Плотин. Эннеады

Цитаты

Высшие категории

посмотреть в тексте

Множественность элементов мышления дает категорию количества и числа, а их разнообразие – категорию качества. Из этих начал, или самых высших категорий, происходят затем все последующие, все роды и виды вещей.

К Первоединому не приложимы категории

посмотреть в тексте

К Первоединому не приложимо ни число эссенциальное, то есть такое, которое выражает единство сущего и мыслимого (следовательно, выражает вместе с тем и двойство), ни число простое, обозначающее количество совместно с другими родами (точнее, категориями), или без них, так как смысл всякого такого числа в том только и состоит, чтобы выразить количество (то есть, множественность, а не единичность).

Категория единого (не Единого)

посмотреть в тексте

Поэтому, если каждой вещи можно приписать предикат единства и, стало быть, "человек" и "один человек" – не одно и то же, но "человек" и "одно" – разное, и "одно" – обще и в каждой прочей вещи, то "одно", надо полагать, предшествует "человеку" и каждой другой вещи, чтобы и "человек", и каждая другая вещь могли оказаться отдельной вещью, причастной категории единого. И, конечно, единое – раньше движения, если только само движение – едино, и раньше сущего, чтобы и это последнее могло оказаться причастным категории единого (под единым же я понимаю не то единое, которое, как известно, мы называем запредельным сущему, но то, которое предицируется о каждом эйдосе).

Пять основных категорий

посмотреть в тексте

Поэтому остается рассмотреть, породила ли сущность число собственным разделением или же само число раздробило сущность, и также – пять ли основных категорий: сущность, движение, покой, тождество и различие – сами породили число, или число – их? Начало нашего рассмотрения будет таково.

Природа этого Первоединого по отношению ко всему существующему ...

посмотреть в тексте

Природа этого Первоединого по отношению ко всему существующему, конечно, рождающая, но именно поэтому Оно не есть что-либо из существующего, к Нему не приложимы ни категория субстанции, ни качества, ни количества, оно не есть ни Ум, ни Душа, ни движущееся, ни покоящееся, ни в каком-либо месте находящееся, ни во времени. Оно пребывает лишь само в себе, в своем единственном образе, вернее – чуждое всякого образа, ибо Оно прежде всех и всяких образов и форм, как и прежде движения, прежде покоя. Все эти категории приложимы уже только к сущему – они-то и делают его множественным.