НЕ-РЕЛИГИЯ
(Теология Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Платон, то, что "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1), - это ещё нормально.
ПЛАТОН. А что - нормального-то?
СОКРАТ. Мифология.
ПЛАТОН. Разве это не религия, не тотемизм?!
СОКРАТ. Тотемизм.
ПЛАТОН. И - что?
СОКРАТ. Это - абстрактный тотемизм.
ПЛАТОН. А какой - надо?
СОКРАТ. Надо, Платон - конкретный, сущностный.
ПЛАТОН. И где же он?
СОКРАТ. По большому счёту в Библии - нигде.
ПЛАТОН. А - по меньшему?
СОКРАТ. В самом начале книги Бытия - можно найти, если внимательно искать.
ПЛАТОН. Очень интересно!
СОКРАТ. Не то слово.
ПЛАТОН. Прямо - конкретная суть религии?
СОКРАТ. Я думаю, - почти.
ПЛАТОН. Ещё интересней.
СОКРАТ. Правда, и Фейербах о религии, её сущности говорит много правильных вещей, но как-то абстрактно, иносказательно, многое не договаривает или умалчивает, что ли.
ПЛАТОН. Или говорит больше, чем знает?
СОКРАТ. Почему - нет?!
ПЛАТОН. А - что?
СОКРАТ. Я вот подумал, Платон, получается, Фейербах - это 19 век.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Только христианству на тот момент почти 2000 лет.
ПЛАТОН. Да.
СОКРАТ. А самой религии лет столько, сколько всему человечеству - миллионы лет.
ПЛАТОН. Не меньше.
СОКРАТ. И я подумал, что вряд ли древнейшие люди понимали религию вот так прямо спиритически-духовно, как современная или недавняя философия в стиле Фейербаха, да и других мыслителей и богословов.
ПЛАТОН. Конечно, в самом начале всё было иначе - не так духовно-спиритуалистически, как сейчас, а, наверно, более натурально, что ли, более открыто-конкретно-сущностно.
СОКРАТ. Да, Платон. И мне кажется, что сейчас та самая суть скрыта, как бы утеряна, но заменена на абстрактную "спирито-духовность", чем на самом деле религия не являлась ни в самом начале человеческой цивилизации, ни сейчас.
ПЛАТОН. Ну, это интересная точка зрения, Сократ.
2
СОКРАТ. Мне кажется, Платон, что религия в самом начале и сейчас, её суть - это вообще не о спирито-духовности.
ПЛАТОН. А о чём же, Сократ?
СОКРАТ. Боюсь даже предположить, тем более произносить - вслух.
ПЛАТОН. Неужели?!
СОКРАТ. Тут надо, мне кажется, внимательно следить за их руками.
ПЛАТОН. Шулерскими?
СОКРАТ. Похоже на то, Платон.
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. Вот, - смотри.
ПЛАТОН. Весь во внимании.
СОКРАТ. "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1).
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Как это - понимать?
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. Ясно, ведь, что "бог" ничего не создавал. А если создавал, то не то, о чём там написано.
ПЛАТОН. Не понял?!
СОКРАТ. Ну, у буддистов, мусульман, иудаистов, индуистов, синтоистов и в других религиях и конфессиях - своя космология.
ПЛАТОН. Да.
СОКРАТ. А если мир один и един, разве может быть больше "богов" и космологий, чем - одна?!
ПЛАТОН. Не может.
СОКРАТ. Значит у каждой мифологии-религии "своё" создание мира, своя космология, своё мироздание.
ПЛАТОН. Конечно.
СОКРАТ. А как такое может быть - в реальности?
ПЛАТОН. Не может.
СОКРАТ. Тогда о чём этот и подобные тексты, если не о действительной реальности, Платон?
ПЛАТОН. Интересный вопрос!
СОКРАТ. Ещё аспект, Платон.
ПЛАТОН. Давай.
СОКРАТ. Какое нам дело до того, что кто-то, но не мы, например, "бог" создал мир, небо, землю и т.д.?
ПЛАТОН. А Кощей Бессмертный, укравший невесту и Ивана-Дурака, который потом съякшался с кривой, косой, корявой и старой Бабой Ягой в лесной избушке на курьих ножках - какое имеет отношение к нам с тобой, Сократ?!
СОКРАТ. По-моему, там был Иван-Царевич.
ПЛАТОН. Ты думаешь, большая разница между Дураком и Царевичем?!
СОКРАТ. И невеста та была Маша - дочка Кощея.
ПЛАТОН. Которую тот спрятал за семью замками от вожделеющих глаз и загребущих рук всяких там понаехавших на его старую голову незваных женихов оной?!
СОКРАТ. Что-то вроде того, Платон.
3
СОКРАТ. Потом у них в библейской книжке Бытия "бог" создал свет, потом твердь, потом воду, отделив её от суши, деревья, кусты, траву, потом звёзды, солнце, луну, потом всякую живность, четвероногую и всякую другую, бегающую и ползающую по земле, летающую в небе и плавающую в воде.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Ну, в конце сделал их "бог" человека, но не так, как тех всех животных, насекомых, земноводных, червячков, птичек и рыбок, как как-то иначе.
ПЛАТОН. И как же?
СОКРАТ. Но вот до человека - какое это всё имеет отношение к нам?
ПЛАТОН. Ну, чтобы типа нам потом, после них было где и с кем резвиться, купаться, бегать, общаться и т.д.
СОКРАТ. Чтобы - нескучно было?
ПЛАТОН. Ну, где-то так.
СОКРАТ. Не смешно ли, Платон?
ПЛАТОН. Есть немного.
СОКРАТ. А человека "бог" им сотворил "по образу и подобию НАШЕМУ".
ПЛАТОН. Это - как? Разве их "бог" - НЕ ОДИН?!
СОКРАТ. "Сие загадка великая есть!"
ПЛАТОН. Ихний апостол Павел?
СОКРАТ. Послание оного апостола - к Ефесянам.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Но вылепил их "бог" человека из глины, как дети лепят из пластилина разноцветных человечков и играются ими до вечера, а, может, и на следующий день тоже, если не надоест.
ПЛАТОН. Опять вопрос, - какое это имеет отношение к нам?
СОКРАТ. Да, Платон, пока я этого - не понимаю.
ПЛАТОН. А как - понимаешь?
СОКРАТ. Как мифологию, фантастическую сказку для детей на ночь. Иного "глубокого" смысла в этом всём эпическом сказании я пока не наблюдаю. И, соответственно, не вижу из этого всего никакого отношения к нам с тобой, Платон, и вообще ко всем людям.
ПЛАТОН. Я пока тоже ничего такого не вижу. Эту часть данного художественного мифа, я думаю, мы смело можем пропускать, переходя к дальнейшим событиям.
СОКРАТ. Ну, и на седьмой день, т.е. в воскресенье, их уставший от шестидневной рабочей недели "бог" решил ничего не делать, а просто валяться в постеле до самого обеда.
ПЛАТОН. Отдыхать от трудов своих праведных?
СОКРАТ. От них.
ПЛАТОН. И увидел, что это - хорошо.
4
СОКРАТ. Да, неплохо.
ПЛАТОН. Что - дальше?
СОКРАТ. Но тут с человеком, которого вылепил их "бог" из детского пластилина, завалявшегося в пыли под диваном, по-моему, уже есть какой-то намёк на нечто действительно нас касающееся, Платон.
ПЛАТОН. Да что ты?!
СОКРАТ. Точно!
ПЛАТОН. И - что же?
СОКРАТ. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Быт. 2:7)
ПЛАТОН. И что же здесь не так, по-твоему, Сократ?
СОКРАТ. Ну, я думаю, что создавать человека из пластилина и земного праха, да ещё и вдувать в него дыхание через соломинку, как дети по глупости и ради идиотской забавы надувают жаб, т.е. существ земноводных, пресмыкающихся, это как-то унизительно для самого человека-то, который хотел бы думать, что он всё-таки нечто большее, чем ничтожный гад земной, ползающий на брюхе, да ещё и непомерно раздутый, наверно, от своих безразмерных и пустых амбиций.
ПЛАТОН. Да, Сократ, в этом что-то есть - совершенно несуразное и унизительное. Хотя "бог" ранее собирался выпилить человека хотя бы из деревянного полена, как Папа Карло Бурраттино, что, согласись, всё-таки не так унизительно, как из дорожной пыли и грязно-липкого пластилина.
СОКРАТ. Конечно. И ещё ж он рассказывал, что выстрогает человека "по образу и подобию ихнему", а сделал из отходов земной жизнедеятельности.
ПЛАТОН. Соврал "бог"-то.
СОКРАТ. И ещё момент.
ПЛАТОН. Какой?
СОКРАТ. Вообще-то даже дети, не зная всей неприглядной подноготной запутанной и скрытной Библии, всё-таки, когда придумывают из пластилина разных там человечков, лепят их всех без задней мысли одинаково - и мальчиков, и девочек, дядь и тёть.
ПЛАТОН. О чём этот ты, Сократ?
СОКРАТ. Кто такой "человек", вылепленный "богом" из мусора, в книге Бытия Библии?
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. Мужчина или женщина?
ПЛАТОН. А! Вот ты - о чём?
СОКРАТ. А как же?!
ПЛАТОН. Тотальная дискриминация мужчин по половому признаку?
СОКРАТ. Запрещённая, между прочим, во всех конституциях!
ПЛАТОН. Ты хотел сказать, - фейковых конституциях?
СОКРАТ. Ну, да, пишут явно, публично одно, а на самом деле происходят совершенно чудовищные вещи, и все делают вид, что так и было.
ПЛАТОН. Опять - Попандопуло из "Свадьбы в Малиновке"?
СОКРАТ. А куда ж без него?!
ПЛАТОН. "Вечная" комедия.
СОКРАТ. Оно было бы смешно, если бы не было так грустно.
ПЛАТОН. Это - точно.
5
СОКРАТ. Постой, Платон, а не забежали ли мы, немного опережая события?
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. Там же раньше "бог" уже ж сотворял человека?
ПЛАТОН. Ну, да, было дело.
СОКРАТ. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". (Быт. 1:26)
ПЛАТОН. Так там ещё есть про сотворение человека.
СОКРАТ. Есть. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Мужчину и женщину сотворил их". (Быт. 1:27)
ПЛАТОН. Как-то крайне уклончиво и косноязычно "бог" здесь излагает свою эту концепцию "сотворения человека", вообще как-то неконкретно, а слишком абстрактно и в общем.
СОКРАТ. Да. Похоже на то, что ранее он был ещё наивным, глупым и несмышлёным, как дети малые, но как бы более честным и непосредственным. Здесь ещё ему не приходили в голову плохие дискриминационные мысли о системном унижении, угнетении и порабощении только лишь одних мужчин.
ПЛАТОН. Или никто ему извне не нашёптывал на ухо это отвратительное зло дискриминации по половому признаку.
СОКРАТ. И кто же это мог быть - злостный подстрекатель самого "бога", совративший даже его с пути праведного и истинного?
ПЛАТОН. Отгадай с двух раз, Сократ.
СОКРАТ. Кто "богу" нашептал унижать, угнетать, эксплуатировать и дискриминировать мужчин?
ПЛАТОН. Их.
СОКРАТ. Я думаю, здесь и близко нет "двух раз" для отгадывания.
ПЛАТОН. Тогда давай - с первого раза.
СОКРАТ. Женщины!
ПЛАТОН. И как ты сразу догадался?
СОКРАТ. А что тут догадываться?! И так понятно, КОМУ выгодно и полезно угнетение одних мужчин.
ПЛАТОН. Другому полу - женскому?
СОКРАТ. Ну, если всего ДВА пола, а угнетается, унижается, эксплуатируется, дискриминируется только ОДИН, то, я думаю, даже детям малым понятно, В ЧЬЮ пользу это происходит.
ПЛАТОН. В пользу какого пола - из двух?
СОКРАТ. Именно.
ПЛАТОН. В пользу женского пола?
СОКРАТ. Конечно!
ПЛАТОН. Матриархат?
СОКРАТ. Он.
ПЛАТОН. Согласен, иных вариантов тут - нет.
6
СОКРАТ. Так значит пока мы видим, Платон, что их "бог" создал только одного лишь мужчину под видом "человека" и крайне унизил его, дискриминировал и подавил.
ПЛАТОН. Да, Сократ, это сразу бросается в глаза.
СОКРАТ. Но женщину их якобы "мужской бог" так вовсе не унижал и не призирал, - ведь он не создавал её из ничтожества пыли и грязи, не надувал, как дети жабу, идиотски забавляясь над несчастным гадом-земноводным, как это он ничтоже сумняшеся и без зазрения совести проделал над дискриминируемым мужчиной.
ПЛАТОН. Да, в создании "человека", т.е. одного мужчины из свалочного мусора о женщине их "бог" вообще не упоминает.
СОКРАТ. И как же он создаёт - женщину?
ПЛАТОН. И - как же?
СОКРАТ. "Быт. 2:21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон. И, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
2:22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
2:23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Она будет называться женою, ибо взята от мужа".
СОКРАТ. Знаешь, Платон, что мне сразу пришло на память?
ПЛАТОН. Навязчиво - вспомнилось?
СОКРАТ. Сам посуди, что это за "одно из ребр" мужчины?
ПЛАТОН. Не кость?
СОКРАТ. Ну, там же не сказано - "ребро"!
ПЛАТОН. Там - "одно из РЕБР".
СОКРАТ. Иными словами, - нечто твёрдое у мужчины, похожее на "ребр"?
ПЛАТОН. Не - ребро?!
СОКРАТ. А какое отношение имеют рёберные кости скелета мужчины - к женщине?!
ПЛАТОН. А - что?
СОКРАТ. Здесь же речь идёт - о половом признаке и отличии.
ПЛАТОН. Вроде, - да.
СОКРАТ. А чем отличается мужчина от женщины в половом плане?
ПЛАТОН. А! Его твёрдостью от её мягкости!
СОКРАТ. Конечно! Что у мужчины твёрдое, как "одно из ребр", а у женщины - комплиментарно мягкое в половом отношении?
ПЛАТОН. Понятно!
СОКРАТ. Так что "бог" взял у человека-мужчины, предварительно усыпив его клофелином, как это обычно делают недобросовестные женщины - представительницы древнейшей профессии?
ПЛАТОН. Ну, теперь ясно, что это за - "ребро"!
СОКРАТ. А что - не ясно?
ПЛАТОН. Как из этого, с позволения сказать, мужского "ребра" можно создать - женщину?!
СОКРАТ. Но не в прямом же смысле!
ПЛАТОН. Тут надо внимательнее подумать над данной мифологическо-философской аллегорией, Сократ.
СОКРАТ. Там же ещё - нюанс.
ПЛАТОН. Какой?
СОКРАТ. Как можно "взять женщину из ребра мужчины" и в то же время - "привести её за руку к этому же мужчине"?!
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. Если "взять" женщину прямо здесь, то зачем "приводить" её за руку - из другого места, "взятую" не здесь и не у мужчины?!
ПЛАТОН. Интересная мысль. Если "бог" привёл женщину к мужчине, то она не была "взята" от него, либо была "взята от него" совсем не так, как об этом сказано в тексте .
СОКРАТ. А - как?
ПЛАТОН. Я ж говорю, Сократ, - надо подумать, что здесь не так.
СОКРАТ. Да, уж.
ПЛАТОН. Сократ, но ты так и не рассказал, о чём тебе вспомнилось по поводу этого самого "адамового ребра"?
СОКРАТ. Наверно, поговорим об этом - в следующий раз, Платон.
ПЛАТОН. Прекрасно!
--
© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==