ФИЛОСОФ XXI ВЕКА – АЛЕКСАНДР СЕКАЦКИЙ
Был приглашён и участвовал в очередном заседании семинара Русской Христианской Гуманитарной Академии. С докладом выступал доцент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета кандидат философских наук Александр Куприянович Секацкий.
В дискуссии принимали участие д.ф.н.профессор Пигров К.С., д.ф.н. профессор Ермичёв, к.ф.н. доцент А.Н.Муравьёв, д.ф.н. профессор А.Л.Казин и другие.
С Александром мы знакомы уже давно. Мне близки философские настроения и переживания Секацкого. Возможно, потому что мы ровесники, или потому что схожие судьбы.
Лично я считаю Александра Секацкого философом XXI века!
Почему? - ...
Философия Александра Секацкого является отражением состояния нынешнего нестабильного мира, равно как и состояния самого Александра, осмысления им происходящих в душе и в мире процессов.
Меня восхищает образность его мышления, метафоричность высказываний.
Его метафоры и аллегории богаче набора силлогизмов классической философии.
В своей философии Александр Куприянович Секацкий синтезирует рациональное мышление с поэтическим, художественным видением. Поэтому его философию можно назвать поэтической.
Его философия это философия СОСТОЯНИЯ, философия ПЕРЕЖИВАНИЯ!
И это не психология. Это некое новое синтетическое мышление, которое отражает потребность мира в НОВОМ СИНТЕЗЕ после дефрагментации, о которой говорит Александр Куприянович.
Философия Александра Секацкого своего рода камертон для понимания СОСТОЯНИЯ сегодняшнего мира; камертон, по которому можно сверять звучание эпохи и настраиваться на поток сознания всех мыслящих людей нашего времени.
Александр Куприянович, безусловно, несёт в себе черты героического, что нашло отражение и в его непростой судьбе философа.
Сегодня пишется много хороших книг. Но эти книги как хорошие кирпичи – не знаешь, что из них построить – нет ЗАМЫСЛА! Нет фундаментальной Идеи, которая бы смогла сцементировать эти разрозненные хорошие мысли в жизнеспособную конструкцию.
Иногда кажется, что последние книги Александра Куприяновича должны, как хорошие яблоки, дозреть в тишине и покое. Быть «модным» философом большое искушение, я бы даже сказал – соблазн.
Все мы ждём от Александра Секацкого метанарратива, который он, безусловно, способен создать. Но это, наверно, требует какой-то особой отрешённости, какого-то особого трансцендирования.
У Александра Куприяновича есть одна особенность. Он не всегда отвечает на чужой вопрос (за который иногда бывает стыдно), а даёт СВОЙ ОТВЕТ!
Очевидно, что Александр Секацкий в своей философии разрабатывает и новый язык, который не всегда и всем понятен. Но это язык эпохи! И сама манера философствования весьма необычна.
Но философ на то и философ, чтобы давать трансцендентные обобщения, не всегда понятные широкой публике.
Хотя я считаю, что философская идея, если она истинна, обычно умещается в нескольких словах и понятна всем без исключения.
Я считаю, что прогресс человеческого общества — это иллюзия. Возможен лишь прогресс каждого конкретного индивида, заключающийся в его духовном совершенствовании. Это единственно реальное пространство для личности. Все остальное, в том числе время эпох, есть лишь отрывок пространства, захватываемый индивидуальной жизнью.
Духовное самосовершенствование — это личный неповторимый опыт, практически не связанный с чужими ошибками. Но если человек способен учиться на своих ошибках, то человечество повторяет их вновь и вновь. А все потому, что человечество это каждый конкретный человек.
Духовный прогресс человечества слагается из духовного совершенствования отдельных личностей. То, о чем все так пекутся, осуществляется скорее в каждом конкретном человеке, нежели во всех сразу. Одним словом, прогресс — дело индивидуальное!
Вы хотите изменить человека к лучшему, полагая, что человек может, а значит, и должен меняться. Но посмотри на меня, разве я не совершенен? И если мне нужно изменяться, то куда, в какую сторону?
Попытайтесь взглянуть на себя с внешней стороны колбы, в которую мы заключены. Вещи отнюдь не такие, какими кажутся. Нет ни добра, ни зла, — только покой и беспокойство.
Вы талдычите о какой-то эволюции как о каком-то развертывании, но не можете обозначить ни начала, ни конца, потому что их нет. Для вас Вечность это круг, шар, ведь ничего более в трехмерном пространстве вы представить не в состоянии.
Можете ли вообразить себе песочные часы, в которых песок постоянно перетекает из себя в себя? Нет. Так и пространство вы ощущаете только в трех измерениях. Эволюции нет, как нет ни “верха”, ни “низа”.
Попробуй представить замкнутую спираль, вращающуюся вокруг собственной оси, — это будет лишь некое подобие Вечности, способное уместиться в твоем воображении.
Движение есть лишь колебания вокруг состояния покоя; они из покоя исходят и им же поглощаются. В покое нет оценок, он не может быть ни счастьем, ни несчастьем. Это просто покой. А называть вы можете его как угодно — Абсолют, Бог, Единый.
С Александром мы знакомы уже давно. Мне близки философские настроения и переживания Секацкого. Возможно, потому что мы ровесники, или потому что схожие судьбы.
Дух странствует его по Ойкумене.
Он Странник! Как и ты, и я. Все мы вечные странники.
Дом наш — время. Приют — страдание. А счастье — жертвовать собой.
Ведь жертва — смысл любви. Иначе невозможно.
Для тех, кто любит, выбора и нет.
Пожертвовать собой совсем непросто,
чтоб Космос сотворить, освободив от бед.
Смысл жертвы — жажда новой жизни, желание любить, любовь творить,
кровью своей смывать других ошибки, прощать и верить, и опять любить...
Сейчас с тобой мы в центре мирозданья.
Что видишь ты — всё с внешней стороны, как отпечаток,
как экран мерцанья, проекция божественной мечты!
— Так что же... Я есть центр мирозданья?
Иль просто возвратился я в себя?
Куда же мне? Назад? В меня?
Иль этот Дмитрий тоже я?
Выходит, я везде? Тогда не всё ль равно?
А может быть, всё это лишь кино?
Проекции бесчисленные фильма?
Иль сцены разные спектакля Бытия?
И сколько же, вообще, таких, как я?
А может, существую во Вселенной в прошлом и будущем одновременно?
Везде сейчас?
Иль только отражаюсь в другом мире?
Иль сам я отражение его?
Так кто же я? Вернее, что я есть? Крестовских Дмитриев не перечесть.
Димитрий?.. Деметрий?.. или я...
— Дионис!
Я — весь этот мир!
И я за всех, за этот мир весь отвечаю.
И жертвуя собой, его лишь сохраняю.
Благодаря лишь жертве мир ваш существует.
И если бы не я, то мир давно б погиб.
Но мой не слышат предостереженья крик.
Даже когда спускаюсь в мир в людском обличьи.
Я жертва—жертвователь, Бог, Я царь ночи?
Мне силы тьмы сполна подчинены.
Но тьма не смерть, не Хаос, где страдаешь.
Тьма для тебя есть то, что ты не различаешь.
В ней сила жизни, Сила Света.
— Куда же ты влечёшь меня?
— Вглубь мира. В тебе самом вселенную открыть.
— Но разве это может... может быть? Ведь Космос — он вовне, а не внутри?
— Внимательнее на себя взгляни, и ты увидишь этот мир внутри.
— Куда же ты влечёшь меня?
— В мечты! Ведь всё, о чём мечтаешь, не напрасно.
Мечта лишь отражает, что прекрасно в нас пребывает,
издревле живёт, и даже и со смертью не умрёт.
Весь мир в тебе. Ты часть, и в то же время мир.
И всё в тебе. И ты есть всё. И в то же время ты ничто.
Ты лишь мечта моя, лишь мысль, лишь отражение моего воображения.
Ты есть, и тебя нет.
— Но я же чувствую, живу. Иль нет меня?
— Ты это я, а я есть ты и мир.
И ты есть мир, как я, где нет тебя, и нет меня, а есть лишь мысль творящая.
Мир есть мечта, иллюзия, фантом. Вся Ойкумена для меня мой дом.
Дом, что внутри меня.
— Внутри?
— Ты повнимательнее вглубь себя взгляни.
И ты увидишь мир в мирах, протоны в атомах, а клетки в телах.
Всё стройно, гармонично и едино, и создаёт прекрасную картину.
Вот мы уже внутри тебя.
Вот видишь: то же солнце, и планеты-электроны, и реки, камни, и цветы…
И это всё, всё это ты.
Идём мы вдаль, уходим вглубь, чтобы вернуться вновь к себе.
Всё связано. Масштабы Бытия как этажи, где первый есть этаж последний.
И где бы ни нырнул, ты вынырнешь в себе.
Со всем ты связан, ты во всём, и всё в тебе.
Ты и цветок, и камень, и река.
Так было, есть и будет так всегда.
Ты к звёздам устремишься, а на них, себя ты встретишь как цветок, родник…
Куда бы ни проник — найдёшь себя. Ведь ты во всём, везде твоё есть я.
Миры вокруг, ты их не замечаешь.
Всё связано, всё соединено со всем.
И в каждом выход в мир, до времени ещё что не открыт.
— Куда же мне?
— В себя. А хочешь, в камень, или же в цветок. А может, хочешь стать рекою?
— Хочу всегда я быть самим собою. Счастливым быть. Искать и находить.
И только лишь любить, любить, любить!
И это счастье я готов искать по всей Вселенной.
— Зачем искать, ведь счастье... ведь оно в тебе самом. Лишь радуйся вовек!
— Но я же...
я же...
я же ЧЕЛОВЕК!
Мне нужно большее, чем счастье иль несчастье.
Хочу постигнуть Бога Мирозданье.
— Оно в тебе, и ты сам тоже Бог.
— Я Бог? или его творенье?
— То и другое вместе!
— Так что же я такое?
— Частичка Бога, ищущая Свет.
— Куда ж идти, ответишь или нет?!
— В самом себе ты сам найдёшь ответ…
(выдержки из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» и романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте http://www.newruslit.nm.ru
Посмотреть видеозапись выступления Александра Секацкого в РХГА можно здесь:
http://video.yandex.ru/users/nikolaykofyrin/view/114
Кто не может посмотреть видеозапись, но хочет прослушать дискуссию, может скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/0WD6WU
Чтобы прослушать в формате MP3, нужно конвертировать файл. Конвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe
Плагин от Sony http://www.nch.com.au/scribe/sony.html
P.S. Читайте и смотрите другие выступления Александра Секацкого в моём дневнике: на конференции «Петербургский текст сегодня» и на конференции «Дни Петербургской философии 2008».
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru
Комментарии
1. Удивительно трогательно философия "философов XXL века" заявляет о себе.
Чем же так соблазнительно прекрасны эти философы "особо крупного размера"?
О! Они "отражают состояние нынешнего нестабильного мира" и состояние самого философа (тоже, видимо, нестабильного). Если верить нашему автору:
Ох уж эти загадочные "процессы в душе и в мире".
2. Автор просто захлебыватся в витиеватом дифирамбе Секацкому:
Образность мышления - это, конечно, плюс, но если оно остается мышлением, то вряд ли богаче другого (образцового) мышления - классической философии. А если под "образностью мышления" наш автор понимается богатство речи, способов выражения мыслей Секацкого, то сравнивать такое "мышление" надо не с "силлогизмами классической философии", а с его текстами, которые по своему способу выражения, образности также не уступят никакому Секацкому.
3. Наш автор продолжает петь свою хвалебную песнь:
Что там Секацкий "синтезирует" - это на совести нашего автора. Но результат этого синтеза - "поэтическая философия" - это нечто невозможное. Или философия, или поэзия - здесь не может быть компромиссов. Если философ покидает "юдоль" рационального, он перестает быть философом и становится кем-то другим, быть может, поэтом?
4. Еще, еще, еще... славозловия в адрес нашего XXL:
Недаром говорят, хочешь сказать о другом дурное - похвали его.
Наш автор завершил разгон и уже парит в облацех...
5. Но вот, наконец, мы втречаем и маленькую тучку на героическом небосклоне нашего "героя":
Не дозрели, видимо, еще книги Секацкого до нужной кондиции, еще не обрели, как хочет наш автор, чугунной "сцементированности разрозненных хороших мыслей в жизнеспособную конструкцию". За это, конечно по-дружески, наш автор пожурил Секацкого - дескать "это Вам не это":
продемонстрировав "тонкое" различие "искушения" и "соблазна".
6. Что же мы ждем от нашего гения? Чу, есть ответ:
Даешь значит, транцендирование! Немало-немного. Видимо, по ту сторону всякого нарратива.
7. Не забудем о личных особенностях нашего героя:
Здесь мы узнаем, что нашему автору за что-то все-таки бывает стыдно.
8. И вот, наконец, резюме:
Все эти неуклюжие, восторженные выражения - "язык эпохи", "трансцедентные обобщения" и др. - оказывают нашему герою медвежью услугу - вряд ли кого-то они вдохновят на интерес к Секацкому.
9. Пропев о Секацком последние хвалебные слова наш автор решил прямо перейти к своим "мыслям". Дескать, народ схавает:
Ну, считает так наш автор, че пристали. В этом мудрость! Почитаем еще авторские "перлы":
Достаточно, достаточно...
10. В последний раз передохнув на Секацком:
наш автор, наконец, решил, видимо, показать, что такое этот зверь - "поэтическая философия". И показал.... О! Как эта "философия" обворожительно тупо-задумчива и неторопливо-постоянна. О! Сколько в ней "умного безумия" и "бездонной высоты" - быстрее, быстрее скачивать нужный файл и конвертировать, конвертировать, конвертировать...
Ну вы зря так... Ну есть у человека любимый философ. Ведь это хорошо. :)
А вот сам Секацкий наверное заслуживает обсуждения. Верней не он сам, не его тексты, а феномен Секацкого. Вот уж истинно "не всегда отвечает на чужой вопрос" (в буквальном смысле - в рекламируемом докладе ни на один вопрос не ответил), "а даёт СВОЙ ОТВЕТ!" - такой глобальный ответ на ничей не-вопрос.
1. Я не против собственно Секацкого, возможно, его тексты интересны. Скорее, мне показалось, неуклюжей и беспомощной "рекламная акция" со стороны этого адепта "поэтической философии".
2. Пусть этот человек увлекается чем-угодно, но уж если берется что-то анализировать, так хотя бы делает это (говоря вежливо) более аккуратно. :)))
Ну это форум - возможно всякое :)
Странно, что вы столько времени потратили на это.
1. Иногда я тоже задаю себе этот вопрос - зачем тратить зря время - и ничего не пишу. :))
2. В другой раз, все-таки позволю себе немного развлечения.
Неужели вы не умеете читать "между строк" ?
Жаль, что вы восприняли всё слишком буквально и прямолинейно. Видимо, вы не смотрели видеозапись дискуссии по предложенной ссылке. Для адекватного понимания и моего текста, и самого Секацкого, и отношения к его философии, советую посмотреть видеозапись по ссылке
Посмотреть видеозапись выступления Александра Секацкого в РХГА можно здесь:
http://video.yandex.ru/users/nikolaykofyrin/view/114
Спасибо, посмотрим
Надеюсь, вы всё поймёте...
Посмотрел. Новых идей не густо все фрагментировано в соответствии с парадигмой.
Я живу в Израиле у нас тут традиционалистов и софистов даже слишком много как и конфессий и все ведут отчаянную борьбу с голивудом за цельность и духовность вот недавно даже кашерный интернет запретили (там не только порнографии а вообще светского ничего нет а только рассуждения и новости)
Картезианский крен Западной философии всегда уравновешивался на Западе развитой теологической культурой. То что из России видится как Западная культура и Апокалипсис на самом деле только отрыжка глобализации.
Революционность(вернее творческая активность) философии должна проявлятся не в поисках "исходного текста" а в создании "общего текста" на основе сугубой индивидуальности. Это возможно если философ понимает минимум сам себя (на жаргоне Ты сам понял че сказал) и способен соотнести свое творение с уже имеющимся опытом (прочитал классиков или философский словарь)
Общий текст абсолютно необходим так как социум не может позволить своему моральному коду потерять сакральность. В условиях глобализации стоит еще более важная задача создания общечеловеческой философии.