Ненужность тела

Аватар пользователя pisetz
Систематизация и связи
Философская антропология

Вдруг встал вопрос: «Зачем нам тело?» С его инстинктами, желаниями, привычками, болячками, страхами, его предрасположенностью к смерти? Почти всегда мы им недовольны, недовольны, в первую голову тем, как оно выглядит. Его образом, который в зеркале. Бороться с зеркалом утомительно, нудно настолько, что посещает безнадега. Все чаще с годами посещает. Но, говорят, фотошоп в помощь, другие примочки, и вот оно новое зеркало, в котором образ почти желанный. Его в виртуал, где мы теперь в правильном зеркале для всех предстаем, для других, от которых если лайки, ахи-охи, то вот настоящий наш образ. Это мы и есть на самом деле, и можно совсем поверить, если б не чертово тело, которое с нами прямо сейчас: можно потрогать, понюхать, даже лизнуть. И оно разочаровывает самим фактом существования. Так зачем нам оно, которое повисает тяжким грузом на всех наших стремлениях?

В него влита, впечатана природа и история человеческая так, что не вылущить ее, не выковырять, и оно на наши «хочу» всегда имеет свои «надо» и «нельзя». Мы хотим взлететь, а оно говорит, что нет, не летает, разве что вниз и один только раз. Людям хитрить приходится, машинки выдумывать разные, но чтоб просто взмахнуть руками, как крыльями, и в небо – никак. И так с любым нашим стремлением: годами, веками хитрить, выдумывать, чтобы достичь желанного образа, который давным-давно был вымечтан и потому должен быть, а нельзя и надо что-то совсем другое, что-то согласное с телом. Свою чистоту и совершенство образы, идеи, творения обретают потом, после смерти тела творцов. Вот Симеон Столпник, почитаемый во всем христианском мире как образец аскезы и дарованные ему за это способности чудотворения и проницания в будущее, в ходе своих испытаний так покрывался гноем и червями, им питавшимися, что, по свидетельству очевидцев, никто не мог стоять с ним рядом, такой смрад от него исходил.

Однако так раньше было, теперь в мире нашем знаки и образы живут сами по себе, они больше не обращаются к фактам за подтверждением, им довольно доверия, одобрения, и чем больше этого доверия и одобрения, тем больше в них наличествует правды. То есть в нашем мире никому и не надо было бы ходить к преподобному Симеону – все свидетельства его деяний и божественной мудрости в интернете, да и червей там можно изобразить понатуральней для большей достоверности. Образу для движения своего по пути к совершенству не надо больше ждать смерти тела, они непосредственно не связаны. Более того – это образ, идея, сотворенное первичны, потому целенаправленно созданы, выстроены в соответствии с планом, программой, а тело случайно, оно всегда может быть подставлено под образ, в соответствии с его требованиями.

Раньше искали причину творения в телесной жизни самого творца, потому писали жития, а потом биографии, где пытались понять, откуда в этой телесной обычной и часто совсем невзрачной жизни родилось такое, что потрясает последующие поколения людей. К примеру, светоч нашей литературы, товарищ Гоголь, в обычной жизни был довольно противным человечком. И чем дольше жил, тем противней становился, Достоевский не даст соврать. Который, кстати, сам был не подарок окружающим. Совсем не подарок, и либералишек этих терпеть не мог, Тургеневых, еще и из зависти, что им всю жизнь больше в журналах платили, чем ему самому, который куда как их круче. И правда, круче, как потом выяснилось. Ну да, оба-два они были антисемиты по-простонародному и брюзги завистливые, и как отсюда к их великим творениям тропочку проложить? Да никак. А дорогой Лев Николаевич, будучи уже во славе своей, холодную войну с домашними сотворил такую, что всем им муку мученическую из жизни устроил и себе самому. Хотя это они, жена и дети его, голодающему народу русскому от его имени помощь устраивали и на весь цивилизованный мир раззвонили об сем подвижничестве, так что его сперва там узнали как великого гуманиста, а уже потом модно переводить и читать стало. И никакой им благодарности за это, а подозрительность, нетерпимость, да и ненависть временами. Хайдеггер, тот мудро заключил, что в обычной жизни великих людей не надо ковыряться. Следует знать про личную жизнь Аристотеля только: «Родился, работал, умер», – и все, не нужно дальше лезть. Просто читать его книги, восхищаться и наслаждаться мудростью. Думать вслед за ним и вместе с ним, если сумеешь.

У Королева с космосом получилось, и у Илона Маска тоже совсем недурно выходит, а у Рогозина никак. Разве дело в том, что первые круты, а Рогозин никакой? Но корабли не лично Королев с Маском ваяют, а со товарищи. То есть тело, которое космос делает – это такой большой коллектив на деле. Отдельные тела в нем не очень важны, важен общий пафос проекта, чтоб люди жили в нем с песней: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – а не на квартирку в Майамах натырить или просто до пенсии досидеть. Так и там теперь народ роботами заменяют – они хоть и непафосны, зато исполнительны, неленивы, готовы к труду в режиме 24/7.

В виртуале ссылки на какое-то физическое тело вообще атавизм, пережиток прошлого, вредная привычка, поскольку образ этого тела в том самом виртуале и создается, и отсылка к определенному живому телу достоверности ему не добавляет. Исходя из вопроса: «Зачем?» – тело наше утрачивает основанность, оно поставлено под вопрос, зачем оно нужно в таком количестве, когда пространство простого необходимого труда съеживается каждодневно. Ну да, освобожденные от этого труда массы ринулись в искусство, в творчество, и там теперь, как в метро в час пик нью-йоркском или московском. Притом никаких новых Достоевских и Гете. Старые вышли из моды, а новых нет. Что-то тут не так при эдакой конкуренции? Может в них просто потребности не стало? Наше тело чует гул из будущего непонятный, оттого все более грозный, и совсем не желает про это напоминаний. Лучше назад оборотиться, к знакомым ведьмам, колдунам, рыцарям. И не надо новых сюжетов – они опасны, только ремейки, только назад к вечным играм престолов. Туда, где людей еще мало, и каждому есть дело, где каждое тело при деле.

Разум давно ставил тело под вопрос: «Зачем? Зачем оно есть?» Ставил и индивидуально, и массово, и глобально, в мировом, так сказать, масштабе. И тело затруднялось с ответом, чаще просто молча пожимало плечами и продолжало плодиться, жить и умирать. Приходилось разуму самому эти ответы искать, самому выискивать основания для существования тела, потому для разума всякое существование должно быть обосновано, чтобы быть по праву, то есть разумно. И всегда это была трудная задача, потому он знал всегда, что тело ему мешает, привязывая его к обслуживанию своих желаний, потребностей, стремлений, чтобы потом, в конце концов, умереть, исчезнуть и его с собой взять в исчезновение. Неправильно это, он никак не мог появиться в мире, чтоб исчезнуть.

Тело выглядело совсем неудачным вместилищем для него: слишком хрупкое, подверженное гибельным случайностям, однако единственное, по крайней мере, здесь, на Земле. Да, на Земле, потому разум устремлял взор свой к звездам: там могла таиться другая жизнь для него, вечная, о которой мечталось. Для чего надо было бы освободиться от тела, и гностики клялись, что так и будет у тех, кто сумеет, у кого получится… Если получится, но ни одного обоснованного свидетельства, что получилось, и вместо радикализма гностиков религиозный оппортунизм, где разум велит себе с телом смириться пока, чтобы потом вечностью быть вознагражденным за муки и страдания земные, телесные и духовные. Тело – тюрьма, но условия заключения можно улучшить, если сделать их более разумными. Перво-наперво, конечно, рационализация умирания: переход от стихийности к разумно выстроенной театрализации процесса позволяет контролировать рост числа тел и открывает путь к рационализации самой телесной жизни, движению от чудовищного хаоса желаний и страстей к жизни как рациональной упорядоченности ритуалов. Господство разума над телом, несомненно, полезно самому телу, потому это единственное, что позволяет справляться со всякого рода для него неприятностями: болезнями, голодом, стихийные бедствиями и т. п. Благодаря разумному господству жизнь тела становится все более продолжительной и комфортной. Разум может даже поставить задачу продлить эту жизнь в неопределенное далёко. В том случае, конечно, если оно докажет свою управляемость, послушность, приверженность ритуалам. Отдельные нарушители: маньяки там, людоеды, насильники неопасны, поскольку всегда будут вычислены и изолированы. Хуже, когда страсти прячутся внутри вполне себе рациональных программ жизнеустройства, как, например, внутри нацизма и коммунизма. Оба-два заявили установление разумного порядка на Земле навечно и вполне себе разумно принялись освобождать землю от тел вредных для этого порядка. Однако процесс уничтожения слишком скоро приобретал самовоспроизводящийся, кумулятивный характер, угрожал исчезновением самой жизни на земле, то есть его – разума. Очевидно, что тело там сумело вырваться на волю из-под его контроля, а на воле оно всегда, по сути, жаждет только пьянства, разврата, насилия и убийства. Остальное ему быстро наскучивает. Кому не верится, может у безумного маркиза спросить – он все-все про тело знает.

Разум поэтому не может не искать другого, более надежного для себя носителя, более понятного, например, машину, которая куда более надежна и понятна, потому что он сам ее и создает по своим правилам и законам. Конечно, тело можно было бы терпеть и далее – столько вместе уже, попривыкли, пусть это и несправедливо уходить вместе с ним тогда, когда только понимать начинаешь, какая впереди дорога отворяется. Но на этот уход, исчезновение у тела есть возможность еще, еще и еще раз возникать, появляться, пока существование этого случайного, по сути, вместилища не удастся продлить туда, в неопределенное далёко, в место, где разум сам будет определять точку своего ухода. Так можно было бы, если б тело не стало опасным для существования самой жизни, разумной жизни. Отвечая желаниям тела, разум наполнил мир игрушками, многими очень опасными игрушками, а тому все одно скучно, оно жаждет вечных игр престолов. Однако земля стала совсем маленькая, и в ней уже почти нет мест, где можно играть в игры эти безопасно для самой жизни. И даже космос радикально не спасает – разве что он превратит их в дурную бесконечность звездных войн, из которых без выхода.

Точно без выхода, если разум не научится перебираться в тело машины. И нужно спешить, потому что телу все больше в кайф жизнь в виртуале, где и ему всегда можно еще раз. Еще и еще раз попробовать. И оно становится все более беззаботным в обычной своей жизни и потому все более опасным. Как ни жалко его покидать, но надо спешить – хрупкость человеческого тела слишком очевидна, слишком очевидна его незащищенность от хаоса. Такой, по сути, пустячок, как этот ковид, и паника принимает вселенские масштабы, а если действительно нечто серьезно угрожающее жизни в этом единственном пока месте во вселенной? Масштабы безумия и страха трудно представить. Скорее нетрудно, приняв во внимание его склонность мгновенно переходить от беззаботности к панике.

Разуму пришло время отодвинуть в сторону исполнение телесных желаний и заняться предметно переходом в искусственное тело. Нет, не всем оно нужно, но некоторым, отдельным, кто заслужил своей земной жизнью, выстроив из нее выдающийся разум. Пришло время это прекрасное далёко сделать близким, непосредственным завтра. Кстати, в этом новом разумно устроенном мире Маркс, Ницше и Милль могут превосходно уживаться и даже стать полезными друг другу. Переселившиеся в новое тело – это и есть ницшеанские сверхчеловеки, потому они сами определяют завершение своей миссии в мире. Но и обычным людям не надо никуда деваться, просто продолжать жить своей жизнью. Слишком опасные игрушки у них отобрать и пусть себе живут и умирают в коммунизме, либерализме, национализме, да хоть в играх престолов, пусть творят, выдумывают, пробуют: уникальные разумы рождаются и вырастают только в человеческом теле. Это непреложный факт, а с фактами разум привык считаться.

Так мир наконец обретет гармонию, а живая природа – совершенно надежное основание, поскольку обуреваемое страстями и желаниями человеческое тело само по себе всегда грозит возглавить шествие не Эроса, а Танатоса. Так осуществится вечная мечта человека о сияющем Олимпе бессмертных и разумных богов, заботливый присмотр которых позволит людям в беззаботности предаваться трудам и играм, не боясь заиграться. Это и есть то самое подлинное счастье, о котором всегда мечтал человек, и счастье не будет иметь конца. Такая жизнь всегда была желанна и иногда достижима для людей даже теперь. Стоит глянуть на Сингапур, где под присмотром мудрых обычные люди сумели создать рай на земле. Рай для себя и на зависть всем. Однако он слишком хрупок, поскольку мудрые тоже люди, и телесные страсти всегда, в конце концов, обретают власть и над ними и обрушивают любовно выстроенный рай. Бывшие и исчезнувшие в истории Сингапуры и еще в большей степени нескончаемый мартиролог великих, павших жертвой людской нетерпимости, требуют взломать наконец-то запертую дверь и вывести из тюрьмы тела мудрость достойных, чтобы сумели они превратить весь мир в полдень разумного счастья.

Для чего еще, как не для этого создали люди науку и технику? Только и только это может служить оправданием их. Ясно, не для ублажения бесконечной вереницы телесных желаний, страстей и страстишек или, того хуже – игрушек для взаимного уничтожения, уничтожения самой жизни на земле. Нет, пафос великого и неминуемого прорыва должен объединить всех новых и старых Илонов Масков и Королевых, чтоб открылась наконец человечеству вечность. Пора.

27.08.2020

Комментарии

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Вдруг встал вопрос: «Зачем нам тело?»

Ну, сами же и ответили. Хрупкое, беззащитное тело, в отличии от совершенно неуязвимой со стороны объективности, субъективности, тело по уши погружённое в объективную реальность, нужно для того, чтобы субъективность обратила себя к миру, чтобы стремилось окружить беззащитное тело искусственной оболочкой - цивилизацией, контролируемой и безопасной средой, всегда противоположенной и противостоящей окружающей действительности. И всегда стремящейся эту действительность изменить. Т.е. вынуждено стремиться к максимальному действию. А для этого, обладатели тел вынуждены изучать, познавать объективный мир, углубляться в его подробности, со всем тщанием. До самого дондышка. 

А будь вместилище субъективности столь же неуязвимо со стороны объективного мира, как и сама субъективность, какое бы дело было бы ей до объективной реальности? К матрице подключился и соси лапу, в открывшейся "вечности", длиною в сон. Какое тут постижение объективной реальности? Зачем? Пускай пузыри в своём депривационном бассейне, получай желаемые эмоции по проводу сразу туда , в центр удовольствий и в ус не дуй. 

А на кой действительности, от слова действие, такой пассивный элемент действительности? На фиг не нужен. И она нашла бы способ от него избавиться. Как найдёт способ избавиться от Ваших неуязвимых тушек, даже если удастся их создать, хотя, наверняка, это были бы капсулы из матрицы или того хуже - "флешки" какие-нибудь.  

Уж будьте уверены,  без всякой человеческой природы и низменных желаний тел, объективность нашла бы способ сбросить такой балласт, распылила бы на атомы, взрывом ближайшей звезды и забыла бы, как звали это недоразумение.        

Аватар пользователя pisetz

А вдруг разум, будто аристотелевский, парит над или вне природы, так что не тронет она никакими астероидами и вулканами и даже черными дырами.

 

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Ну так, такому разуму, неуязвимому со стороны объективной реальности, и дела нет до этой самой реальности. На кой она ему, что в ней может вызвать его интерес? 

Только разум, привязанный к уязвимому телу, критически зависящий от состояния дел этого самого тела, может обратить всю свою мощь на объективную реальность. Потому как, очень обидно, будучи самому по себе не уязвимым, взять да и сгинуть, по какой-нибудь пустяковой причине. Чихнул на тебя какой-то урод в трамвае и всё, алес капут. Ну, как так можно? С этим же надо что-то делать. А если никакой чих, даже гибель всей вселенной, не может доставить тебе ни малейшего неудобства, так и фиг с ней, с той вселенной и всеми её заморочками. Тьфу на неё.  

Аватар пользователя pisetz

Да нет, вселенная нужна, конечно, без нее скучно. Надо же где-то развлекаться.

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

А где развлекаются сейчас, те кому нет дела до объективного мира? В танчики рубятся? Кинчики смотрят? Философские статейки пишут? А самые продвинутые, развлечение, прямиком по вене пускают и не тратят лишнего времени на погружение.

Где тут интерес к миру, к таковому, каков он есть? Субъективности дай волю, и она наплюёт на грешный мир, с самой высокой колокольни, он ей на фиг не нужён.