В физике противоречие содержит не только отрицательное, но и положительное. «Положительное, взятое для себя, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным». (Гегель. ЭФН. Параграф 111). Открытие диалектического противоречия связано с именем Гераклита. Гераклит впервые попытался выразить одно из сложнейших понятий всей философии - понятие становления, понятие момента качественного изменения, момента превращения в противоположность. Становление - это когда нечто есть и одновременно его нет. Иначе говоря, становление невозможно выразить без противоречия. Это открытие Гераклита оценил через две с половиной тысячи лет немецкий философ Гегель, который с помощью диалектической логики исследовал противоречия не только в речи, но и в самом окружающем мире.
Теория удара в «термехе» и теория «узловой точки»
В «термехе» явление, при котором за ничтожно малый промежуток времени скорости точек тела изменяются на конечную величину, называется ударом. Однако здесь механики для исследования конечных величин пользуются теоремой об изменении количества движения материальной точки в дифференциальной форме, где уже величины исследуются как бесконечные. Это нонсенс. Если «термех» обращается со своими бесконечными величинами как с конечными определенными количествами, то противоречивость этих действий всегда будет приводить к ошибкам при исчислении. Философская категория удара занимает важнейшее место в диалектике движения. Здесь без Гегеля и без Маркса, конечно, обойтись невозможно.
Классики считали, что всякое движение (любая форма движения как в макромире, так и микромире имеет общую меру, общую субстанцию) заключает в себе механическое движение, перемещение больших или мельчайших частей материи; познать эти механические движения является первой задачей науки, однако лишь первой ее задачей. Но это механическое движение не исчерпывает движения вообще. Движение - это не только перемена места; оно является также и изменением качества, качественным изменением, которое вызывает в определенных узловых точках качественный «скачок» (познать это качественное изменение является второй задачей науки). Так называемые константы физики в значительной своей части суть не что иное, как обозначения измерений интенсивных величин (параметров) узловых точек, а не скачков. Здесь классики полагали, что «всем активным движением мы обязаны притоку отталкивания», действию интенсивных сил, которые были причиной скачков.
О философствовании без системы и с помощью системы
Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного. (Гегель. ЭФН. Параграф 14). Система движения как понятие, как мысль высказывается в виде единства точечности и непрерывности; она есть противоречие, есть единство противоречий. Рассмотрим точечность системы. Присматриваясь ближе к границе, которая находится на «середине» системы и представляет собой узловую точку, (рабочую) точку единства, мы находим, что она (граница) заключает в себе противоречие. Другими словами, (рабочая) точка единства (граница) заключает в себе противоречие и оказывается диалектичной, а именно: (рабочая) точка единства полагает, с одной стороны, энергию удара, а с другой стороны, она полагает энергию толчка (отрицает удар) и наоборот. Удар выражает аварийный режим системы, толчок выражает рабочий режим системы.