Вот такую короткую формулу придумал: Фильм об Отечественной войне является хорошим только тогда когда он помогает зрителю победить в будущей войне.
Возможны конечно хилиастические возражения, что мол надо готовиться к грядущему тысячелетнему царству без войн и надо снимать фильмы предотвращающие войны, но такой очевидный утопизм нигде кроме тоталитарного СССР не прижился. Ни одна из цивилизованных стран сегодня пацифизм не проповедует, соответственно платоновский прогноз о том, что война умрет только вместе с человеком надо принимать серьезно и подстраивать культурную политику под него.
Комментарии
newgod.su пишет:
Приведенная формула страдает таким количеством неопределенностей, что никак не может претендовать на статус "абсолютности".
В самом деле, что такое "хороший" фильм?
Тот фильм, который удостоится приза на международном кинофестивале, то есть понравится заведомо пристрастному жюри;
тот, который принесет его создателям огромные барыши;
тот, что воспевает "общечеловеческие ценности";
тот, что наиболее адекватно отражает "историческую правду",
или тот фильм, который "помогает зрителю победить в будущей войне"?
Кстати, если фильм будет в международном прокате, то на какого "зрителя" должен работать фильм, чтобы обеспечить его победу..?! На человечество вообще в его будущей войне с инопланетянами?
Как видим, однозначного ответа на вопрос, какой фильм является "хорошим", не существует. На вкус и цвет, как говорится.
Если же вы сначала определите, что вы понимаете под словосочетанием "хороший фильм", например, как фильм, в котором много стреляют, то только тогда вы сможете оценивать фильмы на предмет их "хорошести".
Краткое определение или афоризм всегда оставляет некоторое количество очевидностей за скобками. В данном случае, очевидности следующие:
Слово "хороший" я выбрал специально поскольку оно совмещает, и этическую, и эстетическую оценку. Эстетическое качество фильма вытекает из второй очевидности. Этическое его качество вытекает из родственной связи оценивающего субъекта. По сути, война это борьба за выживание между субъектами, и выживание того субъекта с которым оценивающий субъект ощущает родственную связь это и есть этическое благо, причем для данным образом описанного субъекта - абсолютное благо, поскольку иначе он начинает выпадать из родственной связи и логически разрушаться теряя право называть войну Отечественной.
Для иностранных зрителей нарушается условие квалификации войны как отечественной и соответственно мой критерий и не претендует на работу в таких условиях.
Я и не претендовал на оценку всего и для всех. Мой критерий работает только для тех условий для которых он задан.
Отлично сформулирован тезис. Особенно как для философского форума.
С закономерностью смены дня ночью из этого тезиса вытекает, что свою хорошесть фильм нам сможет предъявить только после получения результатов будущей войны.
Да, хронологическая парадоксальность специально заложена в мой критерий. Оценивающий субъект для того чтобы оценить фильм о прошедшей войне должен иметь некие представления о войне будущей. Чтобы оценить кулинарное блюдо надо иметь представление о последствиях его поедания. Для эстетики такие условия мне кажется допустимыми. А речь именно об эстетике и немного об этике.
Так же см. ответ на предыдущий вопрос.
До войны (Отечественной), вплоть до самого её начала, был фильм о возможной [будущей] войне, который люди смотрели десятки раз. Его показывали и в кинотеатрах, и в воинских частях, и в клубах, и т.д.
Там всё было расписано от начала вторжения в СССР не по месяцам и годам, а по минутам - даже не по часам.
Массированный налёт вражеской авиации заканчивался что-то вроде как через 45 минут, а через час - последний самолёт противника покидал пределы Советского Союза.
Согласно сценарию, дальше война продолжалась на территории противника.
Мой отец встретил войну неподалёку от границы на военном аэродроме. Он был более чем подготовленным солдатом. Во-первых, свой трёхгодичный срок службы в армии он должен был заканчивать в августе 41-го... если бы за два месяца до этого не началась бы война. Во-вторых, его призвали в армию после окончания техникума, который он закончил с отличием.
Так вот, в 60-е, в разгар оттепели, он после просмотра 1-ой серии фильма "Живые и мёртвые" сказал, что впечатление у него такое, что кинооператор был рядом с ним в первые месяцы войны. Он сказал, что сюжеты были точно такими, которые он не просто своими глазами видел, а в которых непосредственно участвовал. Так, например, он и ещё сотня других бежали что есть прыть по огромному невспаханному пустырю к лесу - кто успел, тот выжил, т.к. за ними "бежали" немецкие танки. Такое впечатление, - как говорил мой отец, - что было всё заснято документально, а не художественно.
Он точно так же, как герои фильма, блукал по лесу с товарищем, встречая мелкие групки по 3-4 человека. Они точно так же, как в фильме, объединялись в отряды, и среди них были представители почти всех родов войск (как и в фильме). Потом они выходили на дорогу в разведку, так как не знали занятая ли это уже немцами территория или нет.
В конце концов они наткнулись на колонну своих, отступающих на восток - к Смоленску. Потом подъехало несколько полуторок.
А ещё через несколько дней с отцом произошел сюжет, который мог бы стать хорошим эпизодом в фильме. Полуторка, в кузове которой он ехал с десятком других солдат, остановилась в грязюке на пересечении дорог. В это время другую полуторку, ехавшую бог весть откуда позади, резко вынесло из грязи и она стала боком вплотную к боку полуторки, где был мой отец.
И вдруг он слышит из "причалившего" грузовика знакомый трёхэтажный мат, заканчивающийся его фамилией и фразой: "а ну, давай сюда!"
Это был его командир - лейтенант, который также блукал, но только в другом лесу. Мой отец просто переступил через борт грузовика и таким образом оказался в своей родной части после месячного "отсутствия".
Так вот, возвращаясь к нашим баранам, самые ехидные и ЗЛЫЕ выражения, как рассказывал мне отец, которыми делились между собой в лесу отступающие, были... не против немцев. Самые ненавистные высказывания были о том фильме, согласно сюжету которого через час следовало воевать на территории врага. Фильм, как оказалось, дал полную порцию патриотического воспитания с обратным знаком.
Вывод - А все равно победили мы! Не надо "предсказывать" будущее: Надо рассказывать правду о прошлом.