От понимания того, что есть необходимость, закономерность, случайность, свобода и воля, по сути, зависит и понимание роли и места человека в процессах функционировании и развитии общества, как элемента природы. Эти вопросы имеют довольно давнюю историю. Ещё Лаплас утверждал, что «Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определённый момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое». В дальнейшем такой разум стали именовать Демоном Лапласа.
А вот что по данному поводу предлагает «Новая философская энциклопедия»: ««Необходимость» и «случайность» – относительные понятия. Они имеют смысл, если указана область их определения – фрагмент действительности, по отношению к которому исследуемый объект идентифицируется как необходимые или случайные. В повседневном и научном мышлении такой фрагмент обычно конечен и в пространстве, и во времени. Это порождает трудность, зафиксированную И. Кантом: однозначная детерминация сама по себе, не делает явление необходимым: породившее его явление само может оказался случайным и т.д. Есть два способа преодолеть эту трудность. Первый – постулировать в начале причинного ряда безусловно необходимую первопричину. Второй – осуществить предельный переход, т.е. расширить область определения необходимости и случайности до бесконечного в пространстве и времени мира в целом. Все события в таком мире мыслятся как однозначно детерминированные (разрывы в каузальных цепях исключаются). Лаплас описывал такой мир на базе механицизма, но в принципе он представим и на любой другой основе».
Таким образом, и там, и там признаётся, что в бесконечном мире с его бесконечной историей нет ни необходимости, ни случайности. Эти понятия применимы только при оценке локальных процессов с позиции тех, кому неизвестны как все нюансы самих процессов, так и возможные внешние воздействия на них. Но если мы исходим из субстанциональности, как всеобщего принципа мироздания, то следует и «расширить область определения необходимости и случайности до бесконечного в пространстве и времени мира в целом» А в таком случае «Все события в таком мире мыслятся как однозначно детерминированные».
В настоящее время сторонники всевозможных объяснений всего и вся на вероятностной основе (теория хаоса, синергетика и т.п.) фактически исходят из того, что причинно-следственные связи не являются чем-то, жёстко определяющим процесс, а только определяющим область возможных его результатов. Но по факту, это завуалированное отрицание существования причинно-следственных связей вообще, поскольку, если одни и те же причины могут вызвать разные следствия, то чем вызвана разница между этими следствиями, какова её причина? То есть, у разницы между этими следствиями причины оказывается нет, таким образом, получается, что следствия могут существовать и без причины (повеяло мистикой). Но если мы признаём наличие причинно-следственных связей везде и во всём, то мы должны признавать и однозначность следствия от совокупности всех причин его породивших. И тогда получается, что Лаплас в своём Демоне абсолютно прав, никаких случайностей в природе нет, случайность существует только для субъекта, оценивающего процесс при неполноте знаний о нём и о возможных воздействиях на него извне. В природе же в целом, всё и всегда жёстко детерминировано причинно-следственными связями, для неё не существует ни необходимости, ни случайности, в ней всё закономерно, всё жёстко и однозначно предопределено.
А осмысливая процессы в локальных объектах, их сущность, необходимо иметь в виду, что эти объекты (субстанции) образовывались в рамках более крупной субстанции и по её законам функционирования. И эта их основа, как бы субстанция в дальнейшем не развивалась, сохраняется на весь период её существования, поскольку это есть условия (принципы, законы) её существования в той среде (в рамках той субстанции) в которой она образовалась. То есть, любой объект формируется внешней средой и формируется абсолютно однозначно, жёстко детерминировано, всей совокупностью причин, следствием которых он является.
Что касается свободы, то если в природе в целом всё увязано причинно-следственными связями, то о какой свободе вообще можно говорить? Но это в природе в целом, а каждая субстанция в отдельности функционирует и развивается по своим внутренним законам, разрешая существующие и создавая новые противоречия. И если она функционирует и развивается чисто по своим законам и в условиях постоянства внешней среды, то такое существование субстанции можно считать свободным (без принуждения извне). И только в этом смысле она свободна.
Если заглянуть в словари, то можно обнаружить, что свобода, как правило, ассоциируется с субъектом и представляется как свобода воли. «возможность поступать так, как хочется. Свобода — это свобода воли». (Философский словарь). Нечто подобное и в других словарях. И всё же о соотношении свободы воли и детерминизма в природе в целом споры не прекращаются. «Наличие свободы воли придает смысл нашей жизни. Но возможна ли свобода воли, если все физические процессы детерминированы (или предопределены)? Философы в этом вопросе разделились на два противоположных лагеря: компатибилистов, считающих возможным совместить представления о свободе воли с детерминизмом, и инкомпатибилистов, отрицающих такую возможность». (Центр исследования сознания) https://www.hardproblem.ru/ . И это не спроста, поскольку на основе тех или иных представлений о их соотношении формируются соответствующие мировоззренческие позиции и идеологии, т.е. сталкиваются интересы больших групп людей.
В ответ на утверждение о всеобщем детерминизме в природе, включая и то, что сознание и воля формируются не человеком, как их носителем, а в нём, средой его обитания, его бытием, и, таким образом, и вся человеческая деятельность жёстко детерминирована причинно-следственными связями, т.е. абсолютно предопределена, зачастую, сразу навешивается ярлык фаталиста.
Если заглянуть в словари, то фатализм это: «Вера в неизбежность всего происходящего. Фатализм отбивает охоту к действию, и всякий фаталист прежде всего ленив или должен быть ленивым». (Философский словарь).
(определяемый судьбой) — мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум)». (Тематический философский словарь) https://terme.ru/termin/fatalizm.html Нетрудно заметить, что всё это касается именно убеждений человека, состояния его сознания.
Самое забавное здесь то, что, в среде материалистов, формирование сознания бытием, т.е. извне, никто не отрицает. Но поскольку воля формируется сознанием в целях реализации потребностей человека, вне зависимости от того, что это за потребности и как они сформированы (объективные потребности живого организма или сформированные в нём в процессе формирования сознания), то получается, что и воля всегда, и во всех своих составляющих, формируется не индивидуумом, а в нём его бытием (включая и его животную основу). Получается, что человек не генератор (источник) своей воли, а только её носитель, носитель того, что в нём сформировано его бытием. А это значит, что не человек изменяет своё бытие, т.е. окружающую его среду, как нечто целое, частью которого он является, а наоборот, это целое (общество), изменяясь в процессе своего развития, формирует и сознание, и волю человека в соответствии с направленностью своего развития, обеспечивая через них эту направленность, определяемую условиями ещё более крупной субстанции, т.е. той средой, в которой существует конкретное общество.
Получается, что и в отношении сознания и воли нет никакой свободы, всё жёстко детерминировано всей предыдущей историей, все предыдущим движением той части материи, которая и является на каждый конкретный момент времени их носителем. Получается, что и в этой области всё абсолютно предопределено, а значит можно ничего и не делать, ни к чему не стремиться, всё произойдёт само по себе. И с позиции природы в целом это, безусловно так. Но только человек и общество, это не природа в целом, а только конкретные субстанции, которые развиваются по своим внутренним законам, если их свобода не ограничивается условиями внешней среды.
Человек, на каждый конкретный момент времени, со всеми его эмоциями и страстями, есть уже сформированная внешней средой (обществом) субстанция со всеми её качественными характеристиками, в том числе и сознанием. То есть, человек это уже носитель не выработанного им самостоятельно, а сформированного в нём внешней средой (обществом) сознания. Это разум, разумная деятельность, как оперирование элементами сознания (включая и алгоритмы оперирования), сформированное извне (обществом), и потребности (как природные, как живого организма, так и сформированные в процессе формирования сознания) формируют в нём волю к реализации этих потребностей. Таким образом, получается, что и воля формируется в человеке, в конечном счёте, извне, а он является только её носителем. Но человек, именно как человек, и есть совокупность животной основы (как носителя всего остального), сознания, потребностей и воли. И сформировавшись, эта воля становится его личной волей, волей индивидуума, его неотъемлемой частью как личности. И то, что воля человека может меняться в процессе дальнейшего осмысления возможных путей удовлетворения своих потребностей (в том числе и осмысления самих потребностей), принципиально ничего не меняет, поскольку работа разума побуждается потребностями и представляет из себя оперирование элементами сознания, т.е. определяется опять же внешними факторами.
Человека же, как уже сформированного на каждый конкретный момент индивидуума, интересуют только его потребности (вне зависимости от их природы) и даже сама его роль и место в природе в целом его интересуют только исходя из этого. И фаталист он или не фаталист, определяется только состоянием его сознания, обусловленным разными условиями его формирования. Но человеку, тому что он уже есть, с его сознанием, страстями и эмоциями, и потребностями в целом, важно их удовлетворение, и с этих позиций он объективно заинтересован в продолжении развития общества, как среды его обитания, и всё, что ведёт к этому, для него является прогрессивным (благом). Фатализм же, как состояние сознания, ведёт совершенно в обратную сторону. Фаталистическое сознание (как и любое сознание), это тоже закономерный результат развития человека, как конкретной частички материального мира, только оно не содействует дальнейшему развитию общества в интересах человека, как среды его обитания, а блокирует участие данного индивидуума (полностью или частично) в этом процессе. Но человек, с его потребностями, счастьем и болью, радостью и ненавистью, со всей совокупностью эмоций, как то, что он уже есть, вне зависимости от того, как он был сформирован, хочет счастья для себя и своих детей и близких, а это возможно только при дальнейшем развитии общества, как субстанции в целом. Поэтому человек должен делать то, что соответствует его природной сущности, его месту в этом мире даже осознавая, что это не он своей волей меняет этот мир, а этот мир в процессе всеобщего и бесконечного движения материи меняет сам себя, в том числе и через его волю, формируя её его бытием. И это естественное состояние человека. В этом мире всё предопределено, но не для человека, а, через него (в том числе), через его волю. Будет человек бороться за свои интересы или нет, зависит от состояния его сознания, но без борьбы шансы на реализацию его интересов резко падают (перестают от него зависеть). А вопрос о неизбежности того или иного исхода борьбы только в том каков тип сознания будет сформирован бытием у той части общества, которая будет способна реализовать свою волю. И осмысление сущности человека и его места в этом мире, это только шаг вперёд в осмыслении возможных путей и методов развития общества в направлении реализации его интересов, и интересов его членов. Каково будущее общества, предсказать невозможно, но осмыслив законы его возникновения, функционирования и развития, и действуя в соответствии с ними, человек способствует и его сохранению, и улучшению условий своей жизни, и жизни своих потомков. И выбор направленности своей деятельности, как человек, как того, что уже есть, делает каждый самостоятельно, внося, таким образом вклад и в выбор направленности движения общества в целом.
Комментарии
Это лишь мнение некоторого сознания, а критерий истинности этого есть конкретно-истинное представление этим сознанием ВСЕЙ природы с её бесконечным содержанием с его закономерными связями в бесконечном развёртывании. Но такое абсолютно исключено, зато болтать можно что попало, не так ли?
Полностью согласен, особенно если не признавать логику.
Говорят истинная логика только у Бога, а у человека она так или иначе ложная - врут наверное? - а то может любая писанина некого жалкого смертного про логику для вас истина? - не любая? - а какая? - или небось для вас раз у формальной системы логики (и то у самой элементарной - пропозиционной) при её исследовании каким-то образом обнаруживаются магические "полнота, непротиворечивость и разрешимость", то для вас это есть знак дара истины? - во вы доверчивый!)
Что же касается утверждения:
то это к логике не имеет ни малейшего отношения - это мнение или скорее фантазия чьего-то сознания аля "аксиома", чему можно верить, а можно и не верить - вот вы поверили...
К логике не имеет никакого вера (в том числе и в религиозные мифы), а вот то, что в природе всё и всегда жёстко детерминировано, это логический вывод из того, что не бывает следствия из причин. Логика это ведь не выдумка людей и не гегелевское спекулятивное мышление, логика это предельно обобщённые и формализованные законы и соотношения природы, и только поэтому она и является наукой о правильном мышлении.
Хотя, для верующего человека постулат "не бывает следствия без причин" ничего не значит (пути Господни неисповедимы). Как формируются сознание и воля человека, на основе причинно-следственных связей, я изложил в статье. А вот как формируются сознание и воля богов? Можете ответить?
Не знаю вашего образования, но думаю вы сможете найти и понять определение понятия "точка бифуркации" - вот там ВСЕГДА следствия без причин - а вся эволюция мира, включая и человека с его сознанием, она ТОЛЬКО и течёт через эти точки, да...
Здравствуйте, Виктор, в целом Вы правы: эволюция и есть течение через точки бифуркации (разделения направления), основным свойством которых является неопределённость. Правда, хотел бы уточнить: в этих точках не происходят "следствия без причин", просто совокупность причин, приведшая ситуацию в эту точку, позволяет некоторый спектр возможных следствий (спектр возможного).
Другое дело, что само понятие "детерминизм" - зачастую употребляется с неадекватным (не соответствующим окружающей действительности ОД) обобщением. Как, например, у автора текста:
Абсолютное большинство "сапиенсов" склонны сочинять свои перлы, не особо задумываясь над тем, что они рассматривают. Просто автор неадекватно обобщил (сделал вывод), что из того, что не бывает следствия без причин СЛЕДУЕТ жёсткая детерминированность всего в ОД. Разумеется, автор просто повторил то, что неоднократно читал и слышал, это ошибочное мнение родилось задолго до него, просто у него не возникло интереса рассмотреть это самостоятельно. Дело всего лишь в том, что невозможность следствия без причин означает определённость того, что последует, а НЕ предопределённость того, что произойдёт.
Бездумное употребление значительных и приятных на слух слов и приводит к таким казусам, которые затем становятся предметом веры для абсолютного большинства. У него и вместо "сущности" "субстанция", если Вы не заметили. Он автор, это его вИдение, он на этом настаивает. Предопределённость - это понятие "из другой оперы": если ты ходишь по грязи, ты не сможешь не выпачкать ног (если ты живой, ты умрёшь), но большинство не могут различать такие уровни абстрагирования\конкретизации (смыслы, контексты) и неуместно их обобщают. Собственно, весь текст пещрит такими казусами, как и предыдущие три, но темп публикаций домашних заготовок не позволяет обдуманно обсуждать все эти казусы. Да и не интересно это автору.
Похоже, что так.
Точки бифуркации, это точки неопределённости, точки в которых основные воздействия (причины) создают некий баланс, что делает невозможным предсказание дальнейшего развития событий. Но неопределённость, это всегда только для исследователя в виду ограниченности его знаний об исследуемом. Она и есть неопределённость потому, что то, что является реальной причиной изменений объекта, в том или ином направлении в точке бифуркации, исследователи не могут определить. А не могут потому, что это лежит за пределами достигнутого ими в познании этих процессов. Вот и вся тайна точек бифуркации, а вовсе не в том, что в них что-то (следствия) происходит без причин.
Бифуркация - это интересно. Обратное действие - тоже интересно, это сравнение и его результат - информация.