автор М.П. Грачев
Нормология vs. Элементарная диалектическая логика
(два раунда)
Роспись реплик по лицам совместного рассуждения:
Раунд 1.
— Мигашкин Н.В. Я прочитал «Введение в элементарную диалектическую логику» и выяснил причины появления такого терминологического образования.
— Грачев М.П. Хорошо.
— Вы не заметили, что в основе философии Гегеля находится соотношение и Целогои Частей.
— Допустим. Ответ применительно к ЭДЛ в Итого.
— Целое есть способ существования качества, разума, которому открывается понимание и смысл это качества.
— Так.
— Целое живое, оно флуктуирует даже в физическом мире, переходя в свои подобные состояния.
— Верно.
— Между Целым, качествами, пониманиями существуют типичные связи подобия - Свое Иное.
— Подобия действительно обнаруживаются.
— Поэтому Богоподобие реально существует.
— В гипотезе Бога наука не нуждается.
— Целое формируется только из позитивных признаков, благодаря закону тождества.
— Без негаций нельзя достичь полноты целого.
— Математически это обосновано объемной теорией множеств. она есть в Базовой этике сокращённый вариант)
— Объемная теория множеств отягощена известными парадоксами.
— Ваша элементарная диалектика, как и формальная логика есть отражение бесконечно многообразных связей частей, их количественных изменений.
— У меня нет "элементарной диалектики". Моя концепция: Элементарная диалектическая логика.
Верно, ЭДЛ равно и формальная логика является теоретической моделью естественных рассуждений. Многообразие связей ограничено согласно квадрату противоречий (рис.1):
— Математически их существование регламентируется плоскостной теорией множеств, а сама логика суждений приобретает форму плоскостной, табличной, ландшафтной, этапной, нитевидной и пр. На эту логику переведено всё обучение в нашем образовании.
— Элементарная диалектическая логика объемна, а не плоскостная. В логическом пространстве диалога ЭДЛ имеет три степени свободы: два ортогональных направления рассуждений независимых субъектов и третья ось времени. В общем случае, полилог.
— Экспертный анализ дан в Базовой теории этики Глава вторая
— Хорошо.
— Это способ существования рационального ума. С помощью его никогда не постигнешь смыслы, не достигнешь эффекта понимания, не смоделируешь качество физических объектов и идеальных, к которым относятся наши представления, понятие и категория.
— Тезисы желательно развернуть в конструктивное изложение.
— Ваши же рассуждения все опираются на терминологии.
— Мои рассуждения опираются на эмпирию межличностной и внутриличностной (интрасубъектной) коммуникации.
— Гегель и здесь обозначил различия и не только.
— Диалектика Гегеля по справедливому замечанию Михаила Бахтина монологична.
— Выделяя в языке имя существительное, прилагательное и глагол, он придавал этой взаимосвязи особый смысл (это тоже тождество тезис-антитезис-синтез) через глагол появляется смысл всего, как сделанное в человеческой цивилизации.
— Если обратиться к третьей части гегелевской "Науки логики", то можно обнаружить структуру традиционных форм мышления: понятие-суждение-умозаключение. Гегель приводи их в движение в соответствии со своим обязательством оживить мёртвые кости формальной логики.
Только осуществляет свою трансформацию формальной логики в рамках всё того же, ранее упомянутого, монологизма.
— С восточной письменностью произошёл конфуз – в иероглифах не было глаголов. И он где-то в шутку высказался об ограниченности её влияние на граждан. На его шутку Китай и Япония обиделись всерьез.
— Спасибо за Китай и Японию.
— Поэтому нормология это итог философии Сократа, Платона и Гегеля!
— Хорошо бы ещё показать движение от Сократа к Платону и от Платона к Гегелю.
***
Итак. В основе Элементарной диалектической логики лежит соотношение целого (интегративного представления о естественных рассуждениях людей) и части. Частями целого являются две теоретические модели естественных рассуждений: Традиционная формальная логика и новационный проект Элементарной диалектической логики с её ядром - продуктивным противоречием.
Раунд 2.
Normolog, 6 Март, 2018 - 13:33, ссылка
[В основе Элементарной диалектической логики лежит соотношение целого (интегративного представления о естественных рассуждениях людей) и части. Частями целого являются две теоретические модели естественных рассуждений: Традиционная формальная логика и новационный проект Элементарной диалектической логики с её ядром - продуктивным противоречием].
— Вывод не верен, то есть, с помощью теории истины доказывается, что он создает ещё одну абстрактную парадигмальную модель, которая к реальности никакого отношения не имеет.(Теория истины представлена в Базовой этике.
— Вы сами пишете, что существует около тридцати концепций истины. Посредством какой из 30-ти делаете заключение о том, что "вывод не верен"?
— Части не существуют вне Целого. Отдельно мы можем их рассматривать в абстрактных моделях. Всё существующее принадлежит к некому Целому.
— Плюс Целое больше суммы частей. К чему все эти тривиальные истины?
— Ваша модель лишена аксиологии, то есть она не имеет смысла для любого практического использования, в том числе, в качестве познавательного инструмента.
— В таком случае, правильнее говорить, что модель "лишена праксеологии".
Праксеология и Аксиология у меня учтены в "Архитектуре элементарной диалектической логики" (2011 г.):
— То есть она не имеет состояния нормы (смоделирована с нарушениями) и потому будет создавать новые иллюзионные представления, как новационные проекты.
— А в чём, по-вашему, должна состоять норма?
— и качества объектов бытия позволяет увидеть мир гармоничным и познаваемым. Это т кусочек текста и "Нормиативная медицина - путь развития здравоохранения" даёт ответ на вопрос связь от Сократа до Гегеля.
— Читаю:
— Путь истины в древнегреческой науке. Технология обнаружения и создания Целостности родилась и во взаимосвязи философий Сократа, Платона и Аристотеля – Каким способом она создается? Как она формируется? Что ее делает таковой?:
— "Она" - это технология?
— Сократ. Целостность, как сущность человека находится в его душе, способности мыслить, познавать, соблюдать мораль и творить добро. Сократ не объяснял, каким способом рождается истина в его Майевтике. Он предложил три этапа в обнаружении существования души: неведение - первая информация часто бывает ложной; ирония - как способ освобождения от зависимости первого впечатления; рождение истины – появление истинного смысла, как понимания. Если человек не соблюдает эти технологии перехода, то он надолго (а иногда навсегда) остается на одном или двух этапах
— Замечательно! Имеет прямое отношение к ЭДЛ. Вот бы и Вам достичь истинного смысла в понимании Элементарной диалектической логики!
— Строгое подчинение этим технологиям позволили Сократу быть первым в истории человечества управленческим консультантом широкого профиля: на рынке он помогал продавцам, как выгодно продавать свой товар; покупателям – как правильно выбрать товар; ремесленникам – как правильно удовлетворить спрос (и «ночной горшок может стать произведением искусства»); учил граждан как сделать деньги на заемные деньги; политиков обучал способам успешной карьеры; занимался обучением риторики и философии и т. д.
— Эта Ваша сентенция навеяла воспоминание об "Облаках" Аристофана. В этой сатире Аристофан красочно описал Сократа в качестве "управленческого консультанта широкого профиля". Но это не в пользу Вашей нормологии.
— Ученик Сократа, Платон, присутствовал на многих занятиях Сократа и благодаря ему, человечество ознакомилось с его философией. Но тайну рождения истины ( Как?) он видел в Идее. В основе любой Целостности находится Идея - это смысл, то единственное, что составляет сущность множественных вещей. Идеи являются настоящим бытием, они источник всего существующего, источник добра, красоты, справедливости. Это вечный и бесценный мир. Естественные, чувственные, эмпирические вещи являются тенями идей, а сами идеи можно постигать только разумом, а не чувствами. Чувствами человек познает лишь «тени на стенах пещеры, отбрасываемые реальным миром за их спинами»
— Сократ не оставил письменных трудов. На своих занятиях Сократ демонстрировал устный диалогический метод поиска истины в совместном рассуждении. Отсюда корни Элементарной диалектической логики. А Ваша нормология стоит в сторонке.
— Ученик Платона, Аристотель, через ответ на вопрос Что? такое Целостность, создал систематизацию о философии как науке, о причинах и порядках бытия. В каждой вещи или явлении можно выделить признаки, природный мир он объяснял как совокупность отдельных вещей, которым свойственна сущность. Каждая вещь - единство материи (субстрата) и формы. Материя - возможность бытия, форма - её реализация. Значит, форма есть сущность предмета, которая выражается понятием. Суть вещей раскрывается через четыре причины: материя, форма, действие и цель. Форма изменчива и они поднимаются по лестнице совершенства. Чем выше форма, тем ниже значение материи. Чистая высшая форма - это вечный двигатель, Бог.
— Прекрасно! Только, причем тут нормология?
— Но не позволяет рассудочный характер познания на основе сходства признаков и их отсутствия познать Целостность. Философия Аристотеля позволила создать законы формальной логики и основы существования рассудочного ума.
— И это всё? Добавлю. Две группы законов рассудочного ума:
Группа 1.
- закон абстрактного тождества;
- закон запрещенного противоречия;
- закон исключения третьего;
- закон двойного отрицания.
Группа 2.
- закон конкретного тождества;
- закон разрешенного противоречия;
- закон включения третьего (а также, четвертого, пятого и т.д.);
- закон отрицания отрицания.
Центральным в указанных группах является закон противоречия в двух (как и следует противоречию) взаимно исключающих ипостасях: запрещения и позволения.
Итак, убедительной связи нормологии с философией Сократа, Платона и Аристотеля Вы в этом раунде не продемонстрировали.
--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 07 марта 2018 г.
Комментарии
Уважаемый Николай Викторович,
Вы пишете:
"Примечательно, что Гегель хотел переделать свою «Науку логики». Законы диалектической логики носят всеобщий характер. То есть, они справедливы не только при развертывании их из «чистого мышления», но при опоре на законы формальной логики и рассудочного мышления. Об этом он сам писал. Но преждевременная смерть не позволила этого сделать"
Вопросы:
1. Какие законы "диалектической логики" Вы имеете ввиду?
2. Как Вы относитесь к тому, что в трудах Гегеля не встречается словосочетание "die dialektische Logik"?
3. "Об этом он сам писал", - Где писал и что именно писал (цитата, и её выходные данные)?
4. Что значит всеобщий характер законов ДЛ при опоре на законы ФЛ?
5. Какая связь между законами ДЛ и ФЛ?
6. Можно ли говорить о диалектической логике в широком и узком смысле?
7. Верно ли, что в широком смысле ДЛ совпадает с онтологией, гносеологией и методологией, вместе взятыми?
8. Правильно ли будет трактовать ДЛ в узком смысле как логику обычных рассуждений с включенным в её структуру продуктивным противоречием?
9. И вообще, допустимо ли существование рассудочной диалектической логики?
Неплохо было бы подробнее обсудить перечисленные взаимосвязанные вопросы.
С уважением,
Михаил Петрович Грачев.
Нет. В УрГУ им А. М. Горького М. Руткевичем была создана хорошая философская школа . Поэтому я начал понимать Гегеля и с удовольствием читал Э. В. Ильенкова. Почти все рефераты курсовые я писал по аксиологии. Меня привлекала практическая сущность философии, которую вытравили. Истмат я не воспринимал.
В УМЛ приходили пропагандисты, секретари первичек, которым необходимо разговаривать с людьми и помогать реальными светами в производственном общении, семье и воспитании. Если кто-то эти интересы не учитывает, то слушатели шли к заведующему и тот отказывался от услуг, не смотря на ученые звания и количество публикаций.
В последствии я преподавал только менеджмент, но уже нормативный, не афишируя. Программа одна, но раскрытие её по законам нормологии.
Извините, но Ваши представления о диалектике и представленной модели никто и никогда не будет использовать для улучшения результатов своей деятельности. Это очередная мозговая жвачка для десятка людей, которые прочитали одни и те же книги. Так формируются зависимости.
Нормология формирует проекты представлений по одним и тем же законам о природе индивидуального сознания, группового, общественного и даже цивилизованного. Это основа организации сотрудничества в простых и сложных видах деятельности с обеспечением получения запланированного результата. так как в основе тождество как мыслю, так и делаю и так же контролирую по этапам, сохраняя имеющее бытие и увеличивая Благо.
"очередная мозговая жвачка" - А, нельзя ли поконкретнее обосновать, что послужило основанием Вашей оценки: "очередная мозговая жвачка"?
Элементарная диалектическая логика является теоретическим описанием реального рассуждения и его компонентов. А Вы говорите, что "никто и никогда не будет использовать для улучшения результатов своей деятельности". Разве людям не интересно, из каких глубинных компонентов состоит их естественное рассуждение и как эффективнее добиться понимания своей мысли собеседником?
Продемонстрируйте, пожалуйста, потенциал нормологии в анализе "представленной модели".
К сожалению, пока так и не увидел Ваших правильных представлений о диалектической логике (правильных, как Вы себе это представляете). Хотя диалектическая логика целиком и полностью лежит в контексте философии Сократа, Платона и Гегеля. И не выразить отношение к ней нормологии было бы научно некорректно.
Ну, если для Вас диалектическая логика - ничего не значащая дисциплина, то пожалуй оценкой "очередная мозговая жвачка" можно ограничиться и остаться каждый при своем мнении.
И тогда остается открытым вопрос: Причём тут Сократ, Платон и Гегель в заголовке Вашей статьи?
--
Альтернативный итог философии Сократа, Платона и Гегеля — диалектическая логика!
Если создавать строгую теорию мышления, ориентированную на выработку дисциплины ума, — то было бы недостаточно ограничиваться общими фразами. Например, Ваше "Диалектическая логика это часть технологий мышления" предполагает дальнейшее развитие мысли о ДЛ в смысле технологии.
Но сначала определения. От них никак не уйти ради достижения взаимного понимания.
Поскольку я интересуюсь различными трактовками диалектической логики, то было бы интересно познакомиться с конкретным описанием Вашего образа диалектической логики.
"тезис - антитезис - синтез" — Эта триада относится только и только к спекулятивной логике Гегеля. Какая здесь связь с диалектической логикой? Можно ли как-то уточнить её (диалектической логики) понятие?
--
Я прочитал «Введение в элементарную диалектическую логику» и выяснил причины появления такого терминологического образования.
Вы не заметили, что в основе философии Гегеля находится соотношение и Целого и Частей. Целое есть способ существования качества, разума, которому открывается понимание и смысл это качества. Целое живое, оно флуктуирует даже в физическом мире, переходя в свои подобные состояния. Между Целым, качествами, пониманиями существуют типичные связи подобия - Свое Иное. Поэтому Богоподобие реально существует.
Целое формируется только из позитивных признаков, благодаря закону тождества. Математически это обосновано объемной теорией множеств. она есть в Базовой этике сокращённый вариант)
Ваша элементарная диалектика, как и формальная логика есть отражение бесконечно многообразных связей частей, их количественных изменений. Математически их существование регламентируется плоскостной теорией множеств, а сама логика суждений приобретает форму плоскостной, табличной, ландшафтной, этапной, нитевидной и пр. На эту логику переведено всё обучение в нашем образовании. Экспертный анализ дан в Базовой теории этики Глава вторая
Это способ существования рационального ума. С помощью его никогда не постигнешь смыслы, не достигнешь эффекта понимания, не смоделируешь качество физических объектов и идеальных, к которым относятся наши представления, понятие и категория. Ваши же рассуждения все опираются на терминологии.
Гегель и здесь обозначил различия и не только. Выделяя в языке имя существительное, прилагательное и глагол, он придавал этой взаимосвязи особый смысл (это тоже тождество тезис-антитезис-синтез) через глагол появляется смысл всего, как сделанное в человеческой цивилизации. С восточной письменностью произошёл конфуз – в иероглифах не было глаголов. И он где-то в шутку высказался об ограниченности её влияние на граждан. На его шутку Китай и Япония обиделись всерьез.
Поэтому нормология это итог философии Сократа, Платона и Гегеля!
"она не имеет смысла" — Не согласен.
Смысл есть, потому что Элементарная диалектическая логика является описанием реального рассуждения и его компонентов.
Если ЭДЛ не имеет смысла, то и традиционная формальная логика не имеет смысла.
Тогда как, напротив, традиционная логика проверена и подтверждена тысячелетней практикой со времен Античности.
У Вас есть базовая этика. Есть упоминание теории истины. А теория правильных рассуждений (Логика от Н.В.Мигашкина) у Вас есть?
--
Другими словами, Базовая этика у Вас своя, а Логика чужая ("использование различных формализованных логик").
Тогда как у меня речь идет о Базовой логике Гегеля ("Наука логики"), своей теории логики правильных рассуждений (ЭДЛ). И этике как "вишенке на торте" в качестве архитектурного оформления.
--
--
Для решения любых проблем должна четко сформулирована цель, которая решается в стратегическом пространстве. Цель развития наук и производства - обеспечение здоровья людей и долголетия через опредмечивание человеческой сущности в цивилизации. Она является основой содержания всех религий, в которых обеспечивается аккумулирование и приоритет духовной культуры. Философия, как основа любви к мудрости обеспечивает сохранение,накопление и передачу социального опыта поколениям через преодоление различий в науках и между людьми. Этика сохраняет прогрессивное развитие цивилизации через обеспечение форм сотрудничества между людьми независимо от их принадлежности к национальностям, религиям и историческим эпохам.
Тогда и становится понятным какие и для чего нам необходимы способы познания и логики.
Общие слова. Мало конструктивной конкретики.
--
Точнее - ее совсем нет!
То, что называется "теорией объемных множеств" - чистый оксюморон! Нет ни объемных, ни плоских, ни живых или мертвых множеств. Это чистой воды эклектика!
Читаем из http://kamerton2.com/ :
Да, из куска железа можно изготовить и ложку и вилку и нож. Но при чем здесь "объемные множества" и норматив?
Самих-то доказательств (математических, логических в каком-то исчислении) нигде нет! Законы подобия имеют разные инструменты: изоморфизм, гомология....
Одни слова! И одна сплошная ложь из-за недоказанности! Понабрал верхушек мысли везде где можно, прикрыл их "философией" и философами, и создал "нормологию" без всякого предварительного дискурса...
ИМХО!!!
Я уж не говорю о том, что этот поборник этики мгновенно удалил мою запись о его не конструктивности со своего поста! Сплошной блеф!
ИМХО!
Конструктивной терминологической конкретики, привычных абстрактных конструкций нет. Здесь Вы правы.
Цель науки и философии практическая - прогресс цивилизации, который увеличивает продолжительность жизни и долголетие. В 13 веке до н. э. врач Асклепий применял какие-то странные способы лечения, которые наши современники относят к магии. Нечто подобное отношение было и в то время. Свои знания он передал своим потомкам, со строгим наказом передавать их только мужчинам и членам рода Асклепиков. Гиппократ был 19 -м в поколении Асклепиков.
Сократ, Платон, Аристотель отвечали на вопросы связанных тождеством Каким способом?, Как?, Что?. Отвечали на эти вопросы с таким же наличием тождества Асклепий - Гиппократ ; 5 -й век д. нашей эры) - Гален (третий век нашей эры). Гален это Аристотель в медицине.
Почти в одно и тоже время в Баварии появились Ганеман и Гегель, их творчество не пересекалось. Они не были знакомы. Обоих восхищала древнегреческая культура и оба создали науки, где присутствовало тождество. Так в медицине стали использовать эффект Плацебо. Асклепий его использовал на три тысячи лет раньше.. А Гегель открыл законы интуиции, они же основа теории истины.
Вот такая практическая целесообразность наук и философии
В нашем случае, близко к теме желательно говорить о конкретных науках: нормологии и Элементарной диалектической логике (ЭДЛ). Указывать на цель нормологии: "прогресс цивилизации", - было бы несколько пафосно.
Практическая цель ЭДЛ - предъявить более близкую к реальности (по сравнению с традиционной формальной логикой) теоретическую модель естественного рассуждения.
Вопросы, это хорошо. Только почему не "с различием" связанные?.
Уместно было бы, ещё перечислить и процитировать формулировки этих, якобы открытых Гегелем законов интуиции.
--
Уместно было бы, ещё перечислить и процитировать формулировки этих, якобы открытых Гегелем законов интуиции.
Это этапы самопознания Абсолютной Идеи. Многие технологии манипулирования созданы за счёт исключения какого-то этапа (НЛП, PR, сетевой маркетинг и др.) Нарушение в этапах принятия решения (нормативный психоанализ и психология) становится причиной появления различных зависимостей. \
Например, при отсутствии обратной связи (отрицание отрицания) легко стать классиком в науке, при преподавании - несколько раз прочитал свой текст и после этого с удовольствием читает только свои. Сейчас в России созданы сотни парадигмальных пирамид каких-то авторских концепций, которые их защищают как источник дохода.
Меня интересуют различные трактовки и подходы к диалектической логике. Смысл жизни - не моя тема (во всяком случае на Философском штурме ).
--
Смысл развития человеческой цивилизации - здоровье и долголетие
Современная человеческая цивилизация есть итог опредмечивания человеческой сущности и её духовного и физического здоровья. Цивилизация формирует духовные смыслы жизни для каждого человека в зависимости от возраста, пола, вида деятельности и территории - обеспечить здоровье и долголетие каждого человека. Духовные смыслы критериально определяют особенности планирования и результаты на всех уровнях цивилизованного государства.
Как возможно преодолеть границы между сферами знания, науками и различными видами деятельности? Через процессы нормативности в проектном мышлении и законы этики, которые интуитивно поддерживали это направление независимо от возраста, национальности и исторической эпохи.
Создание цивилизации это технологии, где логика обслуживает проекты, обеспечивая их истинность, реальность и соответствие общей цели
Если мы будем рассматривать отдельного от этих процессов, то будем создавать самодостаточные концепции, которые необходимы философам, как мозговая жвачка или зависимость.