - 13:19, ссылка

...  С правой руки у него ПРАВАЯ нечетная сторона улицы, а с левой руки - ЛЕВАЯ четная сторона улицы.

Вдруг человек вспоминает, что дома забыл выключить утюг.  Он разворачиваться на 180 градусов и идет быстро домой.  Теперь у него с правой стороны оказывается противоположная сторона улицы, которая раньше назвалась левой, а с левой стороны оказывается бывшая правая сторона.

Понятия "правая сторона" и "левая сторона" перешли в свою ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ,  хотя с улицей ничего не произошло? 

... изменились на противоположные, чтобы обеспечивать адекватность движения человека в пространстве. 

То есть истина всегда конкретна. Истинные понятия становятся ложными в других условиях и переходят в свою противоположность, чтобы соответствовать изменившимся условиям. Переход понятий в свою противоположность есть проявление диалектического движения в мышлении.

Апофеоз АНТРОПОЦЕНТРИЗМА - Я = "пуп Вселенной", а всё остальное вертится вокруг меня и для меня!  ""Всё для человека - всё во благо человеку!!!""

Тем внешним объектам абсолютно безразлично, сколько раз кто-то будет крутиться на любое количество градусов.

Кому-то может быть диалектика что-то и говорит про "движение в мышлении", а мне Триологика говорит о динамике изменений во всём, что изменяется и потому не вечно.

Метеорологический пример: Наступило лето - пришла жара. Повышение температуры повышает испарение воды - образуется облачный покров, который отражает значительную часть солнечных излучений - выпадают дожди - температура понижается.

Другими словами: Последствия противодействуют причинам. В таком случае вполне можно обойтись без КРАЙНОСТЕЙ.

Аватар пользователя Cttepan

НЕПРАВДА ваша, ибо вы не материалист  и потому принцип: "истина всегда КОНКРЕТНА" - для вас пустой звук!!!

Я описал КОНКРЕТНУЮ ситуацию, а вы  необосновано ЭКСТРАПОЛИРОВАЛИ эту ситуацию на всю Вселенную. Антропоцентризм не признается диаматом как адекватный объективной реальности.  

Не с позиции вашей СОЧИНЕННОЙ трилогики обсуждать диалектическое движение.  Это как АСТРОЛОГИ начнут обсуждать астрономию.    

Аватар пользователя ВФКГ

Cttepan, 28 Июль, 2016 - 16:56, ссылка

1 ... принцип: "истина всегда КОНКРЕТНА" - для вас пустой звук!!!

2 Я описал КОНКРЕТНУЮ ситуацию, а вы  необосновано ЭКСТРАПОЛИРОВАЛИ эту ситуацию на всю Вселенную.

3 Антропоцентризм не признается диаматом как адекватный объективной реальности.

4 Не с позиции вашей СОЧИНЕННОЙ трилогики обсуждать диалектическое движение.

1 Даже "Я" или "камень" = абстракция - обобщение. Конкретная Истина = конкретная абстракция, а ситуативные "истины" для некоторых - для меня пустой звук.

2 Если "конкретные ситуации" не рассматривать с уровня Законов и Принципов существования и взаимодействия, то никто, никогда, ничего не поймёт.

3 Диамат является результатом - продуктом антропоцентизма, поэтому он может только на словах не признавать своего творца.

4 С полископической позиции триологики "диалектическое движение" выглядит как чёрно-белая военная хроника, которую можно обсуждать до бесконечности, но ничего хорошего от этого не будет.

Аватар пользователя Cttepan

Вашей философской базе (Сократ, Платон, Христос) - 2000 лет тому назад. Это когда Землю считали плоской и лежащей на трех китах.  И вот вы пытаетесь своим "каменным топором" спорить с паровозом.  

Мне не о чем говорить философскими питекантропами.  Бывайте.

Аватар пользователя Алла

Cttepan, 25 Июль, 2016 - 10:00

Вы меня извините, но комментировать по абзацам несколько затруднительно, т.к. сама методология формирования содержания Вашего текста существенно не однородна (т.е. насыщена подменой понятий), Поэтому примите ниже изложенное как комментарий ко всему содержанию Вашего текста.
--------------------------

О ЗАКОНАХ СПЕКУЛЯТИВНОЙ "ЛОГИКИ" ГЕГЕЛЯ. 

- «Единство и борьба противоположностей». 
(Диалог противолежащих парных Идеом.) 

По Гегелю диалектических "объектов" (идеом) вне противоположности нет и не может быть. 
Вспомним: "Абсолютное существует как единство противоположностей", т.е.: "материя и дух", «наука» и «религия», «рассудок» и «разум», «рациональное» и «иррациональное», "зло и добро", "конечное и бесконечное", "общее и частное", «конкретное и абстрактное», «дискретное и непрерывное» и проч. (Они вполне перечисляемы и их множество ограничено). 
И их определения невозможны друг без друга. 
Зло не есть добро, материя не есть дух, наука не есть религия и т.д. 
И самое главное их свойство в том, что для нашего сознания всегда существует некоторая подобласть, принадлежащая и тому и другому. 
Вот в этой-то общей подобласти Разум и Рассудок и ведут диалог, а мы, тем самым, "диалектически" (спекулятивно) мыслим, чтобы их более точно разграничить. А если этого не получается ("борется" их единство), то найти их "единство" в чём-то третьем (синтез), т.е. в Абсолюте, но и этого убедительного слияния тоже не получается, т.к. "борется" их различие. 
Вот этот диалог, и которому конца не видно, и есть Диалектика Гегеля. 
И именно эти базовые противоположные понятия мира нашего Духа Гегель и назвал «бесконечными понятиями». 
Т.е. диалектика Гегеля действенна только в мире нашего духа - в метафизическом мире. И только в мире нашего духа познание начинается с первичного деления нуля.
И если причиной становления, возникновения и развития Сущностей мира Материи является реальный внешний энергетический поток (например, поток солнечной энергии),
тогда как источник и причина становления, возникновения и развития "Сущностей" мира нашего Духа (т.е. парных Идеом) (например, Бог-Дьявол, Зло-Добро) лежат в них самих, что и выражает собой гегелевский "закон" единства и борьбы "противоположностей".

(Примечание. Здесь точнее было бы: "закон единства и борьбы парных Идеом" - и только парных идеом, а не любых и всяких противоположностей, т.е. этот "закон" работает только на парных идеомах, в т.ч. и на паре противолежащих: "Труд и Капитал", и именно поэтому Марксу была необходима методология Гегеля исследования метафизических проблем. А что понятия "труд" и "капитал" являются идеомами, а не телами мира материи, то это вполне очевидно).

И, по существу, здесь диалог между телом и духом, или диалог между общим и частным, между "хочу" и "должен" - и он необходим в деле самосохранения единства некоторой человеческой общности. 

Далее поразмышляем над законом «перехода количества в качество». 
В учебнике по диамату есть «классический» пример действительности этого закона для натурального мира. – «Берём воду. Подогреваем и т.д.» … Но если поставить вопросы: «Количество чего? – Тепла. «Качество чего? – Воды», причём по умолчанию утверждается, что количество воды неизменно. Так это ни что иное, как элементарное изготовление смеси, не говоря о соединениях, а у смеси другие качества, чем качества её ингредиентов. А это мы знаем только из практики. И никакими диалектическими гегелевскими приёмами нам не выявить свойств воды исходя из свойств кислорода и водорода. 
Тогда как только для человеческого сознания: «Капля воды есть капля воды. Много капель – Лужа. Большая лужа – Озеро. Очень большое озеро – Море». Здесь, и только здесь, и только для человека количество воды "переходит" в качество - Капля, Лужа, Озеро, Море. И обязательно связанное со способом (технологиями) жизнедеятельности человека. И подобные количественно-качественные переходы мы наблюдаем всюду, где цели практической деятельности, даже в однородных, но количественно разных обстоятельствах, требуются различные технологии её (цели) достижения. 
------------------------ 
Ну, а "отрицание отрицания" - это гегелевский вариант принципа преемственности, т.е. всякое последующее развитие возможно только на основании результатов предыдущего. 
---------------------- 
А этим я хочу сказать, что диалектическими гегелевскими объектами являются только объекты нашего Духа. И именно, 
«противоположности» - порождают Идеомы, 
«количественно-качественные переходы» - их классифицируют, 
а в рамках закона «отрицание отрицания» - мы эти базовые идиомы модифицируем и развиваем. 
--------------------------- 
А когда этот мир сформирован, как наличное бытие в форме идей, то в зависимости от природы цели (в общем то, она всегда внешняя, но иногда бывает и внутренней), дальнейшие их преобразования ведём либо в среде алетической, либо деонтической модальной логики. Т.е оперируем сущностями Идеального мира точно так же, как и сущностями, составляющие Материальный мир. 
---------------------------- 
Так что Гегель и его логика имеют вполне прикладной характер, но только в нашем идеальном мире. (Зло - Добро, Справедливость, милосердие, сострадание, взаимопомощь, совесть, да и вообще, все способы, приёмы и обоснования дележа совместно произведённого продукта были бы нам недоступны без формирования составляющих идеальный мир. - Мы бы о них просто ничего не знали. А они есть.) 
И слава Гегелю за то, что он всё это сумел формализовать и сделал эти проблемы человеческими и обозримыми! 
А расширить наши Знания, с помощью языка и его средствами (т.е. мышление в понятиях) о Материальном мире - есть нелепые надежды. - Упорядочить эти знания, сделать значимые обобщения посредством понятий - это, конечно, да, что иногда мы и принимаем за "новое" Знание. 
К тому же, из выше изложенного следует, что модификация единства противоположностей в виде: «Абсолютное есть единство Бытия и Ничто.» - ошибочна, т.к. "Бытию" противолежит "Небытие". Тогда как "Ничто" противолежит "Нечто". 
------------------------------ 
А всему натуральному миру, миру конкретному противолежать, а следовательно, быть "противоположным" нечему. 
------------------------------
 
И если в отношении к материальному миру Человеку доступно быть Творцом, но Создателем он стать не может. 
Тогда как мир нашего Духа Человек и Создаёт и Творит его Сам. 
----------------------- 
Заключение 

Спекулятивную логику Гегеля формирует операция "снятие". 
А по существу, эта логика и её законы определяет путь познания в иррациональном мире (от общего (абсолюта) к частному (конкретному), теология), где невозможен анализ, нет и редукции. 
И это новое «конкретное», найденное на уровне интуиции, становится тем основанием, на котором заново строится содержание абсолюта. И это построение чётко следует правилам формальной логики. При этом, все базовые понятия духовного мира приобретают новое содержание, которое вступает (по Гегелю) в противоречие с предыдущим и которое "снимается" новым качеством, присущее этому новому конкретному, и которое этим качеством расширяет границы нашей общности. 
И только непротиворечивый выход на новый уровень абсолюта является доказательством истинности этого нового частного. 

---------------------------------

1. Противоречие присуще только Суждениям.

2. Противоположными могут быть только Предикаты.

3. Противолежащими являются только парные Идеомы.
--------------------------------

Так что гегелевская формулировка "закона": возникновения (как деление нуля),становления и развития - в формате: "единства и борьбы противоположностей" - неверна,более точно этот "закон" выражается следующим: "Единство и борьба парных Идеом".
И как следствие: Идеомы противолежат, а противоположными быть не могут!

Аватар пользователя Cttepan

Вы пользуетесь ЕЩЕ НЕ ПЕРЕВЕРНУТОЙ гегелевской философией, т.е. идеалистической, где идея порождает материю, или согласно моим мыслям и мир перестраивается.

Я пользуюсь уже перевернутой на "ноги" гегелевской диалектикой.  Её перевернули Маркс/Энгельс, отбросив МИСТИКУ из гегелевской философии, а Вы её едите вместе с мистикой.

Мы с вами "танцуем" от РАЗНЫХ печек!!!!!!  У вас угольная печка Гегеля, а меня электирическая  (ДИАМАТ).

Поэтому ВСЕ ваши аргументы против МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ диалектики НЕ КАТЯТ.  Вам они комфортны - вот и радуйтесь стоянию "вверх ногами".  Бывайте здоровы.

P.S. Чтобы было понятно на чем базируется матдиалектика приведе некоторые её принципы.

      При изучении объективной реальности, диалектика, оперируя категориями, исходит из принципов-положений материализма и в частности: 
    -мир (материальный и нематериальный) рассматривается, понимается как вечно существующий во времени и бесконечно в пространстве, в непрерывном закономерном движении, изменении и развитии, независимо от воли и сознания человека; 
    -объективная реальность (материя)  - первична,  а дух, сознание (мышление) - вторичны, производны, так как  сознание не может появиться раньше своего материального носителя (мозга); 
    -развитие понимается как процесс раздвоения единого (предмета, явления, мысли) на противоположности, движение от количественных изменений к качественным; 
    -внутренние противоречия рассматриваются как источник, движущая сила развития, содержанием которого является борьба между отживающим  и новым, зарождающимся;

 

Аватар пользователя ВФКГ

Cttepan, 30 Июль, 2016 - 10:12, ссылка

P.S. Чтобы было понятно на чем базируется матдиалектика приведе некоторые её принципы.

      При изучении объективной реальности, диалектика, оперируя категориями, исходит из принципов-положений материализма и в частности: 
    -мир (материальный и нематериальный) рассматривается, понимается как вечно существующий во времени и бесконечно в пространстве, в непрерывном закономерном движении, изменении и развитии, независимо от воли и сознания человека; 
    -объективная реальность (материя)  - первична,  а дух, сознание (мышление) - вторичны, производны, так как  сознание не может появиться раньше своего материального носителя (мозга); 

Выходит, что религиозные идеалисты на тысячелетия раньше марксистов были "матдиалектиками", поскольку в книге Бытие в самом начале говорится, что человек с его сознанием был сотворён в последнюю очередь. Отсюда ясно, что сознание человека не может быть "первичнее" его тела, а тем более - материального праха.

Аватар пользователя Корнак7

Степа:

- Как посредством абстракции мы превращаем всякую вещь в логическую категорию, точно так же стоит нам только отвлечься от всяких отличительных признаков различных  родов движения, чтобы прийти к движению в АБСТРАКТНОМ виде, к чисто формальному движению, к чисто ЛОГИЧЕСКОЙ  форме  движения.

Как вещь можно превратить в логическую категорию? 

Никак.

Как представить движение в отрыве от объекта?

Никак.

Если можете это сделать, то почему бы вам не представить существование сознание без мозга, на отрицании возможности которого   вы настаиваете?

-объективная реальность (материя)  - первична,  а дух, сознание (мышление) - вторичны, производны, так как  сознание не может появиться раньше своего материального носителя (мозга); 

Аватар пользователя Cttepan

007.  Вы пользуетесь понятием "пациент"?????   А понятием "доктор" пользуетесь???   А понятем "больной"???   А из чего эти понятия образованы?????   Из реально-физических пациентов, докторов и т.д.   Ваши мозг образовал из этих субъектов ПОНЯТИЯ (категории).

Когда вы размышляете, то это движение в АБСТРАКТНОЙ (логической) форме.  

Представить существование сознания без мозга могут ТОЛЬКО ИДЕАЛИСТЫ всех мастей. Оно у них вечно существует бестелесно неизвестно где.  Материалисты такого дурдома представить себе не могут, ибо это НЕАДЕКВАТНО ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. 

Если вы этого ни фига не знаете, то я не виноват.  Возьмите учебник "Логика" и почитайте раздел ПОНЯТИЕ и его формирование.

Аватар пользователя Cttepan

ВФК.  Еще раз для вас:  я с философией 2000-летней давности не дискутирую!!!