Не-религия

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Теология
Философия религии

НЕ-РЕЛИГИЯ

(Теология Аритеросизма)

 

1

СОКРАТ. Платон, то, что "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1), - это ещё нормально.

ПЛАТОН. А что - нормального-то?

СОКРАТ. Мифология.

ПЛАТОН. Разве это не религия, не тотемизм?!

СОКРАТ. Тотемизм.

ПЛАТОН. И - что?

СОКРАТ. Это - абстрактный тотемизм.

ПЛАТОН. А какой - надо?

СОКРАТ. Надо, Платон - конкретный, сущностный.

ПЛАТОН. И где же он?

СОКРАТ. По большому счёту в Библии - нигде.

ПЛАТОН. А - по меньшему?

СОКРАТ. В самом начале книги Бытия - можно найти, если внимательно искать.

ПЛАТОН. Очень интересно!

СОКРАТ. Не то слово.

ПЛАТОН. Прямо - конкретная суть религии?

СОКРАТ. Я думаю, - почти.

ПЛАТОН. Ещё интересней.

СОКРАТ. Правда, и Фейербах о религии, её сущности говорит много правильных вещей, но как-то абстрактно, иносказательно, многое не договаривает или умалчивает, что ли.

ПЛАТОН. Или говорит больше, чем знает?

СОКРАТ. Почему - нет?!

ПЛАТОН. А - что?

СОКРАТ. Я вот подумал, Платон, получается, Фейербах - это 19 век.

ПЛАТОН. И?

СОКРАТ. Только христианству на тот момент почти 2000 лет.

ПЛАТОН. Да.

СОКРАТ. А самой религии лет столько, сколько всему человечеству - миллионы лет.

ПЛАТОН. Не меньше.

СОКРАТ. И я подумал, что вряд ли древнейшие люди понимали религию вот так прямо спиритически-духовно, как современная или недавняя философия в стиле Фейербаха, да и других мыслителей и богословов.

ПЛАТОН. Конечно, в самом начале всё было иначе - не так духовно-спиритуалистически, как сейчас, а, наверно, более натурально, что ли, более открыто-конкретно-сущностно.

СОКРАТ. Да, Платон. И мне кажется, что сейчас та самая суть скрыта, как бы утеряна, но заменена на абстрактную "спирито-духовность", чем на самом деле религия не являлась ни в самом начале человеческой цивилизации, ни сейчас.

ПЛАТОН. Ну, это интересная точка зрения, Сократ.

 

2

СОКРАТ. Мне кажется, Платон, что религия в самом начале и сейчас, её суть - это вообще не о спирито-духовности.

ПЛАТОН. А о чём же, Сократ?

СОКРАТ. Боюсь даже предположить, тем более произносить - вслух.

ПЛАТОН. Неужели?!

СОКРАТ. Тут надо, мне кажется, внимательно следить за их руками.

ПЛАТОН. Шулерскими?

СОКРАТ. Похоже на то, Платон.

ПЛАТОН. Хорошо.

СОКРАТ. Вот, - смотри.

ПЛАТОН. Весь во внимании.

СОКРАТ. "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1).

ПЛАТОН. И?

СОКРАТ. Как это - понимать?

ПЛАТОН. В смысле?

СОКРАТ. Ясно, ведь, что "бог" ничего не создавал. А если создавал, то не то, о чём там написано.

ПЛАТОН. Не понял?!

СОКРАТ. Ну, у буддистов, мусульман, иудаистов, индуистов, синтоистов и в других религиях и конфессиях - своя космология.

ПЛАТОН. Да.

СОКРАТ. А если мир один и един, разве может быть больше "богов" и космологий, чем - одна?!

ПЛАТОН. Не может.

СОКРАТ. Значит у каждой мифологии-религии "своё" создание мира, своя космология, своё мироздание.

ПЛАТОН. Конечно.

СОКРАТ. А как такое может быть - в реальности?

ПЛАТОН. Не может.

СОКРАТ. Тогда о чём этот и подобные тексты, если не о действительной реальности, Платон?

ПЛАТОН. Интересный вопрос!

СОКРАТ. Ещё аспект, Платон.

ПЛАТОН. Давай.

СОКРАТ. Какое нам дело до того, что кто-то, но не мы, например, "бог" создал мир, небо, землю и т.д.?

ПЛАТОН. А Кощей Бессмертный, укравший невесту и Ивана-Дурака, который потом съякшался с кривой, косой, корявой и старой Бабой Ягой в лесной избушке на курьих ножках - какое имеет отношение к нам с тобой, Сократ?!

СОКРАТ. По-моему, там был Иван-Царевич.

ПЛАТОН. Ты думаешь, большая разница между Дураком и Царевичем?!

СОКРАТ. И невеста та была Маша - дочка Кощея.

ПЛАТОН. Которую тот спрятал за семью замками от вожделеющих глаз и загребущих рук всяких там понаехавших на его старую голову незваных женихов оной?!

СОКРАТ. Что-то вроде того, Платон.

 

3

СОКРАТ. Потом у них в библейской книжке Бытия "бог" создал свет, потом твердь, потом воду, отделив её от суши, деревья, кусты, траву, потом звёзды, солнце, луну, потом всякую живность, четвероногую и всякую другую, бегающую и ползающую по земле, летающую в небе и плавающую в воде.

ПЛАТОН. И?

СОКРАТ. Ну, в конце сделал их "бог" человека, но не так, как тех всех животных, насекомых, земноводных, червячков, птичек и рыбок, как как-то иначе.

ПЛАТОН. И как же?

СОКРАТ. Но вот до человека - какое это всё имеет отношение к нам?

ПЛАТОН. Ну, чтобы типа нам потом, после них было где и с кем резвиться, купаться, бегать, общаться и т.д.

СОКРАТ. Чтобы - нескучно было?

ПЛАТОН. Ну, где-то так.

СОКРАТ. Не смешно ли, Платон?

ПЛАТОН. Есть немного.

СОКРАТ. А человека "бог" им сотворил "по образу и подобию НАШЕМУ".

ПЛАТОН. Это - как? Разве их "бог" - НЕ ОДИН?!

СОКРАТ. "Сие загадка великая есть!"

ПЛАТОН. Ихний апостол Павел?

СОКРАТ. Послание оного апостола - к Ефесянам.

ПЛАТОН. И?

СОКРАТ. Но вылепил их "бог" человека из глины, как дети лепят из пластилина разноцветных человечков и играются ими до вечера, а, может, и на следующий день тоже, если не надоест.

ПЛАТОН. Опять вопрос, - какое это имеет отношение к нам?

СОКРАТ. Да, Платон, пока я этого - не понимаю.

ПЛАТОН. А как - понимаешь?

СОКРАТ. Как мифологию, фантастическую сказку для детей на ночь. Иного "глубокого" смысла в этом всём эпическом сказании я пока не наблюдаю. И, соответственно, не вижу из этого всего никакого отношения к нам с тобой, Платон, и вообще ко всем людям.

ПЛАТОН. Я пока тоже ничего такого не вижу. Эту часть данного художественного мифа, я думаю, мы смело можем пропускать, переходя к дальнейшим событиям.

СОКРАТ. Ну, и на седьмой день, т.е. в воскресенье, их уставший от шестидневной рабочей недели "бог" решил ничего не делать, а просто валяться в постеле до самого обеда.

ПЛАТОН. Отдыхать от трудов своих праведных?

СОКРАТ. От них.

ПЛАТОН. И увидел, что это - хорошо.

 

4

СОКРАТ. Да, неплохо.

ПЛАТОН. Что - дальше?

СОКРАТ. Но тут с человеком, которого вылепил их "бог" из детского пластилина, завалявшегося в пыли под диваном, по-моему, уже есть какой-то намёк на нечто действительно нас касающееся, Платон.

ПЛАТОН. Да что ты?!

СОКРАТ. Точно!

ПЛАТОН. И - что же?

СОКРАТ. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Быт. 2:7)

ПЛАТОН. И что же здесь не так, по-твоему, Сократ?

СОКРАТ. Ну, я думаю, что создавать человека из пластилина и земного праха, да ещё и вдувать в него дыхание через соломинку, как дети по глупости и ради идиотской забавы надувают жаб, т.е. существ земноводных, пресмыкающихся, это как-то унизительно для самого человека-то, который хотел бы думать, что он всё-таки нечто большее, чем ничтожный гад земной, ползающий на брюхе, да ещё и непомерно раздутый, наверно, от своих безразмерных и пустых амбиций.

ПЛАТОН. Да, Сократ, в этом что-то есть - совершенно несуразное и унизительное. Хотя "бог" ранее собирался выпилить человека хотя бы из деревянного полена, как Папа Карло Бурраттино, что, согласись, всё-таки не так унизительно, как из дорожной пыли и грязно-липкого пластилина.

СОКРАТ. Конечно. И ещё ж он рассказывал, что выстрогает человека "по образу и подобию ихнему", а сделал из отходов земной жизнедеятельности.

ПЛАТОН. Соврал "бог"-то.

СОКРАТ. И ещё момент.

ПЛАТОН. Какой?

СОКРАТ. Вообще-то даже дети, не зная всей неприглядной подноготной запутанной и скрытной Библии, всё-таки, когда придумывают из пластилина разных там человечков, лепят их всех без задней мысли одинаково - и мальчиков, и девочек, дядь и тёть.

ПЛАТОН. О чём этот ты, Сократ?

СОКРАТ. Кто такой "человек", вылепленный "богом" из мусора, в книге Бытия Библии?

ПЛАТОН. В смысле?

СОКРАТ. Мужчина или женщина?

ПЛАТОН. А! Вот ты - о чём?

СОКРАТ. А как же?!

ПЛАТОН. Тотальная дискриминация мужчин по половому признаку?

СОКРАТ. Запрещённая, между прочим, во всех конституциях!

ПЛАТОН. Ты хотел сказать, - фейковых конституциях?

СОКРАТ. Ну, да, пишут явно, публично одно, а на самом деле происходят совершенно чудовищные вещи, и все делают вид, что так и было.

ПЛАТОН. Опять - Попандопуло из "Свадьбы в Малиновке"?

СОКРАТ. А куда ж без него?!

ПЛАТОН. "Вечная" комедия.

СОКРАТ. Оно было бы смешно, если бы не было так грустно.

ПЛАТОН. Это - точно.

 

5

СОКРАТ. Постой, Платон, а не забежали ли мы, немного опережая события?

ПЛАТОН. В смысле?

СОКРАТ. Там же раньше "бог" уже ж сотворял человека?

ПЛАТОН. Ну, да, было дело.

СОКРАТ. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". (Быт. 1:26)

ПЛАТОН. Так там ещё есть про сотворение человека.

СОКРАТ. Есть. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Мужчину и женщину сотворил их". (Быт. 1:27)

ПЛАТОН. Как-то крайне уклончиво и косноязычно "бог" здесь излагает свою эту концепцию "сотворения человека", вообще как-то неконкретно, а слишком абстрактно и в общем.

СОКРАТ. Да. Похоже на то, что ранее он был ещё наивным, глупым и несмышлёным, как дети малые, но как бы более честным и непосредственным. Здесь ещё ему не приходили в голову плохие дискриминационные мысли о системном унижении, угнетении и порабощении только лишь одних мужчин.

ПЛАТОН. Или никто ему извне не нашёптывал на ухо это отвратительное зло дискриминации по половому признаку.

СОКРАТ. И кто же это мог быть - злостный подстрекатель самого "бога", совративший даже его с пути праведного и истинного?

ПЛАТОН. Отгадай с двух раз, Сократ.

СОКРАТ. Кто "богу" нашептал унижать, угнетать, эксплуатировать и дискриминировать мужчин?

ПЛАТОН. Их.

СОКРАТ. Я думаю, здесь и близко нет "двух раз" для отгадывания.

ПЛАТОН. Тогда давай - с первого раза.

СОКРАТ. Женщины!

ПЛАТОН. И как ты сразу догадался?

СОКРАТ. А что тут догадываться?! И так понятно, КОМУ выгодно и полезно угнетение одних мужчин.

ПЛАТОН. Другому полу - женскому?

СОКРАТ. Ну, если всего ДВА пола, а угнетается, унижается, эксплуатируется, дискриминируется только ОДИН, то, я думаю, даже детям малым понятно, В ЧЬЮ пользу это происходит.

ПЛАТОН. В пользу какого пола - из двух?

СОКРАТ. Именно.

ПЛАТОН. В пользу женского пола?

СОКРАТ. Конечно!

ПЛАТОН. Матриархат?

СОКРАТ. Он.

ПЛАТОН. Согласен, иных вариантов тут - нет.

 

6

СОКРАТ. Так значит пока мы видим, Платон, что их "бог" создал только одного лишь мужчину под видом "человека" и крайне унизил его, дискриминировал и подавил.

ПЛАТОН. Да, Сократ, это сразу бросается в глаза.

СОКРАТ. Но женщину их якобы "мужской бог" так вовсе не унижал и не призирал, - ведь он не создавал её из ничтожества пыли и грязи, не надувал, как дети жабу, идиотски забавляясь над несчастным гадом-земноводным, как это он ничтоже сумняшеся и без зазрения совести проделал над дискриминируемым мужчиной.

ПЛАТОН. Да, в создании "человека", т.е. одного мужчины из свалочного мусора о женщине их "бог" вообще не упоминает.

СОКРАТ. И как же он создаёт - женщину?

ПЛАТОН. И - как же?

СОКРАТ. "Быт. 2:21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон. И, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

2:22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.

2:23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Она будет называться женою, ибо взята от мужа".

СОКРАТ. Знаешь, Платон, что мне сразу пришло на память?

ПЛАТОН. Навязчиво - вспомнилось?

СОКРАТ. Сам посуди, что это за "одно из ребр" мужчины?

ПЛАТОН. Не кость?

СОКРАТ. Ну, там же не сказано - "ребро"!

ПЛАТОН. Там - "одно из РЕБР".

СОКРАТ. Иными словами, - нечто твёрдое у мужчины, похожее на "ребр"?

ПЛАТОН. Не - ребро?!

СОКРАТ. А какое отношение имеют рёберные кости скелета мужчины - к женщине?!

ПЛАТОН. А - что?

СОКРАТ. Здесь же речь идёт - о половом признаке и отличии.

ПЛАТОН. Вроде, - да.

СОКРАТ. А чем отличается мужчина от женщины в половом плане?

ПЛАТОН. А! Его твёрдостью от её мягкости!

СОКРАТ. Конечно! Что у мужчины твёрдое, как "одно из ребр", а у женщины - комплиментарно мягкое в половом отношении?

ПЛАТОН. Понятно!

СОКРАТ. Так что "бог" взял у человека-мужчины, предварительно усыпив его клофелином, как это обычно делают недобросовестные женщины - представительницы древнейшей профессии?

ПЛАТОН. Ну, теперь ясно, что это за - "ребро"!

СОКРАТ. А что - не ясно?

ПЛАТОН. Как из этого, с позволения сказать, мужского "ребра" можно создать - женщину?!

СОКРАТ. Но не в прямом же смысле!

ПЛАТОН. Тут надо внимательнее подумать над данной мифологическо-философской аллегорией, Сократ.

СОКРАТ. Там же ещё - нюанс.

ПЛАТОН. Какой?

СОКРАТ. Как можно "взять женщину из ребра мужчины" и в то же время - "привести её за руку к этому же мужчине"?!

ПЛАТОН. В смысле?

СОКРАТ. Если "взять" женщину прямо здесь, то зачем "приводить" её за руку - из другого места, "взятую" не здесь и не у мужчины?!

ПЛАТОН. Интересная мысль. Если "бог" привёл женщину к мужчине, то она не была "взята" от него, либо была "взята от него" совсем не так, как об этом сказано в тексте .

СОКРАТ. А - как?

ПЛАТОН. Я ж говорю, Сократ, - надо подумать, что здесь не так.

СОКРАТ. Да, уж.

ПЛАТОН. Сократ, но ты так и не рассказал, о чём тебе вспомнилось по поводу этого самого "адамового ребра"?

СОКРАТ. Наверно, поговорим об этом - в следующий раз, Платон.

ПЛАТОН. Прекрасно!

--

© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==