Новая логика Маркса или старая логика Физтеха

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

В прошлой записи «Аристотель или Гейзенберг» мы начали исследование выражения в виде закона превращения энергии, где впервые вступает в свои права качественное содержание процесса, где в узловой точке выполняется «принцип Аристотеля», а не принцип неопределенности Гейзенберга. Таким образом, «принцип Аристотеля» свидетельствует о «качественном отождествлении» явлений и свойств макромира и микромира (явлений и свойств противоположных сторон). Продолжим исследование.

Основной закон мира, по Гераклиту, есть «закон превращения в противоположность». В истории философии движения философия Гераклита ставилась выше философии Зенона. В логике Гераклита «в движении две точки времени, равно как и две точки пространства, суть на самом деле одна точка», Зенон же в своем умозаключении строго отделял друг от друга эти две точки. Назовем методику Зенона «старой логикой», а методику Гераклита - «новой логикой». В «старой логике» нет «перехода», в «новой логике» существует сознание «необходимости» этого «перехода», перехода от одной стороны к другой стороне отношения (превращения одной противоположности в свою другую противоположность). То отсутствие движения, которым, как показал Аристотель, страдали прежние философские учения, устранено, и теперь само движение (в форме самодвижения) представляет собою здесь первоначало (переход). Но, к сожалению, прежняя наука не смогла расшифровать в то время «принцип Аристотеля», который основывался на принципах становления Гераклита.

Новая история философия физики началась с механики Ньютона, однако философия движения так и осталась в сфере формальной логики. Таким образом, в истории философии движения философия Гераклита теперь уже оказалась выше не только логики Зенона, но и «старой формальной логики» Ньютона.

Теперь посмотрим на дальнейшее развитие «принципа Аристотеля» в философии Маркса на основе «Науки логики» Гегеля. Возьмем пример Маркса из его теории стоимости (меры). Например: 1 квартер пшеницы = а центнерам железа. Что говорит нам это уравнение? Что в двух различных вещах, товарах - в 1 квартере пшеницы и в а центнерах железа - существует нечто общее равной величины. Следовательно, обе эти вещи равны чему-то третьему, которое само по себе не есть ни первая, ни вторая из них. Таким образом, каждая из них, поскольку она есть меновая стоимость, должна быть сводима к этому третьему, к всеобщему эквиваленту, который служит общей мерой их меновых стоимостей. Следовательно, различные товары в определенных количествах равны друг другу, замещают друг друга при обмене, выступают как эквиваленты и таким образом, несмотря на свою пеструю внешность, представляют собой одно и то же единство, имеют одну и ту же природу, природу денежной и «трудовой» стоимости.

Перейдем теперь к рассмотрению превращения физического движения, энергии. Превращение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения (например, в виде электричества), а другое получает соответствующее количество движения (например, в виде механического движения). Описание развитого полярного машинного устройства можем найти в «Капитале» у Маркса. Если опустить (исключить) второстепенную функцию передаточного механизма или «привязать» эту функцию к двигательной силе машины-двигателя, то мы увидим, что промышленная эволюция полярной машинной системы исходит от машины-двигателя и от машины-орудия (рабочей машины). Вот уже более 200 лет полярная машинная система исправно работает и служит людям на производстве и в быту. До сих пор еще никогда не удавалось превратить движение (следовательно, совершить работу) внутри отдельного, «монополярного» изолированного тела из одной формы в другую (такое одностороннее, метафизическое мышление о процессе можно встретить только в гипотезах у физиков-теоретиков).