Автор: С. А. Цоколов кандидат философских наук, МГУ им. М.В. Ломоносова
В течение последних двадцати лет в странах Западной Европы и США широкое распространение стало обретать философское направление, называемое радикальным конструктивизмом. Основной тезис, вокруг которого представители данного направления строят свои концепции, в формулировке Э. фон Глазерсфельда звучит следующим образом: "а) знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; б) функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности" [1]. Данное высказывание представляет собой эпистемологическое обобщение, сделанное на основе огромного количества различных концепций, теорий, учений, эмпирических данных из самых разнообразных областей человеческой деятельности. Не случайно 3. Шмидт - один из ведущих конструктивистов в Германии-обозначает радикальный конструктивизм как становящийся дискурс, подчеркивая его междисциплинарность: "...Радикальный конструктивизм - это не гомогенная доктрина, а чрезвычайно динамичный междисциплинарный контекст" [2].
Одним из поставщиков эмпирического и первичного концептуального материала при формировании эпистемологических выводов в конструктивистском дискурсе служит современная нейробиология, а именно, та ее часть, которая занимается поиском связей между нейронной организацией головного мозга и осуществлением его высших (прежде всего когнитивных) функций. В свою очередь, философские выводы, к которым приходят представители радикального конструктивизма, успешно применяются рядом исследователей в качестве методологической базы в некоторых областях конкретной науки (естествознания), в том числе - в нейробиологии. Среди исследователей мозга, внесших весомый вклад в развитие конструктивистского дискурса, имя нейрофизиолога Г. Рота - одно из самых ярких.
http://philosophystorm.org/web/konstruktivistskii-diskurs-kak-filosofsko...
Комментарии
Спасибо!
Как раз эти моменты интересуют. Мне очень понравилась его книга "Дискурс радикального конструктивизма" в свое время.
И вам спасибо, на добром слове. Не знаю, читали вы или нет, но возможно что и эта книга вас заинтересует: Елена Николаевна Князева. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии
Если автор статьи адекватно изложил конструктивизм Рота, то философская ценность этой теории, поскольку в каждом абзаце присутствуют противоречия, невелика.
Пример привести, надеюсь, сможете?
Навскидку
Деление на реальный мозги действительный. Но каков онтологический статус реального мозга? И зачем ему конструировать имеет такой действительный мозг?
Внешний мир вроде как конструируется, создаётся, а вроде и существует независимо. И не просто как хаотический материал, а со своими структурами, под которые подстраивается чтобы выжить организм.
И такого рода положения присутствуют в каждом абзаце.
Неделю назад был на лекции Анохина у нас, в МГУ. https://lk.msu.ru/course/view?id=1026 Так тот тоже через предложение то отождествлял разум с мозгом как гиперсетью, то различал их. Когда я спросил у него, что все что вы рассказываете о гиперсетийности мозга можно отнести и к зомби: феноменальность, субъективность здесь - излишний довесок, сказал только, что зомби не существуют.
Через две недели пойду пытать Васильего http://mainseminar.ru/?page_id=12 с его локальным интерационизмом, утверждающим в частности, что два тождественных мозга имеют две разные ментальные памяти, обусловленные различными каузальными траекториями (сборкой) этих мозгов.