Бытие - это оценочное понятие.
Если сделать следующее суждение "роза красная", то предикат "красная" в нем говорит о некотором свойстве розы. Это свойство принадлежит самой розе, и посредством указания на это свойство я определяю данную розу. Но если я скажу "прекрасная роза" или "хорошая роза", то эти суждения ведь ничего не говорят о самой розе и ее свойствах. "Прекрасная", "хорошая" - это оценочные понятия, которые больше говорят об оценивающем, чем оцениваемом, а именно: выражают отношение судящего к предмету.
В природе нет добра и зла как таковых. Вещи не делятся в природе на хорошие и плохие. Это все человеческая оценка вещей и имеют значения эти понятия только для человека. Говорить же о добре и зле в самой природе бессмысленно. Природа равнодушна, индифферентна к добру и злу.
То же самое с бытием или небытием. Когда я говорю "роза существует", я ничего не говорю в данном случае о свойствах самой розы. "Существовать" - это не свойство вещей, а оценка их. Равно как этические или эстетические, так и онтологические понятия выражают только наше отношение к предмету. Если с понятиями добра и зла это более-менее понятно, то с понятием бытия это может вызвать трудности. Характерно то, что иные люди могут посчитать добро, благо и т.д. чем-то существующим в самой природе независимо от человека, так же и с бытием: оно мыслится как все существующее независимо от мышления и являющееся предметом для мышления. В отношении бытия гораздо труднее понять то, что легко можно понять в отношении добра и зла - то, что это оценки, а не свойства вещей. В природе нет деления вещей на существующие и несуществующие. Природа индифферентна к бытию и небытию.
Имеет ли смысл спорить о добре и зле? Если один человек оценивает некий предмет как добро, а другой человек оценивает этот же предмет как зло, то, конечно, один может попытаться переубедить другого и изменить оценку, но, вообще говоря, всякий человек свободен и имеет право оценивать вещи самостоятельно, так, как ему велит его совесть. Совесть - это единственный критерий добра и зла. И если человек оценивает что-либо как "добро", а другое как "зло", то это его личная оценка и его личная истина. Если человек говорит "мир хорош", значит мир хорош. Для него. Спорить тут вообще-то бессмысленно, если это его личная твердая оценка.
Такая же ботва и с бытием. Даже можно сказать, что понятия бытия и блага чем-то близки, родственны друг с другом. Ведь часто добро определяют через бытие в соединении с долженствованием как то, что должно быть. Зло, соответственно, то, чего быть не должно. И если на основании собственной совести человек принимает решение что хорошо и что плохо, то решение о том, что есть, а чего нет, человек принимает на основании, в принципе, того же самого: совести или, точнее говоря, сознания. Сознание - это критерий бытия. Все, что осознанно, существует. Правда, можно сказать, что русалки, эльфы и прочая воображаемая живность сознается и, стало быть, существует, однако сознаются они как продукты воображения, и если бы человек не осознавал деятельности своего воображения, то он был бы убежден в существовании русалок и т.д.
Спорят ли философы о бытии? Еще как. В философии существует множество онтологических концепций и теорий, которые противоречат друг другу и оценивают вещи с точки зрения бытия совершенно по-разному. Можно выделить самые популярные и вызывающие споры не только у философов, но и у обычных нормальных людей. А спорить-то тут совершенно не о чем. Если солипсист утверждает, что существует только он один, а все остальное только призраки в его сознании, то он... прав. Это его оценка. Это его - солипсиста - бытие. Если материалист утверждает, что в мире существуют атомы и пустота, материя, вещи и что природа существует независимо от человека и существовала до человека, то он прав. Это его оценка и его - материалиста - реальность. Так что, можно сказать, сознание определяет бытие. :)
Комментарии
Солипсист все же больше прав, чем материалист.
:) Не... Главное, что утверждает материалист, это то что сознание порождение материи, природы. А бытие природы (природа есть) сопровождало её, природу задолго до возникновения сознания и долго не могло определяться сознанием. Да и в настоящее время влияние человека на всю природу, природу вселенной сравнимо разве что с укусом комаром слона.
А вот это бытие природы детерминировало и детерминирует наше сознание … и это не только гравитация, волны, химия, катастрофы, но и в очень большой степени красоты природы. Непосредственной возможностью созерцать её каждым человеком, но и опосредовано, через её изображение и восхваление гением "избранных" представителей человечества. Поэтами, художниками, писателями, композиторами, ...
Ну, а на некотором этапе развития человечества в эту работу детерминации сознания начал вмешиваться ещё и социум.
Вот знаете как было бы легко, просто и удобно, если бы бытие определяло сознание (что бы под этим не значило). Ведь эта формула снимает с человека всякую ответственность. Ну а что? Не мы такие - жизнь такая. Расслабься и отдыхай, бытие определит тебе сознание.
Ну ваще-то бытие и сознание чередуются в своём детерминизме. Но первично бытие. Т.е. при рождении человека первым "вступает в работу" бытие, т.е. бытие "решает", каким быть сознанию (сознание-то при рождении чистое, пустое). Когда сознание достаточно "наполнится" содержанием, оно "выступает" вперёд бытия и "решает", каким быть дальнейшему бытию. И т.д.
Такая точка зрения имеет право на существование. Спасибо.
Ах, оставьте... )))
Нет. Природа, геном оставила нам некоторую свободу воли и свободу суждения. Впрочем я не физикалист и допускаю свободу воли и суждения. А они, физикалисты, может и докажут, что мы просто зомби материи.
Что за ним "стоит"?
Посмотрите ниже мой комментарий Дмитрий, 11 Октябрь, 2019 - 22:27, ссылка
Любому понятию можно присвоить статус "оценочное". И оценивать понятие будет соответствие себе.
Например, понятие "вода" оценивает соответствие себе, воде.
Ради бога.
Я попытался объяснить какие понятия, на мой взгляд, являются оценочными, а какие нет.
Есть разница между тем, когда вы говорите о каком-либо предмете, и тем, когда вы говорите о своем отношении к предмету. Говоря о своем отношении к предмету, вы и используете оценочные понятия. В числе которых понятие о бытии. Многие (все) рассматривают бытие как понятие о вещах, а я - такой уникальный и оригинальный - утверждаю, что это только наша оценка вещей. :)
Ну так что ж оценочного в понятии "бытие", м? Бытие/НЕбытие (существует/НЕ существует) - разве ж это оценка? М? Ваше "бытие/НЕбытие" ничем НЕ отличается от "вода/НЕ вода". М? Т.е. бытие/НЕбытие - НЕ оценка ни разу.
Что вы оцениваете понятием "бытие"? Наличие некоего предмета, явления? Ну так наличие предмета, явления оценивается самим названием этого предмета, явления.
"Вещь" - уже "оценка".
Что ТО, которое "оценивается"?
Ну, по логике, понятием "бытие" должно "оцениваться" наличие. Но Дмитрий же у нас "такой уникальный и оригинальный", ах... Потому и оцениваться "бытием" у него будет чё-нить такое же "уникальное и оригинальное"
Предмет, данный в чувственном восприятии или мыслимый, воображаемый.
Вы тоже не понимаете разницу между тем, чтобы сказать "высокий человек" и "хороший человек"?
Дмитрий, 11 Октябрь, 2019 - 22:55, ссылка
Предмет - также "оценка". Сначала - чувственное восприятие, потом "оценка" - "предмет".
Не так ли?
"Человек" также "оценка" чего-то.
Если для вас все на свете оценка, то ради бога. Я в таком употреблении слова "оценка" не вижу никакого смысла.
Что я имею в виду, говоря об оценке, я уже объяснил. Жаль, что не смог донести свою мысль.
Но вы под оценкой имеете в виду НЕ оценку, а какую-то НЕлогичную и только вам понятную отсебятину ))) Ну НЕ является понятие "бытие" оценочным! Ни разу и от слова "совсем"! Так что фтопку ваши разглагольствования )))
Есть что-то без "оценки". "Оценка" появляется при "оценке" этого "что-то".
Понятие "высокий" оценивает рост человека. Понятие "хороший" оценивает личные качества человека. Что оценивает понятие "бытие"? Оценку чего даёт понятие "бытие" в словосочетании "бытие человека"? М???
А вот представьте себе: заходит в комнату человек ростом под 3 метра и все говорят: ой, какой высокий! И сам он о себе скажет: какой же я высокий! Какое чудное согласие, да?
А какой он человек - хороший или плохой? И мнения разойдутся. Красивый или некрасивый? - мнения разойдутся. Может быть, и будет какое-нибудь преобладающее мнение, но на чудное согласие тут рассчитывать не стоит. Почему?
И??? Продолжайте. Очень хочется посмотреть, как вы будете тащить сюда за уши понятие "бытие" )))
Чего "и"? Вам задан вопрос. Мне ждать ответа?
??? Чиво? Я-то причём к вашей отсебятине? Нет уж, сами, сами... Сами огород городили - сами и разгребайте. А я посмотрю, чем дело кончится )))
Итак, ещё раз повторяю вопрос:
Оценку чего даёт понятие "бытие" в словосочетании "бытие человека"? М???
Аплодирую всей той матерщине, которая пришла Вам на ум при виде этого ответа...
свойство никакого отношения не имеют к бытию, т.к. относится к сфере существования.