Р.В.Светлов - доктор философских наук, профессор кафедры истории философии философского факультета СПбГУ, зав. кафедрой религиоведения и богословия РХГА - на Ф-Штурме есть аудиозапись его курса из 12 лекций "Поздняя античная и ранняя христианская философия":
http://philosophystorm.org/ontolog/276
Далее отрывок из 12-го файла, с 20-й по 27-ю минуты:
Единое создаёт всё - как? Чаще всего Плотин рассказывает о том, что из Единого проистекает всё, ну или он говорит: Единое рождает всё. Строго говоря, вот эти рассказы что язычники были эманационисты, т.е. у них исходило из Первоначала всё... Ну или помните, когда я вам рассказывал о мифологии: должна быть жертва, которую нужно порезать на части, из неё слепить мир, да?... материал какой-то. А иудейская, христианская традиция - традиция креационизма, т.е. творение из ничто, - вот это разделение, в целом и общем типологически верное, в частностях с лёгкостью разбиваемо, потому что и у тех и у других можно найти весьма не... у одних не эманационистские, у других не креационистские суждения. Помните Филона Александрийского, он говорил: не знаю, то ли сотворена материя, то ли совечна Богу? Или в одном трактате 12-го века, которым [кто-то - не расслышал] специально занимался, в "Ипостасях зла" Бог называется Демиургом постоянно. Сейчас бы... как бы хочется анафемствовать того, который Бога Демиургом назвал. Ну а для людей того времени строгого терминологического разделения не было. Понимаете, да?
Я сейчас постараюсь показать, что Плотин не был конечно ни чистым креационистом ни чистым эманационистом, но скорее ближе к креацианизму. Изливается - Плотин очень часто об этом говорит, об излиянии из Единого всего. Но вместе с тем иногда Плотин говорит, что Единое порождает, это уже несколько иное, всё. Тогда Плотин говорит о том, что всё отпало от Единого. Даже Ум, который ближе всего к Единому, отклонился от Него некоторым образом. Тогда получается что не всё изливается из Единого, а что всё как бы убежало от Единого, само. Для описания создания, не в метафорических своих пассажах, а в метафизических пассажах, Плотин использует глагол, который можно перевести на русский язык, в совершенном и несовершенном виде, если я правильно конечно грамматические формы употребляю, - Единое ипостазирует, делает ипостасью всё. Ну, создаёт. А другая форма глагола: всё ипостазируется, т.е. делает само себя ипостасью, создаётся. Очевидно, Плотин пытается передать некий смысл, который одним словом не передать. Понимаете? С одной стороны, Единое создаёт всё, с другой стороны - всё происходит от Единого как некая самостоятельная субстанция. Ум отклонился от Единого, Ум стремится вернуться созерцать Единое. Душа - он говорит о создании Души следующим образом: в Уме была некоторая беспокойная потенция, которая во-временила себя. Ум - это вечность, Душа - это время. Понимаете, да? Т.е. Она сама ниспала. Частные души вообще отвалились, отпали от Души всеобщей, совершив ошибку, падёж и т.д. Понимаете, т.е. у Плотина есть два способа высказывания. Что за этим стоит? На мой взгляд, просто фундаментальная для него, для его времени, терминологическая сложность описать некий акт креации, когда Создатель не просто создаёт тварный мир, но и попускает его бытие. И задача не просто чтобы его создать, но и чтобы его сделать свободным, т.е. ответственным за свои поступки. Понимаете? Хотя Плотин не говорит это слово "попускание", о творении как попускании, но очень оно просится, когда его читаешь.
Ну и потом, чисто логически давайте подумаем. Да, истекает. Истекает - латинское слово "эманирует". Кстати стоическое слово, которое поэтому и приписывают часто платоникам. Кстати у более поздних платоников будет идти концепция эманации, объясняющая отношение между Бытием, Умом и Душой. Но не между Единым и Бытием. Понимаете, да? Вот внутри эманация есть. Давайте подумаем. А скажите мне пожалуйста: единосущи ли Единое и Ум, ну и всё остальное? Единосущи ли? Нет. Ну как они могут быть единосущи, если Ум сущность, а Единое не есть сущность. Если Ум ипостась, Плотин называет Ум ипостасью, использует это слово, а Единое не является ипостасью. Единое же которое есть ипостась - это Бытие, а Единое как таковое - превыше Бытия. Они не единосущи. А раз они не единосущи... А эманация - это что такое? Это само-продолжение, само-излияние, принятие иных обликов, принятие иных форм. Соответственно отсюда становится понятно, что все слова об истечении, греческое [какое-то слово - не расслышал], которое использует Плотин, - это на его взгляд наиболее точные метафоры. Потому что из Единого всё истекает, но истекает не так что это продолжение Единого. Единое сверх Бытия, а это Бытие.
Для того чтобы показать как бы суть, Плотин ещё такого рода рассуждение выстраивает. Весь мир можно представить в виде некоей иерархии. Ниже всего материя тел, выше всего - Ум и Бытие. Правильно? Вы у меня должны спросить: может Вы ошиблись? Может Благо и Единое выше всего? Я скажу: нет, ничего подобного. Благо и Единое - не первое, не высшая строка, Оно помимо любой иерархии. Оно не может быть никак внесено ни в какие рамки. Оно основание самой этой иерархии. Поэтому Единое не просто не удалено куда-то от этого мира, Оно присутствует повсюду. Это "поруси" [как-то так - не расслышал], по-гречески, которое использует Плотин, - это один из самых важных. К этому же самому Единому и Благу стремится и кошка, которая бежит к блюдцу с молоком. Как философ, который к Нему стремится. Но философ достигнет Его конечно, а кошка - нет. Поните Плотин говорил как постичь: "Отложи всё, Оно рядом", переводя на русский язык. Этому надо упражняться лет двадцать, конечно, по их мнению. В том числе изучая Платона, как божественный текст, который их всему этому якобы научил. Оно здесь вот, Оно рядом, Оно никуда не удалено. И не потому что Оно присутствует как: что моя одежда - это продолжение Единого, нет. Просто Оно присутствует, потому что Оно прежде всего, превыше всего. И в каком-то смысле - всё, но совсем не в том как мы привыкли, ни как Бытие. Вот что такое Единое, вот каким образом создаётся мир. Слово "творится" может мы и не будем употреблять, ради осторожности, но "создаётся" а не "эманирует" - это уж точно совершенно.